Актуализация знаний | Устный счёт (примеры на карточках): 92+2 80-30 29-9 40+14 - Ребята, я попрошу вас перевернуть ваши карточки и посмотреть, у кого на обратной стороне написана буква. Назовите мне эти буквы. Учитель записывает буквы на доске и из них составляют слово. - Как вы думаете, что нас ждет на сегодняшнем уроке, если мы будем внимательными? (УСПЕХ) - Молодцы! 2) Решение задач в стихотворной форме: а) Было 30 лодок у причала, волна их весело качала, три лодки взяли рыбаки, чтоб переплыть простор реки. А сколько лодок у причала Волна по-прежнему качала? (27) б) Белка на елке грибочки сушила, песенку пела и говорила: «Мне зимой не знать забот, Потому что есть грибок: Белый, рыжик, 2 масленка, Три веселеньких опенка. Подосиновик велик, Этим он и знаменит. А лисичек ровно шесть, Ты попробуй все их счесть». (14) в) Семь ежей мордашки чистят, пять катаются на листьях, три глядят из-под ветвей, сосчитай-ка всех ежей. (15) - Отлично! -Сегодня на уроке нам с вами будет помогать команда Чипа и Дейла! | Учитель раздаёт карточки с примерами. На 5 карточках, на обратной стороне написаны буквы, из которых получается слово «УСПЕХ». Ребята, которым попались карточки с буквами, по очереди называют свои буквы. Примеры: 92+2=94; 29-9=20; 80-30=50; 40+14=54. Задачи решают устно. |
Постановка учебной задачи | - Ребята, посмотрите на числа, которые изображены на слайде: 24, 33, 42, 81, 60, 95. - Как их можно назвать одним словом? (Двузначные) - Назовите число, в котором – 6 дес., 8 дес. 1 ед., число дес. и ед. одинаковое, число, в котором 4 ед. - Хорошо! Открываем свои тетради, записываем число и отступаем 2 клетки от предыдущей работы. - Запишите еще ряд чисел так, чтобы каждое число было на десяток меньше данных чисел (14, 23, 32, 71, 50, 85). Числа записываем через клетку. - Запишите ряд чисел так, чтобы каждое число было на 1 единицу меньше чисел второго ряда (13, 22, 31, 70, 49, 84). - Каким правилом вы пользовались? Как вычитали десятки, единицы? (десятки вычитали из десятков, единицы – из единиц). Эти вычисления мы выполняли устно. - Какой прием поможет выполнять вычисления быстрее и удобнее? (письменный, столбиком). - Хорошо! Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Где у меня допущена ошибка? Комментарии учащихся - Давайте сформулируем тему урока: «Запись вычитания столбиком». | Презентация |
Открытие нового знания | Знакомство с вычислительным приёмом На слайде: 36 - 13 - Прочитайте выражение. -Сколько десятков и единиц в каждом числе? (36 – это 3 дес. и 6 ед., 13 - это 1 дес. и 3 ед.) - Как будем вычитать 13? (из 6 ед. вычесть 3 ед.; из 3 дес. вычесть 1 дес.;) - Какой получили ответ? (23; это 2 дес. 3 ед.) - Чтобы легче было выполнить вычисления, удобно так же, как и при сложении, записывать числа друг под другом в столбик. Давайте вспомним, как правильно оформлять примеры в столбик (Десятки – под десятками, единицы – под единицами). 36 13 23 - Давайте составим алгоритм вычитания в столбик. Что такое алгоритм? (Определённый порядок действий) Алгоритм вычитания: 1. Пишем десятки под десятками, единицы – под единицами. 2. Вычитаем единицы. Пишем результат вычитания под единицами. 3. Вычитаем десятки. Пишем результат вычитания под десятками. 4. Читаем ответ. - Сейчас я раздам вам памятки с алгоритмом вычитания в столбик. Работа с учебником: - Дейл подготовил вам задание в учебнике. Открываем страницу 61 и выполняем упражнение №3. Решаем только первую строчку. Первый пример мы с вами разобрали, начинаем со второго. Работаем самостоятельно, один ученик у доски. Затем проверяем. | Презентация Учитель раздаёт карточки с памяткой каждому ученику. Предварительно разбирают её на презентации. Примеры: 42-11=31; 77-22=55; 25-13=12. |
Закрепление изученного | Работа с учебником: - Чип и его команда приготовили нам задачу. Выполняем №7. Читаем условие задачи. - О чём идёт речь в задаче? (О масле) - Сколько рублей мама дала Наташе на покупку одной пачки масла? (65 рублей) - Сколько рублей у Наташи осталось после покупки одной пачки масла? (42 рубля) - Что нужно узнать в задаче? (Сколько стоит одна пачка масла; хватит ли денег у Наташи на ещё одну пачку масла) - Давайте запишем условие задачи. Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях. Решение задачи: 1) 65-42=23 (р.) – стоит одна пачка масла. 2) 23+23=46 (р.) – стоят две пачки масла. Ответ: 23 р.; денег на ещё одну пачку масла не хватит. | Презентация, работа с учебником. Учитель делает акцент на теме урока и спрашивает, как можно решить данные примеры столбиком. |