Предмет | Биология |
Класс | 8 |
Тип урока/занятия | Комбинированный (по способам организации деятельности) |
Технология построения урока/занятия | Технология проблемного обучения |
Тема | Питание и пищеварение |
Цель | Образовательная – изучить особенности строения пищеварительной системы; сформировать понятия «пищевые продукты» и «питательные вещества», «питание» и «пищеварение», «органы пищеварения» и «пищеварительные железы»; Развивающие – развивать у учащихся словесно-логическое мышление, самостоятельную деятельность по работе с текстом, рисунками, схемами; обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы, развивать такие качества мышления, как умение доказывать, вариативность, критичность;развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Воспитательная– воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к своему здоровью;воспитывать умение выслушивать мнение друг друга; добиваться ценностно-смыслового понимания изученного, удовлетворенности своей учебной работой. |
Основные термины, понятия | Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, балластные вещества |
Планируемые результаты Предметные: сформировать представление о сущности процессов питания и пищеварения, сформировать представление о составе пищи и роли ферментов в процессе расщепления ее макрокомпонентов, о строении пищеварительного тракта. Метапредметные: совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы. создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного отношения к собственному здоровью; умение адекватно оценивать свою деятельность, формировать ценностно-смысловое отношение к изучаемому содержанию. |
Формируемые УУД Познавательные:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний. Регулятивные:выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, вносить необходимые коррективы в этот процесс, уметь организовывать и планировать свою деятельность, уметь адекватно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности, уметь обобщать и систематизировать свои знания. Коммуникативные: формировать умения аргументировать свое решение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог, благодарить за сотрудничество. Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, развитие эмпатии и сопереживания; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; контроль процесса деятельности. |
Формы работы | Ресурсы |
Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая речь); Наглядный (демонстрация таблиц, схем); Проблемно - поисковый(карточки с вопросами, учебные тексты, работа с учебником). | Книгопечатная продукция: Учебник для учащихся общеобразовательных органицаций: «Биология: 8 класс» Авторы учебника: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев/под ред. В.В.Пасечника– М.: Дрофа, 2018г.раздаточный материал. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебно-тематические карты, карточки для индивидуальной работы, таблица «Пищеварительная система человека», презентация. |
| | |
Этап урока, цель, время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Предметные УУД | Личностные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | Регулятивные УУД |
1. Организация класса Настроить учащихся на урок. Придать им позитивный настрой. 1 минута | | | нравственно-этическая ориентация | | определение цели, функций участников, способов взаимодействия | мобилизация сил и энергии, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном |
2.Актуализация знаний Проверка ранее изученного материала 8 минут | Организует самостоятельную работу по проверке теме «Дыхание»: тест «пятиминутка». Раздаёт карточки с заданиями (5 вопросов на завершение текста). Организует взаимопроверку работ (слайды 2, 3). | актуализация знаний учащихся о дыхании | нравственно-этическая ориентация | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | оценка действий партнера | осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения |
3. Работа над новым материалом Подвести обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с различной информацией Развить умение находить ответы на проблемные вопросы. 5 минут | Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока На слайде №4 представлены фото. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Какой процесс жизнедеятельности живых организмов объединяет эти фото? (для подсказки включить слайд №5) Таким образом тема урока будет… «Питание и пищеварение» Слайд №6 Каждый из вас может сказать, что он ел на завтрак, и что он хочет съесть на обед. Каждый знает своё любимое блюдо и что он просто терпеть не может. А вы можете ответить, зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания? (слайд №7) Предполагаемый ответ «Поддержание жизни» Надеюсь, что к концу урока вы сможете дать полный ответ на поставленный вопрос | формулирование темы и цели урока | повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива. | установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование. | инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи | взаимоконтроль процесса выполнения задания, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, целеполагание |
