СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока: Общество как форма жизнедеятельности людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока: Общество как форма жизнедеятельности людей»

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

ТЕМА УРОКА: Общество как форма жизнедеятельности людей


Цели и задачи: познакомить с основными значениями поня­тия общество, сферами общественной жизни; характеризовать сущность общественных отношений; оценить роль социальных норм в жизни человека.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия причин появления общества как формы жизнедеятельности людей; ре­шать познавательные и практические задачи в рамках изученно­го материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; формировать относи­тельно целостное представление об обществе и человеке, о сфе­рах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; анализировать основные социальные объ­екты; объяснять явления социальной действительности;

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверст­никами; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регуля­тивные: формулировать новые задачи в учебной и познаватель­ной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оцени­вать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

3) познавательные: анализировать графическую, ху­дожественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и вто­ростепенную; использовать ранее изученный материал для ре­шения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные ис­следовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи;

личностные УУД: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, куль­турной самоидентификации личности; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Область планеты, охваченная разумной деятельностью че­ловека:

  1. биосфера 3)литосфера

  2. ноосфера 4) гидросфера

  1. Самый важный признак человека:

  1. он существо общественное

  2. нуждается в определенной тепловой среде

  3. он существо биологическое

  4. способность создавать нечто новое

  1. Важнейшее отличие человека от животных:

  1. способность создавать нечто новое

  2. способность мыслить

  3. минимальные биологические потребности

  4. инстинкт самосохранения

  1. Природа и общество:

  1. возникли одновременно с появлением человека

  2. неизменные системы

  3. изменяющиеся системы

  4. развиваются по единым законам (Проверка выполнения заданий.)



  1. Введение в новый материал

Многих мыслителей на протяжении веков интересовали во­просы:

  • Что такое общество?

  • Каким образом оно рождается?

  • Почему человечество создало такое объединение?

  • Что заставляет общество развиваться?

  • Каким будет общество в будущем?

Не потеряли актуальность эти вопросы и в наши дни. Ведь каждый человек живет в каком-то определенном обществе, яв­ляется гражданином определенного государства.


Тема урока «Общество как форма жизнедеятельности людей».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)


План урока

  1. Что мы называем обществом?

  2. Основные сферы жизни общества.

  3. Ступени развития общества.


Проблемные вопросы

  • Может ли человек жить вне общества?

  • Должен ли человек приспосабливаться к общественным условиям, которые его окружают, или он должен преобра­зовывать эти условия, делая их более удобными для своей жизни?

  1. Работа по теме урока

  1. Что мы называем обществом?

Общество — это не просто объединение людей, это целостная система связей и отношений между ними. Таким образом, обще­ство — это группа людей, создавшаяся благодаря целенаправлен­ной и разумно организованной совместной деятельности. Тер­мин «общество» в обществоведческих науках используется для

обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Связывают людей друг с другом общие интересы и общая дея­тельность в разных сферах жизни. Эти связи пронизывают всю нашу жизнь и делают каждого человека частью общественной си­стемы, т. е. объединения, при котором каждый человек зависит от всех остальных, выполняет определенную функцию и может полноценно существовать только как часть этого объединения. Целостность общества поддерживается, несмотря на внутренние конфликты и противоречия между людьми. Ведь жизнь человека вне общества невозможна.

  • Почему жизнь человека вне общества невозможна?

(Ответы учеников.)

Д. Дефо описал приключения человека, попавшего на необи­таемый остров и оказавшегося вне общества. Однако он не пере­стал быть человеком.

  • Не противоречит ли этот пример нашим размышлениям о взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества?

(Ответы учеников.)

Только общество способно передать новорожденному челове­ку тот культурный опыт, который делает его человеком — разум­ным существом, способным и желающим общаться, совместно с другими добывать средства для жизни, создавать нечто новое.

  • Назовите как можно больше словосочетаний с понятием «общество».

(Ученики называют, учитель записывает на доске.)

  • Общество охраны животных;

  • Российское историческое общество;

  • Общество любителей российской словесности;

  • Общество спасения на водах;

  • акционерное общество;

  • первобытное общество;

  • сословное общество;

  • современное общество.

Таким образом, обществами могут называть и национально­государственные образования, и добровольные объединения лю­дей по профессиям и интересам. Этот термин употребляют и когда говорят о социальном окружении человека (например, он попал в «плохое общество»). Или «Я ждал только случая, чтобы показать ему, что нисколько не дорожу его обществом» (Л. Толстой).

