СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки в 8 классе"Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец»."

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 8 классе"Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец»."»

План-конспект урока

Тема урока: Музыка в кино. Музыка к фильму «Властелин колец».

Урок № 10

Учитель: Гаджиева Е. С

Цель урока: Изучить музыку в кинематографе.

Задачи:

Обучающая –создать условия для формирования целостного представления об музыке в кинематографе.

Развивающая –развить умение выделять главное, сравнивать музыкальные номера, обобщать делать выводы.

Воспитательная –воспитать художественный вкус учащихся, расширить музыкальный кругозор.

Тип урока:  Открытие «новых» знаний.

Формы работы учащихся: коллективная.

Оборудование: ноутбук, доска, телевизор

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Формирование личного отношения к изучаемому на уроке

Анализ собственного поведения на уроке, анализ своих достижений

 ученик научится осознанно воспринимать музыкальные произведения; обращаться к литературным первоисточникам, выделять нравственную проблематику литературных текстов   как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народов;  разбираться в музыкальных жанрах и видов искусства, определять на слух жанры музыки,  осмыслять специфику музыки.

Ученик получит возможность научиться  устанавливать связи между музыкальными и художественными  произведениями

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.

 

ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Приёмы, УУД

1. Организационный момент– 3 минуты

Активация учащихся.Контроль посещаемости. Проверка готовности класса к уроку (чистая доска, подключен ПК и т.д., на столах нет мусора)

 Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.


Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, готовят рабочее место: тетрадь, ручку и т.д.

Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание.Выполняют требования учителя к началу урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Сообщают сведения об отсутствующих и дежурных

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.– 5 мин

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Звучит несколько отрывков песен из кинофильмов « Оперпция Ы» «Джентельмены удачи» как вы думаете о чем мы будем говорить? музыка в кинематографе. Сто лет назад – когда искусство кино ещё только зарождалось – технологии киносъемки были несовершенны. И первые фильмы снимали вообще без звука. Поэтому у кинематографа даже появилось прозвище «великий немой».

Недостаток звука восполняли всеми доступными способами. Актёры энергично жестикулировали, а сюжетные кадры время от времени прерывались титрами. На этих текстовых закладках пояснялся сюжет, воспроизводились реплики персонажей…

Сегодня трудно себе это представить, но сто лет тому назад фильмы показывали под «живую» музыку. В каждом кинотеатре был небольшой оркестр или ансамбль музыкантов, или, хотя бы один пианист. Его называли тапёр.

Тапёр должен был играть во время демонстрации картины. И не просто играть, а импровизировать, передавая в музыке изменения настроений и чувств героев.

Между прочим, Дмитрий Шостакович в молодости подрабатывал в одном из кинотеатров тапёром. И весьма символично, что в дальнейшем ему суждено было стать одним из самых признанных авторов киномузыки.

Музыка уже тогда обладала особой притягательной силой для нового вида искусства. Так, в 1908 году был создан короткометражный фильм «Понизовая вольница» или «Стенька Разин». По сути, это была инсценировка знаменитой русской народной песни «Из-за острова на стрежень».

Но по-настоящему «великий немой» заговорил только на рубеже 20-30-х годов. Примечательно, что первый звуковой фильм носил название «Певец джаза». Кинематограф начал стремительно осваивать звуковое пространство, он искал и находил новые выразительные возможности, связанные с различными сочетаниями визуального и звукового образа фильма.

В СССР звуковое кино сразу же стало рупором новых общественных идей, социалистического строительства. Заводские гудки, «музыка» работающих фабричных станков органично сочеталась в них с массовыми песнями. Простые и понятные, они быстро разлетались по стране, становились поистине народными. На поисковый запрос об авторстве «Песни о встречном» интернет иногда выдаёт ответ – песня народная. Между тем, её сочинил для одного из первых советских звуковых фильмов Дмитрий Шостакович – будущий автор опер, симфоний и других сочинений серьёзных академических жанров.

В тридцатые годы композитор Сергей Прокофьев создаёт музыку к исторической ленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский». Тихон Хренников – к картинам «Верные друзья», «Свинарка и пастух». Музыка из этих фильмов стала настоящим золотым фондом отечественной музыкальной культуры.

Классикой отечественного кино стали музыкальные картины режиссёра Григория Александрова на музыку Исаака Дунаевского. Мелодии из фильмов «Цирк», «Весёлые ребята»,«Волга-Волга» до сих пор звучат на радио и телевидении.

В послевоенные годы на смену чёрно-белому кино пришли цветные фильмы. Передача ярких красок сделала искусство кинематографа еще более зрелищным. Но и музыкальные находки этих лет были не менее впечатляющими



3 Р


5 с

6 Т





О

ю

а

т


М

и

н

а

С


1 В

А

4 С

Т

Е

Л

И

О

Я

Н

о

а

ц

Е

л

о

10 к

К


с

л


т


Т

л

А


ь


ы

ю

Л



ч





1 Вид музыки, голосовое пение

2 6 нота в нотном стане

3 Русский вид народного жанра

4 Другое название скрипичного ключа

5 В каком музыкальный жанре написан «Пер Гюнт» Э Грига

6 Хореография-

7 Драматически- хореографический жанр музыки

8 Великий композитор- пианист

9 Графическое изображение нот

10 бывает скрипичным, басовым в музыке


. Сегодня мы будем говорить о музыке к «Властелину колец» Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (выслушать ответы) давайте сформулируем цели урока:

- познакомиться с музыкой звучащей в фильме «Властелин колец».

