МОУ Школа №5 г. Черемхово
Пирогова Людмила Александровна
Предмет Основы светской этики.
УМК ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Класс 4
Тема урока: Добро и зло.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:
Формировать у учащихся нравственные качества и моральные ориентиры.
Задачи, направленные на формирование и развитие предметных результатов:
Задачи, направленные на формирование и развитие метапредметных результатов:
развивать умение обобщать, делать выводы;
продолжать учить работать с информацией;
развивать умение работать в группах, коммуникативной компетенции учащихся
Задачи, направленные на формирование и развитие личностных результатов:
• развивать чувство толерантности, уважения и чуткого отношения друг к другу.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют /приобретут/ закрепят/ и др. ученики в ходе урока:
В ходе урока учащиеся познакомятся с терминами добра и зла, научаться различать проявление добра и зла в окружающем мире;
Закрепят умение работы с информацией (с кластером, словарем, электронным пособием);
Будут развивать такие качества как толерантность, уважительные отношения друг к другу.
Формы, методы и приемы:
Коллективная, групповая, индивидуальные формы работы.
Работа с притчей, дидактическая игра, работа с учебником, словарем, тестом, кластером.
Творческая работа - проект «Создание доброго человека»
Образовательные ресурсы: Презентация, видеоролик, электронный тест (или приложение к учебному пособию).
I. Мотивация учащихся на обучение.
Звучит песня…. «Дорогою добра»
1/ Работа с притчей /слайд 1/.
Ребята, давайте вспомним этапы работы с притчей.
«Притча о Добре и Зле» /слайд 2/
А сейчас, мы вместе с вами познакомимся с притчей.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
А какого волка «кормишь» ты? /слайд 3/
II. Определение темы и целей урока /слайд 4/.
Сегодня мы будем говорить об основных этических понятиях – добре и зле.
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло?
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
А как вы думаете, что мы сегодня должны выяснить?
III. Работа над новым материалом.
1. Работа в группах /слайд 5, 6, 7/.
1 группа – создаёт кластер к понятию ДОБРО
2 группа – создает кластер к понятию ЗЛО.
2. Работа со словарем
«Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу»;
«Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» /слайд 8/
«Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
Сергей Ожегов
«Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро» /слайд 9/.
Возвращение к кластеру (уточнение информации).
3. Работа с учебником /стр. 12-13/ /слайд 10/
Что входит в понятие добра?
Найдите в тексте наиболее распространенные проявления зла.
Работа над кластером (уточнение информации).
4. Первичное закрепление материала.
4.1. Работа в группах /слайд 13/.
Как вы понимаете смысл данных утверждений?
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе слово и железные ворота открывает.
4. «Худо тому, кто добра не делает никому».
4.2. Игра «Найди пару» /работа по карточкам/
Добрые дела | половина счастья |
Доброе слово | нет доброго имени |
Без добрых дел | доброту не унесут |
Красоту уносят годы | красят человека |
5. Включение изученного материала в общую систему знаний.
5.1. Проект «Портрет доброго человека» (работа в группах) /слайд 14/
Это – человек…
Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает
Он не совершает поступков …
Он не пройдет мимо …
Совестливый человек, если и совершает какие - то несправедливые поступки, то …., и они вызывают у него…
Совесть выражается в …
Она побуждает человека следовать…
Отвращает его от…
5.2. Просмотр притчи (видеофрагмент). О любви и терпении. Притча Воробей.
Сегодня мы с вами много говорили о понятиях добра и зла. Давайте посмотрим еще одну притчу. Во время просмотра подумайте, какие чувства, и эмоции она у вас вызовет?
6. Контроль. Работа на компьютере с электронным приложением к учебному пособию.
Работа с кластером.
IV. Задание на дом (на выбор)
1.Подготовь рассказ с примерами из истории представлений человека о добре и зле.
2. Подготовьте высказывания выдающихся людей о добре и зле.
V. Рефлексия
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Я почувствовал, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
VI. Оценивание (Ребята, активно работающие на уроке, получают наклейки в тетрадь).
4