В науке существуют следующие объяснения сущности общества:

  1. особый самодеятельный коллектив людей;

  2. процесс коллективной деятельности (материальное произ­водство, организационная и духовно-культурная деятель­ность);

  3. система устойчивых связей между взаимодействующими людьми и социальными группами.

Изучите и прокомментируйте схему.




(Комментарии учащихся.)

Структуру общества можно представить графически следую­щим образом.













Согласны ли вы с мнением американского писателя Э. Хе­мингуэя (с. 21 учебника)?

(Ответы учеников.)


Человеческое общество развивается от простого к сложному. Общество первобытных охотников и собирателей — рабовладель­ческое общество —» феодальное общество —» капиталистическое общество.

(Подведение итогов работы по данному вопросу.)


  1. Основные сферы жизни общества

В общественную жизнь входят все явления, обусловлен­ные взаимодействием обществ и отдельных людей, находящих­ся на определенной ограниченной территории. Общественную жизнь разделяют на несколько основных сфер.

Работая в парах с п. 2 § 3 учебника и дополнительным мате­риалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии), охарактеризуйте основные сферы жизни общества и запол­ните таблицу.



ОСНОВНЫЕ сферы жизни общества

Сфера

Характеристика

Эконо­

мическая

Материальное производство и отношения, возникающие между людьми в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения (предприятия, финансо­вые организации, инвестиции и т. д.).

То, что позволяет обществу имеющиеся в его распоряже­нии ресурсы (землю, труд, капитал и управление) запу­стить в производство и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворяет жизненно важные потреб­ности людей — в пише, жилье, досуге и т. п.

Полити­

ческая

Государственное устройство, законы и правовые нормы. Основой политических отношений являются власть и все элементы, связанные с ее осуществлением

Социаль­

ная

Взаимоотношения различных групп людей (классы, соци­альные слои, нации), положение человека в обществе, ос­новные ценности и идеалы, установленные в той или иной группе.

Социальная сфера общества в широком значении — это совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние население. В данном значении она охватывает почти все слои общества.

Социальная сфера в узком смысле — социально незащи­щенные слои населения и учреждения, обслуживающие их

Духовная

Различные проявления творческого потенциала человека, его внутренний мир, представления о красоте, пережи­вания, нравственные установки, религиозные воззрения, возможность реализовать себя в различных видах искус­ства

(Проверка выполнения задания.)

Расположите сферы жизни общества по степени важности.

Свой выбор объясните.

(Проверка выполнения задания.)

Взаимодействуя в обществе, людям приходится отвечать на важные вопросы:

  • Что следует делать?

  • Что можно делать?

  • Чего нельзя делать?

  • Как нужно себя вести?

  • Как себя вести не следует?

  • Что в деятельности людей приемлемо?

  • Что нежелательно?

  • Изучите и прокомментируйте схему на с. 23 учебника. Ра­ботая в группах, установите роль норм в обществе, опреде­лите, как нормы контролируют, регулируют и направляют поведение человека. Приведите примеры.

(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)


  1. Ступени развития общества

Попробуем охарактеризовать ступени развития общества.

  • Разделитесь на три группы. Каждая группа, изучив п. 3 § 3 учебника и дополнительный материал, расскажет нам об определенной ступени развития общества от имени представителя этого общества.

Первая группа готовит сообщение о жизни человека в тради­ционном (аграрном) обществе.

Вторая группа готовит сообщение о жизни человека в инду­стриальном обществе.

Третья группа готовит сообщение о жизни человека в постин­дустриальном (информационном) обществе.





Дополнительный материал для первой группы

Традиционное общество

В эпоху господства натурального хозяйства человек был вклю­чен в биологические циклы природы, был вынужден подстраиваться под них, соизмерять свои действия с ритмом сельскохозяйственного производства.

В традиционном типе общества преобладал патриархальный уклад жизни. Для него характерны приоритет коллективизма, принадлеж­ность к обшине. Цель и средства деятельности непосредственного производителя (крестьянина, ремесленника), качество и количество выпускаемой продукции определялись ассоциацией, к которой при­надлежал человек (первобытной или крестьянской общиной, ремес­ленным цехом и т. п.), или представителями господствующего клас­са, в личной зависимости от которых этот производитель находился (сборщик ренты-налога, рабовладелец или феодал).