-Ребята, как вы думаете, о каком произведении мы будем говорить?

-Может о «музыке к Властелину колец»?


Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания.
Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.

Регулятивные: целеполагание; планирование времени.
Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

 Коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

3.Актуализация знаний5 мин

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Музыкальное сопровождение Властелина Колец само по себе заслуживает особого внимания. Саундтрек к этому фильму не раз был выпущен отдельным альбомом и не раз звучал в залах театров, исполняемый многими оркестрами. Для написания музыки к фильмам трилогии в августе 2000 года был приглашён канадский композитор Говард Шор. Он окончил музыкальный колледж Беркли в Бостоне. В начале 70-х был саксофонистом группы Lighthouse, игравшей своеобразный прогрессивный хард-рок. После ухода из группы Шор написал музыку для шоу иллюзиониста Дуга Хеннинга «Spellbound». С 1980 года Говард Шор сосредоточился на карьере композитора. Основной сферой деятельности канадца стали саундтреки к кинофильмам.


В музыке Шора к «Властелину колец» происходит синтез симфонических традиций с более простой по языку популярной музыкой. «Простота высказывания в этой трилогии требовалась еще и потому, что композитор желал подчеркнуть принадлежность описываемого мира к далекой древности», - пишет Константин Рычков.  Единством стиля при таком огромном количестве музыкальных образов опус Шора заметно выделяется среди родственных по масштабам проектов. И, подобно тому, как Толкину удалось создать многогранный, но с единой концепцией мир, Шору удалось наделить все образы Средиземья максимально емкими музыкальными характеристиками при несомненной близости их мелодического и гармонического строя.

Давайте с вами вспомним. Кто может ответить?Предлагает прослушать образцы музыки (1-2 отрывка)


Записывают в тетрадях определение –светская музыка…Представляют результаты исследования.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Личностные: осознание своих возможностей, эмоций и чувств, которые вызывает музыка

4.Первичное усвоение новых знаний.- 10 мин

Организовать осмысленное восприятие новой информации

 Для того, чтобы дать Средиземью совершенно особенное звучание, Шор использовал самые разнообразные инструменты. Помимо классического оркестра он использовал экзотичные и народные инструменты, например, маримбу, мюзет, дульцимер или саранги. Если же вслушаться, то можно даже услышать инструменты, которые таковыми не являются: наковальню, железные цепи и стальные пластины, по которым бьют молотком.


Говард Шор не только написал музыку, но и сам оркестровал ее и был дирижером оркестра при звукозаписи. Большая часть музыки к Властелину Колец была записана в студии звукозаписи с лондонским филармоническим оркестром, а часть - в Новой Зеландии с новозеландским симфоническим оркестром. Было записано более 8000 дублей. Шору удалось адаптировать сложнейший материал с помощью виртуозной комбинации возвращающихся тем и мотивов, которые олицетворяют персонажей и места действия. Фантастические миры Толкина находят свое отражение в оригинальных инструментах и пении на языках Профессора, позволяя услышать красоту и уникальность Средиземья.


Кольцо Всевластия - центральный элемент сюжета. Его разносторонняя природа выражается тремя темами, часто исполняемых на одних и тех же инструментах. Центральная тема Кольца, История Кольца, впервые звучит в фильме в тот момент, когда на экране появляется заставка. Она выступает в качестве прелюдии. Мелодия плавно идёт вверх и вниз, что выявляет её «дышащую» природу. С одной стороны, эта тема передаёт течение времени, с другой - печаль ввиду безграничного зла Кольца.

Прослущивают 1-2 примера




Участвуют в беседе; формулируют выводы, делают записи в тетради.

Важно, что записывают!

Записать:

В.Г.Кикта-……..

Светская музыка.


Познавательные:извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Предметные: давать определения новым понятиям темы.

Физминутка – 1 мин

5. Первичная проверка понимания-10 мин

Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.

 


Выбирают самостоятельно варианты работы

Записать в тетрадь:

Части симфонии.

Регулятивные: устанавливать последовательность действий по выполнению задания.
Коммуникативные: слушать и слышать собеседника.
Познавательные: применять полученные знания о способах складывания салфеток.


9.Рефлексия деятельности – 7 мин

Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.

1) Организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности.
2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

  Какой у нас был главный вопрос урока?



Осуществляют учебные действия по намеченному плану
Обсуждают в группах, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других.
Объясняют, анализируют, формулируют.

Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля),


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

.
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить.

 



Достигли ли мы цели урока?


9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению- 3 мин

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

 Д/З Симфония история возникновения


Выбирают задание из предложенное учителем.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.






 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!