Дата: 20.01
Тема: Начало правление и реформы Петра 1
Цели урока:
- Выявить необходимость преобразований и условия для их проведения
-учить умению самостоятельно работать с учебной и методической литературой;
- логически выстраивать аргументацию собственной позиции;
- работать в паре;
- развивать умение самостоятельно вычленять причины и следствия событий, явлений, давать анализ и критическую оценку историческому источнику
- воспитывать потребность заниматься самостоятельной интеллектуальной деятельностью, работать в малых группах
-воспитание патриотизма, гражданственности, высокой нравственности.
Тип урока: изучение нового материала
Элементы педтехнологий , применяемые на уроке:
Методы обучения, применяемые на уроке:
частично-поисковый
наглядный
Средства обучения: технические (проектор, компьютер, , наглядные портреты, карта
Структура урока:
1. Начало урока. Организационный этап.
(д.з пр 1-2, стр 18 №5 стр 26№4,интересные факты о Петре 1)
2.Актуализация
Вступительное учителя : На прошлых уроках мы изучали тему Россия при первых Романовых. Прежде чем, приступить к изучению нового материала, давайте с вами ответим на некоторые вопросы .
Работа с презентацией
3. Этап изучения нового материала.
1. Просмотр видео о Петре
Слово учителя: О ком мы сегодня будем говорить?
Какие цели мы поставим на сегодняшний урок ?
(ответы уч-ся)
Дать характеристику Петру Первому
Что было им сделано в период его правления
Вступление учителя :
Сегодня на уроке мы начинаем с вами разговор о правителе, чья историческая деятельность и самое главное ее последствия для судеб России и Европы, вызывает споры до сих пор. Действительно, времена не выбирают, в них живут и умирают. Многие историки делят историю России на периоды до его правления и после него. Тема раздела «Россия в эпоху Петра Великого».
Петр 1 ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ 1 1682-1725гг ( записать в тетрадь)
На становление царя как реформатора повлияли три события. Во-первых, это поездка Петра в Архангельск в 1693-1694 гг, моря и корабли навсегда покорили его. Вторым стали Азовские походы против турок в 1695-1696гг, во время которых он с особой силой ощутил необходимость перемен в армии и флоте. Третьим событием явилась поездка с Великим посольством в Европу в 1696-1697гг, давшая Петру возможность непосредственно познакомится с иной цивилизацией, культурой, идеями, образом жизни.
Азовские походы
Рассказ учителя
Азовские походы 1695 и 1696 годов — военные кампании России против Османской империи; ( записать в тетрадь)были предприняты Петром I в начале его царствования и закончились взятием турецкой крепости Азов. Эти военные компании стали первым шагом на пути решения одной из основных задач, стоящих перед Россией в то время, — получения выхода к морю.
Выбор южного направления в качестве первой цели обусловлен несколькими основными причинами:
война с Османской империей представлялась более лёгкой задачей, чем конфликт со Швецией, закрывающей выход к Балтийскому морю.
взятие Азова позволило бы обезопасить южные области страны от набегов крымских татар.
союзники России по антитурецкой коалиции (Речь Посполитая, Австрия и Венеция) потребовали от Петра I начать военные действия против Турции.
Первый Азовский поход 1695 года
Решено было нанести удар не по крымским татарам, как в походах Голицына, а по турецкой крепости Азов. Изменён и путь следования: не через пустынные степи, а по районам Волги и Дона. Зимой и весной 1695 года на Дону были построены транспортные суда: струги, морские лодки и плоты для доставки войск, боеприпасов, артиллерии и продовольствия из дислокации к Азову. Это можно считать началом, пусть несовершенного для решения военных задач на море, но — первого русского флота.Весной 1695 года армия 3-я группами под командованием Головина, Гордона и Лефорта двинулась на юг. Пётр во время похода совмещал обязанности первого бомбардира и фактического руководителя всей кампании.Русская армия отвоевала у турок две крепости, и в конце июня осадила Азов (крепость в устье Дона). Гордон стал против южной стороны, Лефорт влево от него, Головин, при отряде которого находился и царь — вправо. 2 июля войска под командованием Гордона начали осадные работы. 5 июля к ним присоединились корпуса Головина и Лефорта. 14 и 16 июля русским удалось занять каланчи — две каменные башни по обоим берегам Дона, выше Азова, с протянутыми между ними железными цепями, которые преграждали речным судам выход в море. Это стало фактически наивысшим успехом в ходе кампании. Были предприняты две попытки штурма (5 августа и 25 сентября), но крепость взять не удалось. 20 октября осада была снята.
Второй Азовский поход 1696 года
Всю зиму 1696 года русская армия готовилась ко второму походу. В январе на верфях Воронежа и в Преображенском было развёрнуто масштабное строительство кораблей. Были сооружены 2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 стругов, барок и мелких судов.Реорганизовано и командование войсками. Во главе флота поставлен Лефорт, сухопутные войска вверены боярину Шеину.Был издан высочайший указ, по которому холопы, вступавшие в войско, получали свободу. Сухопутная армия увеличилась вдвое, достигнув 70 000 человек. В неё также вошли украинские и донские казаки и калмыцкая конница.16 мая русские войска вновь осадили 19 июля после длительных артиллерийских обстрелов гарнизон Азова сдался. Уже к 23 июля Пётр утвердил план новых укреплений в крепости, которая к этому времени была сильно повреждена в результате артиллерийских обстрелов. Азов не имел удобной гавани для базирования морского флота. Для этой цели было выбрано более удачное место — 27 июля 1696 года основан Таганрог. Воевода Шеин за заслуги во втором Азовском походе стал первым русским генералиссимусом.
