СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока математики в 5 классе "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры", ФГОС

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1.Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.

2.Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3.Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Урок соответствует ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока математики в 5 классе "Прямоугольник. Ось симметрии фигуры", ФГОС»

Технологическая карта урока – Прямоугольник. Ось симметрии фигуры.

Предмет: математика

Класс: 5

Тип урока: урок – практикум

УМК: А.М. Мерзляк

Учитель: Соловченкова Е.А.

Цели урока:

  1. Предметные: закрепить навыки распознавания, построения прямоугольника и квадрата, нахождение их периметров, научить учащихся находить на рисунках фигуры, имеющие ось симметрии, и в окружающем мире объекты, имеющие ось симметрии.

  2. Личностные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

  3. Метапредметные: развивать познавательный интерес к математике, умение использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал


Этап урока

Содержание материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Огр.момент (1-2 мин)

Приветствие

Эпиграф урока «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»что значат слова «Я сделал открытие?» если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем либо, то это и есть его открытие.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку

2. Актуализация знаний.

(5-7 мин)

постановка темы урока

Я в листочке, я в кристалле,

Я в живописи, архитектуре,

Я в геометрии, я в человеке.

Одним я нравлюсь, другие

Находят меня скучной.

Но все признают, что

Я – элемент красоты.

Итак, тема нашего урока: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии.

Давайте подумаем, о чем будет наш урок?

-Какую цель мы поставим?

-Сегодня мы будем работать по плану.

(составление плана)

        1. Что такое симметрия.

        2. Где встречается симметрия в окружающем нас мире.

В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство».


Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе

Учитель цитирует слова великого математика

-актуализируют знания прошлых уроков

-работают над понятиями

Учащиеся осмысливают сказанное

3. «Открытие» нового знания

(8 мин)

Посмотрим внимательно на рисунки (рис. 1 и 2). Что вы на них увидели?


Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую фигуры – осью симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (продемонстрировать данное утверждение).

*перегиб листа,вырезание нарисованной на одной стороне фигуры;

*разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось

*как расположились фигуры относительно линии сгиба

Построить процесс осознанного представления об осевой симметрии

- перегибают лист бумаги,вырезают-3




-наблюдение над фигурами относительно линии сгиба



Исследовательская работа

- У вас на столе лежат конверты №1.

Достаньте квадрат. Давайте попробуем найти у него оси симметрии.

- Сложим его пополам и четко обозначим линию сгиба.

- Что мы получили? Покажите!

- Обведём цветным карандашом получившуюся прямую. Это 1 ось симметрии.

- Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому.

- Что получили?

- Покажите!

- Как еще можно сложить квадрат?

- Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4)

Комментирует , привлекает учащихся найти ось симметрии


Активная работа н уроке 1 бал

Находят ось симметрии


4. Первичное закрепление

Практическая работа.

Цель: усвоение нового способа действий

Практическая работа

Найти у фигур оси симметрии и заполнить таблицу (на столах лежат конверты(прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный и разносторонний треугольники, семиугольник)

-сколько осей симметрии могут иметь разные фигуры ?



Контролирует выполнение работы, оказывает помощь


Все правильно – 3 бала

Есть 2- 3 ошибки – 2 бала

Есть 4-5 ошибок – 1 бал

работают в парах, извлекают информацию

-принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии

-заполняют таблицу

5. Включение в систему знаний и повторение

Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного

- Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть?

- Оказывается, все в мире построено по принципу симметрии. Продолжим нашу исследовательскую работу.


- Вам нужно провести исследование каждой группе - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе.

- Каждая группа получает свой маршрутный лист. К работе предъявлены следующие требования.

1. Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
4. Аккуратность выполнения.
5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).
-Требования записаны у вас на маршрутном листе.

-Возьмите в руки конверт №2.

-Каждая группа, выполнив задания, приклеивает свою работу на лист А-3 и готовится к защите.

