СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по алгебре "экологическое расследование в станице Казанской"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

иследовательская работа межпреметная связь экология станицы казанской

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по алгебре "экологическое расследование в станице Казанской"»

Разработка

межпредметного урока

экологическое расследование

в 9 классе


«Дыхание станицы Казанской».



























Учителя математики Бондаренко Е.Л.












Пояснительная записка.

Качество воздуха - один из важнейших показателей качества окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние зеленых насаждений, архитектурных сооружений, памятников. Проект является исследовательской

деятельностью и подразумевает использование интерактивных методов. Проэктноисследовательская деятельность позволяет школьникам практически применять знания, полученные на уроках математики, биологии, экологии.

Пир работе по проекту школьниками предлагается изучить транспортную

нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в

окружающую среду с выхлопными газами автомобилей. Предполагается, что на

основе полученных данных участниками проекта выработаются предположения по

улучшению экологической ситуации. Важно помочь детям найти доступные для них способы улучшения состояния воздушной среды. Может быть, результаты будут заменены не сразу, но ребята должны понимать, в какой именно деятельности они могут проявить свою заботу о чистоте воздуха.

За основу проекта «дыхание ст.Казанской» взята методика изучения загрязнения воздуха автотранспортом, опубликованная в журнале «Вестник АсЭко», З2, 1998. мы предложили разделить машины на четыре группы: легковые;

грузовые; автобусы с бензиновыми двигателями; автобусы, работающие на газе. Так

же нами была упрощена формула вида: М=m*n, где m- количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем определенного типа, г/км (в этом

коэффициенте мы заранее учли влияние среднего возраста автомобилей и технического состояния машин), n- среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за один час, М-масса угарного газа, выбрасываемого

автомобилями определенного типа на протяжении одного километра пути.









Цели и задачи.

1. Формирование экологического сознания и экологической культуры школьников.

2. Привлечение внимания детей к проблемам загрязнения атмосферы.

З. Выявление путей решения детей к проблеме загрязнения воздуха.

4. Реализация межпредметных экологических связей.

5. Формирование активной позиции школьников по вопросам защиты окружающей

среды.

6. Развитие коммуникативных способностей ребят.

7. Развитие навыков сотрудничества.

8. Закрепление навыков действий с дробными выражениями, применение этих

действий при решении практических задач.

9. Формирование навыков чтения столбчатых диаграмм.


Дидактическое обеспечение.

1. Тематические плакаты и рисунки, выполненные ребятами.

2. Аудиозапись симфонии № 4О В.А.Моцарта в исполнении инструментального ансамбля П. Мориа.

З. Комплект рабочих листов по числу учеников класса (приложение 1).

4. Комплект кроссвордов по числу групп (приложение 2)

5. Экспертная справка (приложение 3).

6. Жетоны —для организации соревнования.

7. Тематическая подборка стихов (приложение 4).

8. диаграмма «Газовый состав атмосферы» (приложение 5).

9.О проблемах атмосферы (приложение 6).



Этапы экологического расследования


«Погружение» в проблему. На этом этапе учащиеся знакомятся с одной из глобальных экологических проблем- загрязнение атмосферы планеты:

просматривают и обсуждают тематические видеофильмы « о загрязнение

окружающей среды». Здесь же ребята проводят оценку выбросов автотранспортом, распределяются задания между всеми учениками класса.


Задание 1. Посчитать количество машин, проезжающих в час по ул.Красная и ул. Чернышева, разделив их на следующие типы: легковые; грузовые; автобусы с бензиновыми двигателями; автобусы, работающие на газе.

Задание2. Подготовить плакат с девизом урока и плакаты, иллюстрирующие

проблему загрязнения атмосферы.

Задание3. Подготовить тематический монтаж в защиту животных и

окружающей среды.


Сбор данных. Учащиеся ведут подсчет различных видов автотранспорта,

проезжающих по вышеуказанным улицам в указанное время.


Предварительная обработка данных. На этом этапе учащиеся просчитывают

среднее количество машин разных типов проходящих за один час по ул. Красная и ул. Чернышева на рабочем листе выполняются задания Х1 и У2.

