Все мы белые вороны.
По повести В.К. Железникова «Чучело».
Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса
«Все мы белые вороны.»
Цель: систематизация знаний по анализу художественного текста; развитие у учащихся терпимости и внимания к окружающим, умение принимать людей такими, какими они есть; формирование понятия «дружный коллектив».
Задачи: 1. умение обобщать изученное в собственном высказывании;
2. развивать мышление учащихся, навыки монологической речи;
3. Развитие монологической речи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: беседа
Подготовка к мероприятию:
«Происхождение выражения «белая ворона» (буклет);
«белые вороны среди нас» (сайт);
«трудно быть «белой вороной» (презентация);
«легко быть «белой вороной» (презентация);
«белые вороны» в произведениях русских авторов 20 века» (сравнительная характеристика);
Оборудование:
фильм Л.Быкова «Чучело»;
толковый словарем и крылатых выражений для работы с ключевыми словами: чучело, нравственный, драма, выбор, белая ворона.
Вопрос, на который должны ответить учащиеся в конце урока:
«Нравственный выбор человека. Что это?»
Литература и использованные ресурсы:
Толковый словарь русского языка: В 4 т./ под ред. проф. Д. Ушакова. – М.: Терра, 1996.
Современный словарь- справочник по литературе / Сост. и научн. ред. С.И. Кормилов.- М.: Олимп: ООО»Фирма»Издательство АСТ»,1999.
Железников В. «Чучело»
Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. Материалы для учителя. – М.: Московский лицей, 2004.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008 (мультимедийная энциклопедия)
Фильм «Чучело» реж. Р.Быков.
В. Леонтьев «Белая ворона» авторы: Г. Татарченко, Ю. Рыбчинский (песня).
www.mospat.ru
http://www.fessta.ru/literatura_i_russkiy_yazyk/referat_56047/
http://www.lit.1september.ru/2005/09/71.htm
http://afield.org.ua/ps/polina_g1.phtml
http://www.vettorg.net/magazines/8/2006/66/285/
http://www.pravmir.ru/article_2257.html
http://letter.com.ua/phrase/b2.php
Ход мероприятия:
Слайд 1
Звучит песня «Белая ворона» в исполнении В. Леонтьева
Учитель: Два слова – выбор и нравственность. Что они значат для каждого из нас, и как мы поведем себя в ситуации, подталкивающей нас на безнравственное преступление, подталкивающей нас на преступление против самого себя, против устоявшегося мнения о чистоте души человеческой и о нравственности, против законов божьих.
Слайд 2
Ученик: Читаем в толковом словаре, «Выбор – есть не что иное как вариант дальнейшего пути развития человеческого. Выбор с той только разницей отличается от фортуны, что выбор есть преднамеренное, осознанное и продуманное поведение человека, направленное или лучше сказать исходящее от человеческих потребностей и главного чувства самосохранения».
Учитель: В русском языке очень много слов, которые дают оценку личности человека, например «рубаха – парень», «сорви – голова» и др. А каким выражением можно охарактеризовать человека, не такого как все, отличающего от других? (Белая ворона)
Выступление учащихся о происхождении слова «ворона», выражения «белая ворона». (Раздаются буклеты).
Вопросы учителя:
Кого мы называем чучелом? (ответы детей.) Давайте прочитаем в словаре, какое толкование дают языковеды этому слову. (Работа со словарем В. Даля.)
Слайд 3
В чем особенность названия повести «Чучело»? Кто выступает главным героем рассказа?
Почему Лену Бессольцеву в повести В.Железникова называют чучелом? Ответы детей, цитаты из произведения («они смеялись над ней, а она отвечала им открытой улыбкой…рот до ушей, хоть завязочки пришей…худенькая шейка, торчащие лопатки, словно крылышки…).
Является ли главная героиня «белой вороной»? Почему? (отличается внешне от других, душа светла и чиста)
С чьей точки зрения представлено происходящее? Как это выражено грамматически?
Разделите текст на части с точки зрения развития в нем основной темы
Как вы думаете, легко ли быть «белой вороной»?
Презентация детей «трудно быть «белой вороной».
Слайд 4
Почему у многих ребят в повести нет имени, а только клички? О чем это свидетельствует?
За что одноклассники объявили бойкот Лене Бессольцевой?
Почему она не рассказала о поступке Димки, хотя у нее была такая возможность?
Показ отрывка из фильма: сцена сожжения чучела на костре.
Слайд 5
Дайте характеристику главной героине до и после сожжения чучела. Подтвердите цитатами.
Могут ли такие честные и чистые люди, как Бессольцевы, изменить жестоких одноклассников? Процитируйте.
Что такое нравственность, драма? Прочитайте в словаре.
«Нравственный выбор человека. Что это?»
Какие нравственные уроки вы сделала для себя из произведения В.Железникова «Чучело»? (Выводы учащихся: недопустимость жестокости, злобы по отношению к человеку непохожему на других, учиться воспринимать его таким, каков он есть; насилие одного человека приводит к ожесточению одних и к одиночеству других, относиться терпимее друг другу; учиться воспринимать чужую боль как свою, помнить, что этот мир открыт для жизни, для связи с другими людьми, в нем есть любовь и добро)
Презентация детей «Нужно быть «белой вороной».
Учитель: Вспомните, в каких произведениях мы уже встречали героев – «белых ворон»?
Сравнительная характеристика. Выступление учащихся.
Учитель: Можно так называемых «белых ворон» разделить на три разновидности: белая ворона, которая свободно летает, ей дивятся, но рады; другая - гордая белая птица, она очень боится испачкаться и старается избегать «грязных» мест; и третья – ворона, белая в душе, но постоянно подкрашивающая перья в серый цвет в целях маскировки. К какой породе принадлежать, выбирает каждый сам. И если собрать всех белых ворон и послушать их обращение к нам, то, наверное, оно было бы таким:
(чтение Слайда 6)
Обращение белых ворон: «Мы ваше спасение. Мы та ваша часть, которая рвется на волю, вопреки общественным догмам. Мы — ваши тайные желания, воплощенные в полной мере во всех проявлениях. Мы вытянем вас в яркий незабываемый мир, в котором все вороны будут разноцветными. Мы никогда не полезем в грязь, чтобы стать черными.
Учитель: Каждый из нас в своей жизни не раз делает свой выбор. Любой из вас – это «лицо» нашего класса. Я предлагаю вам, сделать всем вместе творческое задание: создать портрет самого себя через «Портрет моего класса». (примерный образец Слайд 7)
Заранее были нарезаны разные по цвету и по форме фигуры. Дети должны наклеить их, создавая портрет или несколько портретов.
Итог внеклассного мероприятия:
Учитель: Невозможно нравиться всем, нельзя любить всех, не все могут быть преданными друзьями, потому что у нас разные характеры, воспитание потребности, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, принимать людей такие, какие они есть.