Урок Многообразие земноводных, их значение и охрана.
Цели урока:
- раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах;
- формирование представления о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости
их охраны
- продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на
их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их
- формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя
проблемные ситуации на базе изученного материала по теме
- формирование у учащихся бережного отношения к природе
Ход урока
1. Оргмомент
2.Проверка знаний.
Биологический диктант
1.Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде +
2. У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки –
3. В скелете земноводных есть пояса конечностей +
4. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы –
5. Глаза земноводных имеют подвижные веки +
6. Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную добычу +
7. Сердце у земноводных двухкамерное –
8. Нервная система состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов +
9. Развитие прямое –
10. У лягушки, как у рыб, есть боковая линия –
11. Головной мозг имеет 4 отдела -
12. Если лягушку или жабу поместить в сосуд с молоком, оно долгое время не скисало +
13Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды+
14.Кровь в сердце венозная -
15.Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения -
16. Тело покрыто роговыми чешуями -
17. При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ -
18. Размножение на суше -
19. У взрослых земноводных дыхание жаберное -
20. Обитают в воде и на суше +
На доске ответы – взаимопроверка
3.Целемотивационный этап.
Наши предки использовали лягушку в качестве живого домашнего барометра. А Вы слышали когда-нибудь о лягушке барометре? Надеюсь, что да. Для устройства барометра понадобятся: лягушка, банка и деревянная лесенка. Как будет вести себя лягушка при разных погодных условиях? Плохая погода (дождь) – поднимается по лесенке. Переменная погода – спускается по лесенке. Солнечная сухая – барахтается в воде. По наблюдениям натуралистов лягушачий барометр гарантирует точность показаний на 90 – 95%.
Давайте попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных – интереснейших созданий –по-новому, с уважением. Поверьте мне, они этого заслуживают.
Тема… Цели…
4.Изучение нового материала
1.Многообразие земноводных: отряды Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.
- Самостоятельная работа уч-ся по изучению материала учебника §39
- Заслушивание сообщений уч-ся, просмотр презентаций
- Заполнение таблицы в тетрадях
Название отряда | Признаки отряда | Представители отряда |
Отряд Бесхвостые земноводные | Лишены хвоста во взрослом состоянии, имеют прыгательные задние ноги | Лягушки, жабы, квакши В РБ – 10 видов:4 вида лягушек (озёрная, прудовая. Травяная, остромордая), 3 вида жаб (серая. зелёная, камышовая), квакша обыкновенная, чесночница обыкновенная, жерлянка краснобрюхая |
2. Отряд Хвостатые земноводные | Имеют во взрослом состоянии длинный хвост и короткие ноги. Передвигаются при помощи волнообразных движений туловища и хвоста, перебирая ногами | Тритоны, саламандры В РБ – 2 вида тритонов: обыкновенный и гребенчатый |
Отряд Безногие Земноводные (червяги) | Обитают во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Утратили ноги вместе с поясами конечностей, хорошо развито обоняние и осязание, отсутствует зрение. Оплодотворение внутреннее | австралийская червяга, кольчатая червяга, цейлонская червяга |
Физкультминутка
2.Значение земноводных
Угадайте о чём речь. Побудьте знатоками игры «Что? Где? Когда?»
1)Этот предмет используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?
(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)
2.Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).
3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза
(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)
Вспомним и о лягушках –барометрах. Давайте определим значение земноводных в жизни человека и природе. (сам.работа с текстом учебника)
1. Амфибии уничтожают вредителей растений.
2.Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.), тем
самым регулируя их количество.
3. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.
4. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики.
5. Служат объектом для науки
- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал
- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.
6. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты
В Красную книгу Беларуси внесены камышовая жаба, гребенчатый тритон.
5.Закрепление: - беседа по вопросам после параграфа 39, с.144
- беседа по итоговому тексту «Основные особенности земноводных» (с.145)
6.Д.з. §39
7.Рефлексия
- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?
- Что вам запомнилось больше всего?
- Что вызвало у вас трудности?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?