-
Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
-
Актуализация знаний.
– Скажите, ребята, что нас окружает? ...
– Как все это называется? (Окружающий мир, природа)
– Что можете сказать о природе? (Живая и неживая)
– По каким признакам мы относим предметы к живой природе?
Рождение; дыхание; питание; рост; движение; старение и умирание.
– Что необходимо для существования живой природы?
Свет, тепло, вода, воздух.
– Ученые делят всю живую природу на группы и называют их царствами.
Назовите их.
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.
Какие царства мы с вами уже изучили? (грибы, бактерии, начали растения)
-
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Мы продолжаем учить различные растения, их строение, особенности, разнообразие, места обитания, значение для людей и в природе.
И сегодня сделаем урок обобщения по нескольким группам растений: водоросли, лищайники, мхи, папоротники, хвощи, плауны. Наша задача разобраться чем схожи и чем отличаются растения этих групп.
Урок будет не простой, а целое путешествие. На столах лежит карта, там есть станции, но нет ни путей, ни направлений. В процессе урока мы с вами нарисуем их сами и поймем как в процессе эволюции развивались растения, усложнялась их организация и строение.
4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
– В царстве растений ученые насчитывают около 500000 (пятисот тысяч) видов. Все эти виды растений в зависимости от их строения они объединили в классы или группы, давайте вспомним какие и решим для этого кроссворд:
Водоросли, лишайники, мхи, папоротники, хвощи, плауны. Так же есть 2 группы которые мы с вами изучим позже, на следующих уроках: хвойные, цветковые.
https://learningapps.org/display?v=pbnk4sf4n19
Давайте начнем наше путешествие, каждую группы будем характеризовать по одному плану и постепенно заполнять таблицу, чтобы провести сравнение между ними.
План:
1. Корень
2. Стебель
3. Листья
4. Способ размножения
5. Среда обитания
6. Представители
7. Значение
По какому принципу можно разделить растения, которые мы назвали на 2 большие группы (низшие и высщие). И по какому принципу? По принципу строения: наличия или отсутствия органов и тканей.
| Водоросли | Лишайники | Мхи | Папоротники | Хвощи | Плауны |
1. Корень (+/-) | - (есть ризоиды) | - (есть ризоиды) | - (есть ризоиды) | + | + | + |
2. Стебель (+/-) | - (есть только таллом или слоевище) | -(есть только таллом или слоевище) | + | + | + | + |
3. Листья (+/-) | - | - | + | + (вайи) | + | + |
4. Способ размножения (бесполое и половое) | Деление, спорами, частями слоевища | Частями слоевища, спорами | Спорами | Спорами (спорангии) | Спорами (спороносные колоски) | Спорами (спороносные колоски) |
5. Среда обитания (водная, наземно-воздушная) | Водная | Наземно-воздушная (камни, древесина, влажные места) | Наземно-воздушная (камни, древесина, влажные места) | Наземно-воздушная (леса, влажные места, болота) | Наземно-воздушная (леса, влажные места, болота) | Наземно-воздушная (леса, влажные места, болота) |
6. Представители, классификация | Одноклеточные: хламидомонада Многоклеточные: зеленые, бурые, красные | Кустистые (ягель, бородач), листоватые (пармелия, ксантория), накипные (бацидия) | Печеночные (риччия, маршанция) и листостебельные (кукушкин лен, сфагнум) | Щитовник, орляк | Хвощ полевой, болотный, луговой, лесной, большой | Плаун булавовидный |
7. Значение (выписать буквы из списка) | АБВГЖИЛ | АВДЕ | АГЗЛ | АГЕК | АГКЛ | АБГК |
Значение:
А. Употребление в пищу
Б. Использование в лакокрасочной промышленности
В. Использование в парфюмерной промышленности
Г. Использование в медицине
Д. Индикаторы чистоты воздуха
Е. Участие в почвообразовании
Ж. Выделение кислорода
З. Получение торфа для его дальнейшего использования
И. Изготовление клея, агар-агар, бумаги
К. Получение каменного угля и его дальнейшее использование
Л. Использование в хозяйственной деятельности
-
Первая станция. Какая группа растений является наиболее примитивной, и относится к низшим растениям.
Без земли в воде росли
Да на солнце зеленели,
То, что рыбы съесть хотели,
То, что рыбы жадно ели-
Не трава, а (илсородов).
Вспомним строение и разнообразие водорослей, можете воспользоваться рисунками в тетрадях или посмотреть на слайд, заполните таблицу.
-
Вторая станция: Лишайники. (картинка)
-
Третья станция: Мхи. (текст) Эти растения очень неприхотливы. Они могут выдерживать большие морозы и сильное нагревание солнцем. При наступлении неблагоприятных условий (холода, сухости) они останавливаются в росте, но остаются живыми. Эти растения нередко образуют ковер во влажных местах.
-
Четвертая станция: Папоротники. Определите группу растений по выделенным признакам.
____крупные листья вайи
____мелкие листья
____спорангии на листьях
____спороносные колоски
____побеги длинные стелющиеся
____побеги укороченные
____побеги членистые прямостоячие
____Корневище
____весенний спороносный побег.
-
Пятая станция: Хвощи. Определить по видеофрагменту.
https://www.youtube.com/watch?v=3sjoqnH1C0A
-
Шестая станция: Плауны. Собрать пазл на доске.
5) Применение знаний и умений в новой ситуации.
