СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему: "Разнообразие и значение земноводных"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему "Разнообразие и значение земноводных" в форме выпуска устного журнала.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему: "Разнообразие и значение земноводных"»

Тема урока: Разнообразие и значение земноводных .

Цель урока:

- сформировать представление о многообразии земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

Задачи урока.

Образовательные:

- расширить кругозор учащихся о многообразии класса земноводных и об их значении в природе и жизни человека.

Развивающие:

- продолжить развитие познавательного интереса к предмету биология

- развивать образное мышление, умение работать в группе, умение анализировать.

Воспитательные:

- привить учащимся экологическое, эстетическое и нравственное воспитание через любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

ФОРМА РАБОТЫ: групповая, индивидуальная.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ: проблемный, беседа, репродуктивный, интерактивные методы.

Предметные результаты:

- формировать умение характеризовать вред и пользу, которые приносят разные земноводные для человека

- формировать умение характеризовать роль земноводных в природе

- формировать умение объяснять, как строение земноводных связано с их образом жизни

- формировать умение использовать знания о земноводных при соблюдении правил поведения в природе

Личностные результаты:

- формировать умение оценивать жизненные ситуации

Метапредметные результаты:

- формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства для достижения цели (регулятивные УУД)

- формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (из текста в таблицу); (познавательные УУД, работа со схемой)

- формировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно (регулятивные УУД)

- формировать умение анализировать, сравнивать, выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД, работа с литературой, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий)

Познавательные результаты:

  • Выделять главные признаки земноводных;

  • Высказывать суждения;

  • Анализировать связи, гипотезы;

  • Поиск и отбор информации.

  Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с многообразием земноводных и их образом жизни.

В т.ч. предметные результаты:

  • Учащиеся должны знать значение земноводных.

  • Учащиеся должны уметь определять земноводных по фотографиями относить их к разным отрядам.

метапредметные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • Работать в соответствии с поставленной задачей и планом;

  • Оценивать свою.

личностные результаты:

Учащиеся должны уметь:

  • Высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;

  • Анализировать связи, гипотезы;

 

-развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, умения выделять главное; способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся

-воспитательные: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, прививать интерес к природе, видеть прекрасное.

 Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран, мультимедийная презентация,



Ход урока:

  1. Организационный этап (1 минута):

Добрый день, ребята!

- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.



2. Мотивация к учебной деятельности (3минуты):


Послушайте стихотворение: 

Земноводные

Татьяна Язькова

Во влажных тропиках живёт

Так много земноводных!

Ты отправляешься в поход,

Чтобы узнать подробно

Про замечательных подружек:

Про толстых жаб, худых лягушек.


Ты повстречаешь под корягой

Такую длинную червягу,

И удивишься вдруг: «Карамба!

Вон там тритон и саламандра!»

И умилишься ты: «Фантастика!

Смешные детки-головастики!»


2015


Учитель: «Какая же тема сегодняшнего урока? Какая же цель урока?»

Учащиеся сами формулируют цели урока с помощью учителя и все учащиеся записывают в тетрадь тему и цель.


3.Актуализация знаний (5 минут)

- Какой класс позвоночных животных мы изучаем? (Класс земноводные)

- К какому типу он относится? (К типу хордовые)

Учитель: Эти животные особенные. Особенность этих животных заключена уже в самом названии класса.

- В чем же эта особенность? (Обитатели наземной и водной среды)

Второе название этих животных “амфибии”. Это название было предложено шведским ученным К.Линнеем в 18 веке; в переводе с греческого языка означает “две жизни”. Эти животные получили такое название, потому что часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на суше.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны познакомиться с многообразием земноводных, вы узнаете насколько богат мир этих животных, а также выясним роль земноводных в природе и жизни человека.

Какие 3 отряда включает класс Земноводные?

Откройте учебник параграф 38 с. 174 и найдите ответ (работа с учебником) и запишите в тетрадь (Класс земноводные насчитывает около 5000 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие).

4. Первичное усвоение новых знаний) (10 минут)

Класс разбивается на группы для выпуска устного журнала по определённой теме. Каждая группа составляет план своей страницы, распределяет между собой задания. Работая с учебником в течение 10 минут, придумывают название своей странички, текст, рисунок, оформляют её.

