СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока окружающего мира по теме: "Свойства воздуха". 3 класс. УМК: ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 30

Тема урока: «Свойства воздуха»

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Форма проведения: заседание клуба

На момент проведения урока учащиеся знакомы с темами: «Океан, которого нет на карте», «Воздух- это смесь газов».

Этотурок третий  в системе уроков по теме:  «Свойства воздуха». Он  является связующим  с предыдущими темами, т.к. углубляет знания о свойствах воздуха на базе уже имеющихся. 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме: "Свойства воздуха". 3 класс. УМК: ПНШ»

Технологическая карта урока окружающего мира


Фамилия, имя, отчество: Нещадим Елена Владимировна



Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение Апанасовская СОШ

Должность: учитель начальных классов

УМК «Перспективная начальная школа»

Класс: 3

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия

Форма проведения: заседание клуба

Тема: Свойства воздуха

Продолжительность урока: 45 минут

Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания об основных свойствах воздуха в процессе опытов и практической работы;

  2. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

  3. Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).

Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;

  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;

  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;


Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию

природных богатств;

  1. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать

мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.



Планируемые результаты:

Предметные:

познакомятся практическим применением свойств воздуха;

получат представление о практическом применении свойств воздуха;

научатся с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить.

Метапредметные:

регулятивные – осуществлять коррекцию: вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и продукта;

познавательные – планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

коммуникативные – понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения.

Личностные:

- проявлять познавательную инициативу в оказании помощи одноклассникам.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» I часть авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, , Тетрадь для самостоятельной работы №1. 3 класс, авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, карточки – вопросы, лист самооценки, тушь, листы формата А4, пластиковые трубочки.

Тип урока: открытие нового знания (урок – исследование)

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.

Используемые технологии: информационные, здоровьесберегающие, исследовательские.

Используемые методы: иллюстративно-наглядный, методы устного и письменного контроля, словесный, деятельностный, самоорганизация, рефлексия.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

УУД,  формирующиеся на данном этапе

1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Слайд 1

На экран выведена таблица с условными обозначениями учебника «Окружающий мир»

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Можно ли по таблице определить к какому уроку я приготовилась?

- А вы, к какому уроку приготовились?

  



- Да. Вы приготовились к уроку окружающий мир.



- Тоже к уроку окружающего мира.

Личностные:  действие самоопределения.

 

Коммуникативные:   планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Организационный момент.


- Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся учебники, хрестоматии, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.

  • Желаю (большой)

  • Успеха (указательный)

  • Большого (средний)

  • Во всём (безымянный)

  • И везде (мизинец)

  • Здравствуй! (вся ладонь)










Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.


Личностные УУД : действие нравственно-этического оценивания усваиваемого

содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее

личностный моральный выбор

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



- Посмотрите, пожалуйста, отрывок из мультфильма «Свободный урок. Невидимка»


-О каком невидимке шла речь?


– Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса 2 класса.




 

 




- О воздухе.


- Воздух прозрачен,

бесцветен,

не имеет запаха,

плохо проводит (удерживает) тепло

Познавательные:

логические: анализ объектов с целью выделения

 в них существенных признаков.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; самооценка деятельности;

Коммуникативные УУД: готовность признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою

4.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

(проблема)

- Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?


- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.

- Как мы можем проверить наше предположение?


- Давайте с помощью учебника проверим, верно, ли определили тему урока.

- Сегодня, мы открываем заседание клуба “Мы и окружающий мир”. Председателем нашего заседания будет ученик 3 класса Рипич Артём.

- Записать на классной доске тему заседания или слайд 2 “Свойства воздуха”.

- Предположите, что мог рассказать Миша о свойствах воздуха. Митина Алина расскажет о том, как прошло заседание клуба в школе села Мирное (с.103). 

- Давайте прочтем третий абзац параграфа (стр.103)

- Какие вопросы задает Миша на заседании клуба?







Учитель.

- Какой выход предлагает Костя Погодин?






