Урок окружающего мира. 4 класс
Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова»
Цель урока: дать первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.
Задачи урока:
-сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях.
-развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника; аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.
Универсальные учебные действия
Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.
Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.
Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.
Используемые методы: наглядный, исследовательский, проблемный , эвристический, учебный диалог.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н. Виноградова, 4 класс
Техническое оснащение: мультимедийный проектор, лупы, зеркало, листы бумаги, карточки-схемы
Педагогические технологии: деятельностный подход, исследование.
Предполагаемый результат урока: получение первоначальных знаний об особенностях кожного покрова, строении и функциях кожи, правилах личной гигиены.
Ход урока:
1.Самоопределение к деятельности СЛАЙД 1
1.Орг. момент
-Начинаем урок окружающего мира. Думаю, что, он будет интересным, познавательным. Желаю всем успехов.
2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания
-Одного мудреца спросили:
«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».
-О чем напомнил мудрец? (Главное для человека сохранить здоровье.)
-- Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас.
- Поработайте в парах и соберите русскую пословицу о здоровье на партах. (Собирают пословицу: «Здоровье дороже золота».)
- Под этим девизом пройдёт наш сегодняшний урок.
- Знания о своём организме, о мерах, применяемых для охраны здоровья- всем нам очень полезны. Вы уже познакомились с некоторыми системами организма человека, давайте повторим и проверим свои знания. Каждый получает карточку с заданием, после выполнения ваши результаты вывешиваются на доску, и мы их коллективно проверим. (Задания-схемы вывешиваются на доску. Коллективная проверка)
3. Целеполагание
-Сегодня мы продолжим изучение организма человека. Предположите, какая будет тема урока? Мы познакомимся с самым тяжелым органом человека. Вес его достигает 2кг700г, за 1мин через него проходит 460мл крови. Это единственная одежда младенца, появившегося на свет.
В этой одежде я родился,
В этой одежде я в бане помылся,
Эту одежду снять невозможно,
Эта одежда называется … (кожа).
-Правильно, мы будем говорить о коже. СЛАЙД 2
Послушайте легенду: СЛАЙД 3
В Италии в 1646(17в.) произошел случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли , и он провел ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
- Предположите, что произошло с мальчиком?
- Вы высказали свои гипотезы. А верные они или нет, я думаю мы сможем сказать в конце урока. Для нахождения ответа мы с вами станем исследователями.
4. Реализация построенного проекта. Практическая работа.
-Мы будем исследовать кожу. Составим кластер на доске.
-Итак, объект наблюдения – КОЖА. (Вывешиваю табличку на доску) СЛАЙД 4
-У древних людей кожа была одеждой. От чего она защищала человека? (Кожа защищала от солнца, холода, воды, бактерий)
- Кожа ЗАЩИЩАЕТ тело человека. (Табличку на доску)
- Предлагаю определить предметы в «Волшебном мешочке». Расскажите о ваших ощущениях, о размере, форме, материале. Назовите предмет, угадывая на ощупь. (Дети, определяя предмет, называют его свойства)
- Возьмите иголочки, дотроньтесь легонько до кончиков пальцев. Что чувствуете? (Боль)
- Прикоснитесь к стакану с водой. Что чувствуете? ( холодный) А теперь к другому (горячий)
-Кожей мы чувствуем тепло, холод, боль, прикосновения, потому что в коже расположены нервные окончания. На участке кожи величиной с монету 35 нервных окончаний)
-Какую роль выполняет кожа? (Кожа ОРГАН ОСЯЗАНИЯ) (Вывешиваю на доску)
-Выполним опыты.
П.Р.№1 Возьмите лист бумаги, сомните его.
Попробуйте разгладить этот лист бумаги. Получилось ли у вас? СЛАЙД 5
Сожмите кожу на вашей руке, отпустите.
Вернула ли ваша кожа свой первоначальный вид?
Что можете сказать о коже? (Кожа – это прочная, эластичная )
П.р. №2 СЛАЙД 6 Захватите рукой складки на пальце. Попытайтесь согнуть палец. Для чего нужны складки на коже? (Они нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела)
П.р.№3 СЛАЙД 7 Рассмотрите кожу через лупу. Что видите? (Волоски и точки)
- Волоски удерживают влагу и рассеивают прямые солнечные лучи т.е. не дают коже перегреваться. Волосы на ногах, руках и теле – отличные природные сенсоры. С их помощью мы можем великолепно чувствовать, что происходит на нашей коже, например, не ползёт ли по нашему телу какой-нибудь паразит.
