СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Литературный КВН по творчеству писателей 19 века Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой конспект урока в 7 классе по литературе 19 века. Урок проводится в конце изучения раздела "Из русской литературы 19 века".

Тип урока -проверка, оценка и коррекция ЗУН учащихся.

Такая интересная форма, как литературный КВН, позволит учителю достичь желаемых результатов: повысить интерес к русской литературе как к предмету, создать условия для всестороннего развития личности, продолжить воспитывать квалифицированного читателя; формировать когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма; кроме того опросить максимальное количество учащихся, наметить трудности в изучении материала и пути их преодоления 

Просмотр содержимого документа
«7_Литературный_КВН_19 век»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30

г. Шахты Ростовской области

346510, г.Шахты, Ростовская область, пер. Дубинина, 2, тел. 8 (8636) 23-16-75 Е-mail: school[email protected], http://www.school30.net/





Сценарий проведения урока

по литературе

(7 класс)


Литературный КВН по творчеству писателей 19 века,

Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина







Разработала Кудашева Марина Викторовна,

учитель литературы








2015 год


7 класс

Литература

Урок №42

Дата проведения: 10 февраля 2015

Тема урока: Литературный КВН по творчеству писателей 19 века. Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Цель урока: контроль за знаниями учащихся в рамках раздела «Русская литература 19 века»

Задачи урока.

- Образовательные:

  • создать условия для формирования у детей интереса к литературе XIX века;

  • помочь выявлению чувства, которое возникает после прочтения произведений; показать личностное восприятие текста;

  • сформировать умение использовать теоретико-литературные понятия; формировать умения мыслить, делать самостоятельно выводы.

  • развивать умение анализировать произведение, находить материал, подтверждающий мысль о герое;

- Развивающие:

  • продолжать развивать произвольную память, творческое воображение, аналитическое мышление;

  • продолжить развивать связную устную и письменную речь, умение выступать с докладами;

  • развивать дедуктивные умения;

  • развивать умение участвовать в групповых формах работы;

  • развивать коммуникативные умения

- Воспитательные:

  • продолжать воспитывать квалифицированного читателя;

  • развивать любовь к литературному чтению;

  • продолжить воспитание нравственных и гуманных чувств;

  • формировать историческое мышление;

  • развивать стремление изучать историю своей страны;

  • формирование когнитивно-интеллектуального компонента патриотизма: воспитание гражданственности, формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству

Тип урока: УРОК ПРОВЕРКИ, ОЦЕНКИ И КОРРЕКЦИИ ЗУН УЧАЩИХСЯ

Вид урока: урок литературный КВН

Методы обучения: инструктаж, рассказ, исследовательский, эмоциональное стимулирование, беседа, словесный, наглядный

Методы учения: исследовательский, взаимоконтроль, самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой, творческое чтение, работа в группах

Оборудование: учебник «Литература. 7 класс» (авт. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, м., «Просвещение», 2013 г.), доска с записями, литературное лото

Эпиграф к уроку:

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дидро Д.





Ход урока


1.ОНУ, целеполагание

  • Деление на команды,

  • Выбор названия команды, капитанов

  • Представление жюри конкурсного мероприятия

2.Всупительное слово учителя

Русская литература XIX века обрела мировую известность и признание тем, что она поэтизировала высокую нравственность и духовность человека, искала гармонию человеческих отношений. Уроки русской литературы XIX века до сих пор не усвоены и даже не поняты вполне. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений. И в этом смысле русская классика все еще впереди, а не позади нас.

Обращение к эпиграфу урока.
3.Конкурсные задания

3.1.Конкурс «Домашнее задание» сценки из прочитанных произведений писателей 19 века

Макс. Количество бал. – 5 б.

3.2.Конкурс – разминка «Узнай писателя»

Назовите писателя по его биографическим данным

За каждый правильный ответ – 1 б.

