СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Окружающий мир" 4 класс. Наши подземные богатства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит обобщить и систематизировать знания, полученные на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России и Республики Башкортостан”, сформировать представления учащихся о подземных богатствах России и Республики Башкортостан, познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему аттест.»

  1. Описание конкурсных материалов


Автор (ФИО, ОУ, должность)

Леонтьева Галина Яковлевна

МОБУ СОШ с.Сухоречка

Учитель начальных классов

Название

Урок

Форма

Презентация

Учебный предмет, класс

Окружающий мир, 4 класс

Название темы или раздела учебного курса

«Наши подземные богатства»

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал


Цели, задачи дидактического материала

Обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России и Республики Башкортостан”. Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России и Республики Башкортостан; познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.

Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)


Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Графические изображения, анимационные эффекты, физические карты России и Башкортостана.

Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.)

Интернет ресурсы, энциклопедия, учебное пособие 4 класс.

Возможности использования дидактического материала:

- педагогом на уроке (указать этапы урока);

- учащимися




На всех этапах урока.


На всех этапах урока.


Леонтьева Галина Яковлевна

учитель начальных классов

первая категория

МОБУ СОШ с.Сухоречка

Тема урока: «Наши подземные богатства»

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, полученных на уроках предмета «Окружающий мир» при изучении темы “Полезные ископаемые России и Республики Башкортостан”.

Задачи урока:

Сформировать представления учащихся о подземных богатствах России и Республики Башкортостан; познакомить детей с полезными ископаемыми Республики Башкортостан, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам. Развивать познавательную активность, умение работать с картой. Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы. Провести физкультминутку при смене деятельности учащихся на уроке.

Наглядность: физическая карта России, карта Республики Башкортостан, таблицы добычи полезных ископаемых, коллекции полезных ископаемых, изделия из камней и глины.

Оборудование: раздаточный материал: образцы полезных ископаемых, карточки “Помощник”, “Условные обозначения полезных ископаемых”.

План проведения урока

  1. Организационный момент.

  2. Повторение по теме: “Водоемы нашего края”.

  3. Работа над новой темой “Наши подземные богатства”.

    1. Рассказ учителя о полезных ископаемых России.

    2. Работа учащихся в группах.

    3. Составление таблицы “Полезные ископаемые”.

    4. Физкультминутка.

    5. Рассказ учителя о полезных ископаемых Республики Башкортостан.

    6. Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.

    7. Решение кроссворда.

  4. Итог урока.

  5. Домашнее задание.



Ход урока Слайды
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих. Сообщение темы и цели урока

Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.

Слайд 2.

II.

Повторение по теме: “Водоемы нашего края”.

Сегодня вы узнаете о сокровищах Земли, ее подземных богатствах. Но сначала вы должны получить пропуск в мир подземных богатств. Хозяйка подземных богатств просит ответить на вопросы:

- Какие океаны омывают Россию? (Северный Ледовитый, Тихий и Атлантический океаны)

- Какие реки протекают в республике Башкортостан, в нашем районе? (река Белая, Дема, Ик ).

- Какие правила должны соблюдать люди, отдыхающие у водоемов? (Не бросать мусор в воду и не оставлять его на берегу водоема, не мыть транспортные средства у водоема, быть осторожными в воде).


III. Работа над новой темой “Наши подземные богатства”.


1) Рассказ учителя о полезных ископаемых России.

О водоемах знаете вы,
Ответы ваши достойны похвалы.
Открыты ворота подземной страны.


- Ребята, хозяйка подземной страны приготовила для нас вопросы. Попробуем ответить на них?

- Какие материалы люди используют для строительства домов?

(цемент, кирпич, бетон, лес, песок)

- А для строительства дорог?

(щебень, асфальт, бетон)

- Для строительства мостов?

(бетон, металл)

- Чем люди отапливают дома?

(дрова, уголь, газ)

- Где люди берут эти материалы?