- Сформулируйте цель урока.

слайд 3

- С помощью чего мы будем искать ответы на вопросы? слайд 4


Практическая часть заседания клуба

Порядок работы в группе.

  1. Председатель назначает руководителей групп.

  2. Цель и план первых опытов читаем в учебнике. Коллективно в группе обсуждают план проведения опытов

  3. Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе и вклеивают в заготовку для проекта. (Записывают в тетради для самостоятельных работ результаты обсуждения)


Предполагаемые ответы детей.

- Этот человек шутник.

- Воздух взвесить нельзя.


- Воздух.

- Посмотреть в учебнике.



Смотрят в оглавлении или на стр.103(следующую тему урока)

-Свойства воздуха.

(Учитель занимает место ученика, а председатель – специально отведенное место перед доской).

Председатель дает задание члену клуба.

- Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло.

Митина А. рассказывает



Дети читают с. 103 учебника

- Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно?

- Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем?

- Костя Погодин предлагает Мише вместе с членами клуба провести опыты с воздухом, которые помогут ему найти ответы на вопросы.




- С помощью учебника и опытов, описанных в нём.

- Что вам об этом подсказало?

В учебнике есть значок «Проведи опыт», и наблюдений познакомиться с новыми свойствами воздуха.

Руководитель 1 группы – Рипич А.

Руководитель 2 группы – Берия В.

Руководитель 3 группы – Грязнов Д.

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное выделение и формулирование

познавательной цели, темы.



Регулятивные УУД: планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности

действий.



Коммуникативные УУД: распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнёра , обосновывать своё решение; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

договор с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.



Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение

методов информационного поиска, в том числе с помощью;

определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


5.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ















- Давайте составим план работы. Что нам может в этом помочь?

- Нам предстоит сегодня провести 3 опыта и наши наблюдения оформить в виде проекта.

 - Для этого, прежде всего необходимо поставить экспериментальную задачу: что будет исследоваться в результате опыта. - После окончания опыта обязательно продумывается вывод.

- Какую задачу нам поставил автор учебника, предлагая вам проделать эти опыты?

  - Учебник.






Составляют план урока:

- будем выполнять задания из учебника;

- работать по построению и оформлению проекта «Свойства воздуха»;

- выполнять опыты, работая в группах

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Личностные УУД: действие нравственного оценивания усваиваемого содержания,

исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный

моральный выбор.

Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное

создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового

характера; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные УУД: обосновывать своё решение; готовность признавать

возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.


6.ФИЗМИНУТКА


- Давайте закроем глаза и пофантазируем.

Представим себе тихо падающий снег, он плавно кружится, переливаясь и сверкая своими кристальными лучиками.

- Откройте глаза. Встаньте. Подставьте ладошки долгожданным снежинкам.

- Наберите воздуха, нежно сдуйте снежинки с ладоней .

- Они всё падают и падают…

- Снова подуйте на них. И ещё раз…

- А теперь повернитесь к своему другу и отправьте эти чудесные снежинки ему. Молодцы.

Выполняют движения

Коммуникативные УУД: адекватное оценивание собственного поведения и поведения

окружающих.

7.ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

  1. Работа по учебнику стр. 104

  2. Практическая работа. Работа в группах.

-Так как у нас сегодня урок – исследование, то мы будем пользоваться оборудованием, нам нужно вспомнить « Правила поведения во время опытов».

слайд 5

  1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

  2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

  3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы или сообща если это сложная работа.

  4. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.

  5. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать.

  6. Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.

На ваших столах лежат листы оценивания. После каждой выполненной работы, вы должны себя оценить в соответствии с критериями которые напечатаны ниже таблицы. Прочитайте их. После каждой экспериментальной работы вы будете вклеивать основные выводы, которые сделаете

в заготовку для проекта.

Выполнение опыта № 1.

