4.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (проблема) | - Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха? - Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока. - Как мы можем проверить наше предположение? - Давайте с помощью учебника проверим, верно, ли определили тему урока. - Сегодня, мы открываем заседание клуба “Мы и окружающий мир”. Председателем нашего заседания будет ученик 3 класса Рипич Артём. - Записать на классной доске тему заседания или слайд 2 “Свойства воздуха”. - Предположите, что мог рассказать Миша о свойствах воздуха. Митина Алина расскажет о том, как прошло заседание клуба в школе села Мирное (с.103). - Давайте прочтем третий абзац параграфа (стр.103) - Какие вопросы задает Миша на заседании клуба?
Учитель. - Какой выход предлагает Костя Погодин? - Сформулируйте цель урока. слайд 3 - С помощью чего мы будем искать ответы на вопросы? слайд 4 Практическая часть заседания клуба Порядок работы в группе. Председатель назначает руководителей групп. Цель и план первых опытов читаем в учебнике. Коллективно в группе обсуждают план проведения опытов Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе и вклеивают в заготовку для проекта. (Записывают в тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения) | Предполагаемые ответы детей. - Этот человек шутник. - Воздух взвесить нельзя. - Воздух. - Посмотреть в учебнике. Смотрят в оглавлении или на стр.103(следующую тему урока) -Свойства воздуха. (Учитель занимает место ученика, а председатель – специально отведенное место перед доской). Председатель дает задание члену клуба. - Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло. Митина А. рассказывает Дети читают с. 103 учебника - Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно? - Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем? - Костя Погодин предлагает Мише вместе с членами клуба провести опыты с воздухом, которые помогут ему найти ответы на вопросы.
- С помощью учебника и опытов, описанных в нём. - Что вам об этом подсказало? В учебнике есть значок «Проведи опыт», и наблюдений познакомиться с новыми свойствами воздуха. Руководитель 1 группы – Рипич А. Руководитель 2 группы – Берия В. Руководитель 3 группы – Грязнов Д. | Познавательные: постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, темы. Регулятивные УУД: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе; учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
5.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ | - Давайте составим план работы. Что нам может в этом помочь? - Нам предстоит сегодня провести 3 опыта и наши наблюдения оформить в виде проекта. - Для этого, прежде всего необходимо поставить экспериментальную задачу: что будет исследоваться в результате опыта. - После окончания опыта обязательно продумывается вывод. - Какую задачу нам поставил автор учебника, предлагая вам проделать эти опыты? | - Учебник. Составляют план урока: - будем выполнять задания из учебника; - работать по построению и оформлению проекта «Свойства воздуха»; - выполнять опыты, работая в группах | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Личностные УУД: действие нравственного оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные УУД: обосновывать своё решение; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
7.ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА | Работа по учебнику стр. 104 Практическая работа. Работа в группах. -Так как у нас сегодня урок – исследование, то мы будем пользоваться оборудованием, нам нужно вспомнить « Правила поведения во время опытов». слайд 5 Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы или сообща если это сложная работа. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать. Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным. На ваших столах лежат листы оценивания. После каждой выполненной работы, вы должны себя оценить в соответствии с критериями которые напечатаны ниже таблицы. Прочитайте их. После каждой экспериментальной работы вы будете вклеивать основные выводы, которые сделаете в заготовку для проекта. Выполнение опыта № 1. Опыт1 «Воздух занимает всё свободное пространство» (чтение с. 104) Первый вопрос, который задал нам Миша - есть ли в стакане воздух. Чтобы это узнать, предлагаю провести первый опыт: - составьте план работы. Цель: проверить, занимает ли воздух пространство Выполнение опыта в группах и самооценка - Удалось ли почувствовать лёгкое сопротивление? -Удалось ли увидеть, что вода не может заполнить стакан? - Как вы думаете, что не даёт воде заполнить стакан? -Какой вывод сделаем? -Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект. - А сейчас, ребята, поразмышляйте, что если стакан увеличить до таких размеров, чтобы в нем поместился человек и погрузить перевернутый вверх дном стакан-гигант с человеком в воду, сможет ли человек в нем дышать? (между водой и дном стакана есть воздух). - Где можно использовать это устройство? - Подробнее об этом расскажет Берия Вика. Презентация слайд 7 (доклад: хрестоматия стр. 63-64) Опыт 2 «Воздух сжимаем и упруг» Чтение (с 105) –Мы немного изменим опыт . Цель: проверить, можно ли воздух сжать. Немного модернизируем опыт, заменим велосипедный насос шприцом и выполним те же манипуляции, что и со шприцом. -Составим план опыта. - Что вы почувствовали? - Что это значит? -Почему? -Когда ты отпускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение. Примечание учителя: упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место. Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ. -Какой вывод сделаем? -Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект. в) Использование в жизни слайд 8 - накачивание автомобильных шин, мячей; - опрыскивают в саду деревья от вредителей; - надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары - А знаете ли вы, сколько весит воздух? Продолжим заполнять наш проект. Опыт 3 «Воздух имеет вес» (чтение с. 106) Цель: проверить, имеет ли воздух вес. Мы немного изменим опыт, который показан в учебнике. Будем взвешивать воздух не на самодельных весах, а просто используя линейку и спинку ученического стула. Я самостоятельно для вас составила план работы, т.к. он модернизирован. Выполнение опыта. -Какой вывод сделаем? -Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект. слайд 9 Применение - Первым более 300 лет назад к всеобщему изумлению взял да и взвесил воздух знаменитый ученый Галилео Галилей. - Кстати, воздух – невидимка не такой уж и легкий. Рипич Артём выступит с докладом «А воздух совсем ничего не весит?». (доклад: хрестоматия стр. 67-68) Соревнование «Бумажные гонки». Воздухом можно двигать предметы. Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вам нужно быстрее всех «догнать» лист бумаги от доски к финишной черте. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед. Вывод: Что передвигало листы бумаги? Почему? Защита проектов. | Читают « Правила поведения во время опытов». Правила работы в группе слайд 6 1.Выслушивай товарища до конца. 2.Говори только по делу. 3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы. 4.Работай дружно. 5.Хорошее настроение – успех в работе. Критерии оценивания: -Если вы всё проделали без ошибок и лишних вопросов, то ставим «5». - Если вы всё проделали без ошибок, но иногда прибегали к помощи одноклассников, учителя, то ставим «4». - Если вы всю работу проделали с помощью, допускали неточности в выводах «3». - Если у вас ничего не получилось и вы не смогли сформулировать и записать вывод, «2» Формулируют цель опыта Составляют план работы 1. Стакан опустить в воду и понаблюдать. 2. Наклонить стакан и выпустить часть воздуха. 3. Сделать вывод и вклеить в заготовку для проекта. Вывод: воздух занимает пространство Формулируют цель опыта Составляют план работы 1. Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие шприца, а правой рукой нажми на поршень. - Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется. Вывод: воздух можно сжать. Вклей его в проект 2. Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень. 3. Сделать вывод и вклеить его в проект Вывод: воздух обладает упругостью. . - Да, воздух сжимается. - Воздух принимает прежнюю форму. Знакомство с план работы 1. Положите линейку с прикреплёнными на концах шарами на спинку стула и уравновесьте её. 2. На место соприкосновения линейки и спинки приклейте маленький стикер. 3. Открепите 1 шарик, несильно его надуйте, перекрутите в основании. Завяжите той же ниткой и прикрепите вновь на линейку 4. Положите линейку на спинку так чтобы отмеченное место соприкосновения было то же. 5. Проведите наблюдение. - Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее. Делают вывод: воздух можно взвесить. Приклейте его в на проект. По команде машут картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед. | Личностные УУД: - осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат; способность к волевому усилию; - умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Регулятивные УУД: - умение учиться и способность к организации своей деятельности: - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы, опытов) - планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами; - действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; - контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы; - оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - умение структурировать знания; - смысловое чтение - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - постановка проблемы. логические : - анализ, синтез; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные УУД: - готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; - умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников. - умение договариваться, находить общее решение практической задачи; - умение аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать; - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов; - способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы. - умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; - умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Коммуникативные – умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента) |