(природа, земля)

- уголь, газ, песок, что это такое? (полезные ископаемые)

- Все полезные ископаемые можно разделить на три группы. Прочитайте по таблице на экране, какие это группы.

(работа с физической картой России).

Перед вами физическая карта России. На ней условными знаками обозначены месторождения полезных ископаемых. Полезные ископаемые добывают из глубины земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Наша страна богата различными полезными ископаемыми. Одни из них используются в строительстве – это песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом – торф, каменный уголь, нефть, природный газ. Из глубины земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные металлы. Некоторые соли используют как удобрение, а поваренную соль мы используем при приготовлении пищи.

В России большие залежи нефти и природного газа в Западной Сибири и Волго-Уральского бассейна. Имеются многочисленные месторождения каменного и бурого угля. Самыми знаменитыми являются месторождения каменного угля в районе Воркуты, Донецком бассейне, в Сибири месторождения Кузнецкого бассейна.

Огромные месторождения железных руд находятся на территории Курской магнитной аномалии, Кольского полуострова.

Особенно богаты рудными ископаемыми горные области. Здесь сосредоточены месторождения руд цветных и редких металлов – меди (Урал, Забайкалье), свинца и цинка (Алтай, Северный Кавказ, Приморье), сырье для получения алюминия – бокситы. Есть в России богатейшие месторождения золота, платины, алмазов.


2) Работа учащихся в группах.

Сегодня в группах, при помощи карточки – “Помощник”, учебника, вы познакомитесь и определите свойства следующих полезных ископаемых:

1 группа – знакомится с известняком, гранитом, песком и глиной (с.160-162 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”)..

2 группа – изучает свойства и применение торфа, угля, нефти и природного газа (с.163-167 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”).

3 группа – знакомится со свойствами и применением железной руды (с.164-165 учебника, карта края, карточки с условными обозначениями, “Помощник”).

Карточка “Помощник”.


Название.

Условное обозначение.

Свойства.

Применение.

Месторождение на территории Республики Башкортостан.

Группы работают самостоятельно.

Выступление каждой группы ребят.

По ходу выступления идет просмотр слайдов о полезных ископаемых.

1-ая группа: известняк, гранит, песок, глина

2-ая группа: торф, уголь, нефть, газ

3-я группа: железная руда


3) Составление таблицы “Полезные ископаемые”.

Проводится обсуждение изученного материала.

- Найдите на карте России и карте Башкортостана месторождения полезных ископаемых. Назовите их. Сейчас мы заполним таблицу-схему.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строительные

Горючие

Железная руда

Медная руда

Гранит,

известняк,

песок, глина

Уголь, торф, нефть,

природный газ.

4) Физкультминутка.

По дорожке шли, шли (шагаем)
Много камешков нашли. (повороты туловища)
Присели (сели), собрали (встали)
Дальше пошли.

5) Рассказ учителя о полезных ископаемых Республики Башкортостан. (работа с физической картой Башкортостана)

В Башкортостане найдено около 3000 месторождений и проявлений различных видов минерального сырья. На базе открытых геологами крупных медно-колчеданных месторождений выросли современные города: Учалы, Сибай, Баймак.

Химическая промышленность в Стерлитамаке использует месторождения известняка, гипса, каменной соли.

Территория республики характеризуется большим набором различных видов полезных ископаемых. В их числе: углеводородные полезные ископаемые — нефть, природный газ, каменный и бурый уголь, торф; руды, содержащие  медь, цинк, железо, марганец, алюминий, золото и  попутные редкие элементы; неметаллические полезные ископаемые, в том числе: сырье для химической промышленности (каменная соль, плавиковый шпат, известняк, барит, сера), агроруды (фосфорсодержащие породы, карбонатное сырье, цеолиты, глаукониты, торф, сапропель), строительные материалы (гипс, высокопрочный щебень и др.), облицовочные и поделочные камни, оптическое сырье.