Издательский отдел готовил обложку журнала, заключение.


Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

4 группа: “Лягушкины рекорды”

5 группа: Значение земноводных в природе и жизни человека



5. Первичная проверка понимания (15 минут)

Затем каждая группа публично выступает перед классом в течение 3 минут.

Все остальные учащиеся во время выступления делают в своих тетрадях записи представителей по отрядам..

После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.

1 группа “Отряд Безногие”

2 группа “Отряд Бесхвостые”

3 группа “Отряд Хвостатые”

4 группа “Лягушкины рекорды”

5 группа: Значение земноводных в природе и жизни человека



Учитель: Благодарное человечество поставило лягушке 2 памятника – в Париже и Токио.

До сегодняшнего дня в мире существовали только “грустные” памятники лягушкам – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник “ее величеству квакушке”.

Так французские студенты и ученые выразили ей свое почтение и извинились за то, что она часто используется ими во время опытов. В Японии памятник лягушке сооружен на средства студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.

Давайте посмотрим, какие памятники лягушкам создал человек.

6. Первичное закрепление (7 минут)

Для закрепления нового материала учащимся предлагается:

- составить синквейн по теме “Земноводные”.

Правила составления синквейна.

1. Название темы: имя существительное.

2. Описание: 2 прилагательных.

3. Действие: 3 глагола.

4. Чувство: фраза из 4 слов; предложение.

5. Синоним: 1 слово, которое повторяет суть темы.



1. Земноводные.

2. Голые, влажные.

3. Прыгают, квакают, плавают.

4. Земноводные – первые наземные животные.

5. Амфибии.

Для закрепления нового материала выполним следующие задания.

- Игра “Третий лишний”.

Задание: Из каждой группы животных исключите по 2 лишних животных.

1 задание:

Серая жаба

Квакша

Шпорцевая лягушка

Саламандра черная

Червяга

Лишние слова: червяга, черная саламандра.

2 задание:

Тритон

Жерлянка

Саламандра

Амбистома

Чесночница

Лишние слова: жерлянка, чесночница.

- Кроссворд “А знаете ли вы?”

В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”

Ответы: 1. Жаба; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.

- Головоломка “Составить слова”

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова – названия земноводных животных или их личинок.

Я

ШАГ

ЛУК

КОЛ

ИВА

СТОГ

РАНА

САД

МАЛ

САЛЬТО

КОЛ


ЖАР

ЯК

ЛЕН

ВАШ

КАК




Ответы учащихся:

1. лягушка

2. головастик

3. саламандра

4. аксолотль

5. жерлянка

6. квакша



7. Домашнее задание (1минута):

min - параграф №38, вопросы к параграфу,

max - по желанию (дополнительно) подготовить сообщение по теме «Интересные факты о пресмыкающихся».



8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 минуты)

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:

  • Все ли вам было понятно в течение урока?

  • Достигли мы тех целей урока, которые вы обозначали в начале урока?

  • Какая часть урока показалась самой интересной?

  • Какая часть урока вызвала затруднение?

  • Какое у вас настроение после урока?

Учитель: «Вам понравился урок? Если да – поднимите зеленую карточку, если нет-желтую.



Ну, кто, говорит, что лягушки- уроды!
Он должен, наверно себе уяснить:
Законы свои у суровой природы,
И главная цель у животного - жить.
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост.
Зачем под водой ей пушистая шерстка?
И прыгать мешал бы искрящийся хвост.

А сколько лягушек - бесчисленно много, 
Их можно считать и считать без конца,
Отдали науке лягушечьи ноги,
На пользу науки - отдали сердца.
И если случайно лягушку ты встретишь, 
То тихо скажи ей: "Лягушка, прости!"
Погладь осторожно прохладную лапку,
На волю, как в сказке, ее отпусти!



Подведение итогов урока: Учитель: «Спасибо за работу, вы все сегодня молодцы. А на память вам остаётся этот журнал».

До свидания!



«Отряд Безногие земноводные»

Самые примитивные и загадочные амфибии — отряд безногих земноводных, или червяг — больше всего по своему внешнему виду напоминают червей, но внутреннее их строение и история развития, несомненно, указывают на родство с амфибиями. Этот отряд объединяет около 200 видов животных. Живут они в тропических лесах Америки, Африки и Азии.