Опыт1 «Воздух занимает всё свободное пространство» (чтение с. 104)

Первый вопрос, который задал нам Миша - есть ли в стакане воздух. Чтобы это узнать, предлагаю провести первый опыт:

- составьте план работы.

Цель: проверить, занимает ли воздух пространство

Выполнение опыта в группах и самооценка

- Удалось ли почувствовать лёгкое сопротивление?

-Удалось ли увидеть, что вода не может заполнить стакан?

- Как вы думаете, что не даёт воде заполнить стакан?

-Какой вывод сделаем?

-Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект.

- А сейчас, ребята, поразмышляйте, что если стакан увеличить до таких размеров, чтобы в нем поместился человек и погрузить перевернутый вверх дном стакан-гигант с человеком в воду, сможет ли человек в нем дышать? (между водой и дном стакана есть воздух).

- Где можно использовать это устройство?

- Подробнее об этом расскажет Берия Вика.

Презентация слайд 7

(доклад: хрестоматия стр. 63-64)

Опыт 2 «Воздух сжимаем и упруг» Чтение (с 105)

–Мы немного изменим опыт .

Цель: проверить, можно ли воздух сжать.

Немного модернизируем опыт, заменим велосипедный насос шприцом и выполним те же манипуляции, что и со шприцом.

-Составим план опыта.

- Что вы почувствовали?

- Что это значит?

-Почему?



-Когда ты отпускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Примечание учителя: упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место. Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

-Какой вывод сделаем?

-Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект.

в) Использование в жизни слайд 8

- накачивание автомобильных шин, мячей;

- опрыскивают в саду деревья от вредителей;

- надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары

- А знаете ли вы, сколько весит воздух? Продолжим заполнять наш проект.

Опыт 3 «Воздух имеет вес» (чтение с. 106)

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

Мы немного изменим опыт, который показан в учебнике. Будем взвешивать воздух не на самодельных весах, а просто используя линейку и спинку ученического стула.

Я самостоятельно для вас составила план работы, т.к. он модернизирован.

Выполнение опыта.

-Какой вывод сделаем?

-Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект.

слайд 9

Применение

- Первым более 300 лет назад к всеобщему изумлению взял да и взвесил воздух знаменитый ученый Галилео Галилей.

- Кстати, воздух – невидимка не такой уж и легкий.

Рипич Артём выступит с докладом «А воздух совсем ничего не весит?».

(доклад: хрестоматия стр. 67-68)


Соревнование «Бумажные гонки».

Воздухом можно двигать предметы. Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вам нужно быстрее всех «догнать» лист бумаги от доски к финишной черте. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.

Вывод: Что передвигало листы бумаги? Почему?

Защита проектов.










Читают « Правила поведения во время опытов».

Правила работы в группе

слайд 6


1.Выслушивай товарища до конца.

2.Говори только по делу.

3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы.

4.Работай дружно.

5.Хорошее настроение – успех в работе.







Критерии оценивания:

-Если вы всё проделали без ошибок и лишних вопросов, то ставим «5».

- Если вы всё проделали без ошибок, но иногда прибегали к помощи одноклассников, учителя, то ставим «4».

- Если вы всю работу проделали с помощью, допускали неточности в выводах «3».

- Если у вас ничего не получилось и вы не смогли сформулировать и записать вывод, «2»

Формулируют цель опыта


Составляют план работы

1. Стакан опустить в воду и понаблюдать.

2. Наклонить стакан и выпустить часть воздуха.

3. Сделать вывод и вклеить в заготовку для проекта.

Вывод: воздух занимает пространство
























Формулируют цель опыта


Составляют план работы

1. Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие шприца, а правой рукой нажми на поршень.

- Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется.

Вывод: воздух можно сжать. Вклей его в проект

2. Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.

3. Сделать вывод и вклеить его в проект

Вывод:  воздух обладает упругостью.


.



- Да, воздух сжимается.


- Воздух принимает прежнюю форму.










Знакомство с план работы

1. Положите линейку с прикреплёнными на концах шарами на спинку стула и уравновесьте её.

