СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока литературного чтения (3 класс) на тему «Секреты стихов Е.А.Благининой»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения на тему "Секреты стихов Е. Б. Благининой" (3 класс)

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения (3 класс) на тему «Секреты стихов Е.А.Благининой»»

1 урок изучения нового материала


Урок для 3 класса

по теме «секреты стихов Е.А.Благининой»


Цели урока:






План урока:





Оборудование:





Используемые методы обучения:
























Ход урока:


  1. Организационный момент.

(1 слайд)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Татьяна Дмитриевна. Я проведу у вас сегодня урок литературного чтения.

2. Мотивационный этап.

Прежде, чем объявить тему урока, сначала задам вам 3 вопроса: 2 лёгких и 1 трудный.

-Не боитесь?

-Спасибо! На 1-й вопрос вы уже ответили. Поняли на какой?

-Вот вы ответили и на 2-й вопрос.

-Я задала вам 2 лёгких вопроса, вы меня поняли и ответили на них. А я поняла ваши ответы.

-Теперь трудный вопрос: Почему мы с вами так хорошо понимаем друг друга? (Говорим на одном языке. Понимаем смысл слов.)

-Верно. Вы отлично справились с 3 вопросами.

-Как вы думаете, если сейчас я прочитаю стихотворение на русском языке, вы его поймете также хорошо? (….)

-Я вот почему об этом спрашиваю: мне хочется узнать, нужно ли специально учиться, чтобы понимать стихи? Или достаточно знать язык, понимать смысл слов? (…)

-Послушайте, как об этом говорят сами поэты:

(2 слайд)

Ребятам так сказал поэт:

«Я вам хочу открыть секрет,

Не каждый взрослый знает это:

Есть у стихов от нас секреты

«А что стихи таят в секрете?»-

Спросили у поэта дети,

«Как открывать секреты эти?».

И он ответил:
«Чем смогу,

Я вам охотно помогу».


  1. Постановка темы и цели урока.

(3слайд)

-Что таят в себе стихи? (секреты)

-Для чего нам нужно знать эти секреты? (помогут понимать стихи)

Тема урока «Секреты стихов» -по щелчку

Цель: открыть секреты стихов

научиться понимать их . – по щелчку

-Что для этого нужно делать на уроке?

Задачи: слушать, читать, сравнивать, делать выводы – по щелчку


4. Первичное восприятие стихотворения.

-А как, по-вашему мнению, вы умеете слушать стихи?

-Давайте проверим. Поставим эксперимент. Я вам расскажу стихотворение, а потом задам 3 вопроса: 2 лёгких и один трудный.

-Если вы ответите на все три вопроса, будем считать, что вы умеете слушать стихи, а если не ответите,… подумаем, чему вам нужно ещё учиться.

-Согласны?

(4 слайд)

-Я прочту вам стихотворение Е.А.Благининой «У кота-воркота».

-В нём встретятся 2 слова, которые вам могут быть непонятны.

(4 слайд)

Бархат – плотная шёлковая хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Воркота – ворковать – издавать мягкие однообразные гортанные звуки.



У кота-воркота

Шёрстка – бархат-мягкота,

Глазки с искорками,

Ушки с кисточками.

Наш коток-воркоток

Укатил клубок-моток.

Клубок катится,

Нитка тянется…

Уж коту-воркоту

И достанется:

Будут гладить-миловать,

Спать положат на кровать!


5. Изучение нового материала.

-А теперь вопросы:

-Первым лёгким вопросом я проверю вашу память.

-Кто написал это стихотворение?
-Память у вас прекрасная.

-Какое настроение после прослушивания стихотворения?

-Третьим вопросом проверю ваше внимание

-Сказано было в стихотворении, какие звуки издавал кот:

Мяукал

Молчал

Мурлыкал

-Как вы думаете, что делал коток-воркоток?

-Значит, вы пока не открыли главного секрета. Ну ничего. Попробуем сделать это вместе.