Заключительный этап расследовании проводится в форме межпредметного (экология — математика) урока — расследования, в которого учащиеся завершают выполнение заданий на рабочем листе, формулируют выводы, заполняют экспертную справку по результатам исследований и передают ее представителю ТЭК. Все ученики урока делятся на рабочие группы. В течение урока между группами происходит соревнования за право подписи экспертной справки: за каждый правильный ответ га вопрос учителя, правильно отгаданное слово чайнворда, решенное задание математического теста группа получает цветной жетон — «ум». Группа, набравшая большее количество умов, получает право подписи экспертной справки.


Ход урока.


1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

2. Обсуждение результатов, полученных при предварительной обработке

данных (чтение диаграмм, сравнительный анализ данных таблицы).

З. Сообщение о проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды, атмосферы, викторина (приложение 7, приложение 8).

4. Завершение деятельности по рабочему листу (решение задач, составление соответствующих диаграмм)

5. Решение математического теста.

6. Решение экологического чайнворда.

7. Подведение итогов соревнования (подсчет количества жетонов по группам)

8. Передача справки представителю ТЭК и его ответное слово.

9. Вручение сладких призов участникам урока.


Приложение 1

Экологическое расследование «Дыхание ст.Казанской»


Фамилия, имя заполняющего:


Рабочая формула: М=m*n

m - количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем

определенного типа (г/км);

n— среднее количество автомобилей определенного типа, проехавших за один час.


Задание 1. Заполнить таблицу, используя рабочую формулу.


m

ул. Чернышева

ул.Красная

n

m

n

m

Грузовые автомобили

89





Легковые автомобили

24.7





Автобусы с бензиновыми двигателями

82.6





Автобусы, работающие на газе

25







Всего:

Всего:




Задание2. Используя данные рабочей таблицы, нарисуйте сравнительные

диаграммы.


Выброс угарного газа автомобилями разных типов


Выброс угарного газа автомобилями разных типов

Грузовые

Автобусы


бензиновые

Автобусы


Легковые

автомобили


Грузовые

автомобили



Выброс угарного газа на разных улицах

Выброс угарного газа



Выброс угарного газа на разных улицах


ул.Красная





ул.Чернышева




Задание3. Произвести необходимые расчеты, ответь на вопросы:


1. На какой из обследованных улиц состояние воздушной среды наиболее

благоприятно и почему?


2. Во сколько раз выброс угарного газа на одной улице больше, чем на

другой?


3. Если модернизировать все автобусы, работающие на бензине, и

перевести их на более экологический вид топлива — сжатый газ, то во

сколько раз уменьшится выброс угарного газа на каждой из улиц?


4. Предположи, что весь автотранспорт перевели на газ и любой тип автомобиля выбрасывает в среднем 25 г/км угарного газа. Как изменится состояние воздушной среды? Рассмотрим на примере наиболее загрязненной улицы. Составьте сравнительную диаграмму.


Выброс угарного газа



Выброс угарного газа


До модернизации





После модернизации




Сделайте выводы об использовании сжатого газа в виде топлива, и внеси свои предложения.

дата заполнения: Подпись:


Приложение 2.

Чайнворд «дыхание города»

1. Атмосфера планеты Земля состоит из этого газа больше, чем наполовину.

2.Процесс, при котором зеленые растения, поглощая воду и углекислый газ, при участии солнечной энергии производят кислород.

З. Источник загрязнения атмосферы (средство передвижения). 4.Газ, необходимый для дыхания человека.

5.Организмы, частично нейтрализующие вредное воздействие загрязненной

атмосферы.

6. Устройство в конструкции автомобиля, поглощающее угарный газ.

7. Вид органического топлива.

8. Защитное приспособление, позволяющее дышать в условиях загрязненной

атмосферы.

9. Более экологичное, по сравнению с бензином, топливо.


