СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по биологии по теме: "Питание и пищеварение" 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по биологии по теме: "Питание и пищеварение" 8 класс»


Предмет

 Биология

Класс

8

Тип урока/занятия

Комбинированный (по способам организации деятельности)

Технология построения урока/занятия

Технология проблемного обучения

Тема

Питание и пищеварение

Цель

  • Образовательная – изучить особенности строения пищеварительной системы; сформировать понятия «пищевые продукты» и «питательные вещества», «питание» и «пищеварение», «органы пищеварения» и «пищеварительные железы»;

  • Развивающие – развивать у учащихся словесно-логическое мышление, самостоятельную деятельность по работе с текстом, рисунками, схемами; обобщать полученные знания, делать самостоятельные выводы, развивать такие качества мышления, как умение доказывать, вариативность, критичность;развивать учебно-организаторские умения: организовать себя на выполнение поставленных задач, сравнивать, анализировать, обобщать, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности.

  • Воспитательная– воспитывать у учащихся навыки бережного отношения к своему здоровью;воспитывать умение выслушивать мнение друг друга; добиваться ценностно-смыслового понимания изученного, удовлетворенности своей учебной работой.

Основные термины, понятия

 Пластический обмен, энергетический обмен, пищеварение, питательные вещества, пищевые продукты, пищеварительный тракт, пищеварительные железы, балластные вещества

Планируемые результаты

  • Предметные: сформировать представление о сущности процессов питания и пищеварения, сформировать представление о составе пищи и роли ферментов в процессе расщепления ее макрокомпонентов, о строении пищеварительного тракта.

  • Метапредметные:

совершенствовать умения выделять проблему, формулировать вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы.

  • Личностные:

создать условия для личностной рефлексии, воспитания бережного отношения к собственному здоровью; умение адекватно оценивать свою деятельность, формировать ценностно-смысловое отношение к изучаемому содержанию.

Формируемые УУД

Познавательные:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование; смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, структурирование знаний.

Регулятивные:выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения, вносить необходимые коррективы в этот процесс,  уметь организовывать и планировать свою деятельность, уметь адекватно оценивать свои возможности и результаты своей деятельности,  уметь обобщать и систематизировать свои знания.

Коммуникативные: формировать умения аргументировать свое решение, убеждать и уступать, развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, готовность слушать собеседника, вести диалог, благодарить за сотрудничество.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, развитие эмпатии и сопереживания; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; контроль процесса деятельности.

Формы работы

Ресурсы

  • Словесный (беседа, устная монологическая, диалогическая речь);

  • Наглядный (демонстрация таблиц, схем);

  • Проблемно - поисковый(карточки с вопросами, учебные тексты, работа с учебником).

Книгопечатная продукция: Учебник для учащихся общеобразовательных органицаций: «Биология: 8 класс»

Авторы учебника: Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев/под ред. В.В.Пасечника– М.: Дрофа, 2018г.раздаточный материал.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебно-тематические карты, карточки для индивидуальной работы, таблица «Пищеварительная система человека», презентация.








Этап урока, цель, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

1. Организация класса

Настроить учащихся на урок. Придать им позитивный настрой.

1 минута



нравственно-этическая ориентация


определение цели, функций участников, способов взаимодействия

мобилизация сил и энергии,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

2.Актуализация знаний

Проверка ранее изученного материала


8 минут

Организует самостоятельную работу по проверке теме «Дыхание»: тест «пятиминутка».

Раздаёт карточки с заданиями (5 вопросов на завершение текста).

Организует взаимопроверку работ (слайды 2, 3).

актуализация знаний учащихся о дыхании

нравственно-этическая ориентация


выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

оценка действий партнера

осознание учащимся того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения

3. Работа над новым материалом

Подвести обучающихся к самостоятельному выводу способа действий при работе с различной информацией

Развить умение находить ответы на проблемные вопросы.


