Конспект урока
«Владимиро-Суздальское княжество»
Предметы: история.
Класс: 6
Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Учебник: Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.История России. Часть1 под ред. А.В. Торкунова М.: Просвещение, 2016.
Основные понятия: политическая раздробленность, власть, ополье, архитектурный ансамбль, дворяне (милостники), аскетизм.
Цель урока: сформировать представления учащихся об особенностях развития Владимиро-Суздальского княжества.
Планируемые результаты.
Личностные: объяснять роль личности в истории и влияния личности князей на особенности развития политики и культуры страны.
Метапредметные: работать в группе, планировать результаты учебной деятельности, распределять учебное время, распределять роли в группе, оценивать работу других.
Предметные: работать с картой и историческими источниками; определять знания о центрах политической жизни Руси, характеризовать экономическое и политическое развитие Владимиро-Суздальского княжества, определять основные направления внутренней и внешней политики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, определять термины: ополье, дворяне, архитектурный ансамбль, аскетизм, деспотизм.
I.Организационный блок Оборудование: видеопроектор, карта «Раздробленность Руси в XII- первой четверти XIII вв.».
План изучения нового материала:
-
Освоение земель Северо – Восточной Руси
-
Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях
-
Князь Юрий Долгорукий.
-
Андрей Боголюбский.
-
Всеволод Большое Гнездо.
-
Культура Владимиро – Суздальской земли
-
Решение учебной задачи
II. Мотивационно-целевой этап.
На прошлом уроке мы анализировали процесс политической раздробленности на Руси.
-
Объясните понятие политическая раздробленность.
-
Какая связь существовала между экономическим развитием отдельных земель и политической раздробленностью?
-
Каковы были политические причины раздробленности Древнерусского государства?
-
Каковы были последствия политической раздробленности?
-
Когда наступил этот период?
-
Сколько самостоятельных княжеств выделилось?
Постановка учебной задачи
Работа с картой - стр. 105
Учитель: Назовите наиболее крупные княжества.(Новгородское, Волынское, владимиро-Суздальское).
Мотивация. Отгадайте загадку. Посмотрите на карту и назовите княжество о котором пойдет речь. Сегодня на месте этого княжества находится территория, которая является сердцем России, потому что современная столица нашей страны расположена именно на этой территории. Две великих русских реки Ока и Волга протекли через земли этого княжества.
Тема урока: «Владимиро-Суздальское княжество»
Учебная задача: Какие факторы способствовали формированию Владимиро-Суздальского княжества, как крупнейшего центра феодальной раздробленности? (факторы: географические, хозяйственные (экономические) политические.
И чтобы выяснить это мы сегодня отправляемся в путешествие во Владимиро- Суздальское княжество.
Задание:
найдите территорию княжества на карте ( стр. 105 учебник –
какие вопросы нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была полной?
-географический фактор;
-природно-климатический фактор;
-главные города
-социальный фактор.
Учитель: Политический фактор – сильная княжеская власть, жесткая централизация власти, в отличие от Новгорода, где сохранялись пережитки первобытно - общинного строя и военной демократии – вече.
Дело в том, что города в Северо-восточной Руси возникли уже в период развития государства и вечевых традиций там не было в отличие от Новгорода, Киева и Пскова, которые появились еще до образования государства. Они были племенными центрами и поэтому вече там оставалось.
Что касается Галицко- Волынского княжества, там был конфликтный тип власти «идучи не идяху», бояре игнорировали власть князя. Поэтому мы рассмотрим эти три центра.
Сильная княжеская власть северо-восточной Руси, боярская республика северо-запада, конфликтный тип власти юго-запада.
Рассматривая эти три княжества, на уроках мы будем заполнять таблицу.
Сегодня мы заполним графу «Владимиро-Суздальское княжество».
Центры феодальной раздробленности
Критерии сравнения | Географическое положение | Хозяйство | Тип власти |
Владимиро-Суздальское | | | |
Новгородская республика | | | |
Галицко-Волынское княжество | | | |
Эту таблицу можно заполнять на нескольких уроках
Учитель: Задание: работая с п.1 ( стр. 108-110), опишите особенности освоения земель Северо-суздальской земли.
Сделать вывод: какие особенности способствовали ее успешному развитию?
2. Характер княжеской власти в Северо – Восточных землях.
Но не только природные и экономические условия могут способствовать возвышению или ослаблению княжества. Большую роль в истории играет и личность правителя. Во Владимиро-Суздальском княжестве была сильная княжеская власть.
Задание: работая с п.2 на с.109-110 назовите факторы способствующие усилению власти северо- восточных князей.
III. Решение учебной задачи (проблемной задачи). Работа в группах.
Работаем в группах.
Задание: Итак, мы с вами исследовали природные условия Владимиро-Суздальского княжества, познакомились с главными городами, узнали об основных занятиях жителей этого княжества. Большую роль в истории играет личность правителя. Сейчас мы с вами познакомимся с деятельностью трех князей, сделаем выводы об их роли в истории княжества. Сейчас класс разделится на три группы. По итогам вы должны заполнить таблицу и ответить на вопрос: « Политика какого князя усилила Владимиро-Судаьскую Русь? Аргументируйте свою точку зрения».
1 группа – князь Юрий Долгорукий ( п. 3, стр. 110)
2 группа – князь Андрей Боголюбский ( п.4, стр. 111)
3 группа - князь Всеволод Большое Гнездо ( п.5 стр. 113)
После обсуждения от каждой группы 1-2 человека рассказывают об особенностях правления князей. Идет заполнение таблицы.
Князь | Внутренняя политика | Внешняя политика | Историческое значение правления князя |
Юрий Долгорукий | | | |
Андрей Боголюбский | | | |
Всеволод Большое Гнездо | | | |
Культура Владимиро – Суздальской земли.
Учитель: На прошлом уроке мы говорили, что политическая раздробленность Руси имела и положительные последствия. Каждое княжество приобретало особые черты культурного наследия. Нельзя дать полную характеристику государства или, как в нашем случае, княжества, если мы не дадим характеристику достижений культуры региона. Познакомимся с культурой Владимиро-Суздальского княжества.
Работа с иллюстрациями презентации урока, где рассказывается о культуре Владимиро-Суздальского княжества.
IV.Этап закрепления новых знаний.
-
В чем заключаются природные особенности Владимиро – Суздальского княжества?
-
В чем особенности системы управления во Владимиро – Суздальском княжестве? С чем они были связаны?
-
Что объединяет князей? В чем их сильные и слабые стороны?
-
Назовите важнейшие достижения культуры Владимиро – Суздальского княжества?
-
Какое отношение к теме нашего урока имеет выражение «Золотое кольцо»?
Учитель: «В начале урока мы обозначили проблему урока: определить место Владимиро-Суздальского княжества в Древнерусском государстве в период политической раздробленности.
Чем вы можете объяснить столь резкий взлет в развитии Владимиро – Суздальского княжества? Природными или человеческими факторами?
V.Оценочный блок.
Дети дают оценку своей работе на уроке, начиная следующими словами:
- Мне было интересно узнать…
- Это было абсолютно новым для меня…
- Я бы хотел продолжить знакомство….
VI.Домашнее задание.
Параграф 13
Базовый уровень – рабочая тетрадь, вопросы на с. 115
Повышенный уровень – Задания 1-5 с. 116 (на выбор)