СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира для 1 класса по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России» автор Плешаков А. А.

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип    урока: Урок изучения нового материала.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.

Развивающие:

- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие умения наблюдать;

- развитие памяти, внимательности.

Воспитательные:

- формирование умения активно работать на уроке;

- воспитание навыков самостоятельной и групповой работы.

УУД.

Личностные: смыслообразование, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учащимися сотрудничества с учителем и сверстниками, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, моделирование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Планируемые результаты.

Предметные: иметь представление о причинах возникновении дождя и ветра.

Метапредметные

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли дождя и ветра в жизни человека.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира для 1 класса по теме "Почему идёт дождь и дует ветер?"»

Конспект урока окружающий мир 1 класс



УМК «Школа России» автор Плешаков А. А.

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Задачи:

Образовательные:

- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.

Развивающие:

- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;

- развитие умения наблюдать;

- развитие памяти, внимательности.

Воспитательные:

- формирование умения активно работать на уроке;

- воспитание навыков самостоятельной и групповой работы.

УУД.

Личностные: смыслообразование, самоопределение.

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция.

Коммуникативные: планирование учащимися сотрудничества с учителем и сверстниками, достижение договорённостей и согласование общего решения.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, моделирование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Планируемые результаты.

Предметные: иметь представление о причинах возникновении дождя и ветра.

Метапредметные

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий на уроке.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли дождя и ветра в жизни человека.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ход урока

  1. Организация начала урока

- Итак, звонок на урок прозвенел, все готовы к его началу, садитесь.

- Напомните, какой предмет мы будем изучать на этом уроке?

- Продолжите фразу:

На уроках окружающего мира мы …

- А ещё разгадываем загадки и тайны природы. Этим мы сегодня и займёмся. Но сначала проверим готовность к уроку: на партах у вас лежат ….

2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Послушайте и отгадайте загадку, о каких погодных явлениях сегодня пойдёт речь: (звучит музыка дождя).

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

- Следующая загадка (звучит музыка ветра)

Летит без крыльев и поёт.

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет.


- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, вставив нужные слова в предложение:

Почему идёт …. и дует …?

- Сформулируйте цели урока, продолжив предложения:

Что такое …?

Откуда берётся …?

Какой бывает …?

Какую пользу приносит …?

- Постараемся сегодня разгадать эти тайны природы.

  1. Открытие нового знания, моделированиеобразования дождя.

- Как вы думаете, что такое дождь? (это капельки воды)

- Откуда он берётся?(из тучи)

- Как в тучу попадают капельки воды?

Опыт 1.

- Проведем небольшой эксперимент. (с детьми)

- Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя. (2 раза)

Получилось 2 мокрых пятна. Одно пусть высыхает само по себе, а другое мы посушим феном.

– Что случилось с мокрым пятном?

– Мы видели, как испарялась вода?

- На что похожа вода, которая испарилась?

– Какое пятно испарилось быстрее?

– Почему?

– А что в природе нагревает воду?

- Тоже происходит на поверхности земли.Вода непрерывно испаряется не только с поверхности рек, морей, океанов, но и с суши. Невидимый пар поднимается высоко в воздух. (схема)

- Предположите, во что он превращается высоко в воздухе?

-Почему?

- Сейчас немного отдохнём.

физкультминутка

Опыт 2.

- Проведем ещё один эксперимент. (с чайником и детьми)

- Солнце нагревает воду на поверхности нашей земли. Капельки воды превращаются в прозрачный невидимый пар. Он устремляется вверх. Поднимается всё выше и выше. Там, высоко, воздух холодный, кэто зеркало. Пар встечается с холодным воздухом и опять превращается в капельки воды.Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками. (схема)

- Предположите, что с ними происходит дальше?

Опыт 3.

- Их очень много, они соединяются, становятся крупнее. Образуется туча.(схема)

- А что происходит потом, мы увидим в следующем эксперименте.

- Возьмите в руку комок ваты, сильно сожмитев кулаке. У нас получилось маленькое облако. Опустите в тарелку с водой.

- Что происходит?

- Комочек в чаше разворачивается и набухает в воде. Так облако наполняется каплями воды и превращается в тучу. Очень осторожно приподнимаем вату над тарелкой. Что происходит?

- Так и капли воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.(схема)

- Итак, у нас получилась схема. Обобщим наши выводы, почему идёт дождь?

- Сейчас предлагаю поработать в группах. Повернитесь друг к другу и положите перед собой карточку… цвета. У нас получилась схема. С помощью схемы вставьте в текст нужные слова. Используйте слова для справок внизу текста.


Мы узнали почему идёт …… . Солнце нагревает ………на поверхности нашей земли . Она …….. и пар поднимается всё выше и выше. Он встечается с холодным воздухом и опять превращается в ……. . Капли воды сливаются и превращается в …….. . Они становятся тяжёлыми и падают…….. .

Слова для справок: воду, дождя, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.


- Проверим, что получилось.

- Молодцы.

- Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока.

Что такое дождь?

Откуда берётся дождь?

Какой бывает дождь?

Какую пользу приносит дождь?

- Какие тайны дождя мы уже отгадали?