Подводим итоги
2.Великое посольство
Великое посольство — дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697—1698 годах.( записать в тетрадь)
Цели Великого посольства
Посольству предстояло выполнить несколько важных задач:
Заручиться поддержкой европейских стран в борьбе против Османской империи и Крымского ханства;
Благодаря поддержке европейских держав получить северное побережье Чёрного моря;
Поднять престиж России в Европе сообщениями о победе в Азовских походах;
пригласить на русскую службу иностранных специалистов, заказать и закупить военные материалы, вооружение.Однако практическим его результатом стало создание предпосылок для организации коалиции против Швеции.
Полномочные послы во время Великого посольства
Великими полномочными послами были назначены:
Лефорт Франц Яковлевич — генерал-адмирал, Новгородский наместник;
Головин Фёдор Алексеевич — генерал и воинский комиссарий, Сибирский наместник;
Возницын Прокофий Богданович — думный дьяк, Белёвский наместник.
При них было более 20 дворян и до 35 волонтёров, среди которых находился урядник Преображенского полка Пётр Михайлов — сам царь Пётр I.
Первыми крупными городами, которые посетили русские, были Рига и Кенигсберг. Губернатор Риги не разрешил русскому царю осмотреть крепость и другие достопримечательности города. Петр в гневе назвал Ригу проклятым местом.Дальше путь посольства лежал в Курляндию, где Петра I ждал радушный прием. Это был первый заграничный выезд русского монарха. Почти месяц гостил он у курляндского герцога Фридриха Казимира, который проявил максимальную любезность и предупредительность. Фридрих пытался склонить Петра к союзу против Швеции, однако царя из России, пока, интересовали лишь союзники в борьбе с Турцией. Дальше путь Великого посольства лежал через Германские государства.Петр I отделился от посольства и отправился в Нидерланды, в Амстердам, где пробыл четыре месяца. Позже он тайно поступает на службу в корабельную верфь, где получает аттестат плотника–корабела. Великое посольство побывало и в Голландской Гааге, где ознакомилось с деятельностью высших органов власти страны – Генеральными штатами.Петр I успешно совмещал деятельность дипломатической миссии с посещением театров, музеев, различных лабораторий и мануфактур, совершенствовал свои знания в корабельном деле. Немаловажной составляющей деятельности Петра в европейском турне, был наем западных специалистов в различных областях на русскую службу.В январе 1698г Петр I прибывает с великим посольством в Англию. В Англии, он посещает верфи, ведет переговоры о заключение союза против Турции, а так же присутствует на заседаниях английского парламента. В конце апреля 1698 года он срочно отправляться в Австрию. Союз России, Польши, Австрии и Венеции против турков распался.В Австрии русский царь должен был не допустить подписание мирного договора. В эти годы Европа жила проблемой «Испанского наследства» и никто не обращал толком внимания на идеи и предложения молодого русского царя.Из Вены, Великое посольство должно было отправиться в Венецию, но в день отъезда 15 июля 1698 года, пришло сообщение об очередном стрелецком бунте. Петр I поспешил в Москву, по пути он встретился с Августом II. Август II неплохо обрисовал Петру перспективу войны против Швеции, изгнание их из Балтики, и утверждение Польши и России в этом регионе.
Подводим итоги
.Реформы Петра Работа в группах
Самостоятельная работа с уч-ком и заполнение таблицы стр 26
Военная реформа стр 19
Финансовая реформа стр 21
Реформа государственного управления 23
Губернская реформа стр 25
Выступление участников групп
Закрепление
Записать в тетрадь
Итоги петровских реформ:
1.Государство регулировало и контролировало все процессы развития в промышленности.
2.Мануфактурам был обеспечен сбыт продукции,так как заказчиком выступало государство.
3.В промышленности практически отсутствовала естественная конкуренция.
4.На мануфактурах использовался принудительный дешевый труд крепостных крестьян, получивших название «посессионных».
Российское правительство проводило политику меркантилизма, т.е. Устанавливало приоритет национальной промышленности и торговли, и протекционизма – юридической и фактической охраны интересов отечественной промышленности и торговли через систему льгот, субсидий, таможенных тарифов.
Практически все частные мануфактуры выполняли государственные заказы, их действия регламентировались Мануфактур-и Берт-коллегиями. Только излишки продукции они могли реализовывать на рынке по свободной цене. И все же это был рывок в процессе формирования русской буржуазии
В стране сложилась абсолютная монархия
Создан Сенат, который стал правительством России, т.к. обладал законодательной, административной и судебной властью
На смену 44 приказам Петр вводит коллегии
- «Табель о рангах» дало возможность лицам податного сословия входить в дворянское сословие
- Крестьянство было разделено на 2 группы: крепостные, государственные
- в 1721 году Святейший Синод превратили духовенство в служилое сословие, в отрасль государственной структуры.
Рефлексия .
Составление синквейна Петр Первый
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор
Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император
Царь?
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император
Вывод о достижении цели урока
Домашнее задание: пр 1-2, стр 18 №5 стр 26№4,интересные факты о Петре 1
«Личность Петра Ι в истории государства Российского».