1 урок изучения нового материала
Урок для 3 класса
по теме «секреты стихов Е.А.Благининой»
Цели урока:
План урока:
Оборудование:
Используемые методы обучения:
Ход урока:
Организационный момент.
(1 слайд)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Дмитриевна. Я проведу у вас сегодня урок литературного чтения.
2. Мотивационный этап.
Прежде, чем объявить тему урока, сначала задам вам 3 вопроса: 2 лёгких и 1 трудный.
-Не боитесь?
-Спасибо! На 1-й вопрос вы уже ответили. Поняли на какой?
-Вот вы ответили и на 2-й вопрос.
-Я задала вам 2 лёгких вопроса, вы меня поняли и ответили на них. А я поняла ваши ответы.
-Теперь трудный вопрос: Почему мы с вами так хорошо понимаем друг друга? (Говорим на одном языке. Понимаем смысл слов.)
-Верно. Вы отлично справились с 3 вопросами.
-Как вы думаете, если сейчас я прочитаю стихотворение на русском языке, вы его поймете также хорошо? (….)
-Я вот почему об этом спрашиваю: мне хочется узнать, нужно ли специально учиться, чтобы понимать стихи? Или достаточно знать язык, понимать смысл слов? (…)
-Послушайте, как об этом говорят сами поэты:
(2 слайд)
Ребятам так сказал поэт:
«Я вам хочу открыть секрет,
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов от нас секреты!»
«А что стихи таят в секрете?»-
Спросили у поэта дети,
«Как открывать секреты эти?».
И он ответил:
«Чем смогу,
Я вам охотно помогу».
Постановка темы и цели урока.
(3слайд)
-Что таят в себе стихи? (секреты)
-Для чего нам нужно знать эти секреты? (помогут понимать стихи)
Тема урока «Секреты стихов» -по щелчку
Цель: открыть секреты стихов
научиться понимать их . – по щелчку
-Что для этого нужно делать на уроке?
Задачи: слушать, читать, сравнивать, делать выводы – по щелчку
4. Первичное восприятие стихотворения.
-А как, по-вашему мнению, вы умеете слушать стихи?
-Давайте проверим. Поставим эксперимент. Я вам расскажу стихотворение, а потом задам 3 вопроса: 2 лёгких и один трудный.
-Если вы ответите на все три вопроса, будем считать, что вы умеете слушать стихи, а если не ответите,… подумаем, чему вам нужно ещё учиться.
-Согласны?
(4 слайд)
-Я прочту вам стихотворение Е.А.Благининой «У кота-воркота».
-В нём встретятся 2 слова, которые вам могут быть непонятны.
(4 слайд)
Бархат – плотная шёлковая хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.
Воркота – ворковать – издавать мягкие однообразные гортанные звуки.
У кота-воркота
Шёрстка – бархат-мягкота,
Глазки с искорками,
Ушки с кисточками.
Наш коток-воркоток
Укатил клубок-моток.
Клубок катится,
Нитка тянется…
Уж коту-воркоту
И достанется:
Будут гладить-миловать,
Спать положат на кровать!
5. Изучение нового материала.
-А теперь вопросы:
-Первым лёгким вопросом я проверю вашу память.
-Кто написал это стихотворение?
-Память у вас прекрасная.
-Какое настроение после прослушивания стихотворения?
-Третьим вопросом проверю ваше внимание
-Сказано было в стихотворении, какие звуки издавал кот:
Мяукал
Молчал
Мурлыкал
-Как вы думаете, что делал коток-воркоток?
-Значит, вы пока не открыли главного секрета. Ну ничего. Попробуем сделать это вместе.
-Послушайте первые строчки стихотворения еще раз. Обратите внимание, какие слова и звуки я буду выделять голосом
-Какие слова и звуки услышали? Воркота бархат шёрстка Р-р-р-р
-Что помогают услышать эти звуки: мяукание, мурлыкание или молчание?
-Верно. Главный секрет в этом стихотворении, что поэт Е.А.Благинина пишет такими словами (воркота- ворковать – издавать мягкие однообразные гортанные звуки., бархат, искорки, шёрстка), которые подходят не только по смыслу, но и по звучанию.
Поэт пишет звуками.
Этот секрет называется ЗВУКОПИСЬ.
-Это замечательный прием поэтической речи, который позволяет не только услышать звуки стихотворения, но и увидеть картины и образы.
-В этом стихотворении Елена Александровна Благинина подбирает такие слова с рисующими звуками, которые позволяют нам увидеть как выглядит котик, как он себя ведёт.
-Так, слова бархат-мягкота протяжными звуками а-а- передают как свободно чувствует себя кот, как ему хорошо . мурлыкание от этого становится громче.
-А если мы произнесем слова коток-воркоток, выделяя звуки о-о-, почувствуем как кота любят хозяева, любуются им.
-Все это вместе помогает лучше представить, как выглядит кот, как он себя ведет.
-Перед вами два портрета. Какой из них, по-вашему, наиболее точно передает образ кота-воркота? Докажите своё мнение.
-Поэт нарисовал кота звуками, художник – красками, а мы попытаемся все это объединить и выразить голосом при чтении.
-В тексте цветом выделены буквы рисующих звуков. При чтении их нужно будет выделять голосом.
6. Закрепление
–Какой поэтический секрет помог вам услышать кота, увидеть какой он, почувствовать его состояние?
-Что помог услышать звук р-р-р? а-а-а? о-о-о?
-Прием звукописи позволил вам передать это при чтении голосом.
-Значит вы настоящие первооткрыватели секретов.
-А чтобы вы убедились в том, что действительно можете открывать секреты стихов, я приготовила для вас еще одно стихотворение.
- Возьмите лист……, на нём стихотворение «Котёнок» той же поэтессы. Помните, кто автор первого стихотворения?
Верно, Благинина.
КОТЁНОК
Я нашла в саду котёнка.
Он мяукал тонко, тонко,
Он мяукал и дрожал.
Может быть его побили,
Или в дом пустить забыли,
Или сам он убежал?
День с утра стоял ненастный,
Лужи серые везде…
Так и быть, зверёк несчастный,
Помогу твоей беде!
Я взяла его домой.
Накормила досыта…
Скоро стал котёнок мой
Загляденье просто!
Шёрстка – бархат,
Хвост – трубой…
До чего ж хорош собой!
-Прочитайте стихотворение про себя. Почувствуйте его настроение.
(читают)
-Поделитесь впечатлениями от этого стихотворения. Что вы чувствовали во время чтения?
-Перенесемся на место событий.
-Сколько важных событий произошло в стихотворении?
- Найдите и зачитайте фрагмент, соответствующий первому событию.
-Сможете ли уже сейчас сказать, какие звуки издавал котёнок?
(Могут сказать, что мяукал ,т .к. в стихотворении сказано «мяукал»)
-Как мяукал? (тонко)
-Можно ли сказать, что он плачет, жалуется, просит о помощи?
-Найдите слова с цветными буквами. Зачитайте эти слова, выделяя голосом обозначенный звук.
-Какое чувство появляется, когда вы их слышите?
-Верно, эти звуки передают плач, жалобу, просьбу о помощи.
-Как, по вашему мнению, выглядит котёнок?
-Что чувствует к нему девочка?
-А какие чувства вы испытываете к нему?
-Теперь найдите и зачитайте часть, в которой описывается второе событие.
-Изменилось ли ваше настроение? Почему?
-Зачитайте слова, в которых есть цветные буквы. Что вы заметили?
7. Обобщение.
8. Итог урока