Портреты писателей демонстрируются на интерактивной доске

1. Родился в местечке Великие Сорочинцы Полтавской губернии. Детство прошло в Украине, поэтому его произведения проникнуты украинским национальным колоритом. Писатель прошел суровую школу жизни, покорил Петербург повестями, «переданными со слов рудого Паньки». Учителем и наставником его в литературном творчестве стал Александр Сергеевич Пушкин. Многогранен его талант: актер, драматург, писатель. (Н.В. Гоголь)

2. Родился в селе Спас-Угол Тверской губернии в дворянской родовитой, но разорившейся семье. Не любил вспоминать о своем детстве, так как под крышей родительского дома ему не суждено было испытать ни поэзии детства, ни семейного тепла и участия. Получил блестящее образование сначала в Дворянском институте в Москве, затем в Царскосельском лицее, где сочинением стихов стяжал славу «умника» и «второго Пушкина». Здесь он обнаружил зерно противоречия, из которого впоследствии выросло могучее дерево его сатиры. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

3. В поместье Грешнево на берегу Волги протекало его детство. Встреча с крестьянскими ребятишками, рабочим людом, бурлаками наполнили с детства его сердце сочувствием к простому народу. Крепостническое самодурство отца вызывало неприятие. Страсть к литературе и театру унаследовал от матери. Поэтому, отправившись в Петербург, вопреки воле отца, стал заниматься поэзией и поступил в университет. Своим трудом пробивал себе дорогу и стал редактором журналов «Современник» и «Отечественные записки». (Н.А. Некрасов)

4. Родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической дворянской семье. Рано потерял родителей и воспитывался тетушкой. В детстве его окружала теплая семейная атмосфера, где дорожили родственными чувствами и охотно давали приют близким людям. Со своими братьями и сестрой он очень любил играть в «муравейных братьев» и мечтал о том, чтобы все люди на земле были счастливы. Первое его автобиографическое произведение было напечатано в журнале «Современник». (Л.Н. Толстой)

5. Родился в имении Спасское-Лутовиново в богатой дворянской семье. Под кровом родного дома ему не суждено было испытать поэзии семейных чувств. С каждым годом матушка Варвара Петровна становилась все капризнее и подозрительнее, а свои личные обиды вымещала на окружающих, усиливая крепостнический произвол. В кружке русских студентов в Берлине он дал торжественное обещание посвятить все силы борьбе против крепостного права. Наблюдая за жизнью крестьянства, он пришел к выводу, что крепостное право не уничтожило живых народных сил, что «в русском человеке таится и зреет зародыш будущих великих дел, великого народного развития». Его рассказы Записки охотника», опубликованные в журнале «Современник», выразили его взгляды и принесли ему огромную славу. (И.С. Тургенев)

6. Мастер короткого рассказа, ученик Салтыкова-Щедрина, Тургенева и Толстого. Родился в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными, поэтому приходилось «по капле выдавливать из себя раба». Закончил медицинский факультет Московского университета и сразу окунулся в медицинскую практику. Литературной деятельностью начал заниматься рано, еще а Таганроге, и даже издавал рукописный журнал «Зритель». Первые свои юмористические рассказы подписывал псевдонимом Атоша Чехонте. (А.П. Чехов)

3.3.Капитанский конкурс «Литературные пазлы»

Собери пазлы и назови писателя и произведение (Приложение №1)

За каждый правильный ответ – 3 б.


3.4.Конкурс «Любимые страницы»

Назовите произведение и автора этих строк.

За каждый правильный ответ – 1 б.


1.«Счастливая, счастливая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений. Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!». (Л.Н. Толстой «Детство»)


2. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, что такой язык не дан великому народу!» (И.С.Тургенев «Русский язык»)


3. Ты, считающий жизнью завидною

Упоение лестью бесстыдною,

Волокитство, обжорство, игру,

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Но счастливые глухи к добру...

(Н.А.Некрасов «Размышления у парадного у подъезда»)


4. Перед ними с одной стороны расстилалось море, с другой стороны лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось все то же безграничное море. Заплакали они в первый раз после того, как закрыли регистратуру.

(М.Е.Салтыков-Щедрин «Повесть…»)


5. Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп висел на стене. На лавке лежало одноствольное ружье, в углу валялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печки. Лучина горела на столе, печально вспыхивая и погасая. На самой середине избы висела люлька, привязанная к концу длинного шеста.

(И.С.Тургенев «Бирюк»)


6. Нет, в этот вырубленный лес

Меня не заманят,

Где были дубы до небес,

А ныне пни торчат!

(Н.А.Некрасов «Княгиня Трубецкая»)


3.5.Конкурс «Литературный герой»

Назовите героя и произведение:

За каждый правильный ответ – 1 б.