- А точки, углубления называются поры. Какое значение имеют поры? ( Через поры выделяется пот) .
- П.р.№4 СЛАЙД 8 Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно)
-Что это за пятно? (Жир)
-А как жир оказался на коже? (Выделился вместе с потом)
- А зачем нужен жир на коже? (Он защищает от проникновения воды и бактерий, делает кожу эластичной )
- Значит кожа выделяет пот и жир. Кроме того, кожа участвует в газообмене. Дыхание через кожу незначительное, но всё-таки часть кислорода проникает через неё.
- Итак кожа ВЫДЕЛЯЕТ ПОТ, ЖИР и «ДЫШИТ» (Вывешиваю на доску)
- Какого цвета кожа? (Бледно-розовая)
-Сравните свою кожу с кожей с соседом по парте.
-Что заметили? Какой вывод можете сделать? (Кожа у людей разная) СЛАЙД 9
(В коже содержится особое красящееся вещество - меланин, которое определяет цвет кожи. У людей со смуглой кожей меланина больше, чем у светлокожих людей)
- Рассмотрите ладонь и отпечаток ладошки. Что заметили? (Какие-то узоры. Они разные) СЛАЙД 10
- Этот узор называется папиллярным. Отпечаток папиллярного узора не повторяется в природе, не меняется. Он своеобразный «паспорт» человека. Используется в криминалистике.
Физминутка СЛАЙД 11
- Девочки, что-то вы все такие бледные. Наверное, устали. Давайте разомнемся
- Выполним несколько физических упражнений .
Сделайте 5 приседаний, 5 прыжков на одной ноге, 5- на другой, 5- на двух.
- Посмотрите на щеки друг друга. Какого они стали цвета?
- А почему щеки покраснели? (В коже есть кровеносные сосуды).
- Когда вы бегаете, физически работаете, если жарко, сосуды кожи расширяются, больше крови притекает к поверхности, и отдаётся лишнее тепло - кожа краснеет.
- Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма - кожа бледнеет.
Таким образом, кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)
- Итак, ещё одна функция кожи РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА (Вывешиваю на доску) Кластер: КОЖА
ЗАЩИЩАЕТ РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕ-
РАТУРУ ТЕЛА
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ПОТ, ЖИР И «ДЫШИТ»
- Перечислите функции кожи, которые мы наблюдали.
Работа по учебнику
- Откройте учебник на странице 31. Прочитайте статью и рассмотрите схему «Строение кожи». СЛАЙД 12
- Из скольких слоёв состоит кожа? (Из двух)
- Что вы узнали о первом слое, какой он? (Очень тонкий)
- Верхний тонкий слой кожи называется эпидермис.
- Какой толщины второй слой? (2 мм)
-Что в нём находится? (корни волос, нервные клетки, потовые железы)
- Второй слой кожи называется дерма.
- Вы сказали, что слоёв кожи – два, а почему на схеме показан третий слой? (Это не слой кожи, это слой под кожей, богатый жиром. Поэтому его по-другому называют подкожно-жировой )
- Какую роль он выполняет? (Оберегает организм от переохлаждения, перегрева, ударов)
- Таким образом, кожа – орган человека, со сложным строением и важными функциями.
- Как вы считаете, нужно ли заботиться о коже?
- Посмотрите на слайды и сформулируйте правила заботы о коже. СЛАЙД 13, 14,15
- Найдите и прочитайте правила в учебнике, которые мы не назвали. (с. 32-33)
- СЛАЙД 16 Если не соблюдать эти правила, можно заболеть такими кожными болезнями как: герпес, лишай, дерматит, чесотка и др.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Сейчас вы поработаете в парах, ответите на вопросы теста, для того чтобы проверить свои знания и узнать, всё ли вы запомнили сегодня на уроке.
- Проверьте свои ответы СЛАЙД 17
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Вспомните, с чего мы начали изучение темы? ( С рассказа о золотом мальчике.)
- Теперь, когда мы знаем, как устроена кожа и как она функционирует, попробуем ответить на вопрос – почему умер мальчик, покрытый золотой краской? (Поры были закрыты золотом, кожа не дышала, не выделяла пот и жир, не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно заболел и умер)
- Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами
Домашнее задание: с. 30-33, Р.т. с.