Российская Федерация
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия»
Разработка урока на конкурс в номинации «Лучший урок по организации парной и групповой работы»
Выполнена:
учителем математики МБОУ «Гимназия»
г. Моршанска
Тереховым В.В
Моршанск
2014
Тема урока: «Рациональные уравнения»
Цель: Расширить знания учащихся о способах решения рациональных уравнений с целыми коэффициентами.
Задачи:
Образовательные: обеспечить обобщение и систематизацию материала темы. Создать условия контроля и самоконтроля усвоения знаний и умений.
Развивающие: способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения, выделения главного, развитию мышления и речи, внимания и памяти.
Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к математике и её приложениям, активности, умения общаться, общей культуры.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Формы организации урока: фронтальная, групповая и парная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, карточки.
План урока
Организационный момент – 2 мин
Систематизация теоретического материала, постановка проблемной задачи. – 8 мин
Работа в группах над решением поставленной задачи– 10 мин
Обобщение полученных выводов – 10 мин
Работа в парах с самопроверкой – 10 мин
Подведение итогов – 5 мин.
Организационный момент.
Приветствие.
На доске эпиграф: Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.
Лев Николаевич Толстой
Мы начинаем изучать новый раздел нашей программы: «Решение рациональных уравнений и неравенств». В конце изучения, которого вам предстоит выполнить и отправить в Москву контрольную работу. Основные понятия этого раздела мы изучали на обычных уроках, поэтому сегодня нам предстоит расширить свои знания в решении уравнений высших степеней.
Систематизация теоретического материала, постановка проблемной задачи.
Цель: Привести в систему знания по типам и методам решения рациональных уравнений. Вспомним, какие типы уравнений нам известны: линейные, квадратные полные и неполные, биквадратные и каковы способы их решения.
На экране появляются уравнения, учащиеся должны определить тип каждого уравнения и метод его решения:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/31/s_592f1fb038ed9/639004_1.png)
Таким образом, нам встретились три уравнения 4 степени, которые не решаются привычными способами. Попробуем решить данную проблему: найти способы решения данных уравнений.
Работа в группах над решением проблемной задачи.
Класс делится на три группы по 4 человека. Внутри каждой группы решаются уравнения №6, 11, 10. Под руководством учителя ребята находят способ решения каждого из этих уравнений.
Обобщение полученных выводов
От каждой группы выделяется делегат для защиты своего способа решения у доски. Обобщая полученные способы решения, на экране появляется слайд:
Способы решения уравнений высших степеней
Замена переменной в уравнении и сведение уравнения к квадратному с одной или двумя переменными.
Симметрическое уравнение. Решается путём группировки слагаемых с равными коэффициентами, замена переменной и сведение к квадратному.
Работа в парах с самопроверкой
Учащимся раздаются карточки с уравнениями. В парах учащиеся должны решить уравнение и при этом проверить уравнение соседа. За правильное решение ученик получает «зачёт».
Образцы карточек:
Решить симметрическое уравнение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/31/s_592f1fb038ed9/639004_2.png)
Решить уравнение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/31/s_592f1fb038ed9/639004_3.png)
Решить уравнение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/31/s_592f1fb038ed9/639004_4.png)
Решить уравнение:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/05/31/s_592f1fb038ed9/639004_5.png)
Подведение итога урока.
В заключение урока хочется сделать вывод: никогда не останавливайтесь на достигнутом. Знайте:
То, что я понял – прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно. Сократ