СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Начало правление Петра Первого и его реформы"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Начало правление и реформы Петра 1

Цели урока:

  • образовательные: - Рассмотреть исторические условия  вступления Петра на престол,

                                  - Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения

  • развивающие:

-учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в паре;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику

  • воспитательные:

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, работать в малых группах

-воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Начало правление Петра Первого и его реформы"»

Дата: 20.01

Тема: Начало правление и реформы Петра 1

Цели урока:

  • образовательные: - Рассмотреть исторические условия вступления Петра на престол,

- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения

  • развивающие:

-учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;

- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;

- работать в паре;

- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику

  • воспитательные:

- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, работать в малых группах

-воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.

Тип урока: изучение нового материала

Элементы педтехнологий , применяемые на уроке:

  • элементы проектной технологии

  • групповая технология

Методы обучения, применяемые на уроке:

  • частично-поисковый

  • наглядный



Средства обучения: технические (проектор, компьютер, , наглядные  портреты, карта

Структура урока:

1. Начало урока. Организационный этап.

(д.з пр 1-2, стр 18 №5 стр 26№4,интересные факты о Петре 1)

2.Актуализация

Вступительное учителя : На прошлых уроках мы изучали тему Россия при первых Романовых. Прежде чем, приступить к изучению нового материала, давайте с вами ответим на некоторые вопросы .

Работа с презентацией

3. Этап изучения нового материала.

1. Просмотр видео о Петре

Слово учителя: О ком мы сегодня будем говорить?

Какие цели мы поставим на сегодняшний урок ?

(ответы уч-ся)

  1. Дать характеристику Петру Первому

  2. Что было им сделано в период его правления

Вступление учителя :

Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого».

Петр 1 ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ 1 1682-1725гг ( записать в тетрадь)

На становление царя как реформатора повлияли три события. Во-первых, это поездка Петра в Архангельск в 1693-1694 гг, моря и корабли навсегда покорили его. Вторым стали Азовские походы против турок в 1695-1696гг, во время которых он с особой силой ощутил необходимость перемен в армии и флоте. Третьим событием явилась поездка с Великим посольством в Европу в 1696-1697гг, давшая Петру возможность непосредственно познакомится с иной цивилизацией, культурой, идеями, образом жизни.

Азовские походы

Рассказ учителя

Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; ( записать в тетрадь)были предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Эти военные компании стали первым шагом на пути решения одной из основных задач, стоящих перед Россией в то время, — получения выхода к морю.

Выбор южного направления в качестве первой цели обусловлен несколькими основными причинами:

  • война с Османской империей представлялась более лёгкой задачей, чем конфликт со Швецией, закрывающей выход к Балтийскому морю.

  • взятие Азова позволило бы обезопасить южные области страны от набегов крымских татар.

  • союзники России по антитурецкой коалиции (Речь Посполитая, Австрия и Венеция) потребовали от Петра I начать военные действия против Турции.

Первый Азовский поход 1695 года

Решено было нанести удар не по крымским татарам, как в походах Голицына, а по турецкой крепости Азов. Изменён и путь следования: не через пустынные степи, а по районам Волги и Дона. Зимой и весной 1695 года на Дону были построены транспортные суда: струги, морские лодки и плоты для доставки войск, боеприпасов, артиллерии и продовольствия из дислокации к Азову. Это можно считать началом, пусть несовершенного для решения военных задач на море, но — первого русского флота.Весной 1695 года армия 3-я группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Пётр во время похода совмещал обязанности первого бомбардира и фактического руководителя всей кампании.Русская армия отвоевала у турок две крепости, и в конце июня осадила Азов (крепость в устье Дона). Гордон стал против южной стороны, Лефорт влево от него, Головин, при отряде которого находился и царь — вправо. 2 июля войска под командованием Гордона начали осадные работы. 5 июля к ним присоединились корпуса Головина и Лефорта. 14 и 16 июля русским удалось занять каланчи — две каменные башни по обоим берегам Дона, выше Азова, с протянутыми между ними железными цепями, которые преграждали речным судам выход в море. Это стало фактически наивысшим успехом в ходе кампании. Были предприняты две попытки штурма (5 августа и 25 сентября), но крепость взять не удалось. 20 октября осада была снята.