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися новых знаний. 10 минут | Организация изучения нового материала в виде фронтальной беседы и работы с учебными текстами. Тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона содержит множество органических соединений и веществ (слайд №8). Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование (переход по гиперссылке на слайд №9). (Переход по гиперссылке на слайд №8) Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность? Предполагаемый ответ «За счёт питания (пищи)» Вопрос «Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? Как вы это объясните? (дискуссия между учениками и учителем). Биологи установили, что питание осуществляет три функции. Используя тексты (приложение 1) определите эти функции и заполните схему (слайд 10). На работу у вас 5 минут. | актуализация полученных учащимися новых знаний умение отображать информацию в виде схемы | смыслообразование, развитие логического мышления, нравственно-этическая ориентация | структурирование знаний установление причинно-следственных связей | взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | самоконтроль процесса выполнения задания, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, анализ полученных результатов, формулирование вывода |
5 минут | Организация физминутки в виде игры «Верю, не верю» А сейчас я предлагаю вам поиграть и проверить свои знания по нашей теме. Для этого вы все встанете со своих мест. Я буду зачитывать факты (слайд №12). Если вы будете согласны с утверждением, то останетесь стоять, а если не согласны – присядете на свое место. Всем понятно? Тогда, начали… 1. Огурцы на 95% состоят из воды 2. Яблоки, картофель и лук имеют одинаковый вкус, если их есть с зажатым носом. Это показывает, какую большую роль играет обоняние в различении вкусов. Из-за того, что эти три продукта имеют похожую консистенцию, их невозможно различить без запаха. Если же вы хотите проверить, маленькое предупреждение: как только вы отпустите нос, вы сразу поймете, что только что съели. 3. Белый хлеб более калорийный, чем хлеб с отрубями. Это неверно. 100 г батона дают столько же калорий, как и 100 г отрубного хлеба. Другое дело, что хлеб с отрубями дает много клетчатки и магния, что способствует хорошему пищеварению. 4. Громкий шум влияет на вкус еды, поэтому любителям сладкого лучше всего есть в полной тишине 5. Постоянное желание съесть что-нибудь говорит о том, что вашему организму чего-то не хватает. Это лишь удобное оправдание. Такая «тяга» обычно возникает на фоне эмоциональных переживаний. Чаще всего хочется съесть именно ту еду, которая вызывает приятные эмоции. Хотя не стоит совсем не брать в расчет гормональные изменения, которые тоже могут быть причиной появления навязчивого желания чего-нибудь перекусить. Спасибо. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали, что-то новое для себя | актуализация субъективного опыта учащихся о еде | повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива нравственно-этическая ориентация | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности | выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению саморегуляция как способность к выбору самоконтроль процесса выполнения задания |
5 минут | В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему? Дайте обоснованный ответ. Для подготовки воспользуйтесь текстом учебника и раздаточным материалом «Питательные вещества в продуктах растительного и животного происхождения» | умение работать с учебным текстом умение анализировать тексты, выделять главную мысль умение отображать информацию в виде схемы | нравственно-этическая ориентация | смысловое чтение поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска структурирование знаний | умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта; |
4. Рефлексия Обеспечить осмысление обучающимися новых знаний. 3 минуты | Организация индивидуальной работы учащихся по подведению итогов урока - вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока (слайд №16). Какой ответ вы можете дать на него сейчас? | актуализация полученных учащимися новых знаний | смыслообразование,развитие логического мышления,нравственно-этическая ориентация | установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование | выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме,владеть монологической и диалогической формами речи | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,анализ полученных результатов,формулирование выводов |
5. Итог урока 3 минуты | Домашнее задание: параграф 30, составить интеллект карту «Питание», «Меню» | | смыслообразование,повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива | причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование | Сотрудничество со сверстниками, родителями, специалистами других направлений (например медиками) и педагогом | мобилизация сил и энергии, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации |
1 .Для того, чтобы любой живой организм функционировал, ему необходима энергия. Животные организмы не могут использовать готовую солнечную энергию, как это делают зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма.
2. Часть пищевых веществ мы применяем в качестве строительного материала, поскольку наши тела находятся в процессе непрерывного обновления. К пластическим веществам в первую очередь относят белки, далее по нисходящей - минеральные вещества, жиры и в последнюю очередь — углеводы.
В среднем наш организм фактически полностью обновляется за период в течение 4-5 лет, исключая нервные клетки. Одни ткани - в более быстром темпе, к примеру, кровь за 3-4 месяца, иные ткани – в более медленном.
3. Большая часть гормонов и ферментов (биологически активные вещества), которые являются регуляторами химических процессов в организме, продуцируются самим организмом. Но ряд коферментов (составляющий сегмент ферментов, необходимый для проявления их активности) и гормонов поступают с продуктами питания, а также вырабатываются организмом из их предшественников, поступающих с пищей. Такими предшественниками являются витамины. То есть отсюда следует, что ферментативная деятельность и гормональный фон, влияющий на состояние организма, настроение и работоспособность, зависят от еды. Здесь учитывается одно из положений теории адекватного питания о пищевых и регуляторных веществах.