СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока «Народы и государства Америки, Азии и Африки в Средние века»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока «Народы и государства Америки, Азии и Африки в Средние века»»

История 6 класс

29 урок


Тема урока «Народы и государства Америки, Азии и Африки в Средние века»


Цель: Знакомство с народами и государствами доколумбовой Америки

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с основными занятиями народов Америки, Африки и Азии;

2. Проследить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся познавательный интерес к истории, логическое и аналитическое мышление;

2. Продолжить работу по формированию исторических понятий и терминов;

3. Формировать умение прослеживать причинно-следственные связи, умение работать с картой.

Воспитательная:

1. Развивать эстетические взгляды учащихся, уважение к культурному наследию.


Создать условия, при которых обучающиеся смогут:

- описать хозяйственную, культурную и религиозную жизнь народов доколумбовой Америки, Африки и Азии сравнить процесс организации государств коренных народов до открытия Америки европейцами, назвать народы Америки;

- проанализировать карту и текст учебника, сформулировать выводы об особенностях народов доколумбовой Америки, Азии и Африки;

- задуматься о многообразии мира, о роли народов Америки, Африки и Азии в мировой истории и их исторической судьбе.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Оборудование: Компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Основные понятия и термины: майя, ацтеки, инки


План и этапы урока:

I. Организационный момент;

II. Изучение нового материала

1.Первые американцы.

2.Майя. Ацтеки. Инки

III. Народы Азии

IV. Закрепление изученного материала;

V. Домашнее задание

Ход урока

I. Организационный момент, приветствие, сообщение темы и цели урока


II. Изучение нового материала


1. Занятия жителей Америки.

- В каком веке европейцы впервые попали в Америку? (В XV веке)

- Почему местных жителей они назвали «индейцами»? (Потому что европейцы считали, что они попали в Индию)

- Когда и как индейцы пришли на американский континент? (30 – 15 тысяч лет назад они пришли из Азии по перешейку в районе Берингова пролива)

- Каковы были занятия жителей Америки? (Земледелие, охота, ремесло)


Постепенно индейские племена переходили к оседлой жизни, начали строить города, придумали письменность и создали свою высокую культуру.

Рассмотрим карту, показывающую расселение народов доколумбовой Америки. Майя проживали на полуострове Юкатан, ацтеки заселили территорию Мексиканского плоскогорья, а инки основались на западе Южной Америки в центральных Андах.


2. Познакомимся поближе с индейцами майя. Майя обитали на обширной территории с разнообразным климатом, растительным и животным миром: горы и равнины, влажные тропические леса, засушливые территории, земли, пересеченные реками, богатые озерами и водопадами.

Единого государства не существовало. Зато было много городов-государств: Тикаль, Копан, Паленке, Чичен-Ица и другие.

Как же жили племена майя?

Работа с историческими источниками

Испанский епископ Диего де Ланда « Сообщение о делах в Юкатане»


….майя сеяли кукурузу, а также винные деревья, хлопок, перец; мулов и быков у них заменяли люди.

Обычно в центре поселения находились храмы с красивыми площадями, вокруг храмов были расположены дома синьоров (т.е. знатных) и жрецов, затем людей наиболее богатых и почитаемых, на окраинах – людей низших. Простые люди строили за свой счет дома сеньоров, делали для них посевы и «собирали урожай, количество которого было достаточно ему (сеньору) и его дому». Сеньоры управляли делами своих общин; знатные были очень влиятельны и уважаемы. Если сеньоры выходили из селения и даже из своих домов, они вели с собой большую свиту.

- Назовите основное занятие племен майя?

- На какие слои разделялось население поселков майя?

- Опишите города майя?


В культуре майя религия играла важнейшую роль. Они поклонялись богам – полулюдям, полуживотным, принося им в жертву не только животных, но и людей.


Среди развлечений хотелось бы отметить игру в мяч, которая демонстрировала ловкость игроков, т.к. мяч из цельного каучука надо было отбивать бедром и передавать с одного края поля на другой для набора очков, стараясь, кроме того, попасть в одно из укрепленных на боковых стенах каменных колец. Попадание в кольцо, ввиду чрезвычайной трудности, давало команде моментальную победу.


К достижениям культуры майя можно отнести письменность - иероглифы, познания в математике (пользовались нулем), познания в астрономии (создан очень точный календарь).


3. Государство ацтеков

А теперь познакомимся с ацтеками. Двигаясь с севера на юг, ацтеки в XI веке заселяют территорию нынешней Мексики.

Каковы же были главные занятия племен ацтеков?

Стихотворение ацтекского поэта

Народ Кецалькоатля, ацтеки,

был многоопытным среди народов.

