СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии " Суд над клещами"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 29                  биология 7                  Дата проведения-----------------

Тема: «Паукообразные. Клещи»

Цели урока: продолжить формирование знаний по классу паукообразные, на примере клещей

Задачи:

-рассмотреть и изучить особенности внешнего строение клещей, места обитания и процесс переноса клещами возбудителей заболеваний.

- развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся; стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету

- формирование взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, умения выслушать других при работе в классе, в группах; воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно.

Методы и приемы: опережающие задания, работа в группах

Оборудование:  флипчарт,  видеоролик « Чесоточный зудень», «Собачий клещ»

Ход: 1 Организационный момент

 

 Я хочу чтобы мы все встали в круг  , таким образом с правой стороны все те у кого светлые волосы, с левой – темные. Теперь стоящие рядом пожмите друг другу руки и пожелайте удачного урока,  тем  которые стоят напротив вас улыбнитесь. Прошу вас сесть и разделится на 3 пары- светловолосый и темноволосый.

2. Актуализация знаний

  1. « Третий лишний» -  определи и докажи

Трахея                           желудок                                              пищевод

Брюшные ножки       ходильные ножки                             ногощупальца

Усики                          глаза                                         чувствительный волосок

  1.  « 7 бед -1 ответ»  восстанови правильно цепочку и расскажи

-Всасывание, кишечник, труп, рот, желудок, пищевод, глотка

-Кокон, весна, камень, яйцо, осень, паучок

Паутина, желудок, всасывание, верхняя челюсть, яд

3. « Пяточек» -   определить тему по  понятиям и добавить ещё.

- 8 глаз,щупальца , ногощупальца, ………,    ……..-( органы чувств)

-Жабры, всей поверхностью тела        (дыхания)

- метанефридии , зеленая железа, сократительная вакуоль( выделения)

Этап определения  темы, целей урока

Сегодня мы проведем с вами необычный урок. Мы сегодня с вами проведем суд, над злостными злодеями, которые обвиняются в совершении особо тяжких преступлений.

Кто они эти злодеи, попытайтесь определить сами.

  1. Наносят невосполнимый вред здоровью человека, нарушают нормальный ритм жизнедеятельности, приводят в негодность продукты питания, нарушают нормы деятельности у растений и животных. Кто же  эти преступники? Если не догадались, предлагается ещё одна подсказка.
  2. Вычеркни букву в названии рычажного инструмента, и узнайте название животного из класса паукообразных.

Учащиеся определяют тему, цели урока.

Этап изучения новой темы.

Встать! Суд идет! Сегодня на скамье подсудимых обвиняются – паутинный клещ, собачий клещ, мучной клещ, таёжный клещ, собачий клещ. Это многочисленная преступная группировка, около 30000 видов, действует в различных средах обитания. По показаниям свидетелей был составлен фоторобот, который помог выйти на след преступников.

( слайд фоторобот)

 Приметы: 1.головогрудь сросшая с брюшком.

2.На теле различима голова с ложными челюстями и многощупальцами.

Особые приметы: 1.Малые (микроскопические)  размеры, что позволило в процессе эволюции достичь небывалого расцвета и заселить огромные пространства.

2.Орудия преступления: челюсти.

3.Средство передвижения: 4 пары ходильных ножек.

Дадим слово свидетелям.

(Выступления учащихся получившие опережающее задание: о паутинном, мучном, чесоточном ( просмотр  видеозаписи), собачьем, таёжном клеще( просмотр записи).) Сообщения на 3-5   минуты- особенности и вред.

 У нас появился ещё один свидетель, давайте дадим ему слово.

 ( Выступление ученика)

У меня на лице в течение 2-х лет не проходят угри, они постоянно воспаляются. Повзрослеешь, пройдет, говорит мама. Но мне уже 18 лет. Я обратилась в клинику, мне сказали , что во всем виноват клещ Demodex  или железница, он поселяется на коже человека, в корнях ресниц, бровей. При переохлаждении, стрессах , гормональном дисбалансе или  эндокринных нарушениях он дает о себе знать. В этом случае чешутся брови, ресницы, появляется тяжесть в веках, расширяются кровеносные сосуды.

Учитель:  Обвиняемые вы имеете право на последнее слово.

Выступление  о почвенных клещах.

Суд удаляется на заседание.

В течение 3 минут учащимся предлагается в группах вынести приговор клещам.

( Составить кластер  Вред и польза клещей – каждая пара отчитывется)

Учитель: товарищи судьи, имея показания свидетелей, а также учтя все смягчающие обстоятельства, вынес вердикт.

 Выступление групп.

Вердикт: 1.Вести ожесточенную борьбу с чесоточным, собачьим, таежным, мучным клещами, железницей. Для этого необходимо соблюдать правило личной гигиены, осматривать одежду и тело после походов, делать предохранительные прививки, содержать в сухих местах продукты питания.

2.Объявляется смертная казнь:

чесоточный клещ

Собачий клещ

Паутинный клещ

Мучной клещ

клещ Demodex 

таёжный клещ

3.Снять обвинения и объявить благодарность за роль в процессе почвообразования – почвенным клещам.

Приговор обжалованию не подлежит.

  1.  
  2.  

1. Клещей можно отличить от пауков:

A. Все членики тела срастаются между собой

Б. Тело разделено на головогрудь и брюшко

B. Имеют пять пар ног

2.Паутинный клещ питается

А. соком растений

Б) кровью

В) растительными останками

3.Человек заражается чесоткой

А) при чихании другого человека

Б) при укусе клеща

В) при рукопожатии, через одежду и полотенца

4.Таёжный клещ является переносчиком заболевания

А) энцефалит

Б) чесотка

В) малярия

5.Клещи передвигаются при помощи

А) 10 ног

Б) 8 ног

В) 6 ног

Рефлексия:  Перекидывают друг другу мячик и  отвечают

 Я понял----

Я не понял …….

Итог урока, выставление оценок

Домашнее задание – изучить параграф, составить кроссворд по теме

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!