В Башкортостане обнаружено более 200 месторождений нефти и газа. Наиболее крупными по запасам нефти являются Арланское, Шкаповское, Туймазинское, Серафимовское, Манчаровское и Сергеевское месторождения. Сегодня в регионе добывается более 11 миллионов тонн нефти и 360 миллионов кубометров газа в год. В нашем поселке тоже находится нефтеперекачивающая станция «Шкапово».

Идёт перекачка нефти из посёлка Субканкулово Туймазинского района, через нашу станцию, в ЛПДС г.Салават.

Основу сырьевой базы цветной металлургии Урала составляют медноколчеданные месторождения. На территории республики разведано 16 месторождений, из них четыре (Юбилейное, Подольское, Учалинское и Сибайское) относятся к числу крупнейших на Урале.

Запасы меди и цинка составляют 30 процентов и 48 процентов соответственно от запасов этих металлов по Уралу. Запасы золота в этих месторождениях исчисляются сотнями тонн. Медноколчеданные руды комплексные по своему составу. В них присутствует медь, цинк, сера, свинец, золото, серебро, кадмий, селен, теллур, индий, галлий, германий и другие. В эксплуатации находятся 8 месторождений. Руды перерабатываются на трех обогатительных фабриках.

Производство строительных материалов в республике полностью обеспечено разведанными запасами кирпичных и керамзитовых глин, песчано-гравийной смеси, строительных камней и песков, гипса, карбонатных пород для производства извести. Часть добываемого песчано-гравийного материала и щебня вывозится за пределы республики.

Залежей кирпичной глины известно 170, а керамзитной — 12. Гипс добывается в 13 местах, известняк — в 31. Месторождений песчано-гравийной смеси насчитывается 121 — они находятся по берегам рек Белой, Уфы, Демы, Урала, Юрюзани, Ика, Ая. Все эти полезные ископаемые очень востребованы в строительстве жилья и дорог.

В Белорецком и Учалинском районах имеется значительное количество проявлений декоративных яшм, строматолитовых и водорослевых известняков, габбро, долеритов, агатов, змеевиков, мрамора. Богатейшая палитра местных пород и минералов используется сегодня в камнерезных художественных мастерских Башкортостана. Ряд высокохудожественных изделий из местного камнецветного сырья демонстрируется в Музее геологии и полезных ископаемых Республики Башкортостан.

6) Обсуждение проблемы охраны, бережного и экономного использования природных богатств.

Для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно. Как и все на Земле, подземные ископаемые богатства нуждаются в охране, бережном и экономном использовании.

– Прочитайте статью “Охрана подземных богатств” (с.168-169 учебника).

Сделаем вывод:

-Что мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? (В твердом – гранит, уголь, мел, руда, в жидком – нефть, в газообразном – природный газ).


7) Решение кроссворда.

-Молодцы! Хозяйка подземных богатств просит вас разгадать кроссворд и прочесть ключевые слова.

1. Он очень нужен детворе
Он на дорожке во дворе
Он и на стройке и на пляже
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

2. Не зря она варилась
В доменной печи
На славу получились
Ножницы, ключи. (Руда)

3. Белый камушек растаял
На доске он след оставил. (Мел)



4. Очень прочен и упруг
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

5. Без нее не побежит
Не автобус, не такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)

6. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Черный, блестящий –
Труженик настоящий. (Уголь)

7. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Чтоб сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)

8. По трубе течет –
Пироги печет. (Газ)

9. Росли на болоте растения –
Стали топливом и удобрением. (Торф)

10. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе
Сам он удобрение. (Известняк)








Слайд 3














Слайд 3 (1-ый щелчок)


Слайд 4


























































Слайд 5-7

Слайд 8-9

Слайд 10






Слайд 11

Слайд 11(1-ый щелчок)







Слайд 12

















































































































Слайд 13







(1-ый щелчок)



(2-ой щелчок)


(3-ий щелчок)






(4-ый щелчок)




(5-ый щелчок)






(6-ой щелчок)




(7-ой щелчок)


(8-ой щелчок)


(9-ый щелчок)




(10-ый щелчок)

IV.

Итог урока.

Выставление оценок. Вывод с. 169.