Второй Азовский поход 1696 года

Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов.Реорганизовано и командование войсками. Во главе флота поставлен Лефорт, сухопутные войска вверены боярину Шеину.Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. Сухопутная армия увеличилась вдвое, достигнув 70 000 человек. В неё также вошли украинские и донские казаки и калмыцкая конница.16 мая русские войска вновь осадили 19 июля после длительных артиллерийских обстрелов гарнизон Азова сдался. Уже к 23 июля Пётр утвердил план новых укреплений в крепости, которая к этому времени была сильно повреждена в результате артиллерийских обстрелов. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота. Для этой цели было выбрано более удачное место — 27 июля 1696 года основан Таганрог. Воевода Шеин за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом.

Подводим итоги

2.Великое посольство

Великое посольство — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах.( записать в тетрадь)

Цели Великого посольства

Посольству предстояло выполнить несколько важных задач:

  1. Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства;

  2. Благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;

  3. Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;

  4. пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение.Однако практическим его результатом стало создание предпосылок для организации коалиции против Швеции.

Полномочные послы во время Великого посольства

Великими полномочными послами были назначены:

  1. Лефорт Франц Яковлевич — генерал-адмирал, Новгородский наместник;

  2. Головин Фёдор Алексеевич — генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;

  3. Возницын Прокофий Богданович — думный дьяк, Белёвский наместник.

При них было более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов — сам царь Пётр I.

Первыми крупными городами, которые посетили русские, были Рига и Кенигсберг. Губернатор Риги не разрешил русскому царю осмотреть крепость и другие достопримечательности города. Петр в гневе назвал Ригу проклятым местом.Дальше путь посольства лежал в Курляндию, где Петра I  ждал радушный прием. Это был первый заграничный выезд русского монарха. Почти месяц гостил он у курляндского герцога Фридриха Казимира, который проявил максимальную любезность и предупредительность. Фридрих пытался склонить Петра  к союзу против Швеции, однако царя из России, пока, интересовали лишь союзники в борьбе с Турцией. Дальше путь Великого посольства лежал через Германские государства.Петр I  отделился от посольства и отправился в Нидерланды, в Амстердам, где пробыл четыре месяца. Позже он тайно поступает на службу в корабельную верфь, где получает аттестат плотника–корабела. Великое посольство побывало и в Голландской Гааге, где ознакомилось с деятельностью высших органов власти страны – Генеральными штатами.Петр I успешно совмещал деятельность дипломатической миссии  с посещением театров, музеев, различных лабораторий и мануфактур, совершенствовал свои знания в корабельном деле. Немаловажной составляющей деятельности Петра в европейском турне, был наем западных специалистов в различных областях на русскую службу.В январе 1698г Петр I прибывает с великим посольством в Англию. В Англии, он посещает верфи, ведет переговоры о заключение союза против Турции, а так же присутствует на заседаниях английского парламента. В конце апреля 1698 года он срочно отправляться в Австрию. Союз России, Польши, Австрии и Венеции против  турков  распался.В Австрии русский царь должен был не допустить подписание мирного договора. В эти годы Европа жила проблемой «Испанского наследства» и никто не обращал толком внимания на идеи и предложения молодого русского царя.Из Вены, Великое посольство должно было отправиться в Венецию, но в день отъезда 15 июля 1698 года, пришло сообщение об очередном стрелецком бунте. Петр I  поспешил в Москву, по пути он встретился с Августом II. Август II неплохо обрисовал Петру перспективу войны против Швеции, изгнание их из Балтики, и утверждение Польши и России в этом регионе.

Подводим итоги

  1. .Реформы Петра Работа в группах

Самостоятельная работа с уч-ком и заполнение таблицы стр 26

Военная реформа стр 19

Финансовая реформа стр 21

Реформа государственного управления 23

Губернская реформа стр 25

Выступление участников групп

Закрепление

Записать в тетрадь

Итоги петровских реформ:

  • 1.Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.

  • 2.Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство.

  • 3.В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.

  • 4.На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных».

  • Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.

  • Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур-и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии

  • В стране сложилась абсолютная монархия

  • Создан Сенат, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной властью

  • На смену 44 приказам Петр вводит коллегии

- «Табель о рангах» дало возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие

- Крестьянство было разделено на 2 группы: крепостные, государственные

- в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры.

Рефлексия .

Составление синквейна Петр Первый

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор

Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император

Царь? 
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император

Вывод о достижении цели урока

Домашнее задание: пр 1-2, стр 18 №5 стр 26№4,интересные факты о Петре 1

«Личность Петра Ι в истории государства Российского».




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!