СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на основе ФГОС на тему: "Паразитические плоские черви и меры профилактики"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на основе ФГОС на тему:

"Паразитические плоские черви и меры профилактики» 7класс. Цели: 1) образовательная: - создать условия для получения обучающимися знаний о паразитических плоских червях, их образе жизни, развитии, размножении; познакомиться с классификацией плоских червей; выявить общие признаки типа Плоские черви; познакомиться с новыми терминами и понятиями. 2) развивающая: - создать условия для развития предметных компетенций посредством выделения существенных признаков паразитических червей, сравнения их с другими группами организмов, умения делать умозаключения на основе сравнения, узнавать и называть паразитических плоских червей на рисунках; 3) воспитательная: - понимание важности мер защиты от заражения гельминтами; выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей. Формирование и развитие УУД: 1) личностных: формирование способности обучающихся давать самооценку своей деятельности на уроке, личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений; построение системы моральных ценностей; 2) регулятивных: формирование способностей обучающихся ставить учебные задачи, планировать работу, умение оценивать свою деятельность в соответствии с критериями, умение вести записи в тетради; 3) познавательных: формировать умения выделять главную мысль в тексте, ставить вопросы разного уровня к тексту, описывать, сравнивать, обобщать, соотносить изучаемый материал с уже изученным, формулировать проблему. Оперировать понятиями; 4) коммуникативных: формировать умение работать в команде, проявлять инициативу и сотрудничество в поиске верного решения, владение монологической и диалогической формами речи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера; определять функции и способы взаимодействия участников групп. Задачи урока: посредством развития универсальных учебных действий создать условия для формирования компетенций: 1) личностных: знание основных признаков и правил отношения к живой природе, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам: 2) метапредметных: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации; 3) предметных – посредством выделения существенных признаков паразитических плоских червей, умения классифицировать, определять значение, различать на таблицах и других наглядных пособиях плоских червей. Тип урока: комбинированный урок. Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые. Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании. Образовательная технология: развитие критического мышления. Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока; раздаточный материал.  

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на основе ФГОС на тему: "Паразитические плоские черви и меры профилактики"»

Разработка урока на основе ФГОС на тему:


"Паразитические плоские черви и меры профилактики»

7класс.


Цели:
1) образовательная:
- создать условия для получения обучающимися знаний о паразитических плоских червях, их образе жизни, развитии, размножении; познакомиться с классификацией плоских червей; выявить общие признаки типа Плоские черви; познакомиться с новыми терминами и понятиями.
2) развивающая:
- создать условия для развития предметных компетенций посредством выделения существенных признаков паразитических червей, сравнения их с другими группами организмов, умения делать умозаключения на основе сравнения, узнавать и называть паразитических плоских червей на рисунках;
3) воспитательная:
- понимание важности мер защиты от заражения гельминтами; выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей.

Формирование и развитие УУД:
1) личностных: формирование способности обучающихся давать самооценку своей деятельности на уроке, личностной рефлексии, направленной на осознание своих мотивов, потребностей, стремлений; построение системы моральных ценностей;
2) регулятивных: формирование способностей обучающихся ставить учебные задачи, планировать работу, умение оценивать свою деятельность в соответствии с критериями, умение вести записи в тетради;
3) познавательных: формировать умения выделять главную мысль в тексте, ставить вопросы разного уровня к тексту, описывать, сравнивать, обобщать, соотносить изучаемый материал с уже изученным, формулировать проблему. Оперировать понятиями;
4) коммуникативных: формировать умение работать в команде, проявлять инициативу и сотрудничество в поиске верного решения, владение монологической и диалогической формами речи; осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера; определять функции и способы взаимодействия участников групп.

Задачи урока: посредством развития универсальных учебных действий создать условия для формирования компетенций:
1) личностных: знание основных признаков и правил отношения к живой природе, формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы; эстетического отношения к живым объектам:
2) метапредметных: овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности. Давать определение понятиям, наблюдать, классифицировать, доказывать, делать выводы; умение работать с разными источниками биологической информации;
3) предметных – посредством выделения существенных признаков паразитических плоских червей, умения классифицировать, определять значение, различать на таблицах и других наглядных пособиях плоских червей.

Тип урока: комбинированный урок.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые.

Ведущая педагогическая идея: реализация компетентностного подхода в преподавании.

Образовательная технология: развитие критического мышления.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме урока; раздаточный материал.


Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Организа
ционный момент


2) Актуализация знаний (фронтальный опрос)






















3) Изучение нового материала



























































































































































































4) Закрепление изученного материала











































































5) Домашнее задание

Здравствуйте ребята! Садитесь! Проверить присутствие учеников



1. Дайте общую характеристику плоским червям (слайд 1)





2. Расскажите о местообитании и внешнем строении белой планарии (слайд 2)




3. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (кожно-мускульный мешок, пищеварительная система, органы выделения) (слайд 3)



4. Расскажите о внутреннем строении белой планарии (дыхание, нервная система и половая система) (слайд 4)





Сегодня мы с вами продолжим изучение плоских червей на примере паразитических червей. Итак, запишите тему урока «Паразитические плоские черви» (слайд 5, 6). Паразитических плоских червей делят на два класса: Класс Сосальщики, или Трематоды и Класс Ленточные черви, или Цестоды (слайд 7).

Класс Сосальщики (Вид Печеночный сосальщик) представлен видами, паразитирующими в печени, печеночных ходах, в кишечнике животных и человека. Сосальщики являются эндопаразитами (паразитирующие внутри организма) (слайд 8). Сосальщики, вероятно, произошли от ресничных плоских червей, и поэтому у них много общих черт с планариями.

У печеночного сосальщика листовидное сильно сплющенное в спинно-брюшном направлении тело (длинной до 30 мм, а шириной до 8 – 13 мм), постепенно суживающееся к заднему концу. В половозрелой стадии печеночный сосальщик обитает в желчных протоках у овец, коз, КРС, буйволов, верблюдов, свиней, лошадей, зайцев и некоторых грызунов; встречается и у человека. В теле этих животных происходит половое размножение печеночного сосальщика.

Организмы, в теле которых происходит половое размножение паразитов, называются окончательными хозяевами, а организмы, в теле которых не происходит полового размножения, называются промежуточными хозяевами (слайд 9).


В связи с паразитическим образом жизни у печеночного сосальщика появились две присоски: ротовая, расположенная на переднем конце тела и брюшная – на брюшной стороне тела (слайд 10). Они помогают сосальщикам удерживаться в желчных протоках. Ресничный эпителий у печеночного сосальщика отсутствует, а все тело покрыто многослойной плотной оболочкой – кутикулой, которая защищает паразита от воздействия желчи животного хозяина.

(слайд 11) Развитие печеночного сосальщика происходит с чередованием поколений. Цисты сосальщиков прикрепляются к травянистым растениям. Скот, поедая растения заражается, затем вместе с фекалиями яйца печеночного сосальщика попадают в окружающую среду. Для дальнейшего развития яйца должны попасть в воду. В воде из яйца выходит покрытая ресничками личинка. Она плавает, а затем проникает в тело малого прудовика. В его теле личинка превращается в бесформенный, неподвижный и лишенный ресничек мешок, в котором формируется несколько поколений зародышей. Таким образом на стадии личинки происходит дальнейшее размножение. Малый прудовик служит для печеночного сосальщика промежуточным хозяином. Личинки выходят из тела прудовика и вновь попадают в воду. Они активно плавают, при помощи имеющегося у них хвостика, а потом оседают в прибрежной растительности водоема. Там они отбрасывают хвостик, выделяют вокруг себя оболочку и превращаются в цисту. В такой стадии они сохраняют жизнеспособность длительное время. Поедая прибрежную траву, домашние животные заглатываю паразитов. В кишечнике этих хозяев цисты растворяются, паразиты внедряются в кишечные стенки, попадают в кровеносное русло и током крови заносятся в сосуды печени, проникая и в желчные ходы. Домашние животные и другие позвоночные – окончательные хозяева паразита. Могут заразиться и люди, поедая дикий лук или беря в рот травинки.

(слайд 12) Класс Ленточные черви (Свиной цепень и Бычий цепень) – это высокоспециализированные паразиты, обитающие в кишечнике животных и человека. (слайд 13) Приспособления к паразитическому образу жизни у цепней более совершенны, чем у сосальщиков. Тело цепней сильно вытянуто и бывает длиной до 10 м. Оно лентовидное, состоящее из члеников и напоминающее цепь. На переднем конце тела имеется маленькая головка, на ней расположены 4 присоски и хоботок с двумя рядами крючьев (они служат для закрепления паразита в кишечнике животного – хозяина). За головкой расположена шейка. У ленточных червей, как и у сосальщиков, тело покрыто эпителием и кутикулой, имеется кожно-мускульный мешок, а полость тела представлена паренхимой. Дыхание у них анаэробное. Нервная система развита слабо, а органы чувств отсутствуют. Пищеварительная система полностью отсутствует, и пища всасывается через покровы всей поверхностью тела.