5 минут


Подводит учащихся к формулировке темы и цели урока

На слайде №4 представлены фото. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Какой процесс жизнедеятельности живых организмов объединяет эти фото? (для подсказки включить слайд №5)

Таким образом тема урока будет…

«Питание и пищеварение» Слайд №6

Каждый из вас может сказать, что он ел на завтрак, и что он хочет съесть на обед. Каждый знает своё любимое блюдо и что он просто терпеть не может. А вы можете ответить, зачем человек каждый день принимает пищу, т. е. осуществляет процесс питания? (слайд №7)

Предполагаемый ответ «Поддержание жизни»

Надеюсь, что к концу урока вы сможете дать полный ответ на поставленный вопрос

формулирование темы и цели урока


повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива.

установление причинно-следственных связей,

построение логической цепи рассуждений,

выдвижение гипотез и их обоснование.

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации,

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

владеть монологической и диалогической формами речи 

взаимоконтроль процесса выполнения задания,

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

целеполагание


Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание обучающимися новых знаний.

10 минут


Организация изучения нового материала в виде фронтальной беседы и работы с учебными текстами.

Тело любого живого существа - от крохотной бактерии до огромного слона содержит множество органических соединений и веществ (слайд №8). Они должны постоянно в нужных количествах присутствовать в организме, чтобы поддерживать его нормальное существование (переход по гиперссылке на слайд №9).

 (Переход по гиперссылке на слайд №8) Каким же образом обеспечивается эта важнейшая потребность?

Предполагаемый ответ «За счёт питания (пищи)»

Вопрос «Почему вещества, пригодные для пищи, например, молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь, вызывают гибель человека? Как вы это объясните? (дискуссия между учениками и учителем).


Биологи установили, что питание осуществляет три функции. Используя тексты (приложение 1) определите эти функции и заполните схему (слайд 10). На работу у вас 5 минут.

актуализация полученных учащимися новых знаний

умение отображать информацию в виде схемы

смыслообразование,

развитие логического мышления,

нравственно-этическая ориентация

структурирование знаний

установление причинно-следственных связей

взаимодействовать с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

самоконтроль процесса выполнения задания,

 выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,

анализ полученных результатов,

формулирование вывода


5 минут


Организация физминутки в виде игры «Верю, не верю»

А сейчас я предлагаю вам поиграть и проверить свои знания по нашей теме. Для этого вы все встанете со своих мест. Я буду зачитывать факты (слайд №12). Если вы будете согласны с утверждением, то останетесь стоять, а если не согласны – присядете на свое место. Всем понятно? Тогда, начали…

1. Огурцы на 95% состоят из воды

2. Яблоки, картофель и лук имеют одинаковый вкус, если их есть с зажатым носом. Это показывает, какую большую роль играет обоняние в различении вкусов. Из-за того, что эти три продукта имеют похожую консистенцию, их невозможно различить без запаха. Если же вы хотите проверить, маленькое предупреждение: как только вы отпустите нос, вы сразу поймете, что только что съели.

3. Белый хлеб более калорийный, чем хлеб с отрубями.

Это неверно. 100 г батона дают столько же калорий, как и 100 г отрубного хлеба. Другое дело, что хлеб с отрубями дает много клетчатки и магния, что способствует хорошему пищеварению.

4. Громкий шум влияет на вкус еды, поэтому любителям сладкого лучше всего есть в полной тишине

5. Постоянное желание съесть что-нибудь говорит о том, что вашему организму чего-то не хватает. Это лишь удобное оправдание. Такая «тяга» обычно возникает на фоне эмоциональных переживаний. Чаще всего хочется съесть именно ту еду, которая вызывает приятные эмоции. Хотя не стоит совсем не брать в расчет гормональные изменения, которые тоже могут быть причиной
появления навязчивого желания чего-нибудь перекусить.

