Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, направленная на формирование УУД |
регулятивных | познавательных | коммуникативных |
I Объявление темы, цели и задач урока (2 мин) | Показ схемы (Приложение 1), которая поможет сформулировать тему урока. Что вы видите на схеме? (Д. колокольчик) Какой звук он издает? (Д. звон) Из этого следует что он (колокольчик) какой? (Д. звонкий) А другой колокольчик зачеркнут, значит, следующее слово противоположно по смыслу. Назовите его. (Д. глухой) Посмотрите еще раз на схему, вспомните, какие слова зашифрованы с помощью колокольчиков и назовите тему урока. Исходя из темы урока, какой будет цель урока? (Д. Узнать, какие согласные называются звонкими, а какие глухими). Назовите учебную задачу? (Д. Научиться различать звонкие и глухие согласные). | Определяют цель учебной деятельности. | Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему, цель и задачи урока. | Строят предложения, оформляя свои мысли в устной форме. |
II Планирование (2 мин.) | Планирование работы на уроке с помощью условных обозначений: - - повторение; чтение слогов, слов и предложений с Ж буквой «ж»; - изучение новой темы «Звонкие и глухие согласные»; ?! - итоги; что нового узнали? чему научились? | Планируют свои действия. | Читают и сохраняют информацию в знаково-символической системе. | Строят предложения, оформляя свои мысли в устной форме. |
III Подготовка к работе на основном этапе. (10 мин.) | Работаем по первому пункту плана - повторение и закрепление изученного. Чтение слогов и слов «цепочкой» в электронном приложении по обучению грамоте. Работа по учебнику. Чтение слогов с парными согласными «Ж» и «Ш» в таблице (с. «Азбуки») Что вы знаете о звуках, которые обозначают буквы «Ж» и «Ш»? (Дети рассказывают, что эти буквы обозначают парные согласные звуки, отмечают, что обе буквы обозначают шипящий, твердый согласный) Молодцы! Вы сказали все, что знаете! Но, вспомните тему урока. Достаточно ли ваших знаний о согласных звуках? Работаем по второму пункту плана. Постановка проблемы. Что мы хотим узнать? (Как определить звонкий согласный или глухой?) | Пытаются прогнозировать. . | Строят речевые высказывания в устной форме, выдвигают гипотезы. | Слушают высказывания друг друга. Отвечают на поставленный вопрос. |
IV Совместное «открытие новых» знаний (4 мин) (3 мин.) | Работа с «Лентой букв». Для того чтобы научиться различать согласные по звонкости и глухости, предлагаю вам эксперимент. Для проведения эксперимента нам понадобится «Лента букв», глаза, уши, ладошки. Рассмотрим «Ленту букв», какие буквы нас сейчас интересуют? (Д. Согласные «ж» и «ш») Сейчас вы закроете уши ладонями и произнесите вслух звуки, которые обозначают буквы «ж» и «ш». Проводим эксперимент. При произношении какого звука вы услышали тихий звук, а при произнесении какого более громкий, звонкий? Кто догадался, какой звук звонкий, а какой глухой? Как вы догадались? Физкультминутка. Встали. Какие вы молодцы! Похлопали себе, потопали от радости! Еще потопали, подпрыгнули. Похлопали. Раз, два – выше голова! Три, четыре – руки шире! Пять, шесть – тихо сесть. Семь, восемь – лень отбросим. | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. | Ищут и выделяют необходимую информацию из таблицы («Ленты букв»), производят простые логические действия (анализ, сравнение); на основе анализа делают выводы. | Оформляют свои мысли в устной речи. Объясняют свой выбор, отвечают на поставленный вопрос. |
V Закрепление нового (6 мин) | Интересно, а вы сможете определить звонкость и глухость остальных парных согласных? Определяем звонкость и глухость и ту пару согласных, с которой работаем, прикрепляем на доску магнитные буквы и над буквой, обозначающей звонкий согласный, прикрепляем колокольчик. (Дети работают по «цепочке» у доски). Посмотрите, что у нас получилось, и сделайте вывод о расположении звонких и глухих согласных на «Ленте букв» (Вывод: на «ленте» буквы, которые обозначают звонкие согласные, расположены вверху, а глухие – внизу). Давайте проверим ваш вывод. Как это можно сделать? Работаем с непарными согласными по алгоритму. | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, предвосхищают результат, устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели. | Строят речевое высказывание в устной форме, проводят сравнение, строят логические цепи рассуждений. | Объясняют свой выбор, отвечают на поставленный вопрос, аргументируют свои действия. |
V Контроль (5 мин) | Игра. Детям раздаются колокольчики. Задача – определить звук по глухости и звонкости и, если звучит звонкий – звонить в колокольчик. Учитель после каждого момента показывает на схеме на колокольчик (либо на зачеркнутый колокольчик). Кто считает, что справился с заданием, поднимите руки. Как вы определяли звонкость и глухость согласных звуков? А как по другому это можно сделать? (по месту на «Ленте букв» и по звуку, закрыв уши) | Оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Осуществлять познавательную рефлексию. Контролируют в форме сличения результата с заданным эталоном. | Выбирают наиболее эффективные способы решения задания. | Оформляют свои мысли в устной речи. |
VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Над какой темой работали на уроке? Какова была цель? Учебная задача? Поднимите руки те, кто справился с учебной задачей? Как вы определяли звонкость или глухость согласных звуков? Что вам помогало справиться с заданиями? Кто доволен своей работой на уроке? На этом мы урок заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Спасибо за урок. | Выделяют и осознают качество и уровень усвоения учебного материала. Оценивают свою работу на уроке, формы и методы работы, свое эмоциональное состояние. | Анализ способов деятельности и учебного материала. | Оформляют свои мысли в устной речи. |
Приложение 1.