СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 1 классе "Детская жизнь, подслушанная композиторами"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Детская жизнь, подслушанная композиторами. Цель: развитие восприятия музыкального произведения учащихся посредством расширения их музыкального кругозора. Задачи: развитие умения слушать музыку и слышать «мысли» композитора; научить соотносить характер музыкального произведения с «цветограммой» (авт.), т. обр. развивать эмоциональность восприятия; работать над развитием слушательской и исполнительской культуры; показать актуальность классических музыкальных произведений и в современном мире; привлечь интерес к старинным детским подвижным играм, отвлечь от электронных игр.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 1 классе "Детская жизнь, подслушанная композиторами"»



Разработка урока музыки в 1 классе

«Детская жизнь, подслушанная композиторами»















Хамуева Екатерина Владимировна

Цель: развитие восприятия музыкального произведения учащихся посредством расширения их музыкального кругозора.

Задачи:

  • развитие умения слушать музыку и слышать «мысли» композитора;

  • научить соотносить характер музыкального произведения с «цветограммой» (авт.), т. обр. развивать эмоциональность восприятия;

  • работать над развитием слушательской и исполнительской культуры;

  • показать актуальность классических музыкальных произведений и в современном мире;

  • привлечь интерес к старинным детским подвижным играм, отвлечь от электронных игр.

Ход урока:

  1. Орг. Момент

Дети с учителем исполняют попевку «Звонок».

Учитель : «Звенит звонок- начинается урок!»

Дети: «Звенит звонок- интересный ждёт урок!»

  1. Мотивация к учебной деятельности

На доске открыта пословица « Дитятко что тесто: как замесил- так и выросло».

- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?

-Согласны ли вы с ней? Что означает слово дитятко?

-Как вы считаете, что влияет на то, каким вырастет человек?

-Найдите в пословице самое музыкальное слово? ( дитятко) Почему оно самое музыкальное? ( ласковое, встречается в колыбельных.)

-Чему учат вас уроки музыки? (Работаем с плакатом-1, который висит в классе.- см. приложение 1). Верно, не только слушать, но и слышать музыку, понимать, что хотел рассказать композитор.

Какими умениями мы уже хорошо владеем? (слушаем музыку, рисуем иллюстрации к музыке.)

Чему мы ещё учимся? ( Понимать музыку , исполнять её.)

-Всегда ли у нас получается сразу понять, что хотел предать автор своим произведением? (Нет, для этого нужно научиться хорошо слышать и понимать музыку, этому мы ещё учимся.)

Сегодня мы продвинемся ещё на один шаг вперёд к пониманию музыки!

Готовы?

  1. Актуализация знаний

На доске перевёрнуты 4 карточки со словами, на которых написана тема урока. Дети , отвечая на вопрос учителя, открывают по одной карточке.

Вопросы:

-Какую музыку мы слушали на прошлом уроке: народную или композиторскую? (Композиторскую.) – карточка «В»

-Кто автор этой музыки? ( М.И. Глинка.)- карточка «подслушанная»

-Как называется произведение? (Руслан и Людмила.)- карточка « Музыка»

-Назовите вид, жанр этого произведения? (Опера.)- карточка «детской»

-Молодцы, вы открыли все карточки, теперь соберите из них тему сегодняшнего урока!

Итак, тема нашего урока- «Музыка, подслушанная в детской».

  1. Фиксация затруднения

-Что можно услышать в детской комнате? ( и шум игрушек, и крики, и ссоры, и радостные голоса.)

- Вы правы. А чем же может быть интересна детская жизнь композитору? (Варианты детей).

-Верно, у композитора могут быть дети , для которых или о которых он сочинял музыку. Знакомо ли вам какое-либо произведение о детских играх? ( Да. «Марш деревянных солдатиков» .)

-Верно! Давайте вспомним его и поиграем в игрушечных солдатиков.

Проводится физкультминутка -

(под музыку «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского. Дети маршируют на месте и пальчиками бьют по воображаемым барабанам).

-Вспомните, кто автор этого произведения? (П. И. Чайковский)

-Оказывается, Пётр Ильич сочинил не только эту пьесу для детей. Для своего племянника он написал целый музыкальный альбом с музыкальными картинами из жизни детей. Композитор его так и назвал –«Детский альбом».

-Как вам кажется, какие ещё игры мог бы изобразить композитор? Не забывайте, что жил он давно- почти 200 лет назад- и игры у детей были не такие , как сегодня. ( Варианты учеников).

Давайте попробуем угадать по картинкам некоторые игры. (Демонстрация картинок - см. приложение 2).

Итак, сейчас вы будете работать в парах, и закреплять умение вежливо общаться друг с другом, отвечать на вопросы партнёра. У вас на партах карточки ( см. приложение 3). Напоминаю вам, что цветной кружок- это настроение, которое передаёт музыка. Вам нужно предположить , догадаться, какой кружок с какой картинкой соединить.

(Дети работают).

