СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока. "Первый и последний бой..." по мотивам рассказа Е.И.Новосова "Хутор Белоглин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2021 году Россия будет отмечать 76 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.  Как давно осталось позади всё, что связано  с  войной.  Кажется, в этом мире всё проходит, забывается, тускнеет со временем, даже самое дорогое.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока. "Первый и последний бой..." по мотивам рассказа Е.И.Новосова "Хутор Белоглин"»

«Первый и последний бой…» по мотивам рассказа Е.Носова «Хутор Белоглин».

75-летию Великой Отечественной войны посвящается…(2000г. журнал «Роман-газета»)


Цель урока: обучение анализу художественного текста.

Задачи урока: формирование у школьников ключевых компетенций:

в познавательной деятельности:

  • формировать у учащихся умения применять знания в новой ситуации, самостоятельно анализировать идейно-художественное содержание литературного произведения;

  • совершенствовать приемы работы по анализу произведения с опорой на сюжетно-композиционные особенности данного рассказа;

  • продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение;

в информационно-коммуникативной деятельности:

  • способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения;

в рефлексивной деятельности:

  • владение навыками оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

Методы обучения:

  • словесные (объяснение)

  • наглядные (презентация слайдов)

по уровням познавательной самостоятельности учащихся:

  • исследовательский метод.

Формы обучения:

  • групповые (микрогруппы)

  • коллективные (фронтальные).

Технологии представляемые на уроке по концепции усвоения – развивающая и информационно-коммуникативная.


Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В 2021 году Россия будет отмечать 76 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Как давно осталось позади всё, что связано с войной. Кажется, в этом мире всё проходит, забывается, тускнеет со временем, даже самое дорогое.

Что может противостоять уничтожающей силе времени? Что может преодолеть смерть? Размышляя над философскими вопросами, Евгений Иванович Носов ценность человеческой жизни связывает с памятью. Она преодоление времени, смерти. Воспоминание о войне – восхождение к исторической памяти, её разновысоким вершинам, одна из которых – День Победы. В этот день говорят о миллионах погибших и искалеченных, о тех, кого с нами рядом остаётся все меньше. Сколько их, оставшихся в живых, участников Великой Отечественной войны? Эти люди уже живут из последних сил. Об одном из них поведал писатель-фронтовик в рассказе «Хутор Белоглин».

Александр Исаевич Солженицын сказал, вручая писателю премию своего имени: «И, донося через столько лет всю ту же военную тему, с горькой горечью всколыхивает Носов то, что больно и сегодня.… Этой неразделенной скорбью замыкает Евгений Иванович Носов полувековую рану Великой войны и всего, что о ней не рассказано и сегодня».


2. Анализ читательского восприятия

  • Каковы Ваши первые впечатления от прочитанного произведения?

  • Были ли трудности в восприятии и понимании текста? Какие?

Рассказ вселяет надежду на лучшее, но в то же время дает ощущение печали, но печали чистой, светлой. По тому, как автор-фронтовик рассказал о войне, с какой любовью описал старика Алексея, его войну, и великое страдание, видно, что высоту той меры знал и хотел, чтобы и мы с вами её не забывали.


3. Смысл названия рассказа.

Название «Хутор Белоглин», - оберег, связь времен и поколений, идеал гармонии мира и духовного мира человека. Символ единого, целостного большого бытия. С его образом связан мотив исторической памяти, которая есть сохранение всего того, что уходит в небытие.

Кто участники этого разговора в рассказе Носова?

Герои его – деревенские старики и автор-рассказчик.


4. Особенности композиции (элементы композиции).

Произведение представляет собой «рассказ в рассказе».

Построение по принципу контраста (воспоминание противопоставлено реальности бытия), использование кольцевой композиции, связывающей начало и конец, помогают возвратиться главному герою из одиночества и снова пережить тот единственный бой, свою войну: «у меня токмо слова и остались, никаких свидетелей». Для старика Алексея мир разделен на две половины: жизнь осталось для него там, «полвека назад», «а дальше, братцы, неинтересно».


5. Тема разговора.

Тема войны присутствует в произведении особым образом, несколько неожиданно: практически нет фронта, нет парадного изображения событий, так, какая-то стычка с фашистами в июле 1941 года, во время отступления «опосля Бобруйска». Для писателя главными стали не военные действия, а то, какой они оставили отпечаток в душе человека, получившего увечье, не отпуская его, не давая ни вернуться назад, ни жить новой жизнью.


Учащимся предлагается провести самостоятельный анализ произведения, работая с текстом и отвечая на вопросы.

Исследовательская работа в группах

Время обсуждения – 10 минут. Выступить должно не меньше трёх человек. На выступление – 7 мин. За это время надо постараться связно ответить на следующие вопросы.

