СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по астрономии "Природа планет земной группы"

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по астрономии "Природа планет земной группы"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по астрономии "Природа планет земной группы"»
















Природа планет земной группы






















Подготовлен

учителем физики и астрономии

Большакова Л.Н.

ЦЕЛИ УРОКА:

Общеобразовательная:

  • формирование понятий об основных физических характеристиках планет земной группы;

  • применить физические законы для изучения небесных тел, например планет земной группы;

  • обобщить и систематизировать знания учеников о планетах Солнечной системы;

  • проверить умение решать качественные и количественные задачи по данной теме;

  • продолжить формирование умений производить вычисления при решении задач.


Воспитательная:

  • формирование научного мировоззрения учащихся в ходе знакомства с историей изучения и природой планет земной группы;

  • продолжить формирование умений работать самостоятельно и в группе;

  • продолжить формировать интерес к астрономии.

Развивающая:

  • развитие умений работать с учебной литературой;

  • формирование умения анализировать информацию;

  • продолжить формирование умений переключаться с одного вида деятельности на другой при максимальном разнообразии видов деятельности;

  • продолжить формирование образовательных навыков: умений анализировать, сравнивать, обобщать; способствовать развитию познавательной активности учащихся.


ТИП УРОКА: урок комплексного применения знаний с использованием ИКТ.


ОБОРУДОВАНИЕ К УРОКУ:

1) Компьютер (с презентацией «Планеты земной группы»);

2) Мультимедийный проектор, экран.

3) Интерактивный курс «Открытая астрономия» версия 2.6.


ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.


2. Актуализация знаний, проверка д/з.

При фронтальном опросе учащиеся отвечают на вопросы (при возникающих затруднениях можно воспользоваться справочными данными из учебника).

  1. На самом близком расстоянии от Солнца обращается планета Меркурий.

  2. На самое близкое расстояние к Земле подходит планета Венера.

  3. Самый короткий период обращения вокруг Солнца среди планет-гигантов имеет планета Юпитер.

  4. Самая большая по размеру планета земной группы – Земля.

  5. Самую большую массу имеет планета Юпитер.

  6. Самое близкое значение массы к массе Земли имеет планета Венера.

  7. Самую большую среднюю плотность имеет планета Земля.

  8. Быстрее всех вокруг оси вращается планета Юпитер.

  9. Не имеют спутников планеты Меркурий и Венера.

10. К планетам земной группы относятся Меркурий, Венера, Земля, Марс.

3. Подготовка к основному этапу занятия.

Правила работы в группах

1. Каждому необходимо активно участвовать в работе группы.

2. Нужно слушать и понимать друг друга, быть вежливыми, не перебивать товарища.

3. Необходимо соблюдать процедуру работы в группе (заданное время).


Задание

Пользуясь дополнительной литературой, найти следующие сведения о планетах земной группы (каждая группа ищет сведения об одной планете): масса, диаметр, плотность, средняя удаленность от Солнца, период вращения, период обращения, рельеф планеты, атмосфера, магнитное поле, спутники, температура на поверхности.

Сведения записываются в тетради в виде таблицы.


4. Изучение нового материала.

При изучении нового материала учащиеся заполняют следующую таблицу с основными физическими характеристиками планет земной группы:

Физические характеристики планет

Меркурий

Венера

Земля

Марс

Масса (в массах Земли)

0,055

0,816

1,000

0,107

Диаметр (в диаметрах Земли

0,382

0,949

1,000

0,532

Плотность, кг/м3

5,43

5,24

5,52

3,95

Период вращения

58,8 суток

243 суток

(обратное)

23 ч

56 мин

24 ч

37 мин

Атмосфера:

давление


химический состав

Практически нет

95 атм

1 атм

1/150 атм

96,5 % СО2,

3,5 % N2

78 % N2,

21 % О2

и др.

95 % СО2,

2,5 % N2

и др.

Температура поверхности, 0С

+430 днем;

-170 ночью

+480

От +60 до +17 днем;

-80 ночью

От +15 до -60 днем;

-120 ночью

Число спутников

-

-

1

2

Названия спутников

-

-

Луна

Фобос, Деймос


5. Обобщение изучаемого материала.


6. Решение задач.

1) Для слабоуспевающих учащихся.

Закончите начатые фразы:

  • Самая большая по размерам и массе в этой группе планет…

  • Самая маленькая планета…

  • Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет…

  • Магнитным полем и радиационными поясами из этих планет обладает только..

  • Наибольшее число естественных спутников имеет…

  • Гора Олимп есть на планете…

  • Температура поверхности днем и ночью остается практически постоянной на…

1. Меркурий 2. Венера 3. Земля 4. Марс


2) Для остальных учащихся.

  • Чему равен угловой диаметр Солнца, видимый с Плутона?

  • Найти ускорение свободного падения на Марсе, если его радиус 3400км а средняя плотность 3,9 г/см3.


7. Контроль и самопроверка знаний.

Чтобы узнать к какому результату пришли учащиеся в процессе изучения данного материала, предлагается ответить на следующие вопросы.

  • Чем объяснить практически отсутствие атмосферы у Меркурия?

  • Меркурий ближе Венеры к Солнцу, но почему температура на Венере выше?

  • Сравните формы поверхностей планет земной группы.


8. Итог урока.

Подводятся результаты урока.


9. Домашнее задание.

1) Подготовить сообщение об одной из планет гигантов, об эксперименте «Фобос» («Земля и Вселенная», 1987, № 4).

2) Ответить на вопрос: Зависит ли смена времен года от расстояния Земли от Солнца (в перигелии Земля бывает около 3 января, а в афелии – 5 июля)?


10. Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся анкету, в которой они высказывают свое мнение о проведенном уроке.

Что вам понравилось на уроке, что было интересно?

Работа в группах

На этом уроке понравилось все

Было не скучно

Использование компьютера

Что вам не понравилось в проведении урока?

Мало времени на выполнение задания

Способ формирования команд

Что на ваш взгляд было полезным?

Работа в команде

Активная работа

Стоит ли проводить подобные уроки по другим темам?

Да

Да, но не часто

Что можно изменить в подобном уроке?

Давать больше времени

Способ формирования команд





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!