Развитие традиционного общества направлено на распростране­ние человечества на большие территории и сбор природных богатств. Главным рычагом социального прогресса выступала передача знаний от стариков к молодежи, строгое следование однажды установленным обычаям и традициям. Наука не вмешивалась в общественное про­изводство. Всеми общественными и жизненно важными явлениями руководила религия. Определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство.

Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII в. в результате промышленной ре­волюции. В настоящее время этот процесс захватил почти весь мир.

Дополнительный материал для второй группы

Индустриальное общество

С развитием промышленности пришла эпоха индустриального общества. Произошли коренные социально-экономические, полити­ческие и социокультурные процессы. Техника вторглась во все сферы жизни человека. Совершенствование орудий труда способствовало преодолению зависимости человека от природы, созданию предпосы­лок для перехода от естественных производительных сил к обществен­ным. Развитие техники позволило человеку увеличить меру власти над природой.

Произошло перераспределение рабочей силы. Если в аграр­ном обществе в сельскохозяйственном производстве было занято от 70—80% и выше всего населения, то в индустриальном обществе эта доля падает до 10—15%. Основная часть населения (до 80—85%) работает на промышленных предприятиях. Резко увеличивается число горожан.

На смену личной зависимости приходит личная независимость. Каждый производитель сам определяет, что, как и сколько произ­водить. кому, когда и при каких условиях реализовать свою про­дукцию.

Черты индустриального общества:

  1. рост и развитие специального и высшего образования, науки, культуры, качества жизни;

  2. переход к машинному производству;

  3. урбанизация (быстрый рос городского населения);

  4. неравномерное экономическое развитие — периоды стабиль­ного роста чередуются со спадами и кризисами;

  5. неограниченная эксплуатация природных ресурсов.

Для индустриального общества характерны резкий рост промыш­ленного и сельскохозяйственного производства; ускоренное развитие



науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; расширение возможностей просветительской и об­разовательной деятельности; рост населения и увеличение продол­жительности его жизни; значительное повышение уровня и качества жизни в сравнении с предыдущими эпохами; повышение мобильно­сти населения; разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное государство; сгла­живание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).











Дополнительный материал для третьей группы

Постиндустриальное общество

В ходе научно-технической революции наука превращается в не­посредственную производительную силу. Центр тяжести переносит­ся в непроизводственную сферу. Так, в середине 1980 гг. свыше 70% населения США было занято в сфере услуг. Если в аграрной эконо­мике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в постиндустриальном обществе решающим фактором становится информация, накопленные знания.

Если в XIX — первой половине XX в. главной формой коммуни­кации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились те­лефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время все они вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит к существен­ным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В прежние времена города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную эпоху — вблизи источников сырья и энергии, технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (например, Крем­ниевая долина в США).

Научно-техническая революция создает предпосылки для разви­тия отношений свободной индивидуальности. Личность выступает как самоцель общечеловеческого развития. Одновременно личность является главным орудием прогресса.

Выбор цели, пути ее достижения, а также организация непосред­ственного трудового процесса в постиндустриальном обществе стано­вятся не технологической, а гуманитарной задачей. Это обусловливает высокую степень самостоятельности каждого человека, придает труду подлинно свободное творческое содержание.





(Презентация результатов работы групп.)

Какие черты духовной жизни традиционного общества от­разились в поучении Конфуция:«Не сдвигай с места кам-

ней, которые установил твой отец... Ибо если новшества надобно избегать, то древности следует держаться; если новое нечисто, то старое учение свято»?

Французский историк Jle Гофф писал: «Человек не видел ни­какого смысла в свободе... Без общины не было бы и свободы. Она могла реализоваться только в состоянии зависимости, где высший гарантировал низшему уважение его прав. Свободный человек — это тот, у кого могущественный покровитель».

  • К какому обществу принадлежал человек, позицию кото­рого озвучил ученый?

(Ответы учеников.)



  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  • Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 26 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Изученный на сегодняшнем уроке материал можно предста­вить в виде следующего кластера.




(Коллективное комментирование кластера.)

Оцените свою работу на уроке, продолжив следующие фразы.

  • На сегодняшнем уроке я понял (а)...

  • Я похвалил(а) бы себя за то, что...

  • Сегодня на уроке было...

  • Общение на уроке было...


Домашнее задание

  1. Прочитать § 3 учебника.

  2. Выполнить задания 1, 3 или 4 рубрики «В классе и дома» на с. 26, 27 учебника (на выбор).

  3. Написать эссе на тему: «Человек не должен жаловаться на времена — из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его» (Т. Карлейль).



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!