2. На место соприкосновения линейки и спинки приклейте маленький стикер.

3. Открепите 1 шарик, несильно его надуйте, перекрутите в основании. Завяжите той же ниткой и прикрепите вновь на линейку

4. Положите линейку на спинку так чтобы отмеченное место соприкосновения было то же.

5. Проведите наблюдение.

- Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее.

Делают вывод: воздух можно взвесить.

Приклейте его в на проект.


По команде машут картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.



Личностные УУД:

- осознание смысла учения и понимание личной ответственности за будущий результат;

способность к волевому усилию;

- умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

 



Регулятивные УУД:

- умение учиться и способность к организации своей деятельности:

- способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы, опытов)

- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими задачами;

- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;

- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;

- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.



Познавательные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- умение структурировать знания;

- смысловое чтение

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- постановка проблемы.

логические :

- анализ, синтез;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.



Коммуникативные УУД:

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

- умение предвидеть разные возможные мнения своих одноклассников.

- умение договариваться, находить общее решение практической задачи;

- умение аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов;

- способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения работы.

- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- умение адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.









































































Коммуникативные – умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера (оппонента)


8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Групповая работа

слайд 10

- Прочитайте, обсудите в группе и подготовьте ответы на вопросы.



1 группа: - Какой мяч легче, спущенный или накаченный? Почему?





2 группа: - Объясни, почему мяч теперь не прыгает?





3 группа: когда вы быстрее дойдёте из школы домой в ветреную погоду или в тихую. Почему?






1. Спущенный мяч легче – в нём меньше воздуха. А в накаченном – сжатый воздух, он тяжелее.



2. В мяче находится сжатый воздух. Ударим мячом о пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола. 



3.В тихую, т.к. ветер не будет давить на нас.

Коммуникативные – умение излагать свое мнение

 и  аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать  позицию партнера (оппонента)

9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Скажите, мы смогли ответить на вопросы Миши?

- Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

слайд 11

Ответьте мне на вопросы.

слайд 12

- Я узнал(а)…

- Мне понравилось…

- Я похвалил(а) бы себя за…

Посмотрите в свои листы самооценки. Какую оценку вы заработали за урок?

-Да смогли.

 

 


-Да, мы узнали о новых свойствах воздуха.



Личностные : осознание своих возможности

в учении, способность адекватно судить

о причинах своего успеха или неуспеха в учении,

 связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что

еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; понимание причин

успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже

в ситуациях неуспеха.


10. Рекомендации к выполнению домашнего задания

На доске висят стикеры с вашими именами. На них индивидуальные задания. Снимаем стикер со своим именем и клеим в дневник.

Рипич А., Грязнов Д. Найти материал по теме «Что такое ветер?»

Фаркаш А. Можно ли нарисовать невидимку?», хрестоматия стр.65 – 66;

Каларашан В. «А воздух совсем ничего не весит?», хрестоматия стр. 67 – 68;

Митина А. Нарисовать и рассказать, где человек использует воздух;

Никитин И. Найти и оформить на бумаге загадки , поговорки о воздухе;

Колотнев И. Пересказать «Колокол, который никогда не звонил», хрестоматия стр. 63-64;

Теренченко М. Найти и оформить на бумаге стихотворение о ветре;

Берия В. Рассказать о музыкальных инструментах, на которых играют с помощью воздуха и их нарисовать. Слайд 13

Наклеивают домашнее задание

Используемая литература:

    1. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, учебник «Окружающий мир» 3 класс I часть: Москва, Академкнига/учебник, 2013г.

    2. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, тетрадь для самостоятельной работы №1, 3 класс, Москва, Академкнига/учебник, 2013г.

    3. О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева, методическое пособие, Москва, Академкнига/учебник, 2012г.

1.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 Слайд 1

На экран выведена таблица с условными обозначениями учебника «Окружающий мир»

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Можно ли по таблице определить к какому уроку я приготовилась?