Первая группа. Позиция автора

Вторая группа Правда Алексея

Третья группа. Позиция Авдей Егорыч


Инструкция по группам (Приложение №1)

1. Вас привлек герой? Если да, то чем? Сочувствие или раздражение вызывает у вас главный герой рассказа – Алексей? Обоснуйте свое мнение. Подтвердите свои мысли текстом. Найдите портрет героя. Какую функцию выполняет пейзаж в раскрытии авторского замысла? Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа?

2. Как оценивается герой приятелем? Собеседником?

3 Кто эти мы? Прочитайте фрагменты статьи и прокомментируйте одно из них. (Вы можете аргументированно согласиться с ним или поспорить). Дайте свой ответ на вопрос: чья правда вам ближе? И почему?

Отношение к участнику войны

Инструкция по группам (Приложение №1)

  • «Фронтовики наши, чуть живые, носят все свои медали, потому что горды своим участием в Победе. Потом ведь в их жизни почти ничего стоящего и не было. Он вернулся с фронта и опять как бы опустился до уровня пастуха ли, трудяги простого, сторожа магазинного. Он вернулся в деревню Ванькой и этим Ванькой остается на всю жизнь. Ничего хорошего он в деревне не видел. Война — единственное, что поднимало их до какой-то высоты. … А если у него эту память отнимают, говорят, что и вспоминать-то нечего, ничего хорошего, то человека тем самым лишают последней гордости, смысла жизни». (Е. И. Носов)

  • «Мы, как нашкодившие дети, стараемся не думать об участниках войны, будто история нами началась и нами кончится, и мы ни перед кем не в ответе. А они до последнего дня напоминали нам, что уклониться-то, может, и удастся, да только ценой духовного увечья». (Е. И. Носов)

  • «И… с горькой горечью всколыхивает Носов то, что досталось никому уже не нужным ветеранам-фронтовикам, израненным, больным и нищим, когда невежественная молодёжь высмеивает их боевые ордена, пренебрегает их терпеливой скромностью, чужда их воспоминаниям и датам». (А.И. Солженицын.)


5. Учитель.

Сейчас мы заслушаем всю информацию, а затем, когда выскажутся представители групп, можно будет выразить свое отношение ко всем высказываниям сразу. Представителям других групп фиксировать свои замечания и предложения, чтобы учесть их при выведении оценки выступающим.


Первая группа. Позиция автора.

Для писателя-фронтовика связь времен, связь поколений, не просто слова. Это книга написана для тех, кто живет сейчас и будет жить после. В ее основе собственные впечатления, о которых говорится зримо, ярко, живописно. Это крик души о забытых, обездоленных, если не осмеянных ветеранах войны.

В экспозиции представлена картина разоряющегося деревенского хутора. «От нашего селения всех-то мужиков осталось – я да ты! Вот скоро приберемся, да и прощай, родимый хутор Белоглин. … Падут на погосте последние кресты, все с землей обровняется…», - размышляет старик Алексей.

В композиционном построении четко обозначено кольцевое обрамление: предваряет и заканчивает её описание весенней природы. Пейзажи даны в восприятии автора-рассказчика и окрашены его настроением, которое определяет дальнейшую тональность произведения. «Ровный майский ветер… разбередил, раскачал старые ветлы, и те заразмахивали никлыми космами…. Из расходившейся ракитовой чаши взмыли два черных коршуна. Все кричали где-то сквозь веселый ветер, все спорили за хутор Белоглин, осваивали жильё». Пройдет еще немного времени - и исчезнет хутор… Финал - предупреждение эгоизму и равнодушию людей. Нельзя допустить, чтобы люди забыли ужасы войны, нельзя предать память, веками созидаемый дом – Россию, её праведников.

Судьба фронтовика поставлена в центр рассказа, и является его смысловой осью. Его история излагается неторопливо, естественно: майским днём «через два дня великий солдатский день за «поминальной ушицей» у костра собрались рыбак (в образе которого угадывается автор), Алексей и сосед Авдей Егорыч. Повествователь внешне спокоен и сдержан, но, ранящие душу наблюдения, (жалость «ознобила», стало понятно насколько неприкаян «божий» человек), тяжелые предчувствия не оставляют его равнодушными: «Не выпил только Алексей… отошёл в сторонку…нельзя мне за столом при людях, и вылил водку куда-то под одёжку». Авдей Егорыч безучастно поясняет: «В лейку сливает…. Говорит, будто ранение такое».

