СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" 7 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

  • образовательная – закрепить полученные знания закона Архимеда практически, научить рассчитывать FА;
  • развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор;
  • воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело" 7 класс»



Урок, разработанный и проведенный

учителем физики Белой Е. И.



Тема: «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело».



Цели:

  • образовательная – закрепить полученные знания закона Архимеда практически, научить рассчитывать FА;

  • развивающая – развивать умение мыслить, анализировать, обобщать; развивать навыки практического труда, формировать чувства новизны и любознательности; развивать самостоятельность, творческое начало, кругозор;

  • воспитывающая – воспитывать внимание, усердие, трудолюбие, аккуратность и умение организовывать свое рабочее место.

Тип урока: урок совершенствования, закрепления знаний и умений (лабораторная работа №7)

Методы обучения: частично-поисковый (по типу познавательной деятельности) и практический (по источнику получения знаний).

Применяемые технологии обучения: компьютерная + игровая технологии (на этапе повторения пройденного материала); технология проблемного обучения + групповая технология + технология сотрудничества (закрепление полученных знаний экспериментально на этапе формирования ЗУНов).

Оборудование:

  • штатив с муфтой и лапкой;

  • динамометр;

  • стакан с водой;

  • стакан с насыщенным раствором соли;

  • 2 тела разного объема.

Учащиеся сидят по 4 человека.

План урока.

I. Организационный момент (12 мин).

1) мобилизующее начало (проверка готовности к уроку)(1 мин);

2) актуализация знаний: фронтальный опрос (повторение закона Архимеда) с целью проверки готовности к выполнению лабораторной работы (11 мин).

Учитель: «Сегодня мы практически научимся определять еще одну силу. Какие силы вы уже знаете?»

Ученики: дают определения уже пройденных сил (силы тяжести, силы упругости, силы трения, веса тела).

Учитель: «Предлагаю вам повторить закон Архимеда с помощью отгадывания кроссворда».

Вопросы: 1. Чей закон лежит в основе закона Архимеда? (Паскаль)

2. Прибор, с помощью которого сегодня будем определять силу. (Динамометр)

3. Кто открыл эту силу? (Архимед)

4. Как еще называют эту силу? (Выталкивающая)

5. Какая физическая величина влияет на величину этой силы? (Объем тела)

6. Чему равна эта сила? (Весу жидкости в объеме погруженного в нее тела)

7. Куда можно поместить тело, чтобы возникла эта сила?

(В жидкость)

8. От чего еще зависит эта сила? (Плотности жидкости)

9. Как направлена эта сила по отношению к силе тяжести?

(Противоположно)

10. Куда еще можно поместить тело, чтобы возникла эта сила? (Газ)







1.


1.

п

а

с

к

а

л

ь





2.

д

и

н

а

м

о

м

е

т

р

















3.

А

р

х

и

м

е

д









4.

в

ы

т

а

л

к

и

в

а

ю

щ

а

я









5.

о

б

ъ

у

м


















6.

в

е

с
















7.

ж

и

д

к

о

с

т

ь









8.

п

л

о

т

н

о

с

т

ь











9.

п

р

о

т

и

в

о

п

о

л

о

ж

н

о










10.

г

а

з










Учитель: «И как же эта сила называется?»

Ученики: «АРХИМЕДОВА!»

Учитель: «Вот стихи про Архимедову силу:

Есть сила одна.

Жду ваш ответ:

Эту силу обнаружил Архимед

Прыгнув в ванну сгоряча,

Что воскликнул он тогда?

Ну конечно, ЭВРИКА!

От чего зависит сила эта?

Нельзя оставить без ответа:

Если тело в воду бросить

Или просто опустить,

Будет сила Архимеда

Снизу на него давить.

Если вес воды в объеме

Погруженной части знать,

Можно силу Архимеда

Очень просто рассчитать!»


Ребятам предлагается прочитать свои стихи об Архимедовой силе.

«Как вычислить нам силу Архимеда?

Даем ответ и ясный и простой.

Перемножим Vт большую тела

С ρж жидкости и g величиной». (Сафьянов Коля).


«У Архимеда опыт был:

Корону в воду опустил,

Как приказал ему король,

Чтобы узнать, что золотой корона оказалась.

Но вот беда!

Воды, что вылилась тогда,

Не то количество осталось.

И он по опыту узнал,

Что обманули короля –

Корона медною была!» (Голубева Вика).


« Физик взял предмет,

Похожий на металлический

браслет.

В сосуд с водою поместил

И закон Архимеда получил».



«Любил Архимед ванну принимать.

«Любил Архимед ванну принимать.

И вот, однажды, погрузившись в воду,

Как она выливается, стал наблюдать.

Он понял, что она вокруг и всюду,

И что закон пора свой открывать».

(Зайцев Даниил)



II. Закрепление полученных знаний экспериментально (23 мин).

Учитель: «А сейчас приступаем к лабораторной работе.

– Как она называется?

– Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

– Цель работы?

– Обнаружить на опыте выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определить выталкивающую силу.

– Какими приборами вы будете сегодня пользоваться, чтобы определить эту силу?

– Штатив с муфтой и лапкой, динамометр, стакан с водой, стакан с насыщенным раствором соли, 2 тела разного объема.

– Объясните, что вы будете делать?

– Подвешиваем тело меньших размеров на динамометре и определяем его вес в воздухе, затем опускаем его в воду и снова определяем его вес.

Затем по их разнице находим выталкивающую силу. То же проделываем в насыщенном растворе соли. Результаты заносим в таблицу.

Те же действия производим с телом больших размеров. Результаты заносим в таблицу.

Жидкость

Вес тела в воздухе P,H

Вес тела в жидкости P1,H

Выталкивающая сила F,H

F=P-P1

Вода







Насыщенный раствор соли








Ребята выполняют лабораторную работу и заполняют таблицу (15 мин).

Записывают вывод.

Вывод: на опыте мы обнаружили выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело и определили выталкивающую силу. Выталкивающая (Архимедова) сила оказалась тем больше, чем больше объем тела, погруженного в жидкость. А также она имела большее значение при погружении одного и того же тела в насыщенный раствор соли, а его плотность больше плотности воды.

III. Подведение итогов (5 мин).

Учитель: «Что нового вы узнали на уроке?»

Ученики:

– Увидели, что выталкивающая сила существует.

– На опыте определили, от чего она зависит (плотности жидкости и объема тела).

– Было очень интересно узнать все это самим.

Ученики приводят в порядок свои рабочие места и сдают тетради на проверку учителю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!