СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Ласковое слово- начало всему"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока на тему: "Ласковое слово - начало всему" для учащихся 7 класса.

Классные  руководители, учителя русского языка и литературы могут использовать в своей работе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Ласковое слово- начало всему"»

Тема урока «Ласковое слово – начало всему»



Познавательная цель урока: ознакомить учащихся с темой: «Ласковое слово – начало всему».

Воспитательная цель урока: способствовать формированию у них умения владеть тактом.

Развивающая цель урока: развивать у учащихся ораторские способности.

Оборудование, оформление урока: плакаты с высказываниями:

Мы научились летать в воздухе, как птицы, плавать в воде, как рыбы, теперь нам осталось научиться только жить, как люди.

Антуан де Сент-Экзюпери



Слово сладкое всесильно.

Остановит водопад.

Слово сладкое лекарством

Вытравит из сердца яд

Р. Абакарова



На запущенном поле бурно растут сорняки. А. Курбанова

В неволе не зреют хорошие мысли, как не цветут в тени луговые цветы. А. Курбанова





Достоинство слова – в краткости. Арабская пословица



Ход урока:





I. Организационный момент



Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Мы сегодня поговорим о слове, а именно о ласковом, приветливом, добром слове.

Как вы думаете, ребята, что может заключать в себе такое слово?

Учащиеся отвечают. 1. Слово может нести добрую информацию. 2. Оно может содержать в себе просьбу или благодарность. 3. Может нести любовь и восторг. 4. Вообще слово может выражать симпатию или антипатию, обиду или неприязнь. 5. Оно можно располагать к себе других людей. 6. Слово помогает достичь взаимопонимания, убеждать человека в своей правоте. 7. Оно может даже вернуть человека к жизни, побудить его, совершать добрые дела и т. д.

Учитель. Молодцы, ребята! Да, слово помогает нам достичь взаимопонимания, узнать о чувствах говорящего.

Медицина знает немало случаев, когда неизлечимая болезнь вдруг у человека проходила от того, что кто-то из близких добрым словом внушил веру и надежду в исцеление.



II. Анализ эпизода из жизни Р. Абакаровой



Учитель. Теперь, ребята, мы с вами послушаем эпизод из жизни Р. Абакаровой, рассказанная Э. Исаевой.



Когда Рукият Кахрумановна села на маршрутку, чтобы поехать в город Пятигорск, в командировку, там оказались молодые ребята, которые хотели совершить теракт.

Они стали пугать пассажиров, угрожать им. Но Рукият Кахрумановна взяла себя в руки, глядя им в глаза, стала убеждать ребят, что дома их ждут матери, что они беспокоятся за судьбу сыновей. Ребята не хотели её слушать, но тихий тон, её материнская озабоченность оказали на них магическое действие.

Учитель. Что вы скажете об этом эпизоде? Может ли тихое ласковое слово остановить молодых ребят, решившихся на террористический акт?

Учащиеся отвечают.

Учитель. А теперь давайте, ребята, мы с вами проведем игру «Кто больше» (кто больше приведет пословиц на эту тему).



III. Игра «Кто больше»



Учащиеся отвечают.

1. Словом можно полки за собой повести.

3. Меньше говоришь, больше услышишь.

4. Плохие речи портят хорошие обычаи.

5. Слово не воробей, вылетит – не поймешь.

6. Речь лучше короткая, а веревка – длинная.

7. Ласковое слово, что весенний день.

8. Не спеши языком, торопись – делом.

9. Достоинство слова – в краткости.

10. Больше дела, меньше слов.



IV. Чтение эпизода из школьной жизни

Учитель. Молодцы, ребята! Игру можно продолжить, но мы на этом остановимся и послушаем один эпизод из школьной жизни/

Э. Исаева

Во время экзамена

Идет экзамен по русской литературе. Учащиеся стоят в коридоре, боятся заходить первыми на экзамен. Учитель-экзаменатор – очень строгий человек. Лицо у него всегда серьезное. Улыбки на его лице не увидишь никогда. Рядом с ним сидит ассистент, молодая учительница, знающая свой предмет и находящая общий язык с ребятами, да и приятная на вид.

Заходит на экзамен ученик, он берёт билет, но боится назвать его номер. Ученик трясется. Молодая учительница объясняет ему, о чём и о ком нужно рассказать и как анализировать текст.

Ученик садится, вспоминает все, что учил. Проходит время, приходит очередь отвечать ему. Он стоит перед экзаменатором и не может рассказывать то, что у него написано на листочке. Экзаменатор, нахмурив брови, говорит:

– Что, списал, Магомедов? А ну-ка давай листок, отвечай сейчас же!

Ученик протягивает лист с ответами и молчит. Ассистент приятным голосом обращается к ученику:

– Марат, расскажи, пожалуйста, то, что ты написал на листке. У тебя ведь все правильно. Не бойся и отвечай уверенно.

Мальчик улыбнулся учительнице, стал рассказывать так, что директор удивился глубине его знаний:

– Вот что значит моральная поддержка, – подмигнул директор учительнице.



V. Анализ эпизода из школьной жизни



Учитель. Почему Магомедов Марат не мог отвечать на экзамене?

Учащиеся отвечают. Ученик растерялся при виде строгого экзаменатора.

Учитель. Какая пословица применима в данном случае?

Ученик. «Ласковое слово, что весенний день».

Учитель. Теперь мы с вами послушаем стихотворение на слова Р. Абакаровой «Спокойствие – ключ добра» из книги «В добрый путь».



Слово сладкое всесильно,

Остановит водопад.

Слово сладкое лекарством

Вытравит из сердца яд



На пожар сердечный льется

Слово проливным дождем

Боль душевную притупит

Без лечения притом.



И скорее всяких армий,

Принесет войне конец.

Под ночи врагов уложит

Словно жертвенных овец.



Черный цвет ты сделай белым,

Даст награду тенгирим.

А плохое сделай добрым,

Аж с Кораном ты сравним.



Учитель. Слово может привести людей к миру, согласию. Может привести и к ссоре, разрыву между друзьями. Оно может привести и к войнам и т.д.



VI. Релаксация



Учитель. Теперь, ребята, закройте глаза и постарайтесь вспомнить хорошие слова из произведений поэтов и писателей. Представьте, что именно эти строчки или слова вас успокаивают, дают вам положительную энергию.

А сейчас вы можете открыть глаза и рассказать, от каких слов вам приятно.

Учащиеся отвечают.

VII. Закрепление темы



Учитель. Подведём итог по теме, используя размышления А. Курбановой из книги «Будь Человеком».



Нелегкое это дело – быть для ученика любимым учителем, а не специалистом по какому-либо предмету, когда десятки внимательных глаз «следят» за каждым твоим движением, взглядом, жестом, словом. Когда, сказанное тобой невзначай слово, может вызвать в душе у ребенка бурю чувств, каскад поступков.

Тут поневоле вспомнишь слова В. А. Сухомлинского: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу: оно может стать и нежным благоуханным цветком и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскаленным железом, и комьями грязи. Мудрое доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносят беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять смятение и безнадежность и одухотворить, рассеять сомнения и ввергнуть в уныние, вызвать улыбки и слезы, породить веру и недоверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души».

Возможно мы, учителя, порой не находим время, иногда умения выслушать вас. Но каждый учитель старается помочь вам, стать образованнее, разбираться в жизненных обстоятельствах, увлечь вас занимательным материалом, внешкольными мероприятиями, чтобы нелегкий учебный процесс стал для вас потребностью. Поэтому, ребята, старайтесь понять учителей и вы.



VIII. Итог урока

Учитель. Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Чего же не хватает сегодня многим людям в жизни?

Учащиеся отвечают. Доброты!

Учитель. Что из сегодняшнего урока запомнится вам надолго?

Учащиеся отвечают.

Учитель. Спасибо вам за активное участие.



IХ. Домашнее задание. Записать услышанные вами советы мудрецов.


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!