СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира с презентацией "Кожа. Особенности кожного покрова." 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок даст  первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира»

Урок окружающего мира. 4 класс

Тема: «Кожа. Особенности кожного покрова»

Цель урока: дать первичное представление о строении кожи, функциях и гигиене тела.

Задачи урока:

-сформировать первичное представление о коже, ее строении и функциях.

-развивать умения анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы; создавать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, речи, наблюдательности.

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать в парах, умение слушать и слышать собеседника; аккуратность и бережное отношение к своему организму и здоровью.

Универсальные учебные действия

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу, сохранять мотивацию к учёбе, развивать способность к самооценке, умение анализировать свои действия.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, выполнять учебные действия, умело отстаивать свою позицию, вносить необходимые коррективы, уметь организовать свою деятельность, согласовывая с действиями товарища.

Познавательные: анализировать текст, делать выводы. Выделять главное, проводить сравнение. Устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения.

Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнёра высказывание, задавать вопросы. Работать в парах, контролировать свои действия.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая.

Используемые методы: наглядный, исследовательский, проблемный , эвристический, учебный диалог.

Ресурсы: Учебник «Окружающий мир» Н. Виноградова, 4 класс

Техническое оснащение: мультимедийный проектор, лупы, зеркало, листы бумаги, карточки-схемы

Педагогические технологии: деятельностный подход, исследование.

Предполагаемый результат урока: получение первоначальных знаний об особенностях кожного покрова, строении и функциях кожи, правилах личной гигиены.







Ход урока:

1.Самоопределение к деятельности СЛАЙД 1

1.Орг. момент

-Начинаем урок окружающего мира. Думаю, что, он будет интересным, познавательным. Желаю всем успехов.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания

-Одного мудреца спросили:

«Что является для человека наиболее ценным и важным в жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил:«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля».

-О чем напомнил мудрец? (Главное для человека сохранить здоровье.)

-- Здоровье - это самое главное богатство каждого из нас.

- Поработайте в парах и соберите русскую пословицу о здоровье на партах. (Собирают пословицу: «Здоровье дороже золота».)

- Под этим девизом пройдёт наш сегодняшний урок.

- Знания о своём организме, о мерах, применяемых для охраны здоровья- всем нам очень полезны. Вы уже познакомились с некоторыми системами организма человека, давайте повторим и проверим свои знания. Каждый получает карточку с заданием, после выполнения ваши результаты вывешиваются на доску, и мы их коллективно проверим. (Задания-схемы вывешиваются на доску. Коллективная проверка)

3. Целеполагание

-Сегодня мы продолжим изучение организма человека. Предположите, какая будет тема урока? Мы познакомимся с самым тяжелым органом человека. Вес его достигает 2кг700г, за 1мин через него проходит 460мл крови. Это единственная одежда младенца, появившегося на свет.

В этой одежде я родился,

В этой одежде я в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется …     (кожа).

-Правильно, мы будем говорить о коже. СЛАЙД 2

Послушайте легенду: СЛАЙД 3

В Италии в 1646(17в.) произошел случай. В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шел «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли , и он провел ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.

- Предположите, что произошло с мальчиком?

- Вы высказали свои гипотезы. А верные они или нет, я думаю мы сможем сказать в конце урока. Для нахождения ответа мы с вами станем исследователями.



4. Реализация построенного проекта.  Практическая работа.

-Мы будем исследовать кожу. Составим кластер на доске.

-Итак, объект наблюдения – КОЖА. (Вывешиваю табличку на доску) СЛАЙД 4

-У древних людей кожа была одеждой. От чего она защищала человека? (Кожа защищала от солнца, холода, воды, бактерий)

- Кожа ЗАЩИЩАЕТ тело человека. (Табличку на доску)

- Предлагаю определить предметы в «Волшебном мешочке». Расскажите о ваших ощущениях, о размере, форме, материале. Назовите предмет, угадывая на ощупь. (Дети, определяя предмет, называют его свойства)

- Возьмите иголочки, дотроньтесь легонько до кончиков пальцев. Что чувствуете? (Боль)

- Прикоснитесь к стакану с водой. Что чувствуете? ( холодный) А теперь к другому (горячий)

-Кожей мы чувствуем тепло, холод, боль, прикосновения, потому что в коже расположены нервные окончания. На участке кожи величиной с монету 35 нервных окончаний)

-Какую роль выполняет кожа? (Кожа ОРГАН ОСЯЗАНИЯ) (Вывешиваю на доску)

-Выполним опыты.

П.Р.№1 Возьмите лист бумаги, сомните его.

