Практическая работа №2.
ТЕМА: Решение задач с использованием разных видов масштаба. Определение масштабов планов и карт по данным о расстояниях на местности и отрезками на карте, которые отвечают этим расстояниям.
ЦЕЛЬ:
Научиться различать разные виды масштаба; переводить численный масштаб в именованный и наоборот;
определить расстояния на плане, с помощью линейного масштаба
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОД РАБОТЫ:
- Масштаб - это число, показывающее во сколько раз реальные размеры предмета уменьшены или увеличены при изображении их на чертеже или плане.
в 1см 1м
1:100
- Задание 1. Переведите численный масштаб карты в именованный:
- а) 1 : 200 000 б) 1 : 10 000 000 в) 1 : 25 000
- Если после цифры в знаменателе пять и более нулей, то, закрыв (пальцем, авторучкой или просто зачеркнув) пять нулей, получим число километров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
- Если после цифры в знаменателе менее пяти нулей, то, закрыв два нуля, получим число метров на местности, соответствующее 1 сантиметру на карте.
- Задание 2. Переведите именованный масштаб в численный:
- а) в 1 см — 500 м
- б) в 1 см — 10 км
- в) в 1 см — 250 км
- Если расстояние на местности выражено в метрах, чтобы получить знаменатель численного масштаба, нужно приписать два нуля, если в километрах, то пять нулей.
М – 00
КМ – 00000
Изобразите в виде линии расстояние 55 м в масштабе:
а) в 1 см – 10 м
б) в 1 см – 5 м
Сравните масштабы, укажите какой из них крупнее, запишите численный.
- В 1 см 100 м
- В 1 см 275 км
- В 1 см 500 м
Задание 5. Определите масштаб плана местности:
а) На карте с масштабом измерьте расстояние-1 между любыми объектами линейкой и запишите в таблицу результатов.
б) Переведите линейный масштаб в численный и запишите в таблицу в) Посчитайте реальное расстояние на местности.
г) На плане без масштаба измерьте расстояние-2 между теме же объектами линейкой и запишите в таблицу результатов.
д) Посчитайте масштаб плана и запишите в таблицу
Таблица результатов
Расстояние-1 на карте с масштабом, см
Масштаб
карты
А
Реальное расстояние, м
1:В
Расстояние-2 между теме же точками на плане, см
Считаем
С
Х
Масштаб
плана
Считаем
м
А:Х
1:В
м
С:Х
1:М
Х
Вывод:
- Интересное (чтение для учащихся)
- История про карту в масштабе 1 : 1
- Жил-был Капризный Король. Однажды он объехал своё королевство и увидел, как велика и прекрасна его земля. Он увидел извилистые реки, огромные озёра, высокие горы и чудесные города. Он возгордился своими владениями и захотел, чтобы весь мир узнал о них. И вот, Капризный Король приказал картографам создать карту королевства. Картографы трудились целый год и, наконец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были обозначены все горные гряды, крупные города и большие озёра и реки. Однако Капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой горной вершины. Не только крупные города, но и мелкие, и селения. Он хотел видеть небольшие речки, впадающие в реки. Картографы вновь принялись за работу, трудились много лет и нарисовали другую карту, размером в два раза больше предыдущей. Но теперь Король пожелал, чтобы на карте были видны перевалы между горными вершинами, маленькие озерца в лесах, ручейки, крестьянские домики на окраине селений. Картографы рисовали все новые и новые карты. Капризный Король умер, так и не дождавшись окончания работы. Наследники один за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый король нанимал новых картографов для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен плодами труда, находя карту недостаточно подробной. Наконец картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала всё королевство в мельчайших подробностях — и была точно такого же размера, как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством. Где же собирались хранить Капризные Короли свою замечательную карту? Ларца для такой карты не хватит. Понадобится огромное помещение вроде ангара, и в нем карта будет лежать во много слоев. Только нужна ли такая карта? Ведь карта в натуральную величину может быть с успехом заменена самой местностью.