Поверхность их удлиненного червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых достигает 400. Они имеют голую кожу, которая богата железами. Ног и хвоста у них нет и ведут они, практически все, подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной тропической почве. В связи с этим они ничего не слышат и не видят. Но, как приспособление к подземной жизни, у них сильно развито обоняние и осязание. На голове червяг есть маленькое щупальце, помещающееся в специальной кожной ямке. Внутри ямки открывается проток глазной железы, которую раньше ошибочно считали ядовитой. Червяги постоянно высовывают щупальце из ямки, как ящерицы язык, — это их орган осязания и обоняния. Некоторые поселяются в термитниках и муравейниках и кормятся обитателями этих построек.

Очевидно, в связи с подземным существованием у червяг развилось и внутреннее оплодотворение.

Развитие червяг происходит точно так же, как и других земноводных, но очень быстро. Большинство червяг откладывает яйца во влажную землю. Из крупных, богатых желтком яиц вылупляются хорошо развитые личинки, которые постепенно теряют жабры и переходят к легочному дыханию. У некоторых червяг рождаются живые детеныши, а у большинства почти весь цикл развития совершается еще в яйцевой оболочке, так что пребывание личинки в воде продолжается очень недолго, после чего животное выходит на сушу, и вскоре здесь же превращается во взрослую особь и переходит к жизни на земле. Многие червяги оберегают кладки яиц, иногда и личинок, обвиваясь вокруг них. Обильные выделения кожных желез взрослых предохраняют яйца и личинок от высыхания. Большинство взрослых червяг не способно жить в воде и, попав в нее, тонет. Водные виды живородящи: их эмбрионы развиваются из 5-8 крупных яиц.

Кольчатая червяга достигает в длину около 40 см, а настоящая червяга — 70 см, но значительно тоньше. Оба вида живут в тропической части Южной Америки. Вследствие своего сходства со змеями червяги пользуются у туземцев плохой репутацией, и их считают страшно ядовитыми. Интересно, что некоторые червяги «насиживают» свои яйца. Мать обвивается кольцами вокруг отложенных яиц и остается в таком положении в течение нескольких дней. Впрочем, при этом главную роль играет не согревание, а лишь увлажнение яиц, которые всасывают слизистые выделения тела матери и сильно разбухают.

Слепые червяги отличаются от настоящих червяг тем, что имеют щупальца около губ и ноздрей. Из них наиболее известна цейлонская червяга до 38 см длиной.







«Отряд Бесхвостые»

Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки.

Семейство настоящие лягушки включает около 400 видов.

Часть видов обитает в сырых местах и с водой связаны только в период размножения (в фауне России к ним относятся бурые лягушки: (остромордая и травяная), другие ведут преимущественно водный образ жизни (озерная, прудовая). Питаются главным образом летающими насекомыми; крупные особи хватают и мелких позвоночных - молодь рыб, небольших лягушек и головастиков.

Древние бесхвостые земноводные жерлянки похожи на небольших жаб, но отличаются от них отсутствием барабанных перепонок и треугольными зрачками глаз. Язык жерлянок несвободно выбрасывающийся, а дискообразный, прикрепленный всей своей поверхностью к нижней части ротовой полости. В пресных водах нашей страны водятся краснобрюхая, желтобрюхая и дальневосточная жерлянки. Тело жерлянки обычно окрашено в тон дна водоема, в котором она обитает. Сверху кожа жерлянок светло-серая, буроватая или черная, а на животе оранжевая, красная или желтая. Такой яркой окраской животное предупреждает врагов, что оно ядовито, в пищу не годится и трогать его нельзя. В случае опасности жерлянка переворачивается на спину и начинает выгибаться, устрашая преследователя.

Довольно надежное средство защиты у жерлянок — кожные ядовитые железы. Их яд распространяет едкий запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины — жжение и боль. В слизи, выделяемой кожными железами, содержится ядовитый секрет фринолецин, вызывающий при попадании на слизистую рта острое жжение, обычно жерлянок не трогают.

