Урок
Класс 9
Тема: Предмет органической химии
Цели:
Образовательные: определить предмет изучения органической химии, рассмотреть основные этапы развития органической химии, выяснить особенности органических соединений, сравнить их с неорганическими, ознакомить учеников с понятием элементы-органогены.
Развивающие: развивать творческие способности , умение работать с текстом , выделять главное , умение слушать других и формулировать свои мысли.
Воспитательные : способствовать формированию коммуникативных способностей , внимательности , аккуратности, интереса к предмету.
Тип урока : изучение нового материала .
Ход урока
І Организационный этап.
ІІ. Мотивация изучения темы
Демонстрация предметов , которые содержат в себе органические вещества : свечка , сухое горючее
( уротропин), полиэтиленовый пакет, кусочек мыла или шампунь, деревянная лучинка , блистер с таблетками аспирина , зажигалка ( пропан-бутановая смесь ), кусок резины , сахар , подсолнечное масло , фенолфталеин .
-Что объединяет все эти предметы ? ( Ученики высказывают свои предположения )
Сегодня мы начинаем изучать новую тему « Первоначальные представления об органических веществах» . Подробно будем изучать органическую химию в 10 классе. Записываем тему урока : Предмет органической химии. Строение и свойства органических соединений.(cлайд 1)
-Давайте попробуем сформулировать цели урока.
ІІІ. Актуализация опорных знаний
- От чего зависят физические свойства веществ ? ( От того, какие элементы входят в состав соединения , в каком количестве и в каком порядке они соединены между собой )
- Как классифицируют вещества ?( слайд 2 ) ( Все вещества делятся на простые и сложные , простые на металлы и неметаллы , сложные на органические и неорганические , неорганические на кислоты , основания , соли , оксиды )
- Из перечня предложенных формул выберите только формулы органических веществ. Из букв, соответствующих правильным вариантам ответа, составьте название органического вещества, которое входит в состав природного газа.
к | м | р | е | о | т | а | н |
CaCO3 | CH3COOH | Na2CO3 | C3H8 | H2O | C2H5NH2 | С2Н5ОН | C12H22O11 |
- Из перечня предложенных формул выберите только формулы органических веществ. Из букв, соответствующих правильным вариантам ответа, составьте название органического вещества, которое входит в состав косметических средств.
Б | Г | У | Л | И | М | Ц | Е | К | Р | Д | И | Н |
HCl | CH3COOH | CaCO3 | C7H8 | C3H8 | KNO3 | C2H5NH2 | CH3COONH2 | Na2CO3 | C6H12 | H2CO3 | CH2Cl2 | С2Н5ОН |
ІV. Изучение нового материала
1.Предмет органической химии.
- Что общего в формулах выписанных веществ ? ( присутствие атомов углерода и водорода и некоторые другие элементы)
Запись в тетр.: Органическая химия – это раздел химии , который изучает углеводороды и их производные , их структуру , свойства и методы синтеза.
2. Основные этапы развития органической химии.
Почему эти вещества наз. органическими , а так же об основных этапах развития органической химии расскажет ученик. ( сообщение ученика ). ( слайды 3,4)
3.Сравнительная характеристика органических и неорганических веществ.
Организовывается работа в малых группах.( в парах ) . Используя полученный текст ( Приложение 1 ),учащиеся заполняют таблицу.(слайд 5)
Проверяем и обговариваем таблицу.
Признак сравнения | Неорганические вещества | Органические вещества |
Число известных веществ | 0,6 млн | 27 млн |
Элементный состав | Почти все элементы | Элементы-органогены: С,H,O,H,P,S,галогены |
Тип химической связи | Ионная, металлическая, ковалентная, водородная | Ковалентная полярная |
Тип кристаллической решётки | Атомные , молекулярные, ионные | Молекулярные |
Продукты сгорания в кислороде | Разнообразные | Вода, углекислый газ , азот |
Термическая стойкость | Стойкие | Нестойкие |
| | |
Физкультминутка
4.Строение органических веществ ( рассказ учителя ) ( слайд 6,7)
-Какую валентность может проявлять углерод ?
В органических соединениях углерод проявляет валентность 4. Атомы углерода способны соединяться друг с другом , образуя длинные цепи и замкнутые кольца. Для описания состава и строения органических веществ используют молекулярные , структурные и сокращённые структурные формулы. Соединения углерода с водородом называют углеводородами. В молекулах углеводородов между атомами углерода могут возникать одинарные, двойные , тройные связи.
V.Закрепление знаний
Тест
1.Названия «органические вещества» и «органическая химия» ввел в науку: А)Ломоносов Б) Бутлеров В)Берцелиус Г)Менделеев 2. Какие вещества называются органическими?
А)соединения углерода
Б)соединения водорода
В) соединения азота
Г)соединения серы
3. Химические элементы, входящие в состав органических соединений – С, H,N, O, P, S, галогены называются…
4.Углерод в органических соединениях проявляет валентность:
А)IV
Б)III
В)II
Г)I
5. Связи между атомами в органических соединениях могут быть:
А)только одинарными
Б)только двойными
В)только тройными
Г)одинарными, двойными, тройными
Взаимопроверка теста .
VI.Домашнее задание
Изучить § 51 , конспект, ответить на вопросы к параграфу , составить Синквейн на тему « Органические вещества» ( слайд 8 )
VII.Подведение итогов урока
Приложение 1.
Особенности органических веществ
Общая численность органических веществ в настоящее время составляет 27 млн , причём каждый год их число увеличивается на 200-300 тыс. Почти все органические вещества имеют молекулярное строение. Для таких соединений характерны сравнительно низкие температуры плавления и кипения, поэтому большинство органических соединений при обычных условиях являются газами, летучими жидкостями или легкоплавкими твёрдыми веществами. Значительное количество органических соединений имеет запах.
В отличии от большинства неорганических соединений органические вещества , как правило, горючи и при нагревании разлагаются. Многие из них не растворимы в воде , а водные растворы растворимых веществ практически не проводят электрический ток. Это говорит о том , что для органических молекул характерны ковалентные неполярные или слабо полярные химические связи .
При полном сгорании органических веществ образуется углекислый газ и вода. Таким образом большинство органических веществ кроме углерода содержат также атомы водорода , а возможно, и кислорода. При разложении белков образуется аммиак , таким образом, органические вещества могут содержать атомы азота. Органические вещества могут содержать атомы углерода , водорода, кислорода , азота, серы , фосфора и элементов-галогенов. Эти элементы называют элементами-органогенами.