Конспект урока окружающий мир 1 класс
УМК «Школа России» автор Плешаков А. А.
Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать представление о дожде и ветре, причинах их возникновения.
Развивающие:
- формирование логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развитие умения наблюдать;
- развитие памяти, внимательности.
Воспитательные:
- формирование умения активно работать на уроке;
- воспитание навыков самостоятельной и групповой работы.
УУД.
Личностные: смыслообразование, самоопределение.
Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, саморегуляция.
Коммуникативные: планирование учащимися сотрудничества с учителем и сверстниками, достижение договорённостей и согласование общего решения.
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, моделирование, установление причинно-следственных связей, осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Планируемые результаты.
Предметные: иметь представление о причинах возникновении дождя и ветра.
Метапредметные
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать правильность выполненных действий на уроке.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; использовать знаковые и графические модели, обнаружение особой роли дождя и ветра в жизни человека.
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Ход урока
Организация начала урока
- Итак, звонок на урок прозвенел, все готовы к его началу, садитесь.
- Напомните, какой предмет мы будем изучать на этом уроке?
- Продолжите фразу:
На уроках окружающего мира мы …
- А ещё разгадываем загадки и тайны природы. Этим мы сегодня и займёмся. Но сначала проверим готовность к уроку: на партах у вас лежат ….
2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
- Послушайте и отгадайте загадку, о каких погодных явлениях сегодня пойдёт речь: (звучит музыка дождя).
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
- Следующая загадка (звучит музыка ветра)
Летит без крыльев и поёт.
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет.
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, вставив нужные слова в предложение:
Почему идёт …. и дует …?
- Сформулируйте цели урока, продолжив предложения:
Что такое …?
Откуда берётся …?
Какой бывает …?
Какую пользу приносит …?
- Постараемся сегодня разгадать эти тайны природы.
Открытие нового знания, моделированиеобразования дождя.
- Как вы думаете, что такое дождь? (это капельки воды)
- Откуда он берётся?(из тучи)
- Как в тучу попадают капельки воды?
Опыт 1.
- Проведем небольшой эксперимент. (с детьми)
- Брызнем на доску из пульверизатора капельки дождя. (2 раза)
Получилось 2 мокрых пятна. Одно пусть высыхает само по себе, а другое мы посушим феном.
– Что случилось с мокрым пятном?
– Мы видели, как испарялась вода?
- На что похожа вода, которая испарилась?
– Какое пятно испарилось быстрее?
– Почему?
– А что в природе нагревает воду?
- Тоже происходит на поверхности земли.Вода непрерывно испаряется не только с поверхности рек, морей, океанов, но и с суши. Невидимый пар поднимается высоко в воздух. (схема)
- Предположите, во что он превращается высоко в воздухе?
-Почему?
- Сейчас немного отдохнём.
физкультминутка
Опыт 2.
- Проведем ещё один эксперимент. (с чайником и детьми)
- Солнце нагревает воду на поверхности нашей земли. Капельки воды превращаются в прозрачный невидимый пар. Он устремляется вверх. Поднимается всё выше и выше. Там, высоко, воздух холодный, кэто зеркало. Пар встечается с холодным воздухом и опять превращается в капельки воды.Эти капельки воды кажутся нам с земли белыми облаками. (схема)
- Предположите, что с ними происходит дальше?
Опыт 3.
- Их очень много, они соединяются, становятся крупнее. Образуется туча.(схема)
- А что происходит потом, мы увидим в следующем эксперименте.
- Возьмите в руку комок ваты, сильно сожмитев кулаке. У нас получилось маленькое облако. Опустите в тарелку с водой.
- Что происходит?
- Комочек в чаше разворачивается и набухает в воде. Так облако наполняется каплями воды и превращается в тучу. Очень осторожно приподнимаем вату над тарелкой. Что происходит?
- Так и капли воды не могут удержаться в ней и начинают падать. Идёт дождь.(схема)
- Итак, у нас получилась схема. Обобщим наши выводы, почему идёт дождь?
- Сейчас предлагаю поработать в группах. Повернитесь друг к другу и положите перед собой карточку… цвета. У нас получилась схема. С помощью схемы вставьте в текст нужные слова. Используйте слова для справок внизу текста.
Мы узнали почему идёт …… . Солнце нагревает ………на поверхности нашей земли . Она …….. и пар поднимается всё выше и выше. Он встечается с холодным воздухом и опять превращается в ……. . Капли воды сливаются и превращается в …….. . Они становятся тяжёлыми и падают…….. .
Слова для справок: воду, дождя, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.
- Проверим, что получилось.
- Молодцы.
- Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока.
Что такое дождь?
Откуда берётся дождь?
Какой бывает дождь?
Какую пользу приносит дождь?
- Какие тайны дождя мы уже отгадали?
- Итак, продолжим нашу работу в парах. Положите перед собой карточки … цвета. Внимательно рассмотрите картинку. Обсудите друг с другом к каким дождям подойдут названия: ливень, косохлёст, ситничек и почему. Соотнесите соответствующее название и цифру.
- Проверим. Почему люди дали каждому дождю такое название?(Ливень - проливной дождь. Говорят, льёт как из ведра. Ситничек - мелкий, как из сита. Моросящий – моросит.)
- Молодцы.
