Урок – зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»
Учитель Сургучевских Марина Александровна
Цели урока:
Образовательная: определение уровня усвоения материала, обобщение и закрепление материала темы.
Развивающие:
развитие умений систематизировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
развитие навыков коллективной и самостоятельной работы.
Воспитательная: воспитывать коммуникабельность, доброжелательность, взаимовыручку, активность, ответственное отношение к учёбе.
Форма урока: Зачёт.
Оборудование: приборы и материалы к опытам
Раздаточный материал: 1) Карточки с тестами (Приложение 1),
2) Карточки с домашним заданием (Приложение 5).
Ход урока.
Организационный момент. (4 минуты)
- Приветствие.
- Проверка наличия учащихся.
- Объявление темы урока.
- Постановка цели урока.
- Объявление плана работы учащихся на уроке.
Повторение материала темы «Первоначальные сведения о строении вещества».
1. Ответы учащихся на вопросы. (19 минут)
1. Некоторые физические термины
Учащимся предлагается разобрать и сопоставить тела и вещества, из которых они состоят. Карточки с названиями на доске, дети выходят и сопоставляют по одному термину.
2. Наблюдения и опыты
Устные ответы на вопросы
1 Как мы получаем знания о явлениях природы?
2 Что такое опыт?
3 Как открывают новые законы?
4 Чем отличаются наблюдения от опытов?
3. Физические величины – устные ответы с места
1. Что значит измерение физических величин?
- Сколько килограмм в 1г
Сантиметров в 2 м
Метров в 1,025 км
Километров в 1 метре
60 см выразите в метрах
- как определить цену деления прибора
- определение цены деления прибора в парах
4. Физика и техника
-Какое значение имеет физика для техники?
-Какие открытия вам известны?
5. Строение вещества
-Из чего состоят вещества?
- провести опыт, подтверждающий, что вещества состоят из мельчайших частиц. Вода и краска
-Как изменяется объём при нагревании и охлаждении тела?
6. Молекула
Что такое молекула,
Чтовы знаете о размерах молекул
Из чего состоит молекула воды
7. Броуновское движение
Что такое Броуновское движение?
В чём причина броуновского движения?
Опыт с краской
8. Диффузия
Опыт с запахами
Что такое диффузия?
Как протекает диффузия в разных телах?
9. Взаимное притяжение и отталкивание молекул
Опыт Попробуем склеить лист бумаги
Вода смачивание тел и несмачивание
Примеры явлений
Опыт Тарелка с мылом
10 . Агрегатные состояния вещества
Опыт с бутылкой водой и воздухом
Какие три состояния вещества вы знаете?
Какими свойствами обладают Жидкость, газ, твёрдые тела
Какие различия в строении разных агрегатных состояний
Опыт рассказ о неньютоновской жидкости
2. Работа с тестами. (8минут)
Учащимся раздаются карточки с тестами и бланки для ответов, после чего ученики самостоятельно работают. На выполнение тестовых заданий даётся 10 минут. После выполнения задания на экране высвечиваются правильные ответы для самоконтроля. Ученики сами проверяют свои решения, считают количество правильных ответов и сообщают это учителю. Учитель вносит эту информацию в контрольный лист.
3. Взаимная проверка ответов (3 минуты)
Критерии оценки:
11-12 правильных ответов - оценка 5;
9-10 правильных ответов - оценка 4;
7-8 правильных ответов - оценка 3;
6 и менее правильных ответов - оценка 2.
3. Домашнее задание. (3 минуты)
Каждой группе раздаются задания-кроссворды.
Инструктаж по выполнению домашнего задания.
1) Повторить § 4,
2) Решить кроссворд
Подведение итогов урока. (3 минуты)
Учитель сообщает ученикам результаты урока, выводит общую оценку за урок каждому учащемуся. Учитываются устные ответы, активность каждого ученика, тестовые баллы и работа с кроссвордом. Оценки выставляются в журнал и дневники учеников.