- А вы, к какому уроку приготовились?

2.Организационный момент

- Ребята, сегодня на уроке нам понадобятся учебники, хрестоматии, карандаши, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение. Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, соприкоснитесь пальчиками и пожелайте успеха.

  • Желаю (большой)

  • Успеха (указательный)

  • Большого (средний)

  • Во всём (безымянный)

  • И везде (мизинец)

  • Здравствуй! (вся ладонь)


3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- Посмотрите видео отрывок из мультфильма «Свободный урок. Невидимка»

-О каком невидимке шла речь? ( О воздухе)

– Вспомните, что вы знаете о воздухе из курса 2 класса.( Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, плохо проводит тепло)

4.ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ

- Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха? (человек –шутник)

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока. (Свойства воздуха)

- Как мы можем проверить наше предположение?

- Что бы вы подумали о человеке, который попросил взвесить ему килограмм воздуха?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока.

- Как мы можем проверить наше предположение?

- Давайте с помощью учебника проверим, верно, ли определили тему урока ( смотрят в оглавление или с. 103).

- Сегодня, мы открываем заседание клуба “Мы и окружающий мир”.



Председателем нашего заседания будет ученик 3 класса Рипич Артём. Учитель занимает место ученика, а председатель – специально отведенное место перед доской).

Председатель дает задание члену клуба или слайд 2

- Высветить на экране тему заседания “Свойства воздуха”.

- Предположите, что мог рассказать Миша о свойствах воздуха. Митина Алина расскажет о том, как прошло заседание клуба в школе села Мирное (с.103).

Рипич А.

- Давайте прочтем третий абзац параграфа (стр.103)

- Какие вопросы задает Миша на заседании клуба?

- Как доказать, что в стакане воздух, если его не видно?

- Как взвесить воздух, тяжести которого не ощущаем?

- Какой выход предлагает Костя Погодин? ( Костя Погодин предлагает Мише вместе с членами клуба провести опыты с воздухом, которые помогут ему найти ответы на вопросы).

Учитель: Сформулируйте цель урока. слайд 3

- С помощью чего мы будем искать ответы на вопросы? слайд 4

С помощью учебника и опытов, описанных в нём.

- Что вам об этом подсказало?

В учебнике есть значок «Проведи опыт», и наблюдений познакомиться с новыми свойствами воздуха.

Руководитель 1 группы – Рипич А.

Руководитель 2 группы – Берия В.

Руководитель 3 группы – Грязнов Д.

Рипич А.

- Давайте вспомним « Правила групповой работы».

Правила групповой работы. слайд 5

Читают « Правила групповой работы».

  1. Выслушивай товарища до конца.

  2. Говори только по делу.

  3. Помни: от твоей работы зависит результат всей группы.

  4. Работай дружно.

  5. Хорошее настроение – успех в работе.

Практическая часть заседания клуба

Порядок работы в группе.

2. Цель и план первых опытов читаем в учебнике. Коллективно в группе обсуждают план проведения опытов

3. Результаты опыта учащиеся обсуждают в группе. Вклеивают результаты обсуждения в заготовку для проекта. Записывают в тетрадь с. 39-40


5.ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

- Давайте составим план работы.

-Что нам может в этом помочь? учебник

- Нам предстоит сегодня провести 3 опыта и наши наблюдения оформить в виде проекта.

 - Для этого, прежде всего необходимо поставить экспериментальную задачу: что будет исследоваться в результате опыта. - После окончания опыта обязательно продумывается вывод.

- Какую задачу нам поставил автор учебника, предлагая вам проделать эти опыты

Составляют план урока:

- будем выполнять задания из учебника;

- выполнять опыты, работая в группах;

- работать по построению и оформлению проекта «Свойства воздуха»;

- Нам предстоит сегодня провести 3 опыта.

- Для этого, прежде всего необходимо поставить экспериментальную задачу: что будет исследоваться в результате опыта.