Мир, в котором «колтыхает» солдат последнюю весну, жесток. Кто-то написал, обвинили, «донимали», смешно им было: «щепкой ранетый», запретили самовосхвалением заниматься и забыли. Всем ходом повествования писатель сожалеет о том, что люди теряют чувство добра, превращаясь в толпу. Главное зло на земле – забвение хоть на миг, что человек – высшая ценность на земле.

Всё Алексей испытал на себе, прожив длинную скудную жизнь, но сохранил свою чистую душу, не озлобился: «Гляди, какая красота! Солнушко! Небушко! Землица проснулась. Уж не диво!» Алексий – божий человек, так хотел назвать его автор-рассказчик.

В рассказе нет прямых обобщений, но главный герой Алексей написан с любовью, с его войной, «некартинным» подвигом, великим страданием.

Героический поступок зачастую в сознании нашего поколения - синоним славы, и очень трудно понять, как самоотверженные действия могут быть совсем не броскими, но нужно уметь увидеть их, что Е.Носову кажется естественным. Подвиг, считает он,- это когда в тебя хлещут из автоматов, «долбят» минами, танк вгоняет живым в могилу за бутылку с бензином, который не взорвал, но ты всё же задержал немцев, дал увезти тяжелораненых. Эти люди – творцы истории, которая складывается из отдельных поступков, и каждый из нас решает её своей жизнью. Такова позиция автора рассказа.


Вторая группа. Правда Алексея.

Мы верим Е. Носову, донесшему до нас голос, чувство, душевное состояние русского человека, оказавшегося в мирное время в тяжелых условиях и сумевшего сохранить человечность.

С Алексеем мы знакомимся сразу на первой странице. «А я, кажись, последнюю весну колтыхаю, - весело оповестил старик... - Дак, оно, может, и лучше».

Портретные детали размыты, это скорее портрет – впечатление: «…долгий, жердеватый. Под его щипаным ватником не просматривалось никаких телес, будто одежка висела на тесовом кресте. И только живые глаза … светились «цепко и взыскующе, жаждя какой-то истины». Судьба солдата 41 года полна горьких испытаний. Война отняла у него все: надежду на счастливую жизнь, «…свадьбы не случилось. … Уехала. Не виновата она»; здоровье, о котором говорит тяжелое увечье: «...есть мне ничего нельзя, окромя болтушки, карасиной мучкой и живу». А ещё детскими порошками... ».

Алексей воевал только в одном бою, но в таком, что на всю жизнь хватило. Из страшного боя один он остался жив. Очень просто, бесхитростно и поэтому абсолютно достоверно поведал о том, как было дело: надо было поправить мост и успеть эвакуировать тяжелораненых, военных–то всего помкомвзвода Агапов и их 12 человек.

В его рассказе нет романтического воодушевления, радостного возбуждения: «Один я в – белой рубашке. Не знаю, кто тогда уцелел». Бой, единственный, страшный, недолговечный, останется с ним: «замолк Агапов с единственным пулеметом, на месте Хлопова – воронка. Через детали-глаголы убедительно передаются напряжение солдата (секануть бы, автоматы подевались, лишь винтовки «бахкают», мой танк идет на меня), страх (немцы: рассыпались, открыли, пошли, бегут), его действия: (уже вижу, нагнулся, цапнул, заступил, чтобы вскинуться; закувыркалась, описала, угодила, рассыпалась; как шел, так и идет; схватил гранату, присевши, вырвал кольцо, зажал).

Удивительна мелодика речи Алексея: в разговорной, подчас неправильной речи слышишь и ощущаешь всё, что чувствует сам герой. Живой, красочный, образный язык - еще один из способов ввести нас в обстановку происходящего: «втемеже похолодел», «танк на мне покобенился», «голоса ихние слышно», «гогочут по-жеребчиному», «стоят онемевши, таращутся на мою гранату»; «жахнуть в кучу».

Скупые, но точные и всегда к месту пейзажные картины. «Я русый, и земля русая, нашенская, «было в этом тепло памятное от Белоглина, от его горниц, амбарушек, именно русской земле обращены все чувства героя. В его рассказе звучит мотив противопоставления естественности и гармонии, война – крестьянскому труду, смерть – жизни: то богатый улов фашистов на реке, «поплывёт месиво, через три дня закачаются на зеленой воде всплывающие трупы», «немцы принялись заводить железный невод»… Цена великой Победы не имеет иных измерений, кроме человеческих. Так и устояли в первый год войны при отступлении.

Алексей освобождён от тщеславия, суеты. Тяжело, нестерпимо нести бремя незаслуженных обид, не заглушенных потоками жестокости бессердечия, недооценки, неуважения. Его умение прощать - признак великой души, быть сильным душой не терять интереса к жизни. Такое истинное крестьянское великодушие под силу далеко не всем. Он сохранил в себе любовь к миру. Перед нами добрый русский солдат, война не обезличила его. Самый низкий поклон защитнику Алексею, далеко не бравого вида. Это правда войны.