Какой-либо хищник, раз попробовав на вкус жерлянку, больше не решится ее трогать. Однако такая ядовитая защита не абсолютно ограждает жерлянку от опасностей, и она иногда становится добычей ужа, малой выпи, цапли, кваквы и некоторых других животных. Икрометание у жерлянок происходит в течение почти всего лета. Самки откладывают от 80 до 200 икринок (иногда до 300). Но, если икра выметывается в пересыхающий водоем, головастики жерлянок гибнут. Зимуют жерлянки на суше в норах полевок, песчаных ямах и других укрытиях.

Жерлянки любят мелкие водоемы: ямы, канавы, пруды, маленькие озера. Кормятся они насекомыми, слизнями, червями.

Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов. Около 50 видов австралийских жаб населяют разнообразные, в том числе и пустынные районы Австралии. У нас в России обычны 2 вида. Достигающая длины 20 см серая жаба живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба - встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.

У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы - паротиды, а по всей спине - много мелких железок. Секрет этих желез, раздражая слизистую оболочку, вынуждает хищника, схватившего жабу, ее выплюнуть.

Свыше 400 видов древесных лягушек, встречающихся в теплых районах всех континентов, объединяет семейство квакш. Квакши - стройные, легкие создания с громким голосом. Поющую квакшу найти непросто, потому что сидит она на дереве. У всех видов квакш концы пальцев расширены в диски - своеобразные присоски, облегчающие передвижение по ветвям и листьям деревьев. У многих видов в той или иной степени выражена забота о потомстве.

Квакша охотится ночью, размножаться спускается в воду, а иногда ходит туда купаться. Зимуют квакши на суше, но могут зарываться в ил.



Тритоны и саламандры — «Хвостатые земноводные»

Некоторые ребята не различают тритонов и ящериц. А разница между этими животными большая: у тритонов кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних (в большинстве случаев) пять пальцев. У ящериц кожа сухая. Образ жизни тритонов (земноводный) и ящериц (наземный) тоже различен.

Частыми обитателями водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озерах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и у основания хвоста прерывистым гребнем.

Размножаются тритоны, подобно лягушкам, в воде. Самка обыкновенного тритона завертывает по одному яйцу в листья, склеивая их слизистой жидкостью так, что икринка оказывается спрятанной между складками листа. Гребенчатый тритон тоже откладывает отдельно каждую икринку, заключенную в шарообразную слизистую массу.

Тритоны, особенно гребенчатые, относятся к числу наиболее, полезных земноводных, поскольку они уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того, гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными.

Враги обыкновенного тритона — хищные рыбы, ужи, цапли, крачки, аисты. У гребенчатого тритона врагов меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20—25 сантиметров (иногда до 28 сантиметров). Окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»

Днем саламандра скрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, в лесной подстилке, гнилых пнях, в норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. В такую погоду оставляет убежища и днем, за что в Карпатах ее прозвали «дождевой ящерицей». Кормится пятнистая саламандра кивсяками, насекомыми, мокрицами, слизнями. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях.

«Лягушкины рекорды»

Земноводные — животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов.

Из бесхвостых земноводных самая крупная — лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами — более полуметра. В апреле 1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг, Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100км — в Камерунских горных реках с водопадами.

Самая большая жаба из известных науке — жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г В 1991 году, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2, 65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии — 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди всех земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.

Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия — кубинский карлик, обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85—1,2 см.

Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5-1,6 м в длину, — саламандра исполинская живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное животное легко становилось добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.

Филломедуза Сауваш, жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес к себе не только этим. Из ее кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленное обезболивающее лекарство морфин.

Самые ядовитые среди земноводных — южноамериканские лягушки-древолазы. Это также самые ядовитые в мире наземные позвоночные; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.

Самые северные земноводные — сибирский углозуб, а также остромордая и сибирская лягушки. Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до —45 С°, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное.

Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны. Уссурийский тритон живет в горных лесах Сихотэ-Алиня и гор Корей. Все безлегочные саламандры и тритоны дышат кожей и ротовой полостью. Тело их имеет вытянутую форму: чём больше отношение поверхности к объему, тем больше относительная дыхательная поверхность. По этой же причине живут они в прохладных условиях: при повышении температуры растворимость газов, в том числе кислорода, снижается.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!