- После окончания опыта обязательно продумывается вывод и наклеивается на заготовку для проекта. Записывают в тетрадь с. 39-40

- Какую задачу нам поставил автор учебника, предлагая вам проделать эти опыты?


6.ФИЗМИНУТКА

- Давайте закроем глаза и пофантазируем.

Представим себе тихо падающий снег, он плавно кружится, переливаясь и сверкая своими кристальными лучиками.

- Откройте глаза. Встаньте. Подставьте ладошки долгожданным снежинкам.

- Наберите воздуха, нежно сдуйте снежинки с ладоней .

- Они всё падают и падают…

- Снова подуйте на них. И ещё раз…

- А теперь повернитесь к своему другу и отправьте эти чудесные снежинки ему. Молодцы!

7.ЭТАП РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА

Работа по учебнику с 104

Практическая работа в группах

- Так как у нас сегодня урок – исследование, то мы будем пользоваться оборудованием, нам нужно вспомнить

« Правила поведения во время опытов» слайд 6

1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы или сообща если это сложная работа.

4. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.

5. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать.

6. Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.

- Для быстрого решения поставленных задач мы будем работать сообща в группах. Руководители будут координировать вашу работу, оказывать помощь. Вспомним правила групповой работы

- На ваших столах лежат листы оценивания. После каждой выполненной работы, вы должны себя оценить в соответствии с критериями которые напечатаны ниже таблицы. Прочитайте их.

Критерии оценивания:

-Если вы всё проделали без ошибок и лишних вопросов, то ставим «5».

- Если вы всё проделали без ошибок, но иногда прибегали к помощи одноклассников, учителя, то ставим «4».

- Если вы всю работу проделали с помощью, допускали неточности в выводах «3».

- Если у вас ничего не получилось и вы не смогли сформулировать и записать вывод, «2»

После каждой экспериментальной работы вы будете вклеивать основные выводы, которые сделаете в заготовку для проекта.

Выполнение опыта № 1.

Опыт1 «Воздух занимает всё свободное пространство» (чтение с. 104)

-Первый вопрос, который задал нам Миша - есть ли в стакане воздух

Цель: проверить, занимает ли воздух пространство

-Чтобы это узнать, предлагаю провести первый опыт:

- Составьте план работы.

Составляют план работы

1. Стакан опустить в воду и понаблюдать.

2. Наклонить стакан и выпустить часть воздуха.

3. Сделать вывод и вклеить в заготовку для проекта

Вывод: воздух занимает пространство

Выполнение опыта в группах и самооценка

- Удалось ли почувствовать лёгкое сопротивление?

-Удалось ли увидеть, что вода не может заполнить стакан?

- Как вы думаете, что не даёт воде заполнить стакан?

-Какой вывод сделаем?

-Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект.

- А сейчас, ребята, поразмышляйте, что если стакан увеличить до таких размеров, чтобы в нем поместился человек и погрузить перевернутый вверх дном стакан-гигант с человеком в воду, сможет ли человек в нем дышать? (между водой и дном стакана есть воздух).

- Где можно использовать это устройство?

- Подробнее об этом расскажет Берия Вика.

Презентация слайд 7

(доклад: хрестоматия стр. 63-64)

Опыт 2 «Воздух сжимаем и упруг» Чтение (с 105)

Цель: проверить, можно ли воздух сжать.

Немного модернизируем опыт, заменим велосипедный насос шприцом и выполним те же манипуляции, что и с насосом.

-Составим план опыта.

Составляют план работы

1. Плотно прикрой пальцем левой руки отверстие шприца, а правой рукой нажми на поршень.

- Палец, которым закрыто отверстие, чувствует, что воздух на него очень сильно давит. Но поршень с трудом, но сдвинется.

Вывод: воздух можно сжать. Вклей его в проект

2. Потом, не убирая пальца от отверстия, отпускай поршень.

3. Сделать вывод и вклеить его в проект

Вывод:  воздух обладает упругостью.

- Что вы почувствовали?