Попробуйте разгладить этот лист бумаги. Получилось ли у вас? СЛАЙД 5

Сожмите кожу на вашей руке, отпустите.

Вернула ли ваша кожа свой первоначальный вид?

Что можете сказать о коже? (Кожа – это прочная, эластичная )


П.р. №2 СЛАЙД 6 Захватите рукой складки на пальце. Попытайтесь согнуть палец. Для чего нужны складки на коже? (Они нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев, рук, ног и других частей тела)

П.р.№3 СЛАЙД 7 Рассмотрите кожу через лупу. Что видите? (Волоски и точки)

- Волоски удерживают влагу и рассеивают прямые солнечные лучи т.е. не дают коже перегреваться. Волосы на ногах, руках и теле – отличные природные сенсоры. С их помощью мы можем великолепно чувствовать, что происходит на нашей коже, например, не ползёт ли по нашему телу какой-нибудь паразит.

- А точки, углубления называются поры. Какое значение имеют поры? ( Через поры выделяется пот) .

- П.р.№4 СЛАЙД 8 Проведите пальцем по лбу, затем приложите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно)

-Что это за пятно? (Жир)

-А как жир оказался на коже? (Выделился вместе с потом)

- А зачем нужен жир на коже? (Он защищает от проникновения воды и бактерий, делает кожу эластичной )

- Значит кожа выделяет пот и жир. Кроме того, кожа участвует в газообмене. Дыхание через кожу незначительное, но всё-таки часть кислорода проникает через неё.

- Итак кожа ВЫДЕЛЯЕТ ПОТ, ЖИР и «ДЫШИТ» (Вывешиваю на доску)

- Какого цвета кожа? (Бледно-розовая)

-Сравните свою кожу с кожей с соседом по парте.

-Что заметили? Какой вывод можете сделать? (Кожа у людей разная) СЛАЙД 9

(В коже содержится особое красящееся вещество - меланин, которое определяет цвет кожи. У людей со смуглой кожей меланина больше, чем у светлокожих людей)


- Рассмотрите ладонь и отпечаток ладошки. Что заметили? (Какие-то узоры. Они разные) СЛАЙД 10

- Этот узор называется папиллярным. Отпечаток папиллярного узора не повторяется в природе, не меняется. Он своеобразный «паспорт» человека. Используется в криминалистике.

Физминутка СЛАЙД 11

- Девочки, что-то вы все такие бледные. Наверное, устали. Давайте разомнемся

- Выполним несколько физических упражнений .

Сделайте 5 приседаний, 5 прыжков на одной ноге, 5- на другой, 5- на двух.

- Посмотрите на щеки друг друга. Какого они стали цвета?

- А почему щеки покраснели? (В коже есть кровеносные сосуды).

- Когда вы бегаете, физически работаете, если жарко, сосуды кожи расширяются, больше крови притекает к поверхности, и отдаётся лишнее тепло - кожа краснеет.

- Если холодно, то кровеносные сосуды сокращаются, меньше крови притекает к поверхности тела, тепло сохраняется внутри организма - кожа бледнеет.

Таким образом, кожа поддерживает нормальную температуру тела (36,6 С)



- Итак, ещё одна функция кожи РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА (Вывешиваю на доску) Кластер: КОЖА

ЗАЩИЩАЕТ РЕГУЛИРУЕТ ТЕМПЕ-

РАТУРУ ТЕЛА

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ ВЫДЕЛЯЕТ ПОТ, ЖИР И «ДЫШИТ»

- Перечислите функции кожи, которые мы наблюдали.

Работа по учебнику

- Откройте учебник на странице 31. Прочитайте статью и рассмотрите схему «Строение кожи». СЛАЙД 12

- Из скольких слоёв состоит кожа? (Из двух)

- Что вы узнали о первом слое, какой он? (Очень тонкий)

- Верхний тонкий слой кожи называется эпидермис.

- Какой толщины второй слой? (2 мм)

-Что в нём находится? (корни волос, нервные клетки, потовые железы)

- Второй слой кожи называется дерма.

- Вы сказали, что слоёв кожи – два, а почему на схеме показан третий слой? (Это не слой кожи, это слой под кожей, богатый жиром. Поэтому его по-другому называют подкожно-жировой )

- Какую роль он выполняет? (Оберегает организм от переохлаждения, перегрева, ударов)

- Таким образом, кожа – орган человека, со сложным строением и важными функциями.






- Как вы считаете, нужно ли заботиться о коже?