- Итак, продолжим нашу работу в парах. Положите перед собой карточки … цвета. Внимательно рассмотрите картинку. Обсудите друг с другом к каким дождям подойдут названия: ливень, косохлёст, ситничек и почему. Соотнесите соответствующее название и цифру.

- Проверим. Почему люди дали каждому дождю такое название?(Ливень - проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек - мелкий, как из сита. Моросящий – моросит.)

- Молодцы.

- Какую пользу приносит дождь?

- Всегда ли он бывает полезным?

- Почему дождик бывает косым вы узнаете, выполнив физкультминутку?

Физкультминутка.

ДУЮТ ВЕТРЫ С ВЫСОКА,

ГНУТСЯ ВСЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ.

ВПРАВО, ВЛЕВО, ВЛЕВО, ВПРАВО.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ

ВСЕ ПОПРЫГАЕМ НА МЕСТЕ.

ВЫШЕ, ВЕСЕЛЕЙ, ВОТ ТАК

ПЕРЕХОДИМ МЫ НА ШАГ.

ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА

ЗА УРОКИ НАМ ПОРА.

- Почему дождик бывает косым Что заставляет его быть таким?

- Что такое ветер?

- Ребята, а мы можем сами получить ветер?

- Возьмите лист картона, повернитесь друг к другу и помашите. Что вы ощутили?

- Откуда он взялся?

- Мы заставили воздух двигаться.

- У нас получился ветер?

- Сделайте вывод, что такое ветер?

- Это движение воздуха. Оно на земле происходит постоянно.

-Подумайте, почему же воздух движется в природе, что его это заставляет делать?

- Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Тёплый воздух легкий. Он всегда поднимается вверх. Высоко он охлаждается и опускается вниз. Холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Таким образом получается ветер. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!

- Ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его можем охарактеризовать ветер на слайде?(безветренно, слабый, сильный)

- Откройте учебник на стр. 37. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какие слова подойдут для описания ветра.

- Молодцы.

- Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока.

Что такое ветер?

Откуда берётся ветер?

Какой бывает ветер?

Какую пользу приносит ветер?

- Какие тайны ветра мы уже отгадали?

- Какую пользу приносит ветер?

- Ветер может быть другом человека. Люди научились пользоваться силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.

Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев.

Ветер не даёт застояться плохому воздуху в большом городе, очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.

Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.

- Он всегда бывает полезным?

- Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, приносить людям несчастья. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.

- А теперь внимательно прочитайте предложения (на слайде). Подумайте, какие слова из справки внизу текста нужно вставить в текст нужные слова?


Мы изучали почему дует ….. . Солнце …….. землю по-разному. ………воздух стремится вверх, а …… воздух на его место вниз. Ветер – это ……………… воздуха.

Слова для справок: движение, ветер, тёплый и лёгкий, греет, холодный и тяжёлый.


  1. Рефлексия деятельности.

- Вспомните и назовите тему урока?

- Какие цели мы поставили на уроке?

- Удалось их решить?

- Как?

- Кто считает, что он достиг этих целей, хлопните в ладоши.























КАРТОЧКА 1.


  • Внимательно прочитайте текст и слова для справок.


Мы узнали почему идёт ……………… .

Солнце нагревает ………………. на поверхности нашей земли .

Она ……………………… и пар поднимается всё выше и выше.

Он встречается с холодным воздухом и опять превращается в ……..……. .

Капли воды сливаются и превращается в …………….. .

Они становятся тяжёлыми и падают…………….. .


Слова для справок: воду, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.


  • С помощью схемы на доске вспишите в текст нужные слова.

  • Используйте слова для справок внизу текста.



КАРТОЧКА 1.


  • Внимательно прочитайте текст и слова для справок.


Мы узнали почему идёт ……………… .

Солнце нагревает ………………. на поверхности нашей земли .

Она ……………………… и пар поднимается всё выше и выше.

Он встречается с холодным воздухом и опять превращается в ……..……. .

Капли воды сливаются и превращается в …………….. .

Они становятся тяжёлыми и падают…………….. .


Слова для справок: воду, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.


  • С помощью схемы на доске вспишите в текст нужные слова.

  • Используйте слова для справок внизу текста.




КАРТОЧКА 1.


  • Внимательно прочитайте текст и слова для справок.


Мы узнали почему идёт ……………… .

Солнце нагревает ………………. на поверхности нашей земли .

Она ……………………… и пар поднимается всё выше и выше.

Он встречается с холодным воздухом и опять превращается в ……..……. .

Капли воды сливаются и превращается в …………….. .

Они становятся тяжёлыми и падают…………….. .


Слова для справок: воду, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.


  • С помощью схемы на доске вспишите в текст нужные слова.

  • Используйте слова для справок внизу текста.



























































Физкультминутка.

ДУЮТ ВЕТРЫ С ВЫСОКА,

ГНУТСЯ ВСЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ.

ВПРАВО, ВЛЕВО, ВЛЕВО, ВПРАВО.

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ

ВСЕ ПОПРЫГАЕМ НА МЕСТЕ.

ВЫШЕ, ВЕСЕЛЕЙ, ВОТ ТАК

ПЕРЕХОДИМ МЫ НА ШАГ.

ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА

ЗА УРОКИ НАМ ПОРА.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!