- А тему урока вы узнаете сами в результате подготовки. Каждое выполненное задание даст вам ключ к разгадке. - Запишем сегодняшнее число в тетрадь. - Что вы можете рассказать об этом числе? - Запишите несколько примеров на состав этого числа. Проверим. - Какое правило сложения можно здесь вспомнить? -Запомните ключевое слово «перестановка», оно встретилось не случайно. - А теперь числа хотят поиграть с вами и проверить, какие вы наблюдательные. Работа с веерами. - Разность 14 и 12; - На сколько 46 больше 41; - 50 уменьшить на 42; - сумма 6 и 5. - Лебеди у нас в пруду. Я поближе подойду: Девять чёрных, белых – 5. Кто успел их сосчитать? Говорите поскорей, Сколько стало лебедей? - После того как Рита полила 8 грядок, ей осталось полить ещё 9. Сколько грядок на огороде? - Посмотрите, какой ряд чисел у вас получился. Чем отличается последующее число от предыдущего? - Найдите закономерность (правило) и продолжите этот ряд ещё на 3 числа. - Посчитайте, что в сумме дают цифры каждого двузначного числа. – Что заметили? Интересно? Видите, сколько загадок хранят числа, если уметь их внимательно рассматривать. - Как называется определённый порядок расстановки чисел? Запомните - это ключ к разгадке. - Как называются числа при умножении? - Это ёщё один ключ к разгадке темы урока. - У каждой команды конверт с карточками. Достаньте их и попробуйте с помощью этих опорных слов (ключей) сформулировать тему урока. | Слушают учителя. Выполняют задания. Ученики записывают: (например) 3+5=8, 5+3=8, 4+4=8,… - От перестановки слагаемых сумма не меняется. Веерами показывают ответы и после проверки записывают их в тетрадь. – 2 - 5 - 8 - 11 - 14 - 17 - 2, 5, 8, 11, 14, 17,… - Каждое последующее число больше предыдущего на 3. - 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26. Дети записывают ниже: 2, 5, 8, 2, 5, 8, 2, 5, 8 - Закономерность или Правило. - Множители. Дети конструируют предложение. -Правило перестановки множителей. |
- Попробуйте решить эти уравнения: 12•7=Х•12, 14•Х=5•14. - Можем ли мы сказать, чему равен «Х» в этих уравнениях? - Почему? - Сегодня на уроке вы откроете для себя новые знания и научитесь выполнять такие задания. - Как мы назовём следующий этап урока? Подготовительная работа. - Сначала вычислите удобным способом: 2+3+4+5+6+7+8= - Какое правило использовали? - Кто помнит формулу? Запишем её в тетрадь. Работа со счётным материалом. - Попробуйте разложить 6 кружков рядами. Проверим, что получилось. - Запишите выражением свои действия и результат. - Что вы заметили? Какие выражения, ответы получились? - Сгруппируйте выражения с одинаковыми числами и подчеркните их разным мелом на доске, запишите в тетрадь. - Прочитайте, называя компоненты. - Сравните полученные записи. Что общего, чем отличаются? Какой вывод можете сделать? На какое правило похоже? - А теперь проверим это правило на других числах. Работа с раздаточным материалом по вариантам. - Посчитайте, сколько квадратиков в ряду, отметив их красными точками. Каждый ряд отметьте синими точками? - Сколько всего квадратиков, запишите выражением. - Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу товарища. - Сравним записи. Изменилось ли общее количество квадратиков? А что изменилось? - Сделайте вывод из наблюдений. - Это правило называется переместительным (перемена мест) свойством умножения. Работа с диском «Математика 2 класс» по теме. ИКТ Работа с формулами. - А теперь попробуйте записать эти выражения парами со знаком равенства, без их значений? - Заменим одинаковые числа одной и той же буквой и посмотрим, какая формула получится. Запишем ее в тетрадь. - На какую формулу похожа эта? - Поздравляю! Сегодня вы сами для себя открыли новый математический закон. | - Нет. - Не знаем таблицу умножения, правил. Не хватает знаний. - Знакомство с новым материалом, открытие нового знания. Ученик вывешивает на доску табличку с пунктом плана «Открытие нового». - Учащиеся группируют слагаемые: 2+8+3+7+4+6+5=35 - Правило перестановки слагаемых. Исследовательская деятельность. Возможные варианты: 6х1=6, 2х3=6, 3х2=6, 1х6=6 дети записывают на доске (фронтальная работа). - Выражения разные, а ответы одинаковые. 6Х1=6, 1Х6=6; 2Х3=6, 3Х2=6; Дети читают выражения с названиями компонентов. - От перестановки множителей произведение не меняется. - Правило похоже на перестановку слагаемых. - Первый вариант кладёт прямоугольник горизонтально, а второй вариант – вертикально и считают квадраты. Дети 1 варианта записывают: 10x5=50 Дети 2 варианта записывают: 5x10=50 Взаимопроверка тетрадей. (Выносят записи на доску.) - Количество одинаковое. Множители поменялись местами. - От перестановки множителей произведение не меняется. Учащиеся подтверждают свои выводы, сравнивая с материалом на диске. Дети пробуют на доске: 6Х1=1Х6, 2Х3=3Х2, 5Х10=10Х5, переносят записи в тетрадь. - Она похожа на формулу перестановки слагаемых. |
- Как вы думаете, чем мы будем теперь заниматься? - Давайте применим этот закон и посмотрим, как он работает и зачем нужен. - Каким правилом воспользовались? - Какой знак вставим? Сравни и объясни. 5×8…8×5 6+6+6…3×6 31×16…16×31 3+3+3+3…3×5 3+3+3+3…4+4+4 - Нужно ли было считать? Какое правило помогло? - Сделайте вывод. - А можем ли мы теперь решить эти уравнения: 12•7=Х•12, 14•Х=5•14 - Какое свойство умножения помогло вам быстро решить уравнения? - Сделайте вывод о значимости нового правила. | - Будем решать примеры и задачи с помощью нового правила. Решение примеров №1 стр.56 и №2 стр.57 устно по цепочке. - Правилом перестановки множителей. Фронтальная работа. 5×8=8×5 6+6+6=3×6 (6х3=3х6) 31×16=16×31 3+3+3+3 3+3+3+3=4+4+4 (3х4=4х3) - Считать не надо. Помогло правило перестановки множителей. - Это правило помогает быстро находить ответы, не считая. Дети устно находят значения переменной. Х=7, Х=5 - От перестановки множителей произведение не меняется. Высказывания учащихся. Например: правило помогает быстро и легко выполнять различные задания. Теперь мы знаем, как можно, не считая, решить уравнения. |
•Игра «Распутай клубок» выполняется в группах самостоятельно. - Назовите фигуры. С чего начали? В какой фигуре конечный результат? Назовите его. Выявляем победителей. -Последнее задание на стр. 56 учебника выполняется устно. - Каким правилом пользовались, выполняя задание? - Оцените свою работу на этом этапе урока. | – Да, 4Х3=12 Работа в группах. Каждая группа называет свой ответ. Сравниваем. Проверяем, переворачивая фигуры с ответами. - Правилом перестановки множителей. |