1.Огр.момент (1-2 мин) | Приветствие Эпиграф урока «О сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»что значат слова «Я сделал открытие?» если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем либо, то это и есть его открытие. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя проверяют свою готовность к уроку |
2. Актуализация знаний. (5-7 мин) постановка темы урока | Я в листочке, я в кристалле, Я в живописи, архитектуре, Я в геометрии, я в человеке. Одним я нравлюсь, другие Находят меня скучной. Но все признают, что Я – элемент красоты. Итак, тема нашего урока: Симметрия. Симметричные фигуры. Ось симметрии. Давайте подумаем, о чем будет наш урок? -Какую цель мы поставим? -Сегодня мы будем работать по плану. (составление плана) Что такое симметрия. Где встречается симметрия в окружающем нас мире. В древности слово «симметрия» употреблялось как «красота», «гармония». Термин «гармония» в переводе с греческого означает «соразмерность, одинаковость в расположении частей». Известный немецкий математик нашего столетия Герман Вейль дал определение симметрии таким образом: «Симметрия является той идеей, с помощью которой человек веками пытается объяснить и создать порядок, красоту и совершенство». | Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т.д., стимулировать к активной работе Учитель цитирует слова великого математика | -актуализируют знания прошлых уроков -работают над понятиями Учащиеся осмысливают сказанное |
3. «Открытие» нового знания (8 мин) | Посмотрим внимательно на рисунки (рис. 1 и 2). Что вы на них увидели? Такие фигуры называют симметричными, а прямую, разъединяющую фигуры – осью симметрии. Если согнуть лист по этой прямой, то эти фигуры полностью совпадут, и мы будем видеть одну фигуру (продемонстрировать данное утверждение). *перегиб листа,вырезание нарисованной на одной стороне фигуры; *разглаживание линии сгиба и демонстрация всем, что получилось *как расположились фигуры относительно линии сгиба | Построить процесс осознанного представления об осевой симметрии | - перегибают лист бумаги,вырезают-3 -наблюдение над фигурами относительно линии сгиба |
Исследовательская работа | - У вас на столе лежат конверты №1. Достаньте квадрат. Давайте попробуем найти у него оси симметрии. - Сложим его пополам и четко обозначим линию сгиба. - Что мы получили? Покажите! - Обведём цветным карандашом получившуюся прямую. Это 1 ось симметрии. - Давайте попробуем сложить квадрат вновь пополам, но по-другому. - Что получили? - Покажите! - Как еще можно сложить квадрат? - Так сколько же осей симметрии у квадрата? (4) | Комментирует , привлекает учащихся найти ось симметрии Активная работа н уроке 1 бал | Находят ось симметрии |
4. Первичное закрепление Практическая работа. Цель: усвоение нового способа действий | Практическая работа Найти у фигур оси симметрии и заполнить таблицу (на столах лежат конверты(прямоугольник, квадрат, круг, равнобедренный и разносторонний треугольники, семиугольник) -сколько осей симметрии могут иметь разные фигуры ? | Контролирует выполнение работы, оказывает помощь Все правильно – 3 бала Есть 2- 3 ошибки – 2 бала Есть 4-5 ошибок – 1 бал | работают в парах, извлекают информацию -принимают решение о возможности или невозможности проведения оси симметрии -заполняют таблицу |
5. Включение в систему знаний и повторение Цель: включение «открытия» в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного | - Мы выяснили, что симметрия в математике существует, но не у всех фигур. Только ли в этой науке она может быть? - Оказывается, все в мире построено по принципу симметрии. Продолжим нашу исследовательскую работу. - Вам нужно провести исследование каждой группе - в своей области. Доказать, или опровергнуть наличие симметричности и, конечно же, сделать выводы о проделанной работе. - Каждая группа получает свой маршрутный лист. К работе предъявлены следующие требования. 1. Соответствует ли результат теме проекта. 2. Сотрудничество. 4. Аккуратность выполнения. 5. Защита проекта (умение донести информацию до аудитории). -Требования записаны у вас на маршрутном листе. -Возьмите в руки конверт №2. -Каждая группа, выполнив задания, приклеивает свою работу на лист А-3 и готовится к защите. -Темы вслух не оглашаются. -Выберем руководителя группы. Руководитель следит за выполнением, участием всех в проекте, организует работу группы. Не забудьте распределить роли в группе! -Время работы – 5 минут. Маршрутные листы: 1 группа. Симметрия в мире животных. На белой бумаге перед вами – контур бабочки. Проведите ось симметрии, раскрасьте бабочку в соответствии с правилами симметрии. Определить оси симметрии у данных животных. 2 группа. Симметрия в мире растений. Перед вами – одна половинка известного всем растения, вторая его половинка рассыпалась в виде мозаики. Склейте растение и проведите оси симметрии. Определить оси симметрии у данных растений. 3 группа. Симметрия в мире архитектуры. Построить с учетом воображаемой линии симметрии необычный замок, в котором вам хотелось бы жить. Определить оси симметрии у данных памятников архитектуры. 4 группа. Симметрия в русском языке. Вспомнить и записать 3 слова или фразы – палиндромы (читаемые слева направо и справа налево одинаково). Определить у них оси симметрии. Определить оси симметрии у данных букв русского языка и разбить их на группы: 1 ось симметрии; 2 оси симметрии; нет осей симметрии. ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ. -Руководителя группы, которая работала над этой темой, прошу приступить к защите. Итак, тема вашего проекта -Как вы считаете, справилась ли 1 группа с заданием? Аплодисменты! ВЫВОД: Симметрия может встречаться не только в указанных группах, но и в другой окружающей нас действительности. Просмотр видео -Посмотрите, сколько областей жизни, и где только не встречается симметрия! | Знакомство с симметрией вокруг нас. Организует исследовательскую работу 3бала – работал активнее всех, предлагал интересные идеи. 2 бала – принимал активное участие в группе 1 бал – работал по мере необходимости По ходу защиты учитель составляет таблицу на доске: (прикрепляют возле стрелочек свои проекты, некоторые стрелочки остаются пустыми.) -Давайте сделаем вывод (по таблице). | -выполнение задания, основанного на ранее изученном Выполняют исследовательскую работу в группе. |
6.Самостоятельная работа | РТ № 161 Покажите ребята свои рисунки. Итак, ребята, оцените себя: 3 бала – достроили все рисунки 2 бала- достроено 4 рисунка 1 бал – достроено 2 рисунка. | Создает ситуации успеха 3бала – работа оригинальная, аккуратная 2 бала – работа аккуратная, но рисунок простой 1 бал – работа не аккуратная | -взаимопроверка |