Приложение 1. Карточки с тестами.
Тест
1. Температура – это …
величина, характеризующая нагретость тела.
признак нагретости тела.
физическое явление.
среди ответов нет верного.
2. Выразите расстояние, равное 0,9 км, в метрах и сантиметрах.
90 м; 9000 см.
90 м; 90000 см.
900 м; 90000 см.
900 м; 9000 см.
3. Шкала линейки имеет цену деления, равную 1 мм. Какова погрешность измерения длины тел этой линейки?
1 мм
0,5 мм
2 мм
1,5 мм
4. Взаимодействие молекул вещества – это …
их отталкивание друг от друга
их притяжение друг к другу
притяжение или отталкивание в зависимости от расстояния между ними
их диффузия
5. Чем отличаются молекулы сливочного масла в пачке от его молекул в растопленном виде?
размером
ничем
числом атомов
свойствами
6. Какое из названных явлений – диффузия?
Увеличение промежутков между молекулами при растяжении тела.
Притяжение и отталкивание молекул.
Перемешивание веществ.
Проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества.
7. Замедлить диффузию можно, если …
нагреть контактирующие тела
охладить тела
сильно прижать их друг к другу
переставить тела с одного стола на другой
8. В каких телах – газообразных, жидких, твердых – диффузия происходит наиболее медленно?
газообразных
жидких
твердых
во всех одинаково
9. В каком состоянии – твердом, жидком, газообразном – может находиться олово?
В твердом
В любом
В жидком
В газообразном
10. Как объяснить легкую сжимаемость газов?
Относительно большими промежутками между молекулами газов.
Притяжением молекул газа друг к другу.
Хаотичностью движения их молекул.
Большой скоростью их молекул.
11. Чем вызвано сохранение твердым телом своей формы?
Постоянным действием притяжения молекул.
Постоянным действием отталкивания молекул.
Непрерывным движением молекул.
Сильным взаимодействием молекул.
12. Чем объясняется текучесть жидкости?
Быстрым движением молекул.
Относительно слабым притяжением молекул друг к другу.
Сильным отталкиванием молекул друг от друга.
Среди ответов нет верного.
Критерии оценки:
11-12 правильных ответов - оценка 5;
9-10 правильных ответов - оценка 4;
7-8 правильных ответов - оценка 3;
6 и менее правильных ответов - оценка 2.
Приложение 2. Вопросы к зачёту по теме «Первоначальные сведения о строении вещества».
1. Из чего состоят вещества?
2. Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из мельчайших частиц?
3. Как меняется объём тела при изменении расстояния между частицами?
4. Что такое молекула?
5. Что вы знаете о размерах молекул?
6. Из каких частиц состоит молекула воды?
7. Что такое диффузия?
8. Как протекает диффузия в жидкостях? Опишите опыт.
9. Приведите примеры диффузии в окружающем мире?
10. Как взаимодействуют между собой молекулы?
11. Когда действует отталкивание, а когда притяжение между молекулами?
12. Объясните явление смачивания твердого тела жидкостью. Приведите примеры.
13. Какие три состояния вещества вам известны?
14. Опишите свойства твердых тел.
15. Опишите свойства жидкостей.
16. Опишите свойства газов.
17. Каково расположение молекул газов?
18. Чем объяснить способность жидкостей сохранять свой объём?
19. Как расположены частицы в твердом теле?
20. В каких состояниях может находиться вода? Назовите их.
Приложение 3. Контрольный лист.
№ | Фамилия, имя ученика | Количество правильных ответов | Итоговая оценка за урок |
Устная работа | Тест | Кроссворд |
1. | | | | | |
2. | | | | | |
3. | | | | | |
4. | | | | | |
5. | | | | | |
6. | | | | | |
7. | | | | | |
8. | | | | | |
9. | | | | | |
10. | | | | | |
11. | | | | | |
12. | | | | | |
13. | | | | | |
14. | | | | | |
15. | | | | | |
Приложение 4. Кроссворд