Приложение 3


Экспертная справка о состоянии воздушной среды

ул. Красная и ул. Чернышева

«…..»…………… 2008г.учащиеся класса школы провели обследование состояния воздушной среды по ул. Красная и по ул. Чернышева и получили следующие результаты:

n- количество автомобилей определенного типа; m- количество угарного газа, выбрасываемого одним автомобилем определенного типа (г/км);

М=m* n



m

ул. Чернышева

ул.Красная

n

m

n

m

Грузовые автомобили

89





Легковые автомобили

24.7





Автобусы с бензиновыми двигателями

82.6





Автобусы, работающие на газе

25







Всего:

Всего:


Количество автомобилей всех типов


ул. Красная __________ул. Чернышева__________


Сравнительная диаграмма выбросов угарного газа



Выброс угарного газа


Выброс угарного газа автомобилями разных типов

Грузовые

Автобусы


бензиновые

Автобусы


Легковые

автомобили


Грузовые

автомобили



Сравнительная диаграмма выбросов при условии модернизации двигателей Выброс угарного газа

Выброс угарного газа


До модернизации





После модернизации




Предложения по улучшению качества воздушной среды:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения:_____________


Ф.И.О.заполняющих:__________________________________________________________________________________________________________________


Приложение 4

1 .Отношение 82,5:25 показывает, во сколько раз автобус с бензиновым двигателем выбрасывает больше угарного газа, чем автобус, работающий на

газе.










В защиту воздуха


Мы здесь сегодня говорим

О том, что всем знакомо:

Что очень часто мы сорим

На улице и дома.


Что все отходы за порог

Бросаем, как попало

И до тех пор, пока здоров,

Забот об этом мало.


Очистка воздуха, похоже,

Всегда обходится дороже,

Чем серый ядовитый дым,

Но ведь дышать-то нужно им!


Где засыхают сосны, ели

и нам недолго до постели.

так что дешевле заплатить,

чем всем в больницу угодить.


Итак, ресурсы и здоровье,

Наш отдых, красоту земли

Бездумно ставят под угрозу

Природы славные сыны,


Которых гордость ослепила,

Которым все подай сейчас

И для которых мощь и сила

Важнее воздуха в сто раз.


Вот как дела-то обстоят

На шарике земном.

И надо срочно мир спасать,

В котором мы живем!


Приложение 5















Приложение 6



О проблемах атмосферы

Газовый состав воздуха, которым мы дышим, выглядит Так: 78% составляет азот,2 1%-кислород И 1% приходится на другие газы. Но в атмосфере крупных промышленных городов это соотношение часто нарушено. Значительную долю составляют вредные примеси, обусловленные выбросами предприятий и автотранспорта.


Автотранспорт привносит в атмосферу многие примеси: углеводороды

неизвестного состава, углекислый газ, соединения серы и азота, свинец, угарный газ. Сегодня мы поговорим о вредном влиянии на организм человека угарного газа.

Угарный газ — это яд! В больших дозах он смертелен, а в малых — хронически воздействует на организм. Было выявлено его отрицательное влияние на центральную нервную систему, а также нарушение обменных функций в организме, снижение сопротивляемости организма к вирусным заболеваниям.

Какие существуют способы снижения выбросов угарного газа? В некоторых странах Европы заменяют автомобили электромобилями. Электромобили более дорогими в эксплуатации, но жители идут на это, чтобы дышать более чистым воздухом.

В Дании, например, большая часть жителей городов, ездит на работу, в магазин на велосипедах. Это полезно для здоровья, для чистоты воздуха.


Во многих странах в конструкции автомобилей предусмотрены специальные устройства — фильтры, которые задерживают часть вредных веществ, газов.

В условиях нашей станицы мы с вами могли бы воспользоваться противогазом, но есть и другие способы снижения выбросов, о которых вы сегодня узнаете, решая задачи.


Приложение 7.


Вопросы викторины.

1. Газ в составе атмосферы, доля которого составляет 78%?(азот).

2. Погодное явление, способствующее очищению атмосферы? (дождь).

3. Есть ли в составе атмосферы ядовитые газы? (да).

4. Что такое озон? (газ в составе атмосферы, поглощающий

ультрафиолетовое излучение).

5. Верхняя граница атмосферы проходит на высоте а) 10 км, 6)130 км, в)

500км? (500км).

6. Как называется газ, увеличение концентрации которого ведет к

возникновению парникового эффекта? (углекислый газ).

7. Как называется густой туман, состоящий из смеси загрязняющих веществ,

часто наблюдаемый в больших промышленных городах? (смог).

8. В каком агрегатном состоянии находится вода в атмосфере? (твердом,

жидком, газообразном).

9. Почему дожди называют кислыми?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!