СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока музыки "Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно" 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке происходит воспитание любви и уважения к родине, образы которой воплощены в литературе, живописи, в музыке, в частности в вокальных произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки "Здесь мало увидеть, здесь вслушаться нужно" 5 класс»


Тема урока: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»


Цель: Воспитание любви и уважения к родному краю, образ которого воплощен в произведениях искусства, в частности в вокальной музыке, литературе, живописи.

Задачи урока:

  • Осознание образных, жанровых и стилевых основ музыки как вида искусства;

  • Осмысливание выразительности музыкальных и речевых интонаций;

  • Распознавание интонационно-смыслового содержания музыкальных произведений;

  • Понимание особенностей музыкального воплощения стихотворных текстов в исполняемых песнях.

Планируемые результаты изучения:

Знать основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, песня.

Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран.

Музыкальный материал:

«Вечерний звон» слова Иван Иванович Козлов

«Горные вершины». Антон Григорьевич Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

«Жаворонок» М. И .Глинка, слова Нестора Васильевича Кукольника


Ход урока:

  1. Музыкальное приветствие.

  2. Вначале урока мы познакомимся с понятием жанр. В переводе с французского языка слово жанр означает тип, род, манера. Этим словом называют вид произведений, которые имеют свои отличительные черты

  3. Повторение пройденного материала:

На протяжении двух уроков, мы с вами проходим раздел «Вокальная музыка»

    • Что такое вокальная музыка?

    • Какие вы знаете жанры вокальной музыки? (опера, кантата, песня, романс)

    • Все жанры вокальной музыки имеют разное содержание, форму благодаря средствам муз. выразительности.. 

    • Назовите средства музыкальной выразительности


  1. Новая тема:

Хочу продолжить наш урок стихотворением поэта Н.И. Рыленкова


Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.


  • О чем это стихотворение? О русской природе. О Родине.


Тема нашего урока: «Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно»

  • А что такое Родина? (Город, страна, земля, где мы родились.)

  • Писатели пишут изумительные рассказы о родном крае. Многие художники посвящали свои произведения русской природе.

  • Как у художников называются картины природы? Пейзажи

Вспомните русских художников, авторов прекрасных пейзажей?

-Шишкин, Васнецов, Айвазовский…

Поэты прекрасные стихи. А композиторы на эти стихи пишут музыку.

Иногда народные песни основывались на авторских стихотворениях.

Одно из таких стихотворений И. Козлова – «Вечерний звон» -

стало основой известной песни.

Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном близок и дорог

русской душе. Всмотритесь и вслушайтесь в картину И. Левитана «Вечерний звон», в которой слиты воедино облик родины и звон сельского колокола. Может быть вы почувствуете душу старой России с её любовью к Богу.

Изучить термин а капелла.

РОМАНС—это произведение для голоса с сопровождением фортепиано или гитары. В котором огромное значение имеет как текст, так и сопровождение. Сопровождение помогает полнее раскрыть содержание.

В романсе раскрываются очень тонкие и глубоко личные переживания и чувства человека, его отношение к жизни, к природе.


Сейчас мы познакомимся с прекрасным стихотворением немецкого поэта Иоганна Вольфганга фон Гёте «Горные вершины», которое перевел Михаил Юрьевич Лермонтов.


  • Скажите можно ли назвать это стихотворение лирическим пейзажем? Да


  • Чтобы передать эмоциональные переживания композитору помогают средства музыкальной выразительности. Ведь средства музыкальной выразительности помогают композитору создавать неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.


  1. Осмысление и закрепление знаний.

Итак множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря композиторам. Поэтому вокальная музыка – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы.

На это стихотворение написали свой романс «Горные вершины» русский композитор XIX в. Антон Григорьевич Рубинштейн.

Ну а теперь давайте послушаем романс Рубинштейна и определим какие средства музыкальной выразительности использует композитор для передачи чувств и настроения .

Самостоятельно заполните таблицу.



Рубинштейн

Исполнитель

Дуэт

Темп

Умеренный

Динамика

Тихая

Ритм

Ровный

Лад

Мажор

Мелодия

Распевная, плавная


Прочитайте стихотворение «Жаворонок» Н. Кукольника.

Представьте, что вы композиторы и должны сочинить музыку к этому стихотворению.

Попытайтесь сами найти средства музыкальной выразительности для этого стихотворения.



Глинка

Исполнитель

Солист

Темп

Умеренный

Динамика

Вполголоса, не очень громко

Ритм

Ровный

Лад

Минор

Мелодия

Распевная, лирическая. нежная




Послушайте романс М. И. Глинки «Жаворонок» и сравните со своей таблицей.



7. Обобщение пройдённой темы.

  • Какие вокальные жанры не могут существовать без литературы?

Песня, романс, кантата, опера.

  • Дайте определение а капелла.

  • Что такое романс?

  • Какие произведения мы послушали сегодня на уроке? Назовите их авторов?



8. Д\З: Сообщение: Детство и юность М. И. Глинки















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!