Просмотр содержимого документа
«Разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема: «Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр»»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Дата: 12.05.17
Тема: «Миниатюры Г. Цыферова. Создание собственных миниатюр»
Цели: • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
УУД:
– познавательные: преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; умение работать в паре и в группах;
– личностные: развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией; формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
– регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану.
План
1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Проверка домашнего задания (10 мин.)
3. Развитие темы (25 мин.)
4. Итоги. Рефлексия. (3 мин.)
ХОД
Этапы | Содержание |
1.Орг.момент | Приветствие учителя с учащимися. |
2.Проверка домашнего задания | – Что было задано на дом? (с.172–173, читать выразительно). |
3.Развитие темы 4.Итоги. Рефлексия | Чтение авторского текста – с. 174 учебника. – Кто такие импровизаторы? – Что значит – импровизировать? – Почему Геннадий Цыферов необычный, особый сказочник? (Он ищет то, «чего нельзя сказать, – неизъяснимое: улыбку ветра, память дождя».) – Каким нужно быть человеком, чтобы сочинять миниатюры, импровизировать? – Вспомните других зорких и внимательных писателей (С. Аксаков, М. Пришвин, Э. Мошковская и др.). – Что такое миниатюра? (Сказка-картинка.) – Почему такую крохотную сказку лучше слушать с закрытыми глазами? Биография Г. Цыферова 2) Размышления учащихся о творчестве Г. Цыферова. – Что читали? – Что особенно запомнилось? – Чем необычны эти сказки? Что их отличает? – Проявлялись ли в этих текстах особая зоркость писателя, умение выражать образную мысль сжато и точно? Самостоятельное чтение миниатюр Г. Цыферова из книги «Как лягушки чай пили». – Какая показалась самой волшебной? Самой нежной? Самой неожиданной? Работа с текстом после чтения. 1) Выразительное чтение миниатюр Г. Цыферова. 2) Создание собственных миниатюр (работа в парах). Например: «Что такое бабочки? Цветы без запаха. Утром они расцветают. Вечером они осыпаются». «Однажды я видел на лугу: отцвела голубая бабочка. Её крылья лежали на траве – их гладил ветер». Молодцы! – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали? Выставление и комментирование оценок. |
Подпись учителя:
Отметка:
БИОГРАФИЯ ГЕННАДИЯ ЦЫФЕРОВА
Геннадий Михайлович Цыферов — советский писатель-сказочник.
Родился 26 марта 1930 года в Свердловске. По окончании института им. Крупской (1956) работал в течение трёх лет воспитателем-педагогом в интернате. Уже в это время Цыферов начал писать сказки-миниатюры, которые отсылал на отзыв Корнею Чуковскому.
Постепенно сменил свою педагогическую деятельность на литературную — работал в журнале «Мурзилка», писал для «Литературной газеты». Пытался публиковать свои сказки в издательстве «Детская литература», но их не приняли. Только в новом, созданном в 1957 году, издательстве «Малыш», и при поддержке его главного редактора — Юрия Павловича Тимофеева, сказки Цыферова увидели свет.
Наряду с писательской деятельностью, он сотрудничал с детскими передачами на радио, работал на телевидении, выступал в библиотеках. Также Геннадий Цыферов работал сценаристом в мультипликации, где им в сотрудничества со студией «Союзмультфильм» и в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двух десятков мультфильмов.