- Какую пользу приносит дождь?
- Всегда ли он бывает полезным?
- Почему дождик бывает косым вы узнаете, выполнив физкультминутку?
Физкультминутка.
ДУЮТ ВЕТРЫ С ВЫСОКА,
ГНУТСЯ ВСЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ.
ВПРАВО, ВЛЕВО, ВЛЕВО, ВПРАВО.
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ
ВСЕ ПОПРЫГАЕМ НА МЕСТЕ.
ВЫШЕ, ВЕСЕЛЕЙ, ВОТ ТАК
ПЕРЕХОДИМ МЫ НА ШАГ.
ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА
ЗА УРОКИ НАМ ПОРА.
- Почему дождик бывает косым Что заставляет его быть таким?
- Что такое ветер?
- Ребята, а мы можем сами получить ветер?
- Возьмите лист картона, повернитесь друг к другу и помашите. Что вы ощутили?
- Откуда он взялся?
- Мы заставили воздух двигаться.
- У нас получился ветер?
- Сделайте вывод, что такое ветер?
- Это движение воздуха. Оно на земле происходит постоянно.
-Подумайте, почему же воздух движется в природе, что его это заставляет делать?
- Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Тёплый воздух легкий. Он всегда поднимается вверх. Высоко он охлаждается и опускается вниз. Холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Таким образом получается ветер. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. Это движение воздуха!
- Ветер бывает разный. А какой – разный? Как мы его можем охарактеризовать ветер на слайде?(безветренно, слабый, сильный)
- Откройте учебник на стр. 37. Внимательно рассмотрите иллюстрацию. Какие слова подойдут для описания ветра.
- Молодцы.
- Вспомним, какие цели мы поставили в начале урока.
Что такое ветер?
Откуда берётся ветер?
Какой бывает ветер?
Какую пользу приносит ветер?
- Какие тайны ветра мы уже отгадали?
- Какую пользу приносит ветер?
- Ветер может быть другом человека. Люди научились пользоваться силой ветра. Ветер приводит в движение ветряные двигатели, которые вращают жернова мельниц, качают воду из колодцев или пруда, вырабатывают электричество.
Ветром на большие расстояния переносятся семена трав, кустарников и деревьев.
Ветер не даёт застояться плохому воздуху в большом городе, очищает воздух. Отработанные автомобильные газы, дым от заводов и фабрик ветер уносит из населённых пунктов.
Ещё в древности человек научился строить лодки и корабли, и чтобы они двигались быстрее, на корабли поставили мачты с парусами. Ветер надувал паруса и толкал корабль вперёд.
- Он всегда бывает полезным?
- Он способен двигать предметы, а лёгкие даже поднимать и переносить на некоторое расстояние, приносить людям несчастья. Обрывать провода, валить деревья, срывать крыши с домов. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч.
- А теперь внимательно прочитайте предложения (на слайде). Подумайте, какие слова из справки внизу текста нужно вставить в текст нужные слова?
Мы изучали почему дует ….. . Солнце …….. землю по-разному. ………воздух стремится вверх, а …… воздух на его место вниз. Ветер – это ……………… воздуха.
Слова для справок: движение, ветер, тёплый и лёгкий, греет, холодный и тяжёлый.
Рефлексия деятельности.
- Вспомните и назовите тему урока?
- Какие цели мы поставили на уроке?
- Удалось их решить?
- Как?
- Кто считает, что он достиг этих целей, хлопните в ладоши.
КАРТОЧКА 1.
Мы узнали почему идёт ……………… .
Солнце нагревает ………………. на поверхности нашей земли .
Она ……………………… и пар поднимается всё выше и выше.
Он встречается с холодным воздухом и опять превращается в ……..……. .
Капли воды сливаются и превращается в …………….. .
Они становятся тяжёлыми и падают…………….. .
Слова для справок: воду, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.
КАРТОЧКА 1.
Мы узнали почему идёт ……………… .
Солнце нагревает ………………. на поверхности нашей земли .
Она ……………………… и пар поднимается всё выше и выше.
Он встречается с холодным воздухом и опять превращается в ……..……. .
Капли воды сливаются и превращается в …………….. .
Они становятся тяжёлыми и падают…………….. .
Слова для справок: воду, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.
КАРТОЧКА 1.
Мы узнали почему идёт ……………… .
Солнце нагревает ………………. на поверхности нашей земли .
Она ……………………… и пар поднимается всё выше и выше.
Он встречается с холодным воздухом и опять превращается в ……..……. .
Капли воды сливаются и превращается в …………….. .
Они становятся тяжёлыми и падают…………….. .
Слова для справок: воду, дождь, вниз, испаряется, капли воды, тучу.
Физкультминутка.
ДУЮТ ВЕТРЫ С ВЫСОКА,
ГНУТСЯ ВСЕ ЦВЕТЫ И ТРАВЫ.
ВПРАВО, ВЛЕВО, ВЛЕВО, ВПРАВО.
А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ
ВСЕ ПОПРЫГАЕМ НА МЕСТЕ.
ВЫШЕ, ВЕСЕЛЕЙ, ВОТ ТАК
ПЕРЕХОДИМ МЫ НА ШАГ.
ВОТ И КОНЧИЛАСЬ ИГРА
ЗА УРОКИ НАМ ПОРА.