Все им давалось легко и просто:

камень бесценный они гранили,

золото плавили и отливали,

дивные делали украшенья

Были ацтеки очень богаты,

было еды у ацтеков вдоволь:

тыквы - так говорит преданье-

толстыми и большими были,

как жернова, початки маиса…

- Какими ремеслами владели ацтеки?

- Какие культуры выращивали?


Столицей империи ацтеков стал город Теночтитлан, построенный посреди большого озера Тескоко. Плодородной земли у горожан сначала не хватало, и они создавали «плавучие поля», на которых выращивали несколько урожаев в год.

В его центре стоял храм Кецалькоатля. Но самым большим храмом был храм бога войны Уицилопочитли, где приносились многочисленные человеческие жертвы.

Во главе государства стоял правитель – «владыка всех людей». Знатные люди занимали высокие должности, получали за службу жалованье и брали подати с населения. Во время войны создавалась армия численностью до 150 тысяч человек. Захваченных на войне пленников приносили в жертву богам или делали рабами.

В столице существовали школы для рядовых ацтеков и для знати. В обычных школах учили земледелию, ремеслам венному делу. Детей же знати учили истории, чтению, счету, ораторскому искусству. В Теночтитлане ежегодно устраивались состязания певцов-поэтов.


4. Империя инков

В суровых Андах на западе южной Америки раскинулась страна инков Перу. Из маленького царства в результате завоевания соседних племен в XIII в. образовалось государство, раскинувшееся на тысячи километров. Столицей инков стал город Куско. Правитель – Верховный Инка, Сын Солнца, которому поклонялись как живому богу. Кровные родственники Инки занимали высокие должности, а чиновниками становились знатные люди завоеванных народов. Самыми бесправными были рядовые общинники.

Государство инков было подчинено интересам войны. Армия инков побеждала своей численностью: на одного врага приходилось до 20 инкских воинов.

Население проживало общинами, состоявшими из семей землевладельцев. Каждый общинник получал надел, а женщина – половину надела. Общинник на всю жизнь был привязан к земле. На крутых склонах инки высекали площадки для посева и насыпали на них плодородную землю. Урожай делили на три части: верховному Инке, жрецам и себе.

Инки создали свою неповторимую культуру. Только здесь можно было найти особое узелковое письмо – кипу. Построенные великолепные дороги связывали столицу со всеми частями империи и служили для передачи информации (первая почта).


Но самой большой загадкой инков остается город Мачу-Пикчу

Просмотр видеофильма «Мачу-Пикчу»

Вопрос учащимся

- С какой целью был создан этот город?


III. Народы Азии

Индия. В сказках и легендах она изображалась страной несметных богатств, в этом же убеждались реальные купцы и путешественники, оказавшиеся на её шумных рынках. В чём причина легендарного богатства Индии? (Уникальный климат, благоприятствующий ведению сельского хозяйства.) Благодаря уникальному климату, индийцы получали чрезвычайно большие урожаи 2 раза в год. Страна была богата полезными ископаемыми. Индия была так богата, что не прокладывала торговые пути в соседние страны, а, наоборот, иноземные купцы спешили оказаться на её рынках. Богатства Индии были защищены с Востока, Юга и Запада морем, а с Севера – горами.

В течение нескольких столетий страна оставалась раздробленной. Возникавшие государства ожесточённо боролись друг с другом, иногда усиливались, но быстро распадались. Как назывались индийские правители? (Раджи.)

Своеобразная черта индийского общества – склонность к самоорганизации. Колоссальную роль в жизни индийца играли сельские общины. Они в свою очередь объединялись друг с другом и могли, таким образом, координировать сельскохозяйственную деятельность целых областей.

Какова ещё своеобразная черта индийского общества? (Деление на варны и касты.) Какие варны вы знаете? (Брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), щудры (слуги), неприкасаемые.) Варны в свою очередь делились на касты. При этом представители одной касты жили сравнительно обособленно, стремились не смешиваться с людьми другой касты, женились исключительно на представителях своей касты. Кастовая система сглаживала конфликты в обществе, утверждая «естественность» неравенства и взаимную необходимость каст друг для друга. Кастовая система всячески препятствовала изменению существовавших порядков.

Какая религия в Индии? Помимо индуизма некоторые индийцы исповедовали буддизм. В Индии воздвигались удивительные буддийские храмы (например, храмы пещеры Аджанты). Однако к VII-VIII вв. буддизм был окончательно вытеснен индуизмом. В начале XIII в. на Севере Индии образовалось исламское государство со столицей в Дели. Это стало началом Делийского султаната. Вскоре он покорил большую часть Индостана. Укреплению власти султаната способствовала внешняя угроза. Как вы думаете, какая? (Монголы.) Индийские раджи сплотились вокруг султана. А в начале XIV в. даже удалось нанести поражение монголам. Но недолго после этого просуществовал в прежнем виде Делийский султанат. Он не смог оправиться от удара, который ему нанёс завоеватель Тамерлан уже в конце XIV в. В итоге Делийский султанат распался на ряд княжеств.