V.

Домашнее задание.

С.159-170, вопросы “Проверь себя”.


- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!


Слайд 14



Слайд 15









Условные обозначения


Каменный уголь


Бурый уголь

Торф

Нефть



Природный газ

Железные руды



Алюминиевые руды

Медные руды

Золото

Известняк

Калийные соли

Поваренная соль


Глины огнеупорные


Мел и мергель



Песчаник




Гранит




Сульфидно-никелевые руды




Минеральные краски


Просмотр содержимого презентации
«полезные ископ.»

Какие материалы люди используют для строительства домов?  (цемент, кирпич, бетон, лес, песок) Для строительства дорог?  (щебень, асфальт, бетон) Для строительства мостов?  (бетон, металл) Чем люди отапливают дома?  (дрова, уголь, газ) Где люди берут эти материалы?
  • Какие материалы люди используют для строительства домов?

(цемент, кирпич, бетон, лес, песок)

  • Для строительства дорог?

(щебень, асфальт, бетон)

  • Для строительства мостов?

(бетон, металл)

  • Чем люди отапливают дома?

(дрова, уголь, газ)

  • Где люди берут эти материалы?

(природа, земля)

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые  жидкие   твердые   газообразные

Полезные ископаемые

жидкие твердые газообразные

1 . Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

1 . Твёрдый

2. Белого, серого или жёлтого цвета

3. Непрозрачный

4. Плотный

5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ)

кварц    слюда   полевой шпат (белые   (чёрные   (розовые  зёрна)   зёрна)   зёрна) песок    глина 1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный

кварц слюда полевой шпат

(белые (чёрные (розовые

зёрна) зёрна) зёрна)

песок глина

1. Твёрдый

2. Серого или красного цвета

3. Непрозрачный

4. Зернистый

5. Очень прочный

Состоит из мелких частиц – чешуек
  • Состоит из мелких частиц – чешуек

2. Красного, жёлтого, серого или белого цвета

3. Пластична

4. Плохо пропускает воду

1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется

1. Твёрдый, но хрупкий

2. Черного цвета, блестит

3. Хорошо и ярко горит

4. В воде не растворяется

1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит

1. Жидкое

2. Черного цвета

3. С резким запахом (бензина)

4. Легче воды

5. Хорошо горит

1. Твердое 2. Чёрного цвета 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы

1. Твердое

2. Чёрного цвета

3. Непрозрачное

4. Плотное

5. Притягивает металлические предметы

Полезные ископаемые Рудные Нерудные Строитель ные Горючие Железная руда  Медная руда Гранит, известняк, песок, глина Уголь, торф, нефть, природный газ.

Полезные ископаемые

Рудные

Нерудные

Строитель

ные

Горючие

Железная руда

Медная руда

Гранит,

известняк,

песок, глина

Уголь, торф, нефть,

природный газ.

физкультминутка По дорожке шли, шли (шагаем)  Много камешков нашли. (повороты туловища)  Присели (сели), собрали (встали)  Дальше пошли.

физкультминутка

По дорожке шли, шли (шагаем) Много камешков нашли.

(повороты туловища) Присели (сели),

собрали (встали) Дальше пошли.

Кроссворд    П О  Д  З Е М Н  Ы Е  Б О   Г А 10 Т  С Т В А Г У И З Р Р Н Г Г М А У О Р Ф З Л И Н А Л Е С Т Н Я К И Ф Л Е А Т Т Ь С Ь О К

Кроссворд

П

О

Д

З

Е

М

Н

Ы

Е

Б

О

Г

А

10

Т

С

Т

В

А

Г

У

И

З

Р

Р

Н

Г

Г

М

А

У

О

Р

Ф

З

Л

И

Н

А

Л

Е

С

Т

Н

Я

К

И

Ф

Л

Е

А

Т

Т

Ь

С

Ь

О

К

Домашнее задание.  С.159-170, вопросы “Проверь себя”.

Домашнее задание.

С.159-170,

вопросы “Проверь себя”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!