Третья группа. Позиция Авдея Егорыча.

Авдей Егорович, ровесник Алексея, напротив, гребущий все под себя и обделяющий единственного на хуторе соседа, «был коренаст и грузен, с труднодоступными глазками». Всю войну на вышке простоял, лагерь охранял. Он олицетворение мира равнодушия, недоверия и зависти. «Расскажи, как ты целую роту немцев разогнал и три танка захватил, - не веря в «брехеньку», советует он Алексею. – Врет, а ты терпи и слушай «За такие дела героя давать с ходу. Характер Авдея Егорыча раскрывается, прежде всего, в его репликах: подчеркнутое безразличие, высокомерие, а может, и зависть к приятелю.

... - Кто-то капнул, нацарапал писульку. Дак ить кто? Вот он - Авдей, он и донес...

- Опять я! - изумился Авдей Егорыч.

Авдей Егорыч, «Авдейка», «бушлат» только так и называют старика в рассказе.

Писатель считает, что время всех уравняет. И действительно, уравняет и праведника Алексея и завистливого, жадного соседа, и всех. «Вот и геройские медали на толкучке продают», - замечает Алексей. Всем ходом повествования писатель сожалеет о том, что люди теряют в себе что-то очень важное.

Евгений Иванович-солдат, "деревенщик" - доверял времени больше. Он знал, потому что жизнь милосердна и выручает сердце от прежнего, чтобы человеку хватило сил пережить свои нынешние беды. Он не прячет глаза перед злом и равнодушием мира, но самим светом любви к своим героям преображает прошедшее, заживляя его, позволяя и героям выйти к покою и утешению…

Возможно потому, чтобы повторить новые ошибки в истории.


5. Учитель. Итоги обсуждения

Финал рассказа. Выразить свое отношение к рассказу.

Что жизненно важное помог осознать вам рассказ

Сейчас мы заслушаем всю информацию без обсуждения по группам, а затем, когда выскажутся, можно будет выразить свое отношение ко всем высказываниям сразу. Представителям других групп фиксировать свои замечания и предложения, чтобы учесть их при выведении оценки выступающим.

Рассказ написан очень живо, в нем нет высокопарных слов и рассуждений, но отчего-то по окончании его начинает щемить сердце. Финал рассказа – предупреждение нам. И если появится страна или общество, в котором не будет разницы между правдой и ложью, между черным и белым, и всё станет ровно серым, кажется, что этот мир не сможет выжить.

Е.И. Носов знает, что в жизни не всегда получается так, как хочется. Процесс утери живой связи с событием, становящимся историей, мучителен для многих людей, переживших войну. Знаменитые слова – никто не забыт, ничто не забыто – часто остаются лишь лозунгом, удобным в нужный момент и забываемый на долгие месяцы, а то и годы.

Евгений Иванович Носов приносит в литературу и чувство ответственности, и осознание, что ты — часть этого великого мира. Рассказ «Хутор Белоглин» - памятник им, простым, безымянным героям, обладающим человеческим достоинством, скромностью, добротой.



































Рабочая карта урока

На уроке Вы будете оценивать себя сами, ставя отметки за каждый этап работы в рабочую карту.


Фамилия,

имя ученика

Проверка домашнего задания

Исследовательская работа в группах


Итоги обсуждения

Итоговая отметка

1.





2.





3.





4.





5.





6.






Оценим каждую часть нашего урока по следующим критериям.

1. Проверка домашнего задания.

  • Если Вы прочитали рассказ дома, поняли содержание его, сумели самостоятельно ответить на вопросы и активно работали в группе, то оцените свою работу на «пять».

  • Если Вы прочитали рассказ, но не выполнили одно из выше названных условий, то поставьте себе «четыре».

  • Не выполнено два условия – «три».

  • Если не читали рассказ, то отметка не ставится.


  1. Исследовательская работа в группах.

После выступления оцениваем этот этап урока по следующим критериям оценки.

    • Если на данном этапе Вы смогли ответить на вопросы, выступить, обосновать свою точку зрения, то поставьте себе оценку «пять».

    • Если ответили на вопросы, но испытываете затруднения в формулировке своей собственной позиции, то поставьте «четыре».

    • Если ответили на вопросы, но не сформулировали своей точки зрения, то поставьте отметку «три».


3. Теперь поставьте себе итоговую отметку за урок в целом. Ваша отметка выходит как результат работы на всех трех этапах урока, но она не должна быть выше той, которую Вы получили за работу с текстом. Если Вы не хотите, чтобы эту отметку я поставила в журнал, то обведите ее кружочком.















8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!