Спасибо. Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали, что-то новое для себя

актуализация субъективного опыта учащихся о еде


повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива

нравственно-этическая ориентация


выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

саморегуляция как способность к выбору

самоконтроль процесса выполнения задания

5 минут

В настоящее время широкое распространение получило вегетарианство, то есть употребление в пищу только растительных продуктов. Как вы относитесь к идее вегетарианского питания и почему?

Дайте обоснованный ответ. Для подготовки воспользуйтесь текстом учебника и раздаточным материалом «Питательные вещества в продуктах растительного и животного происхождения»

умение работать с учебным текстом

умение анализировать тексты, выделять главную мысль

умение отображать информацию в виде схемы

нравственно-этическая ориентация

смысловое чтение

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска

структурирование знаний

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

4. Рефлексия

Обеспечить осмысление обучающимися новых знаний.

3 минуты

Организация индивидуальной работы учащихся по подведению итогов урока

- вернёмся к вопросу, который прозвучал вначале урока (слайд №16).

Какой ответ вы можете дать на него сейчас?

актуализация полученных учащимися новых знаний

смыслообразование,развитие логического мышления,нравственно-этическая ориентация

установление причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование

выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации в письменной и устной форме,владеть монологической и диалогической формами речи 

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,анализ полученных результатов,формулирование выводов

5. Итог урока


3 минуты

Домашнее задание: параграф 30, составить интеллект карту «Питание», «Меню»


смыслообразование,повысить самооценку, ощутив себя частью коллектива

причинно-следственных связей,построение логической цепи рассуждений,выдвижение гипотез и их обоснование

Сотрудничество со сверстниками, родителями, специалистами других направлений (например медиками) и педагогом

мобилизация сил и энергии,

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации






Тест «пятиминутка»

ФИ ……………………………………

1 вариант

ФИ ……………………………………

2 вариант

1.Процесс газообмена между организмом и окружающей средой – ..............................

1. Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея и бронхи составляют ……………

…………………………………………..

2.Бронхиолы заканчиваются микроскопическими легочными пузырьками – ......................................

2. Трубка, состоящая из хрящевых полуколец – .......................................

3. Состояние органов при вдохе

Межреберные мышцы –

Диафрагма-

Грудная клетка -

Давление в легких -

Воздух устремляется -

3.Состояние органов при выдохе

Межреберные мышцы –

Диафрагма-

Грудная клетка -

Давление в легких -

Воздух устремляется -

4. Экскурсия - …………………………….

……………………………………………..

4. Жизненная ёмкость лёгких -……………

………………………………………………

5. Центр непроизвольного дыхания расположен в ………………………. мозге

5. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счёт изменения концентрации ……………………………..





Приложение 1

1 .Для того, чтобы любой живой организм функционировал, ему необходима энергия. Животные организмы не могут использовать готовую солнечную энергию, как это делают зеленые растения. Животные получают энергию в виде пищи, а затем уже в клетках их тела в результате химических превращений энергия солнечного света высвобождается и используется на нужды организма.



2. Часть пищевых веществ мы применяем в качестве строительного материала, поскольку наши тела находятся в процессе непрерывного обновления. К пластическим веществам в первую очередь  относят белки, далее по нисходящей - минеральные вещества, жиры и в последнюю очередь — углеводы.

В среднем наш организм фактически полностью обновляется за период в течение 4-5 лет, исключая нервные клетки. Одни ткани - в более быстром темпе, к примеру, кровь за 3-4 месяца,  иные ткани – в более медленном.  



3. Большая часть гормонов и ферментов (биологически активные вещества), которые являются регуляторами химических процессов в организме, продуцируются самим организмом. Но ряд коферментов (составляющий сегмент ферментов, необходимый для проявления их активности) и гормонов поступают с продуктами питания, а также вырабатываются организмом из их предшественников, поступающих с пищей. Такими предшественниками являются витамины.  То есть отсюда следует, что ферментативная деятельность и гормональный фон, влияющий на состояние организма, настроение и работоспособность, зависят от еды. Здесь учитывается одно из положений теории адекватного питания о пищевых и регуляторных веществах.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!