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Тест.
Вариант №1.
1.К низшим растениям относят:
А.Мхи. В.Мхи и водоросли.
Б.Водоросли. Г.Папоротники.
2.Для водорослей характерны следующие признаки:
А.Имеют листья и стебли. В.Размножаются семенами.
Б.Обитают в водоёмах и цветут. Г.Имеют слоевище и ризоиды.
3.Ризоиды – это:
А.Название растений.
Б.Вид корня.
В.Органоид клетки.
Г.Ветвистые клетки, при помощи которых водоросли прикрепляются к субстрату.
4.У кукушкина льна женские растения, в отличие от мужских имеют:
А.Сперматозоиды. В.Коробочки на длинных ножках.
Б.Яйцеклетки. Г.Листья.
5.Там, где растёт сфагнум:
А.Деревья развиваются хорошо. В.Деревья расти не могут.
Б.Деревья становятся угнетёнными. Г.Лес заболачивается.
6.Показателем повышенной кислотности почв на пашне служит распространение на этой территории:
А.Папоротника. В.Плауна.
Б.Хвоща. Г.Крапивы.
7.Залежи каменного угля образовались:
А.Из отмерших древовидных папоротников.
Б.Из отмерших частей мхов.
В.Из большого скопления остатков растительности.
Г.Из большого скопления отмерших водорослей.
8.Сходство с водорослями имеют мхи:
А.Риччия. В.Сфагнум.
Б.Маршанция. Г.Кукушкин лён.
9.Становятся редкими и нуждаются в охране:
А.Папоротник. В.Плаун.
Б.Хвощ. Г.Кукушкин лён.
10.Вставьте пропущенные слова.
Папоротник имеет подземные побеги -…,от них растут…, на нижней стороне которых находятся маленькие бугорки - …
11. Организмы, которые вместе с водорослями входят в состав лишайников:
А) мхи; Б) грибы; В) бактерии. Г) плауны
12. В составе лишайника водоросль получает от гриба:
А)воду и минеральные соли; Б)воду и углеводы;
В)кислород, воду и минеральные соли. Г) белки, жиры, углеводы
13. Какая часть лишайника имеет хлорофилл:
А) гриб Б) водоросль
В) грибница Г) и гриб и водоросль
14. Лишайники растут:
А) всюду, даже в Антарктиде Б) всюду, где чистый воздух
В) всюду, даже в пустыне Г) все ответы правильны.
15.Симбиоз – это совместное проживание организмов:
А) взаимополезное Б)полезное для одного
В )взаимовредное Г) вредное для одного
Вариант №2.
1.Водоросли – это:
А.Растения, обитающие в воде.
Б.одноклеточные растения, обитающие в воде.
В.Самые древние растения на Земле.
Г.Самые древние растения на Земле, тело которых одноклеточное или многоклеточное слоевище.
2.Хроматофор – это:
А.Название многоклеточной водоросли.
Б.Название пигмента.
В.Один крупный хлоропласт.
Г.Чашеобразная пластида в клетке водоросли.
3.Морской капустой называют:
А.Ламинарию. В.Ульву.
Б.Порфиру. Г.Филлофору.
4.Сфагнум в отличии от кукушкина льна:
А.Быстро всасывает и проводит воду.
Б. Не имеет ризоидов.
В.Размножается спорами.
Г.Не имеет стебля и листьев.
5.Торф – это:
А.Толща полуразложившихся растений. В.Тип болота.
Б.Название мхов. Г.Толща разложившихся папоротников.
6.Вайями называют:
А.Сильно рассечённые листья папоротника.
Б.Вид папоротника.
В.Корень папоротника.
Г.Подземные побеги.
7.Папоротники относятся к высшим споровым растениям, так как:
А.Широко расселились по Земле.
Б.Имеют корень.
В.Имеют корень, стебель, листья и размножаются спорами.
Г.Размножаются спорами.
8.Вставьте пропущенные слова.
Слоевище лишайников состоит из…и …,живущих в …
9.Становятся редкими и нуждаются в охране:
А.Папоротник. В.Плаун.
Б.Хвощ. Г.Кукушкин лён.
10.К низшим растениям относят:
А.Мхи. В.Мхи и водоросли.
Б.Водоросли. Г.Папоротники.
11.Лишайники – это организмы:
А) паразиты Б) хищники
В) симбионты Г) сапротрофы
12. В составе лишайника гриб получает от водоросли:
А) воду; Б) органические вещества;
В) минеральные соли. Г) неорганические вещества
13.Каких лишайников нет:
А) кустистых Б) древовидных
В) листоватых Г) накипных
13.Симбиоз – это совместное проживание организмов:
А) взаимополезное Б)полезное для одного
В )взаимовредное Г) вредное для одного
14. Какая часть лишайника имеет хлорофилл:
А) гриб Б) водоросль
В) грибница Г) и гриб и водоросль
15. Лишайники растут:
А) всюду, даже в Антарктиде Б) всюду, где чистый воздух
В) всюду, даже в пустыне Г) все ответы правильны.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
На столах у вас лежат смайлики, поставьте пожалуйста, рядом с той станцией на которой вам понравилось больше позитивный смайл, можете сделать это на каждой, если все было понятно и каждая станция показалась интересной, а там где не разобрались до конца можете указать вторым вопросительным смайлом. Об этом мы обязательно поговорим на следующем уроке и разберемся.