Тема: Своеобразие жанра. Многоплановость романа М.А. Булгакова«Мастер и Маргарита». Система образов.
Тип урока: комбинированный урок, урок закрепления изученного.
Цель:
познакомить учащихся с историей создания романа, его жанровой спецификой, сюжетно-композиционным своеобразием, принципом образной системы.
Задачи:
образовательная – познакомить с особенностями композиции, жанровым своеобразием и проблематикой романа Булгакова, отметив многоплановость, разноуровневость повествования (от символического до сатирического);
развивающая – развитие способности анализировать, обобщать факты, делать выводы, доказывать верность своего мнения.
воспитательная – воспитывать уважительное отношение к литературе, а также вызвать интерес к творческой деятельности.
Оборудование:
таблица, иллюстрации к роману, мультимедиа.
Ход урока:
I. Организационный момент. (приветствие, перекличка)
II. Эмоциональный настрой:
- До урока на перемене звучит песня Игоря Николаева «Мастер и Маргарита».
- Какому произведению она посвящена? («Мастер и Маргарита» М. Булгаков).
- Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? («Знакомство с романом М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
- Какие задачи мы можем поставить перед собой?
(историей создания романа «Мастер и Маргарита», определить жанр произведения и особенности композиции).
III. Проверка домашнего задания. (Дочитать роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
История создания романа.
Время начала работы над «Мастером и Маргаритой» Булгаков в разных рукописях датировал то 1928, то 1929 годом. Первая редакция «Мастера и Маргариты» была уничтожена автором 18 марта 1930 года после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом Булгаков сообщил в письме правительству: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе…».
Работа над «Мастером и Маргаритой» возобновилась в 1931 году.
IV Изучение новой темы.
1. Определение жанра романа.
Учитель : 12 лет упорного труда и разочарований, 8 редакций романа, почти 50 лет забвения. Этот «невозможный» роман. Давайте попробуем разобраться в нём. Начнём с определения жанра.
К какому жанру вы отнесете «Мастер и Маргариту»?
Но его можно назвать
и бытовым,
и фантастическим,
и философским,
и автобиографическим,
и любовно-лирическим,
и сатирическим.
Роман многожанров и многопланов. Всё тесно переплетено, как в жизни.
2. Беседа о сюжетно – композиционном своеобразии:
- Начнём с очевидного (это роман в романе).
- Какие два романа мы читаем? (роман Мастера и роман о Мастере).
- Сколько сюжетных линий в романе? (3:
ершалаимские главы - первая;
история любви Мастера и Маргариты - вторая;
похождения Воланда и его свиты в Москве – третья).
- Как же вводится роман Мастера в московские события? (2 гл. – рассказывает Волан Берлиозу и Бездомному; 16 гл.- видит во сне Иван Бездомный, находясь в сумасшедшем доме; 25-26 гл. – читает Маргарита воскресшие рукописи сожжённого романа.)
- Роман о Мастере и роман Мастера – это не механическое соединение двух различных повествований, они являются художественным единством, которое задаётся на формальном уровне.
Как? Понаблюдаем за соединением глав (главы двух повествований соединены так называемыми «скрепами».)
- Многие считают, что Булгаков пересказал евангельскую историю. Так ли это? Послушаем сообщение, в некотором роде исследование, по этому вопросу.
Сообщение учащегося (Иисус и Иешуа)
Гвоздева Ксения
- Почему Булгаков модифицирует библейский сюжет? (роман решает не богословские проблемы, а человеческие. Да и главный герой романа Мастера не Иешуа. А Понтий Пилат.)
V Закрепление.
1. Работа с таблицей и текстом произведения.
Учитель: Какие 3 основных мира созданы автором? (древний ершалаимский, московский современный, вечный потусторонний). Многие персонажи московского мира имеют двойников в мире древнем. В свою очередь, наблюдается параллелизм между образами потустороннего мира и мира древнего, а отчасти и московского; более того, созданы триады образов.
Наша с вами задача: увидеть закономерности в системе образов романа, заполнив таблицу, расположив героев по принадлежности к разным мирам и рассмотрев их связь между собой, развивать речь, навыки анализа поступков героев, прививать вам умение критически ко всему относиться, всегда иметь свою точку зрения и быть толерантными.
| | Современный московский мир | Древний ершалаимский мир | Потусторонний мир |
1 | Правители | Стравинский | Понтий Пилат | Воланд |
2 | Носители истины | Мастер | Иешуа | Маргарита |
3 | Доносчики | Алоизий Могарыч | Иуда | Барон Майгель |
4 | Палачи | Арчибальд | Марк Крысобой | Азазелло |
5 | Первые помощники правителей | медсестра | Афраний | Коровьев |
6 | Служанки | Наташа | Низа | Гелла |
7 | Животные | Тузбубен | Банга | Кот Бегемот |
Итак, я вызываю первую и наиболее значимую триаду.
О ком идёт речь?
Карточка №1 Правители
Учитель: Докажите, что этих героев можно объединить.
Аргументы:
-
В ершалаимских сценах события развиваются по приказам П. Пилата.
-
Стравинскому в клинике вынуждены беспрекословно подчиняться персонажи московского мира, ставшие жертвами Воланда и его свиты.
-
В московских сценах всё происходит по воле Воланда, который безраздельно царит в потустороннем мире, проникающий в мир московский, где нарушены моральные и нравственные устои.
-
Наличие помощников.
