СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Многообразие земноводных, их значение и охрана"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Многообразие земноводных, их значение и охрана"»

Урок Многообразие земноводных, их значение и охрана.

Цели урока:

- раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их обитания в различных средах;

- формирование представления о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости

их охраны

- продолжить работу по формированию у учащихся умений выявлять частные признаки и находить на

их основе общие закономерности, строить доказательства и обосновывать их

- формировать у учащихся умение анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя

проблемные ситуации на базе изученного материала по теме

- формирование у учащихся бережного отношения к природе


Ход урока

1. Оргмомент

2.Проверка знаний.

Биологический диктант

1.Взрослые особи земноводных чаще обитают на суше, но размножение и развитие происходит в воде +

2. У самцов лягушек во время кваканья сильно надуваются барабанные перепонки –

3. В скелете земноводных есть пояса конечностей +

4. У земноводных, как и у рыб, отсутствуют слюнные железы –

5. Глаза земноводных имеют подвижные веки +

6. Глаза у многих земноводных помогают проталкивать к глотке захваченную добычу +

7. Сердце у земноводных двухкамерное –

8. Нервная система состоит из головного и спинного мозга и отходящих от них нервов +

9. Развитие прямое –

10. У лягушки, как у рыб, есть боковая линия –

11. Головной мозг имеет 4 отдела -

12. Если лягушку или жабу поместить в сосуд с молоком, оно долгое время не скисало +

13Температура тела непостоянная и в большой степени зависит от окружающей среды+

14.Кровь в сердце венозная -

15.Кровь в организме течет по одному кругу кровообращения -

16. Тело покрыто роговыми чешуями -

17. При размножении откладывают яйца с большим запасом питательных веществ -

18. Размножение на суше -

19. У взрослых земноводных дыхание жаберное -

20. Обитают в воде и на суше +

На доске ответы – взаимопроверка


3.Целемотивационный этап.

Наши предки использовали лягушку в качестве живого домашнего барометра. А Вы слышали когда-нибудь о лягушке барометре? Надеюсь, что да. Для устройства барометра понадобятся: лягушка, банка и деревянная лесенка. Как будет вести себя лягушка при разных погодных условиях? Плохая погода (дождь) – поднимается по лесенке. Переменная погода – спускается по лесенке. Солнечная сухая – барахтается в воде. По наблюдениям натуралистов лягушачий барометр гарантирует точность показаний на 90 – 95%.

Давайте попробуем сегодня взглянуть на жизнь земноводных – интереснейших созданий –по-новому, с уважением. Поверьте мне, они этого заслуживают.

Тема… Цели…


4.Изучение нового материала

1.Многообразие земноводных: отряды Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.

- Самостоятельная работа уч-ся по изучению материала учебника §39

- Заслушивание сообщений уч-ся, просмотр презентаций

- Заполнение таблицы в тетрадях

Название отряда

Признаки отряда

Представители отряда

Отряд Бесхвостые

земноводные

Лишены хвоста во взрослом состоянии, имеют прыгательные задние ноги

Лягушки, жабы, квакши

В РБ – 10 видов:4 вида лягушек (озёрная, прудовая. Травяная, остромордая), 3 вида жаб (серая. зелёная, камышовая), квакша обыкновенная, чесночница обыкновенная, жерлянка краснобрюхая

2. Отряд Хвостатые земноводные

Имеют во взрослом состоянии длинный хвост и короткие ноги. Передвигаются при помощи волнообразных движений туловища и хвоста, перебирая ногами

Тритоны, саламандры

В РБ – 2 вида тритонов: обыкновенный и гребенчатый

Отряд Безногие

Земноводные (червяги)

Обитают во влажной и рыхлой почве тропических лесов. Утратили ноги вместе с поясами конечностей, хорошо развито обоняние и осязание, отсутствует зрение. Оплодотворение внутреннее

австралийская червяга, кольчатая червяга,

цейлонская червяга

Физкультминутка


2.Значение земноводных

Угадайте о чём речь. Побудьте знатоками игры «Что? Где? Когда?»

1)Этот предмет используют для подводного плавания. В основу его конструкции были положены особенности строения задних конечностей лягушки. Кто впервые сконструировал это приспособление?

(Ножные ласты. Луи де Корле в 1929 г.)

2.Этот объект человек придумал когда подсмотрел окраску лягушки. (камуфляжная ткань).

3. Этот прибор ученые сконструировали благодаря особенностям лягушачьего глаза

(ретинатрон, различающая контур движущихся объектов. Ретинатроны вместе с радиолокаторами используются на аэродромах для обеспечения безопасности полетов самолетов.)

Вспомним и о лягушках –барометрах. Давайте определим значение земноводных в жизни человека и природе. (сам.работа с текстом учебника)

1. Амфибии уничтожают вредителей растений.

2.Они питаются разнообразными организмами (насекомыми, личинками, слизнями, червями и т.д.), тем

самым регулируя их количество.

3. Амфибии служат пищей для многих животных (рептилий, птиц, млекопитающих, рыб) и человеку.

4. Слизь кожных выделений содержит ядовитые вещества. Это используют охотники, медики.

5. Служат объектом для науки

- Осенью их отлавливают и содержат в ваннах при пониженной температуре. В состоянии оцепенения лягушки не нуждаются в пище, и для опытов всегда есть живой материал

- Первый памятник лягушке был поставлен в Сорбонне – всемирно известном Парижском университете. Еще один памятник лягушке был сооружен в Токио на средства, собранные студентами-медиками.

6. Многих представителей земноводных держат в аквариумах и террариумах – для красоты

В Красную книгу Беларуси внесены камышовая жаба, гребенчатый тритон.


5.Закрепление: - беседа по вопросам после параграфа 39, с.144

- беседа по итоговому тексту «Основные особенности земноводных» (с.145)

6.Д.з. §39

7.Рефлексия

- Изменилось ли ваше отношение к земноводным?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Что вызвало у вас трудности?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!