2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.– 5 мин | Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Звучит несколько отрывков песен из кинофильмов « Оперпция Ы» «Джентельмены удачи» как вы думаете о чем мы будем говорить? музыка в кинематографе. Сто лет назад – когда искусство кино ещё только зарождалось – технологии киносъемки были несовершенны. И первые фильмы снимали вообще без звука. Поэтому у кинематографа даже появилось прозвище «великий немой». Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей… Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр. Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев. Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки. Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за острова на стрежень». Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма. В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства. Заводские гудки, «музыка» работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными. На поисковый запрос об авторстве «Песни о встречном» интернет иногда выдаёт ответ – песня народная. Между тем, её сочинил для одного из первых советских звуковых фильмов Дмитрий Шостакович – будущий автор опер, симфоний и других сочинений серьёзных академических жанров. В тридцатые годы композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Тихон Хренников – к картинам «Верные друзья», «Свинарка и пастух». Музыка из этих фильмов стала настоящим золотым фондом отечественной музыкальной культуры. Классикой отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк», «Весёлые ребята»,«Волга-Волга» до сих пор звучат на радио и телевидении. В послевоенные годы на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет были не менее впечатляющими | | 3 Р | | 5 с | 6 Т | | | | | О | ю | а | 7б | т | | М | и | н | а | С | | 1 В | 2Л | А | 4 С | Т | Е | Л | И | 9Н | О | Я | Н | о | а | ц | Е | л | о | 10 к | К | | с | л | | т | | Т | л | А | | ь | | ы | ю | Л | | | ч | 1 Вид музыки, голосовое пение 2 6 нота в нотном стане 3 Русский вид народного жанра 4 Другое название скрипичного ключа 5 В каком музыкальный жанре написан «Пер Гюнт» Э Грига 6 Хореография- 7 Драматически- хореографический жанр музыки 8 Великий композитор- пианист 9 Графическое изображение нот 10 бывает скрипичным, басовым в музыке . Сегодня мы будем говорить о музыке к «Властелину колец» Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (выслушать ответы) давайте сформулируем цели урока: - познакомиться с музыкой звучащей в фильме «Властелин колец». -Ребята, как вы думаете, о каком произведении мы будем говорить? -Может о «музыке к Властелину колец»? | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий. | Регулятивные: целеполагание; планирование времени. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |