СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на тему "Почему люди начали заниматься скотоводством и земледелием"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Почему люди начали заниматься скотоводством и земледелием" составлена к 3 уроку курса всемирной истории 5 класса по обновлённой программе, содержит КСП по уроку, а также весь методический комплекс: презентацию, дидактическую игру, тесты.

Цкли обучения:

5.4.1.1 – описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство,  освоение металлов, меновая торговля);

5.4.1.2 – объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая  ее значение;

5.4.2.1 – сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания  экономического прогресса

Просмотр содержимого документа
«3 урок. ВИ 5 класс»


Раздел долгосрочного планирования:

Раздел 1А

От охотников-собирателей до

земледельцев и скотоводов

Школа: КГУ Есильская СШ №1

Дата: 21.04.2017.


ФИО учителя: Пунегова Л.А

класс: 5

Участвовали:

Не участвовали:

Тема урока

Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством



Цели обучения, достигаемые на этом уроке (Ссылка на учебный план)

5.4.1.1 описывать виды хозяйственной деятельности (собирательство, охота, рыболовство, земледелие, скотоводство, освоение металлов, меновая торговля);

5.4.1.2 – объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение;

5.4.2.1 – сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса

Цель урока

0писывать основные виды хозяйственной деятельности древних людей;

Сравнивать присваивающий и производящий типы хозяйства для понимания экономического прогресса;

Объяснять понятие «неолитическая революция», раскрывая ее значение;

Критерии оценивания

Выявляет причины появления земледелия, скотоводства, ремёсел;

Находит отличия между присваивающим и производящим хозяйством;

Оценивает влияние неолитической революции на жизнь древних людей;

Определяет значение достижений неолита;

Языковые задачи


Развитие навыков чтение-аудирование, чтение-говорение;

Оперирование понятиями «земледелие», «скотоводство», «ремесло», «неолитическая революция»

Воспитание ценностей



Формирование ценности Мәңгілік Ел – устойчивый Экономический Рост на Основе Инноваций через изучение прогресса в условиях древнего общества;

Формирование творческого и критического мышления;

Развитие коммуникативных способностей.

Межпредметная связь

История Казахстана – по содержанию; Технология – через действие.

Предыдущие знания


Основные понятия: охота, собирательство, орудия труда - для характеристики присваивающего хозяйства, раскрытия значения неолитической революции


Ход урока

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:


Ресурсы

Начало урока

2 мин.















3 мин.


Стадия побуждения

Запись темы в тетрадь, слайд презентации

- Как вы думаете, в чём несоответствие на слайде?

- Что такое ЭКСПО?

-Предположите, какая существует связь между темой урока и ЭКСПО?


Стадия вызова.

Приём «внутренний и внешний круг» или «лицом к лицу»


У. На какие вопросы вы не смогли ответить? Почему?

Они имеют отношение к новой теме.

Так почему люди стали заниматься скотоводством и земледелием?



Презентация

















Приложение 1.






Середина урока

5 мин




4 мин

















5 мин
















1 мин


3 мин






6 мин












10 мин







4 мин




«Возникновение скотоводства и земледелия»


Р. Г.

Задание 1. Рассмотрите внимательно рисунок на стр. 16.

- Какие бы вы применили глаголы к первому рисунку? Какие ко второму?

Обсудите, что делали люди в первом случае? – (охотились, собирали, выкапывали, то есть присваивали то, что давала природа).

Во втором? – (выращивали, вскапывали, ухаживали, то есть, создавали своим трудом, или производили)

- Как называется тип хозяйства, изображённый на первой картинке?

- Как называется тип хозяйства, изображённый на второй?

- Укажите отличия присваивающего хозяйства от производящего.

- Сделайте вывод, что такое неолитическая революция?


Задание 2 .Изучите внимательно таблицу на стр. 17. Постарайтесь запомнить, в какое время произошло одомашнивание животных и окультуривание растений.

Укажите на карточках, какое животноё ( растение) изображено? В какое время оно одомашнено (окультурено)?

Приём «Автобусная остановка» - карточки по кругу передаются другим группам, отслеживается правильность выполнения задания.

- Какой можно сделать вывод из полученной информации? (Одомашнивание животных началось раньше, чем выращивание растений)

- Какое значение имел переход к земледелию и скотоводству? (Люди получили возможность стабильно обеспечивать себя пищей)


Физминутка


Задание 3. Тест-игра «Светофор»

Дескриптор:

- закрашивает 5 кружков «Светофора»


Задание 4:

Заполните таблицу

Виды хозяйственной деятельности

Характеристика

собирательство


охота


земледелие


скотоводство


ремёсла


Дескриптор:

- знает и называет характеристики 5 видов хозяйственной деятельности


Задание 5.

Р.И. Приём «Чтение с карандашом» - отметьте, какие ещё произошли изменения в эпоху неолита?

Р.П. Обсудите в парах, какие изменения вы отметили.

Р.Г. Обозначьте эти изменения, составив постер, взяв за основу схему на стр.17 учебника


Задание 6.

Разноуровневые тесты в программе My test

(Вариант 1 – знания;

Вариант 2- знание , понимание;

Вариант 3 – понимание, применение)


Видеоролик



Презентация, учебное пособие





















Приложение 2













Презентация


Презентация –тест;

Лист ответа





Презентация

Листы А3, фломастеры

Конец урока


Рефлексия учеников в конце урока:

- что узнал, чему научился;

- что еще не ясно;

Домашнее задание – параграф 3, прочитать, нарисовать в тетради одно из орудий труда неолита, рассказать о нём


Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень усвоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Дифференциация осуществляется через диалог и оказание поддержки, ресурсы, оценивание


Ученики совершенствовали языковые навыки: аудирование-говорение, слушание- говорение;

Методы активного обучения, приёмы «мозговой штурм», «автобусная остановка» тестирование My test

Здоровьесберегающие технологии.- задания в соответствии с возможностями учащихся

Использование на уроках разминочных упражнений и активные виды работы.


Рефлексия по уроку


Была ли реальной и доступной цель урока или учебные цели?

Все ли учащиесы достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Используйте данный раздел урока для рефлексии. Ответьте на вопросы, которые имеют важное значение в этом столбце.


Итоговая оценка


Какие две вещи прошли действительно хорошо (в том числе преподавание и учение)?


1:


2:


Какие две вещи могли бы улучшить Ваш урок (в том числе преподавание и учение)?


1:


2:


Что нового я узнал из этого урока о своем классе или об отдельных учениках, что я мог бы использовать при планировании следующего урока?



Просмотр содержимого документа
«лист ответа»

Лист ответа

ФИ учащегося_________________________________ Класс_____________

Тема: Почему люди начали заниматься земледелием и скотоводством



Задание тест-игра «Светофор»







Задание: Заполните таблицу

Виды хозяйственной деятельности

Характеристика

собирательство



охота



земледелие



скотоводство



ремёсла









Уровень успешности:

задания

баллы

Общий балл и уровень достижений

Задание тест-игра «Светофор»



Заполните таблицу



Тесты вариант





Просмотр содержимого документа
«приложение 1»

- Какие существуют источники наших знаний о прошлом?

- Что такое история?

- Что означает термин «До нашей эры»?

- Что означает термин «Наша эра»?

- Какие существуют теории происхождения человека?

- Где появился первый человек?

- Какие орудия труда были у первых людей?

- Что такое неолитическая революция?

- Что такое производящее хозяйство?

- Какие занятия были у первобытных людей?


Просмотр содержимого документа
«приложение 2»





































Просмотр содержимого презентации
«3. Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла»

Возникновение земледелия Примерно 9–10 тыс. лет назад люди научились не только брать растения у природы, но и выращивать необходимые им растения.

Возникновение земледелия

Примерно 9–10 тыс. лет назад люди научились не только брать растения у природы, но и выращивать необходимые им растения.

Собирали урожай при помощи деревянных серпов с лезвиями из острых обломков камней.

Собирали урожай при помощи деревянных серпов с лезвиями из острых обломков камней.

Первыми сельскохозяйственными растениями были пшеница, ячмень и просо.

Первыми сельскохозяйственными растениями были пшеница, ячмень и просо.

В Малой Азии найдены древнейшие поселения земледельцев, от которых земледелие распространилось по всему миру. Малая Азия

В Малой Азии найдены древнейшие поселения земледельцев, от которых земледелие распространилось по всему миру.

Малая Азия

Первым одомашненным животным была собака, которая помогала древним людям на охоте и охраняла жилище. Сэр Эдвин Ландсир

Первым одомашненным животным была собака, которая помогала древним людям на охоте и охраняла жилище.

Сэр Эдвин Ландсир

Некоторые учёные считают, что древние охотники вырастили и приручили щенков волка.

Некоторые учёные считают, что древние охотники вырастили и приручили щенков волка.

Примерно 8 тыс. лет назад люди приручили быков. Так у людей появилась мощная тягловая сила. ArthurWeasley Taragui

Примерно 8 тыс. лет назад люди приручили быков. Так у людей появилась мощная тягловая сила.

ArthurWeasley

Taragui

Плуг представлял собой жердь с заострённым суком. Он позволил обрабатывать большие участки земли и глубже разрыхлять землю.

Плуг представлял собой жердь с заострённым суком. Он позволил обрабатывать большие участки земли и глубже разрыхлять землю.

Люди приручили и других животных.

Люди приручили и других животных.

С возникновением скотоводства люди смогли обеспечить себя мясом и шкурами, не рискуя жизнью на охоте. С.В. Иванов

С возникновением скотоводства люди смогли обеспечить себя мясом и шкурами, не рискуя жизнью на охоте.

С.В. Иванов

Земледелие и скотоводство — важнейшие этапы в развитии человечества.

Земледелие и скотоводство — важнейшие этапы в развитии человечества.

Мастера–гончары делали горшки и кувшины, в которых можно было готовить пищу, хранить запасы еды и воду.

Мастера–гончары делали горшки и кувшины, в которых можно было готовить пищу, хранить запасы еды и воду.

Люди научились получать нити из льна и шерсти домашних животных.

Люди научились получать нити из льна и шерсти домашних животных.

Примерно 7 тыс. лет назад люди научились обрабатывать металлы.

Примерно 7 тыс. лет назад люди научились обрабатывать металлы.

Жители Передней Азии первыми научились обрабатывать медь. Малая Азия

Жители Передней Азии первыми научились обрабатывать медь.

Малая Азия

Одновременно с медью люди научились плавить серебро и золото, но это были редкие металлы и их использовали для украшений.

Одновременно с медью люди научились плавить серебро и золото, но это были редкие металлы и их использовали для украшений.

Просмотр содержимого презентации
«игра»

Почему люди стали заниматься земледелием и скотоводством Рисунок женщины из учебника Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И., стр. 21 Рисунок мужчины http://festival.1september.ru/articles/557315/08.jpg

Почему люди стали заниматься земледелием и скотоводством

Рисунок женщины из учебника Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И., стр. 21

Рисунок мужчины http://festival.1september.ru/articles/557315/08.jpg

№ 3 Переход от производящего хозяйства к присваивающему называется неолитической революцией да нет Очень хорошо!!! Быстрей беги!!!

3

Переход от производящего хозяйства к присваивающему называется неолитической революцией

да

нет

Очень

хорошо!!!

Быстрей беги!!!

№ 1 Время неолита 5-3 тыс. лет до н.э.? да  нет Испугался? Молодец!!!

1

Время неолита 5-3 тыс. лет до н.э.?

да

нет

Испугался?

Молодец!!!

№ 5 Постоянные жилища люди начали строить в эпоху неолита…?  да нет В следующий  раз укушу!!! Замечательно!!!

5

Постоянные жилища люди начали строить в эпоху неолита…?

да

нет

В следующий

раз укушу!!!

Замечательно!!!

№ 7 Одомашнивание животных началось раньше, чем выращивание растений? да. нет. Молодец! Как не стыдно!!!

7

Одомашнивание животных началось раньше, чем выращивание растений?

да.

нет.

Молодец!

Как не

стыдно!!!

№ 8 Неолит называют эпохой глиняных горшков?  да нет  МолодЕЕЕц!!! Щас укушу!!!

8

Неолит называют эпохой глиняных горшков?

да

нет

МолодЕЕЕц!!!

Щас укушу!!!

Вы МОЛОДЦЫ!!!

Вы МОЛОДЦЫ!!!

Просмотр содержимого презентации
«урок почему люди начали заниматься земледел. и скотовод.»

Почему люди стали заниматься земледелием и скотоводством Рисунок женщины из учебника Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И., стр. 21 Рисунок мужчины http://festival.1september.ru/articles/557315/08.jpg

Почему люди стали заниматься земледелием и скотоводством

Рисунок женщины из учебника Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И., стр. 21

Рисунок мужчины http://festival.1september.ru/articles/557315/08.jpg

Рисунок женщины из учебника Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И., стр. 21 Рисунок мужчины http://festival.1september.ru/articles/557315/08.jpg Почему люди стали заниматься земледелием и скотоводством

Рисунок женщины из учебника Вигасин А., Годер Г., Свенцицкая И., стр. 21

Рисунок мужчины http://festival.1september.ru/articles/557315/08.jpg

Почему люди стали заниматься земледелием и скотоводством

Лицом к лицу

Лицом к лицу

  • Неолитическая революция – это переход от присваивающего хозяйства к производящему
Презентацмя

Презентацмя

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ 1. ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ! 2. НА ЗЕМЛЕ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО!

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ!

2. НА ЗЕМЛЕ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО!

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ!  Выдели причины и последствия перехода к земледелию и скотоводству.

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ!

Выдели причины и последствия перехода к земледелию и скотоводству.

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ! Собирать, охотиться, выкапывать, срывать, т.е. присваивать  Выращивать, вскапывать, сеять, убирать, косить, ухаживать, т.е. трудиться, или производить

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ!

Собирать, охотиться, выкапывать, срывать, т.е. присваивать

Выращивать, вскапывать, сеять, убирать, косить, ухаживать, т.е. трудиться, или производить

Окультуривание, одомашнивание 6 тыс.лет до н.э.

Окультуривание, одомашнивание 6 тыс.лет до н.э.

Физминутка

Физминутка

Тест-игра

Тест-игра

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ! Родовая община ранних земледельцев-скотоводов

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ!

Родовая община ранних земледельцев-скотоводов

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ! Родовая община охотников-рыболовов  Сравни занятия, вещи и пищу ранних земледельцев-скотоводов и охотников .  Сделай вывод об изменениях в обществе. Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление рисунков со страниц 27 и 34 Родовая община ранних земледельцев-скотоводов 12

ЕДУ МОЖНО ВЫРАЩИВАТЬ!

Родовая община охотников-рыболовов

Сравни занятия, вещи и пищу ранних земледельцев-скотоводов и охотников .

Сделай вывод об изменениях в обществе.

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление рисунков со страниц 27 и 34

Родовая община ранних земледельцев-скотоводов

12

К Е Р А М И К А от лат. кeramos  глина

К Е Р А М И К А

от лат. кeramos

глина

Развитие ремесла. В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткацкий станок. Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных. У людей появилась льня-ная и шерстяная одежда и они стали более за-щищенными перед не-погодой.

Развитие ремесла.

В это же время появилось ткачество.Был изобре-тен простейший ткацкий станок.

Нити делали из льна, или пряли из шерсти живот-ных.

У людей появилась льня-ная и шерстяная одежда и они стали более за-щищенными перед не-погодой.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ  Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство? Позиция Аргумент (ы) Я считаю, что _____________________ потому что________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________  _________________________________ Задание из рабочей тетради стр. 25.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство?

Позиция

Аргумент (ы)

Я считаю, что _____________________

потому что________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________ _________________________________

Задание из рабочей тетради стр. 25.

Неолит Новокаменный век 5-3 тысяч лет до н.э.

Неолит

Новокаменный век

5-3 тысяч лет до н.э.

  • Техника обработки камня достигла высокого уровня,
  • начали изготавливать глиняную посуду,
  • переход к производящему хозяйству: к скотоводству и земледелию
Тестирование

Тестирование

  • Домашнее задание – параграф 3, прочитать, нарисовать в тетради одно из орудий труда неолита, рассказать о нём.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!