-Темы вслух не оглашаются.

-Выберем руководителя группы. Руководитель следит за выполнением, участием всех в проекте, организует работу группы. Не забудьте распределить роли в группе!

-Время работы – 5 минут.

Маршрутные листы:

1 группа. Симметрия в мире животных.

  • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.

  • Определить оси симметрии у данных животных.

2 группа. Симметрия в мире растений.

  • Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.

  • Определить оси симметрии у данных растений.

3 группа. Симметрия в мире архитектуры.

  • Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.

  • Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.

4 группа. Симметрия в русском языке.

  • Вспомнить и записать 3 слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии.

  • Определить оси симметрии у данных букв русского языка и разбить их на группы:

1 ось симметрии;

2 оси симметрии;

нет осей симметрии.

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ.

-Руководителя группы, которая работала над этой темой, прошу приступить к защите. Итак, тема вашего проекта

-Как вы считаете, справилась ли 1 группа с заданием? Аплодисменты!


ВЫВОД:

Симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности.

Просмотр видео


-Посмотрите, сколько областей жизни, и где только не встречается симметрия!

Знакомство с симметрией вокруг нас.




Организует исследовательскую работу














3бала – работал активнее всех, предлагал интересные идеи.

2 бала – принимал активное участие в группе

1 бал – работал по мере необходимости




















По ходу защиты учитель составляет таблицу на доске:




(прикрепляют возле стрелочек свои проекты, некоторые стрелочки остаются пустыми.)

-Давайте сделаем вывод (по таблице).


-выполнение задания, основанного на ранее изученном





Выполняют исследовательскую работу в группе.

6.Самостоятельная работа

РТ № 161

Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя:

3 бала – достроили все рисунки

2 бала- достроено 4 рисунка

1 бал – достроено 2 рисунка.


Создает ситуации успеха


3бала – работа оригинальная, аккуратная

2 бала – работа аккуратная, но рисунок простой

1 бал – работа не аккуратная

-взаимопроверка

8. Рефлексия

(2 мин)

1.на уроке я работал…. активно/пассивно

2.своей работой на уроке я доволен /не доволен

3.Урок для меня показался… интересен/скучен

4.За урок я… не устал/устал

5.мое настроение… стало лучше/ хуже

6.материал урока мне был… понятен/не понятен

Мотивирует рефлексии.

-учащиеся оценивают свою деятельность

-обозначают проблемные места

9.Домашнее задание

П15 №364, нарисовать фигуры имеющие ось симметрии (1,2 и более)


Поясняет д.з.

Слушают, записывают

10.Итоги урока

Какое открытие мы сделали на уроке?

- На следующем уроке мы будем учиться строить с вами симметричные геометрические фигуры относительно оси симметрии при помощи чертежных инструментов.

Что сегодня нового вы узнали? Что такое ось симметрии?

Сколько осей симметрии может иметь фигура?

Выставление оценок.

8-9 балов – оценка 5

6-7 балов – оценка 4

4-5 балов оценка 3

Задает вопросы, корректирует ответы


8-9 балов – оценка 5

6-7 балов – оценка 4

4-5 балов оценка 3

Отвечают на вопросы




НАБОР ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР















Маршрутный лист


1 группа. Симметрия в мире животных.


  • На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии.

  • Определить оси симметрии у данных животных.


Правила работы в группе

1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).


Маршрутный лист


2 группа. Симметрия в мире растений.

  • Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии.

  • Определить оси симметрии у данных растений.


Правила работы в группе

1.Соответствует ли результат теме проекта.
2. Сотрудничество.
3. Аккуратность выполнения.
4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).


Маршрутный лист


3 группа. Симметрия в мире архитектуры.

  • Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить.

  • Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры.


Правила работы в группе

  • 1.Соответствует ли результат теме проекта.
    2. Сотрудничество.
    3. Аккуратность выполнения.
    4. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!