- Что это значит?

-Почему?

-Когда ты отпускаешь поршень, он сам возвращается в первоначальное положение.

Примечание учителя: упругими называют тела, которые после прекращения сжатия принимают первоначальную форму. Сжатый воздух тоже упруг, он стремится расшириться и занять прежнее место. Вывод оформляется в тетради для самостоятельных работ.

-Какой вывод сделаем?

-Возьмите карточку и наклейте этот вывод в наш проект.

Использование в жизни слайд 8

- накачивание автомобильных шин, мячей;

- опрыскивают в саду деревья от вредителей;

- надувные игрушки, надувные круги, воздушные шары

- А знаете ли вы, сколько весит воздух? Продолжим заполнять наш проект.

Продолжим заполнять наш проект.

Опыт 3 «Воздух имеет вес» (чтение с. 106)

Цель: проверить, имеет ли воздух вес.

-Мы немного изменим опыт, который показан в учебнике. Мы будем взвешивать воздух не на самодельных весах, а просто используя линейку и спинку ученического стула.

Составьте план работы.

Составляют план работы

Знакомство с план работы

1. Положите линейку с прикреплёнными на концах шарами на спинку стула и уравновесьте её.

2. На место соприкосновения линейки и спинки приклейте маленький стикер.

3. Открепите 1 шарик, несильно его надуйте, перекрутите в основании. Завяжите той же ниткой и прикрепите вновь на линейку

4. Положите линейку на спинку так чтобы отмеченное место соприкосновения было то же.

5. Проведите наблюдение.

- Воздух, наполнивший шарик, делает его тяжелее.

Делают вывод: воздух можно взвесить.

Приклейте его в наш проект.

Применение в жизни.

- Первым более 300 лет назад к всеобщему изумлению взял да и взвесил воздух знаменитый ученый Галилео Галилей. слайд 9

- Кстати, воздух – невидимка не такой уж и легкий.

Доклад Грязнов Данил «А воздух совсем ничего не весит».

(доклад: хрестоматия стр. 67-68)

Чтобы пронаблюдать как он давит на предметы, проведём соревнование «Бумажные гонки».

Воздухом можно двигать предметы. Предлагаем устроить такую игру: каждому игроку понадобится картонка и лист бумаги. Одну сторону листа нужно отогнуть. Вам нужно быстрее всех «догнать» лист бумаги от доски к финишной черте. Теперь по команде машите картонками позади листов бумаги, и воздух будет двигать их вперед.

Вывод: Что передвигало листы бумаги? Почему?

Защита проектов.

- Прошу руководителей команд показать и прокомментировать свои проекты ?

8. ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Групповая работа слайд 10

- Прочитайте, обсудите в группе и подготовьте ответы на вопросы.

1 группа: - Какой мяч легче, спущенный или накаченный? Почему?

(Спущенный мяч легче – в нём меньше воздуха. А в накаченном – сжатый воздух, он тяжелее)

2 группа: - Объясни, почему мяч теперь не прыгает? (В мяче находится сжатый воздух. Ударим мячом о пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола).

3 группа: - Когда вы быстрее дойдёте из школы домой в ветреную погоду или в тихую. Почему? (В тихую, т.к. ветер-воздух не будет давить на нас)

9.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рипич со мной

-Скажите, мы смогли ответить на вопросы Миши?

- Как вы думаете, мы достигли поставленной цели? слайд 11

- О чём мы узнали? (О свойствах воздуха)

Ответьте мне на вопросы. слайд 12

- Я узнал(а)…

- Мне понравилось…

- Я похвалил(а) бы себя за…

Посмотрите в свои листы самооценки. Какую оценку вы заработали за урок?


10.Рекомендации к выполнению домашнего задания

На доске висят стикеры с вашими именами. На них индивидуальные задания. Снимаем стикер со своим именем и клеим в дневник.

Рипич А., Грязнов Д. Найти материал по теме «Что такое ветер?»