-Послушайте первые строчки стихотворения еще раз. Обратите внимание, какие слова и звуки я буду выделять голосом

-Какие слова и звуки услышали? Воркота бархат шёрстка Р-р-р-р

-Что помогают услышать эти звуки: мяукание, мурлыкание или молчание?

-Верно. Главный секрет в этом стихотворении, что поэт Е.А.Благинина пишет такими словами (воркота- ворковать – издавать мягкие однообразные гортанные звуки., бархат, искорки, шёрстка), которые подходят не только по смыслу, но и по звучанию.

Поэт пишет звуками.

Этот секрет называется ЗВУКОПИСЬ.

-Это замечательный прием поэтической речи, который позволяет не только услышать звуки стихотворения, но и увидеть картины и образы.

-В этом стихотворении Елена Александровна Благинина подбирает такие слова с рисующими звуками, которые позволяют нам увидеть как выглядит котик, как он себя ведёт.

-Так, слова бархат-мягкота протяжными звуками а-а- передают как свободно чувствует себя кот, как ему хорошо . мурлыкание от этого становится громче.

-А если мы произнесем слова коток-воркоток, выделяя звуки о-о-, почувствуем как кота любят хозяева, любуются им.

-Все это вместе помогает лучше представить, как выглядит кот, как он себя ведет.

-Перед вами два портрета. Какой из них, по-вашему, наиболее точно передает образ кота-воркота? Докажите своё мнение.

-Поэт нарисовал кота звуками, художник – красками, а мы попытаемся все это объединить и выразить голосом при чтении.

-В тексте цветом выделены буквы рисующих звуков. При чтении их нужно будет выделять голосом.


6. Закрепление

–Какой поэтический секрет помог вам услышать кота, увидеть какой он, почувствовать его состояние?

-Что помог услышать звук р-р-р? а-а-а? о-о-о?

-Прием звукописи позволил вам передать это при чтении голосом.

-Значит вы настоящие первооткрыватели секретов.

-А чтобы вы убедились в том, что действительно можете открывать секреты стихов, я приготовила для вас еще одно стихотворение.

- Возьмите лист……, на нём стихотворение «Котёнок» той же поэтессы. Помните, кто автор первого стихотворения?

Верно, Благинина.


КОТЁНОК

Я нашла в саду котёнка.

Он мяукал тонко, тонко,

Он мяукал и дрожал.


Может быть его побили,

Или в дом пустить забыли,

Или сам он убежал?


День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверёк несчастный,

Помогу твоей беде!


Я взяла его домой.

Накормила досыта…


Скоро стал котёнок мой

Загляденье просто!


Шёрстка – бархат,

Хвост – трубой…

До чего ж хорош собой!


-Прочитайте стихотворение про себя. Почувствуйте его настроение.

(читают)

-Поделитесь впечатлениями от этого стихотворения. Что вы чувствовали во время чтения?

-Перенесемся на место событий.

-Сколько важных событий произошло в стихотворении?

- Найдите и зачитайте фрагмент, соответствующий первому событию.

-Сможете ли уже сейчас сказать, какие звуки издавал котёнок?
(Могут сказать, что мяукал ,т .к. в стихотворении сказано «мяукал»)

-Как мяукал? (тонко)

-Можно ли сказать, что он плачет, жалуется, просит о помощи?

-Найдите слова с цветными буквами. Зачитайте эти слова, выделяя голосом обозначенный звук.

-Какое чувство появляется, когда вы их слышите?

-Верно, эти звуки передают плач, жалобу, просьбу о помощи.

-Как, по вашему мнению, выглядит котёнок?

-Что чувствует к нему девочка?

-А какие чувства вы испытываете к нему?

-Теперь найдите и зачитайте часть, в которой описывается второе событие.

-Изменилось ли ваше настроение? Почему?

-Зачитайте слова, в которых есть цветные буквы. Что вы заметили?


7. Обобщение.

8. Итог урока





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!