1.«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова. Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты». (Андрий, «Тарас Бульба»)

2. «Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие смелые глаза». (Бирюк, «Бирюк»)

3.Ее в Иркутске встретил сам

Начальник городской;

Как мощи сух, как палка прям,

Высокий и седой.

Сползла с плеча его доха,

Под ней кресты, мундир,

На шляпе – перья петуха.

Почтенный бригадир…

(Губернатор из поэмы «Русские женщины)


4. «Стали они друг друга рассматривать и увидели, что они в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену». (Генералы из «Повести о том, как мужик двух генералов прокормил»)


5. По дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее в верх — находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная (она)отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием.

(Л.Н.Толстой «Детство». Натялья Савишна)


6.Большой статный рост, странная, маленькими шажками, походка, привычка подергивать плечом, маленькие, всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришепетывание, и большая во всю голову лысина

(Л.Н.Толстой «Детство». Отец Николеньки Иртеньева )


3.6.Конкурс «Эрудит –лото»

Команды должны собрать разрезанное лото за 1 минуту. За каждую правильно собранную строчку получают 1 балл.

Жанр

Произведение

Автор

















Жанр

Произведение

Автор

Драма

«Борис Годунов»

А.С. Пушкин

Поэма

«Русские женщины»

Н.А. Некрасов

Сказка

«Дикий помещик»

М.Е. Салтыков-Щедрин

Стихотворение в прозе

«Русский язык»

И.С. Тургенев

Рассказ

«Хамелеон»

А.П. Чехов






3.7.Конкурс «В гонку за лидером»

Команды отвечают быстро и четко на вопросы и получают 1 балл за правильный ответ.

В случае затруднения команда говорит: «Дальше!», а вопрос переходит к команде-сопернице.

  1. Лиро-эпический жанр литературы, где повествование об исторических событиях и событиях жизни героев раскрывается через восприятие и оценку автора. (Поэма)

  2. Какое первое произведение Н.В. Гоголя принесло ему литературную славу? («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

  3. В какой своей повести Гоголь обращается к героическому прошлому страны? («Тарас Бульба»)

  4. Что было для Тараса Бульбы по-настоящему родным домом? (Запорожская Сечь)

10. Кто из сыновей ближе и понятней Тарасу? (Остап)

11. Назовите автора сборника рассказов «Записки Охотника». (И.С. Тургенев)

12. Кто из русских поэтов сравнивал свою музу с крестьянкой? (Н.А. Некрасов)

13. Кому посвящена поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»? (Женам декабристов, отправившимся за своими мужьями в Сибирь)

14. Назовите имя русского писателя XIX века – автора сатирических сказок. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

15. Какой сатирический прием, на ваш взгляд, чаще всего используется Салтыковым-Щедриным в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»? (Гротеск)

16. Назовите автора автобиографической повести «Детство». (Л.Н. Толстой)

17.Назовите юмористические рассказы А.П. Чехова, которые вы прочитали. («Лошадиная фамилия», «Хамелеон», «Злоумышленник»)

18. Чем отличается юмористическое произведение от сатирического? (В сатирических произведениях писатель высмеивает людские пороки; смех в юмористических произведениях добродушный, веселый)



4.Подведение итогов, награждение победителей игры







Приложение №__

«Литературные пазлы»

Собери пазлы и назови писателя и произведение




(.Н.Толстой повесть «Детство»)
















«Литературные пазлы»

Собери пазлы и назови писателя и произведение




(М.ЕСалтыков-Щедрин сказка «Повесть том, как один мужик двух генералов прокормил»)

Дополнительно




Помните ли вы героев рассказов и других


























Протокол проведения литературного КВН

Дата проведения:

Название команды

Конкурс «Домашнее задание»

Конкурс «Узнай писателя»

Конкурс «Любимые страницы»

Капитанский конкурс «Литературные пазлы»


Конкурс «Литературный герой»


Конкурс «Эрудит –лото»


Конкурс «В гонку за лидером»

Итого

Рейтинг

5 б

1б –за правильный ответ

1б –за правильный ответ

3б –за правильный ответ

1б –за правильный ответ

1б –за правильную строку

1б –за правильный ответ

Команда____________











Команда____________












13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!