- Посмотрите на слайды и сформулируйте правила заботы о коже. СЛАЙД 13, 14,15

- Найдите и прочитайте правила в учебнике, которые мы не назвали. (с. 32-33)

- СЛАЙД 16 Если не соблюдать эти правила, можно заболеть такими кожными болезнями как: герпес, лишай, дерматит, чесотка и др.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Сейчас вы поработаете в парах, ответите на вопросы теста, для того чтобы проверить свои знания и узнать, всё ли вы запомнили сегодня на уроке.

- Проверьте свои ответы СЛАЙД 17

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Вспомните, с чего мы начали изучение темы? ( С рассказа о золотом мальчике.)

- Теперь, когда мы знаем, как устроена кожа и как она функционирует, попробуем ответить на вопрос – почему умер мальчик, покрытый золотой краской? (Поры были закрыты золотом, кожа не дышала, не выделяла пот и жир, не выводились вредные вещества. Мальчик провел много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно заболел и умер)



- Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня на уроке:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Домашнее задание: с. 30-33, Р.т. с.





Просмотр содержимого документа
«тест»


Тест «Кожа»

1. Кожа - это

а) орган зрения

б) орган осязания

в) орган обоняния


2. Кожа помогает нам узнать

а) цвет предмета

б) шероховатость предмета

в) тёплый или холодный предмет

г) сладкий или солёный

д) размер предмета


3.Укажите нормальную температуру тела человека

а) 35,6℃

б) 36,6℃

в) 37,6℃


4.


Подпиши схему:

3


1


4

2


5


5 .Сальные железы выделяют жир, чтобы

а) ты похудел

б) препятствовать проникновению жидкости и бактерий

в) делать кожу эластичной

г) одежда скользила по телу


6. Правила ухода за кожей:

а) не используй мочалку, а то сотрёшь кожу

б) раз в неделю устраивай банный день

в) умывайся, чаще мой руки

г) после мытья ног, не вытирай их полотенцем

д) пользуйся чужими носками, обувью, полотенцем


7. Укажи верные высказывания

а) Кожа – самый обширный орган человека

б) Цвет кожи зависит от количества жир

в) Цвет кожи зависит от вещества меланина





Просмотр содержимого презентации
«f1508532312»

Урок  окружающего мира  4 класс

Урок окружающего мира

4 класс

Тема урока: « Кожа. Особенности кожного покрова. »

Тема урока: « Кожа. Особенности кожного покрова. »

Вставка рисунка SmartArt

Вставка рисунка SmartArt

Практическая работа   Опыт 1  Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни.  Что ты можешь сказать о коже?

Практическая работа

Опыт 1 Рассмотри кожу своей руки. Потрогай её, потяни. Что ты можешь сказать о коже?

Практическая работа  Опыт 2  Захвати рукой складки на пальце. Попытайся согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?

Практическая работа

Опыт 2 Захвати рукой складки на пальце. Попытайся согнуть палец. Для чего нужны складки на коже?

Практическая работа  Опыт 4  Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь?

Практическая работа

Опыт 4

Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь?

Практическая работа  Опыт 3  Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле?  Как ты это объяснишь?

Практическая работа

Опыт 3

Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к стеклу. Что осталось на стекле? Как ты это объяснишь?

Папилярный узор

Папилярный узор

СТРОЕНИЕ КОЖИ

СТРОЕНИЕ КОЖИ

Кожные заболевания.   Герпес Дерматит контактный Чесотка Чесотка        Лишай (микроспория) Чесотка

Кожные заболевания.

Герпес

Дерматит контактный

  • Чесотка
  • Чесотка

Лишай (микроспория)

Чесотка

ТЕСТ б) 2. б), в), д) 3. б) 4. 1-наружний слой 3-подкожный слой  2- внутренний слой 4- волосяная луковица  5- потовая железа 5. б), в) 6. б),в) 7. а), в)

ТЕСТ

  • б)

2. б), в), д)

3. б)

4. 1-наружний слой 3-подкожный слой

2- внутренний слой 4- волосяная луковица

5- потовая железа

5. б), в)

6. б),в)

7. а), в)

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизм:  Шевелить мозгами Краем уха Хлопать ушами

Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизм:

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

Используемые ресурсы: http://www.myfreephotoshop.com/beautiful-flowers-background-vector-material-13.html https://gallery.yopriceville.com/Free-Clipart-Pictures/School  http ://aproekt.ucoz.net/blog/chelovechki_dlja_prezentacij/2016-06-08-13

Используемые ресурсы:

  • http://www.myfreephotoshop.com/beautiful-flowers-background-vector-material-13.html
  • https://gallery.yopriceville.com/Free-Clipart-Pictures/School
  • http ://aproekt.ucoz.net/blog/chelovechki_dlja_prezentacij/2016-06-08-13


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!