- У кого возникло затруднение? В чём причина затруднения? ( Мы не знаем, как звучит музыка, кругов три, а картинок две.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

-Подумайте, как преодолеть это затруднение? ( Послушать музыку.)

-Кто напомнит правила слушателя? ( Во время звучания музыки в классе соблюдаем тишину; можно закрыть глазки и попытать представить, о чём говорит музыка.)

-На что обратить внимание, пока звучит музыка? ( На характер мелодии, как она движется, отрывисто или плавно, громко или тихо, быстро или медленно, бодро или спокойно.)

-Перед вами на столе 2 картинки ( приложение 2). Во время прослушивания попытайтесь отгадать, какая иллюстрация соответствует пьесе и поднимите эту карточку.

Слушание. П. И. Чайковский «Болезнь куклы»

Анализ: Почему вы подняли именно эту картинку? ( Ответы детей.) Что вам подсказало? ( Мелодия, в ней слышно даже, как падают слёзки у девочки.) Почему вы не выбрали другую иллюстрацию? ( На ней – подвижная игра в лошадки, она весёлая.)

-Верно!

-Давайте предположим, как будет звучать пьеса со второй иллюстрации? ( Весело, быстро, радостно.)

-Почему вы так решили? ( Лошадки- это весёлая игра, лица у мальчиков весёлые, они прыгают.)

-Ну что же, давайте проверим наши предположения.

Слушание р. Шуман « Смелый наездник»

Анализ:

- Итак, подтвердились ли ваши предположения? Докажите. ( Ответы и рассуждения детей).

Эта пьеса называется «Смелый наездник» , и написал её уже другой композитор- Роберт Шуман. И он тоже жил очень давно, почти 200 лет назад. И пьеса входит в « Альбом для юношества». Как вы понимаете это слово- юношество? (Дети, только постарше.) А как вы думаете, почему пьеса называется не просто «Наездник», а именно «Смелый наездник»? (Ответы детей, соотнесение с напористым характером пьесы).

  1. Реализация построенного проекта

-Сможем ли мы теперь понять, с каким цветовым кругом сочетается каждая пьеса?

Будем работать в группах (предварительно вспоминаем правила работы в группе).

Дети работают в группах с карточками (см. приложение 4.)

Далее рассказывают о своих проектах. Совместное заполнение схемы на доске (см. приложение 5).

- Вы совершенно правы, цветограмма – круг с холодными оттенками фиолетового и синего навевает грусть, передаёт спокойствие, грусть, даже тишину…

А вот яркие , насыщенные , активные цвета- жёлто красный круг- тона радости , праздника, движения. Молодцы!



VI. Первичное закрепление

Повторное слушание пьес с ритмической игрой- совмещение с физкультминуткой.

Ритмическая игра: «Болезнь куклы»- пальчики складываем в «тюльпанчик» и под музыку изображаем, как падают слёзки у девочки или куклы.

«Смелый наездник»- Стоя- пригарцовывем, цокая язычком.



  1. Включение в систему знаний

На доске «рассыпаны» карточки (см. приложение 6) . Необходимо собрать цепочку: Композитор - альбом – пьеса

(Спросить, в какую цепочку можно включить «Марш деревянных солдатиков»).

-Оба композитора жили в 19 веке, и возможно, даже не предполагали, что их будут слушать и через 200 лет, в ХХIвеке… Девочки, вам понятно, что хотел передать Чайковский пьесой «Болезнь куклы»? ( Да, заботу, переживания девочки, жалость к сломанной игрушке.)

-А что хотел передать Роберт Шуман своей пьесой? (радость от движения, стремление к победам и т.п.)

- Мальчики, а вы хотели бы поскакать на таких игрушечных лошадках?

Скажите, чему учили детей прошлого такие игры? ( Быть заботливыми, добрыми отзывчивыми, смелыми, беречь свои игрушки.)

-А сегодня вам было бы интересно играть в такие игры?

-Итак, ребята, может ли музыка оставаться интересной в разных веках, в разное время?

-Что чувствовали дети прошлого, когда слушали её?

-А что чувствуете вы?

-А как же сегодняшняя тема урока связана с пословицей, с которой мы начали урок? (Добрые игры растят доброго и отзывчивого человека.)

- А разве бывают «злые» игры??? (Конечно, бывают. Войнушка, электронные стрелялки , и т.п.)

-Чему вас научил сегодняшний урок? ( Ответы детей).

-Какие умения и качества мы сегодня оттачивали? ( Умение общаться и взаимодействовать- работали в парах, группах; умение познавать мир- искать взаимосвязи; умение различать хорошее, доброе- развивали свою личность.)

- А бывают ли песни, которые растят хорошего человека? (Да.)

-Вспомните такую песню.( «Всё мы делим пополам».)

Исполнение уже разученной песни. ( При наличии времени- работа над интонацией и характером исполнения).

IХ. Рефлексия

-Чем запомнился вам сегодняшний урок?

-Чем он интересен лично для тебя?

Разместите свою нотку на лесенке успеха. Оцените свои достижения.

По желанию дома дети могут нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившейся пьесе.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!