У свиного цепня в каждом членике развиваются женская и мужская половые системы, поэтому этот плоский червь – гермафродит. Оплодотворение происходит как перекрестно, если членики разных особей соприкасаются друг с другом, так и в одном членике – самооплодотворением. Обычно сначала в члениках развиваются органы мужской половой системы, а затем в них образуются органы женской половой системы. После оплодотворения МПС постепенно исчезает, а по мере образования яиц весь членик наполняется ими. (слайд 14) Членики, которые находятся на заднем конце тела, заполнены зрелыми яйцами. Эти членики отрываются и выводятся из организма хозяина наружу с испражнениями. Один червь может продуцировать огромное число яиц – до сотен миллионов в год. При этом живут цепни несколько лет. Для бычьего цепня человек – окончательный хозяин, а промежуточным хозяином служит КРС. КРС может поглотить яйца цепня вместе с травой. В желудке животного из яиц выходят микроскопические личинки с крючками. С их помощью личинки вбуравливаются в стенку желудка, попадают в кровь, разносятся по всему телу животного и проникают в мышцы. Здесь шестикрючная личинка растет и превращается в финну – пузырек величиной с горошину, внутри которого находится головка цепня с шейкой. В недостаточно прожаренном или проваренном мясе личинки цепня сохраняются живыми. Если человек съест такое мясо, то он заражается им. Бычий цепень выделяет ядовитые вещества, от которых у человека появляются кишечные расстройства и развивается малокровие.


(слайд 15) Методы защиты от заражения паразитическими червями!!!

  • Соблюдение правил личной гигиены. Мойте руки перед едой, после работы с землёй, ухода за животными, посещения туалета.

  • Важное значение имеет очистка питьевой воды. Не пейте сырую воду, особенно из открытых водоемов.

  • Правильное приготовление пищи. Не употребляйте в пищу плохо проваренные или прожаренные мясо и рыбу. Необходим строгий санитарный контроль на бойнях.

  • Максимально тщательно мойте и по возможности обдавайте кипятком зелень, овощи и фрукты, подаваемые к столу в сыром виде.


Я вам предлагаю по цепочке читать утверждения с доски и отвечать верно оно или нет (слайды 16 – 25):

  1. Ведут паразитический образ жизни

  2. Брюшная присоска печеночного сосальщика служит для питания

  3. Печеночный сосальщик – раздельнополое животное

  4. Пищеварительная система у печеночного сосальщика отсутствует

  5. Окончательный хозяин у печеночного сосальщика – малый прудовик

  6. Заражение человека печеночным сосальщиком происходит при недостаточной термической обработке мясных продуктов, особенно печени

  7. Окончательный хозяин свиного цепня – свинья, реже собака, кошка, кролик

  8. Ротовое отверстие бычьего цепня находится между четырьмя присосками

  9. Образование новых члеников постоянно происходит на задней части тела бычьего цепня

  10. Свиные цепни – раздельнополые животные

  11. Из яйца цепня, попавшего в организм животного, выходит личинка – финна

  12. Сложный жизненный цикл со сменой хозяев и чередованием поколений

Вставьте пропущенные слова (слайды 26 – 33):

  1. Плоские черви, паразитирующие во внутренних органах хозяина, называются (эндопаразитами)

  2. Организм, в котором происходит половое размножение паразита, называется (окончательным хозяином)

  3. Печеночный сосальщик обитает в (желчных протоках печени)

  4. У паразитических плоских червей дыхание (анаэробное)

  5. Окончательным хозяином печеночного сосальщика является (человек, овцы, козы, КРС)

  6. Для закрепления в кишечнике хозяина у бычьего цепня есть (присоски и крючки)

  7. Окончательным хозяином бычьего цепня является (человек)

  8. Заражение человека происходит, когда он употребляет в пищу (непрожаренную, непроваренную, непросоленную говядину или свинину)


(слайд 34) Таким образом, мы можем сделать следующий вывод: Ленточные черви являются высокоспециализированными паразитическими животными. В связи с паразитическим образом жизни у них редуцируется ряд органов по сравнению со свободноживущими плоскими червями увеличиваются размеры тела, сильно развивается половая система, возрастает плодовитость.


(слайд 35) Параграф 16, зарисовать в тетради рис. 55 и 60

Приветствие учителя и готовность к уроку


- трехслойные

- двусторонне-симметричные

- паренхима

- гермафродиты


- свободноживущие

- местообитание

- размеры

- головной отдел и задний конец тела


На интерактивной доске поперечный разрез белой планарии, подписать части


- дышит покровами тела

- нервные узлы, стволы, нервы

- гермафродитизм

- бесполое размножение

Записывают тему урока «Паразитические плоские черви».


Записывают в тетради: Класс Сосальщики, или Трематоды и Класс Ленточные черви, или Цестоды.


Записывают определение эндопаразиты


















Записывают определение окончательный хозяин и промежуточный хозяин.




























































































































































Слушают и запоминают






















Каждый ученик, начиная с первой парты читает утверждение и отвечает «верно», либо «неверно»




















































































Записывают домашнее задание в дневниках.



Разработала учитель МБОУ «СОШ им.Героя Советского Союза А.М.Селютина с.Михайловское» МО-Пригородный район РСО-Алания Хубулова Эмма Георгиевна.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!