-
Внешнее сходство Стравинского и П. Пилата отмечает при первой встрече с профессором Иван Бездомный, живо представляющий прокуратора Иудеи по рассказу Воланда. Он также обращает внимание и на то, что директор клиники, как и римский прокуратор, говорит по-латыни.
Карточка №2 Носители истины
- Разумеется, венчают эту таблицу главные герои.
Как вы думаете, что для них главное в жизни? (Мастер – творчество, Маргарита – любовь, Иешуа - истина).
- Что роднит Мастера с Иешуа?
Аргументы:
1. Верность убеждениям, неумение скрывать правду, внутреннюю независимость. Подобно бродячему философу, Мастер чутко откликается на человеческие страдания, боль: « …Я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности мне ненавистен громкий крик, будь то крик страданий, ярости или иной какой-нибудь крик».
2.Общность судеб Мастера и героя проецируется и в бездомности.
3. Иешуа совершает нравственный подвиг, даже перед лицом мучительной смерти оставаясь твёрдым в своей проповеди всеобщей доброты и свободомыслия. Автор романа о П. Пилате совершает подвиг творческий. Но в отличие от Иешуа, Мастера перенесённые страдания сломили, заставили отказаться от творчества, сжечь рукопись.
4. Они оба имеют учеников: Иешуа – Левия Матвея, Мастер – Ивана Бездомного. Ученики жалки, слабы и непоследовательны. Не способны пройти путь учителя как в нравственном, так и в духовной плане. Бездомный – не так талантлив, Л. Матвей – не твёрд в своей вере.
5. Мастер обретает бытие после смерти за подвиг свободной творческой воли, Маргарита – за свою любовь.
Карточка №3 Доносчики
Догадались ли вы, какие герои вышли на сцену? Почему вы так решили?
Аргументы:
-
Иуда - служащий в меняльной лавке и шпион Каифы, предаёт Иешуа; Алоизий - журналист, осведомляющий публику о новинках литературы, предаёт Мастера; барон Майгель - служащий в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы, пытается, но не успевает предать Воланда со всеми участниками Бала Сатаны.
-
Как всех предателей, их настигает кара: Иуду зарезали по приказу Пилата, Майгеля застрелили на балу у Воланда, Алоизий выброшен в одних подштанниках из Москвы, однако возвращается и возобновляет свою деятельность.
Вывод: современный мир Сатана исправить не в силах, это могут попытаться сделать только сами люди, в которых Воланд лишь обнажает существующие пороки.
Карточка №4 Палачи
- Кто же они? Какую функцию выполняют эти персонажи в произведении? Чем схожи? (Выполняют функции палача, хотя Арчибальд Арчибальдович - только в воображении рассказчика, когда превращается из директора ресторана в пирата).
Аргументы:
-
Внешнее сходство: Крысобой и Арчибальд оба высокого роста, широкоплечи; у Крысобоя и Азазелло изуродованное лицо, гнусавый голос.
-
Человеческая жизнь для них ничего не значит.
Учитель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
- Следующая триада содержит в себе глубокую мысль: подлинное зло отражено в романе не Сатаной, а тремя обычными людьми, совершившим предательство.
Карточка № 5 Первые помощники правителей
Карточка №6 Служанки
Следующая триада: М. Булгаков умышленно не описывает внешности этих людей, дабы подчеркнуть тем самым, что людей такого сорта объединяют не портретные черты, а низменность поступков. Это женские образы, которые помогают палачам либо нечистой силе запугать некоторых героев или даже помочь убить. Кто они?
(Низа – агент Афрания, заманивает Иуду в Гефсиманский сад, где он погибает, Наташа – домработница Маргариты, преданная ей настолько, что согласилась даже сопровождать свою хозяйку на бал к Сатане, Гелла – служанка и агент Воланда («расторопна, понятлива и нет такой услуги, которую она не сумела оказать»), заманивает на Бал Майгеля, чуть не губит Римского, Варенуху).
Вывод: Дамы преданы своим господам, главным их оружием являются женские чары, этим оружием они владеют в совершенстве и эффективно используют.
Карточка №7 Животные
Учитель: Будем надеяться, что нам с вами не придётся в жизни сталкиваться с представителями такой страшной профессии.
Мы разобрали с вами две триады и переходим к третьей, очень своеобразной, состоящей из животных. Они необычно представлены в произведении.
- Вспомним, какие животные присутствуют в романе, наделённые человеческими качествами?
(Банга - любимый пёс П. Пилата, единственное существо, понимающее и сочувствующее ему; Бегемот - любимый шут Воланда, в котором сочетается говорливость и шаловливость; Тузбубен – милицейский пёс).
Итак, благодаря этой таблице, нам с вами сегодня удалось сделать чуть понятнее систему образов романа «Мастер и Маргарита».
Кто на ваш взгляд является главным героем романа М.А. Булгакова «Мастера и Маргарита»? И почему?
VI. Подведение итогов урока:
1. Выводы по уроку:
Роман «Мастер и Маргарита» - сложное оригинальное произведение. В нём два романа зеркально повёрнуты друг к другу, и игра отражений и параллелей рождает художественное целое, соединяя легенду и быт в историческую жизнь человека.
Разбираясь в структуре романа, мы только чуть-чуть прикоснулись к проблемам, поднятым в нём. Последующие уроки мы посвятим им, проблемам. И начнём говорить о них с романа Мастера, поскольку именно он является тем стержнем, на котором держится всё произведение.
2. Озвучить оценки
VII Домашнее задание:
Написать мини-сочинение «В чём актуальность романа «Мастер и Маргарита»?
VIII Рефлексия.