В 15 веке в Индии побывал русский купец Афанасий Никитин, его описание является ценным источником по истории страны.


Китай. С глубокой древности на Великой Китайской равнине, раскинувшейся в нижнем течении рек Хуанхэ и Янцзы, существовали государства, которые ещё в III веке до н. э. объединились в империю. С древности и до начала XX века Китай неизменно оставался империей.

Китай был огромной страной, в конце 12 века там проживало около 100 миллионов человек – больше, чем в Европе того времени. В истории средневекового Китая обычно выделяют несколько больших периодов, называемых по правившим тогда императорским династиям.

Какое грандиозное китайское сооружение вам известно? В VII веке был прорыт Великий канал, связавший Хуанхэ и Янцзы. Его общая длина превысила 1 000 км, на работах было занято около миллиона человек. Строительство канала позволило значительно расширить территорию орошаемых земель и облегчить перевозки грузов.

Усиление единого Китая произошло при первых императорах династии Тан (618-907). В это время Китай был широко открыт внешним влияниям, особенно в сторону запада. Туда вёл Великий шёлковый путь, соединявший Китай со странами Средиземноморья.

Буддизм широко распространился в Китае, привлекая многих своей проповедью милосердия, всеобщего равенства перед лицом страданий, обещаниями благ за добрые дела и наказания за дурные. Буддизм тесно взаимодействовал с традиционным для Китая конфуцианством и с другими религиями.

Северные области завоевали племена киданей (от их наименования происходит русское название страны – Китай, воспринятое позже через монголов). Первым правителям новой династии Сун (960-1279) удалось вновь объединить почти всю страну.

В начале XIII века над Китаем нависла новая опасность: у его северных границ образовалось государство монголов. Используя вражду между империей Сун и её соседями, монголы к 1234 году завоевали север Китая, а к 1279 году под их властью оказалась вся страна. Монгольский великий хан Хубилай перенёс свою ставку на территорию Китая (в Пекин), принял императорский титул и основал новую династию Юань (1271-1368).

Правитель Китайского государства именовался Сыном Неба и императором. Его власть передавалась по наследству и официально ничем не ограничивалась. Особа императора была священной. Он считался не только повелителем всех людей, но и посредником между верховным божеством – Небом и «поднебесным миром», то есть землёй.

В китайском обществе была строгая иерархия. В целом же в китайском обществе каждый занимал отведённое ему место, которому всё в его жизни должно соответствовать: занятия и развлечения, манеры и одежда.

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую Китай не внёс бы значительный вклад.

Именно китайцы впервые изобрели книгопечатание. Правда, обилие иероглифов – в китайском языке их десятки тысяч – ограничило его возможности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобретено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и морской компас. Китайские астрономы создали удивительно точный календарь.


Япония. Япония расположена к востоку от Китая на множестве островов. Япония отличается уникальными по красоте ландшафтами, японцы очень тонко чувствуют и почитают красоту природы. В чем это выражается? Японские сады. Икебана (создание композиций из цветов). Сакура.

Островное положение Японии защищало ее от кочевников. Монголы пытались покорить японцев, но не смогли. Море кормило японцев, но и таило опасность: цунами не раз разрушали прибрежные города. Бороться со стихией японцам помогали такие качества как трудолюбие и дисциплинированность.

Большое влияние на Японию оказал Китай: чай, рис, достижения науки, медицины, иероглифы. Из Китая был воспринят и буддизм, который мирно уживался с традиционными японскими верованиями.

Возглавлял Японию император, считалось, что он происходил от богини Солнца, поэтому его власть носила церемониальный характер. Реальная власть находилась в руках влиятельных князей. Им служили профессиональные воины – самураи, получавшие землю за свою службу (как рыцари).

IV. Закрепление (самопроверка)

Ответьте «Да» или «Нет»

1. Европейцы называли коренное население Америки «индейцами», потому что считали, что они попали в Индию.

2. Народ майя населял территорию современной Мексики.

3. Столица империи ацтеков располагалась на озере.

4. Государство инков располагалось в горах Андах.

5. Любимым развлечением инков была игра в мяч.

6. Европейцы впервые попали в Америку в 15 веке.

7. У народа майя появился особый вид письменности – узелковое письмо.

8. Столицей царства инков был город Мачу-Пикчу.


V. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!