Фаркаш А. Можно ли нарисовать невидимку?», хрестоматия стр.65 – 66;

Каларашан В. «А воздух совсем ничего не весит?», хрестоматия стр. 67 – 68;

Митина А. Нарисовать и рассказать, где человек использует воздух;

Никитин И. Найти и оформить на бумаге загадки , поговорки о воздухе;

Колотнев И. Пересказать «Колокол, который никогда не звонил», хрестоматия стр. 63-64;

Теренченко М. Найти и оформить на бумаге стихотворение о ветре;

Берия В. Рассказать о музыкальных инструментах, на которых играют с помощью воздуха и их нарисовать

слайд 13
















































































































































Лист самооценки


по предмету окружающий мир

ФИ_____________________________________________



Вид деятельности

Отлично

Хорошо

Не очень

Плохо

Опыт1

«Воздух занимает все свободное пространство»





Опыт 2

«Воздух сжимаем и упруг»





Опыт 3

«Воздух имеет вес»





Ответ на уроке





«Бумажные гонки»





Итого:





Критерии оценивания:

-Если вы всё проделали без ошибок и лишних вопросов, то ставим «5».

- Если вы всё проделали без ошибок, но иногда прибегали к помощи одноклассников, учителя, то ставим «4».

- Если вы всю работу проделали с помощью, допускали неточности в выводах «3».

- Если у вас ничего не получилось и вы не смогли сформулировать и записать вывод, «2»

Лист самооценки

по предмету окружающий мир

ФИ_____________________________________________



Вид деятельности

Отлично

Хорошо

Не очень

Плохо

Опыт1

«Воздух занимает все свободное пространство»





Опыт 2

«Воздух сжимаем и упруг»





Опыт 3

«Воздух имеет вес»





Ответ на уроке





«Бумажные гонки»





Итого:





Критерии оценивания:

-Если вы всё проделали без ошибок и лишних вопросов, то ставим «5».

- Если вы всё проделали без ошибок, но иногда прибегали к помощи одноклассников, учителя, то ставим «4».

- Если вы всю работу проделали с помощью, допускали неточности в выводах «3».

- Если у вас ничего не получилось и вы не смогли сформулировать и записать вывод, «2»

« Правила поведения во время опытов».


1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы или сообща если это сложная работа.

4. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.

5. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать.

6. Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.








« Правила поведения во время опытов».


1. Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно пораниться.

2. Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.

3. Опыты проводятся поочередно каждым учеником группы или сообща если это сложная работа.

4. Когда опыт проводит один из учеников (экспериментатор), остальные молча наблюдают или по его просьбе помогают ему.

5. Обмен мнениями по результатам проведенного опыта начинается только после того, как руководитель разрешает его начать.

6. Переговариваться друг с другом надо тихо, не мешая остальным.







Правила работы в группе

1.Выслушивай товарища до конца.

2.Говори только по делу.

3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы.

4.Работай дружно.

5.Хорошее настроение – успех в работе.

















Правила работы в группе

1.Выслушивай товарища до конца.

2.Говори только по делу.

3.Помни: от твоей работы зависит результат всей группы.

4.Работай дружно.

5.Хорошее настроение – успех в работе.



Найти материал по теме

«Что такое ветер?»



Найти материал по теме

«Что такое ветер?»







Грязнов Д. Рипич А.

«Можно ли нарисовать невидимку?», хрестоматия стр.65 – 66;




«А воздух совсем ничего не весит?», хрестоматия стр. 67 – 68;









Каларашан В. Фаркаш А.


Найти и оформить на бумаге загадки , поговорки о воздухе



Нарисовать и рассказать, где человек использует воздух








Митина А. Никитин И.

Найти и оформить на бумаге стихотворение о ветре





«Колокол, который никогда не звонил», хрестоматия стр. 63-64;









Колотнев И. Теренченко М.



Рассказать о музыкальных инструментах, на которых играют с помощью воздуха и их нарисовать




















Берия В.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!