СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по дисциплине Культурология .Япония. Искусство Страны восходящего солнца

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по дисциплине Культурология .Япония. Искусство Страны восходящего солнца»

План-конспект

  • Учебное заведение: ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж им. В.А. Беглова»

  • Преподаватель: Беляева Е.В.

Специальность: 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Группа С - 22

  • Тема: Искусство Страны восходящего солнца .Япония.

Тип занятия: систематизация и расширение знаний по культуре Востока.

Вид занятия: комбинированное.

Организация деятельности студентов: фронтальная, групповая, индивидуальная

Цель урока: образовательная - изучение национальных особенностей культуры и искусства Японии;

Развивающая - умение извлекать самостоятельно нужную информацию из различных источников

- развитие у студентов умений принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность

- развитие умения мыслить, рассуждать на искусствоведческие темы;

Воспитательные - выявить общечеловеческие ценности в философии и культуре Японии, формирование толерантности к культуре других народов.

По результатам занятия студент должен знать:

национальное своеобразие культуры Японии, связь с китайской культурой и Западом.

эстетические принципы японского искусства.

формировать представления о таких традиционных видах искусства как зодчество, скульптура, живопись, театр.

знать, какие виды искусства характерны только для Японии.

Уметь:

Охарактеризовать особенности пластики нэцке, икебаны, жанровые особенности японской гравюры, архитектурное своеобразие зданий.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

- дисциплина «Литература» - «Жанровое своеобразие японской поэзии»

- дисциплина «Информатика» - использование ИКТ

- дисциплина "Философия"- "Религиозно - философские доктрины Востока"

- дисциплина "Архитектура зданий"- "Особенности архитектурных сооружений Японии и Китая"

Формируемые компетенции:

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК.2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

ОК.4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Оформление и оборудование:

Раздаточный материал( у каждого ученика), звуковое оформление, использование компьютерных технологий (презентации, видео),реквизит к сценке.

Методы и приемы:

Продуктивный – анализ и разрешение ситуационной задачи в текстовом режиме и при работе с таблицей.

Репродуктивный – ответы на вопросы викторины при закреплении материала

Частично – поисковый – самостоятельная работа студентов с ИКТ при создании презентаций.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. - Контроль сформированности умений, знаний и навыков и мотивация учебной деятельности студентов - 10 минут.

Но прежде, мне бы хотелось напомнить : какие черты присущи другим цивилизациям Востока, предлагаю вам викторину, она состоит из вопросов по пройденному материалу, ответы вы запишете на листочках, а затем сдадите на проверку.

Вопросы викторины:( показ презентации)



Вступительное слово учителя (под музыкальное сопровождение)

Наступает весна и сегодня день чудесный и поэтический, поэтому предлагаю начать его с поэзии.



Да, сном и только сном должны его назвать,-

И в этом мне пришлось сегодня убедиться,-

Мир – только сон…

А я-то думал – явь,

Я думал – это жизнь, а это снится!

Ки-но Цураюки.(читает студент)

Как вы думаете, какой сегодня будет тема нашей беседы? Ребята, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Как называют свою страну сами японцы? Японию называют «страной восходящего солнца», так как ее земля первая в восточном полушарии озаряется солнечными лучами.


  1. Тема нашего урока – Культура Японии. Искусство Страны восходящего Солнца.

Тема записывается в тетради, далее внимание обращается на план урока:

План урока ( записывается в тетради):

  1. Эстетические принципы японского искусства.

  2. Традиционные виды искусства:

  1. Японская живопись и графика

  2. Архитектура Японии.

  3. Скульптура Японии.

  4. Японская народная музыка и театр.

  5. Литература Японии.

  1. Традиционные японские виды искусства:

  1. Икебана.

  2. Нэцке.

  3. Аниме.



Ход урока

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

  • Организационный момент – 2 минуты

- Приветствие студентов,

- Проверка списочного состава студентов


Готовятся к уроку – должны иметь тетради, ручки

  • Контроль сформированности умений, знаний и навыков. – 10 минут

Для проведения контроля домашнего задания даются вопросы викторины:

1.Второй фараон IV династии Древнего Египта.

Его пирамида, строившаяся около 20 лет является самой крупной из всех построенных!

Как зовут этого фараона?

- 2.Как зовут этого
бога египтян?.

- 3.Этот великий царь
г. Урук совешил много подвигов и стал героем для всего Междуречья!

Как его зовут?

4.Правитель Вавилонского царства своими законами строго наказывал любого, кто воровал имущество храм

5 Индийский царевич, сбежавший из своего дворца. Основатель религии. Учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение

6.Как назывались касты в Древней Индии?

7.Каких мудрецов – древних индийцев, китайцев – вы можете назвать?


Конфуцианство проповедовало страдания, все в этом мире обречено на бесконечную цепь перерождений.

При царе Хаммурапи возвеличился город Александрия, расположенный в древней Индии.

Согласно представлениям жителей Древнего Китая, человек в течение земной жизни не мог выйти из состава своей варны.

Буддизм зародился как комплекс морально-этических представлений и впоследствии получил статус официальной идеологии.

.

Преподаватель комментирует выставленную оценку.


Критерии оценки:

  • Глубина, логичность, последовательность ответа

  • Правильность ответа.

Оценка «5» ставится при соответствии ответа всем критериям.

Оценка «4» ставится при соответствии всем критериям, но ответ имеет неточности.

Оценка «3» ставится при наличии ошибок при ответе.










Студенты отвечают на вопросы по ранее изученному материалу.

Актуализация опорных знаний, умений и навыков. Мотивация учебной деятельности. – 10 минут

Постановка темы и цели учебного занятия.

Преподаватель создает проблемную ситуацию, демонстрируя кадры кинохроники, зачитываются строки

из произведения М.Волошина Гражданская война» и задаются вопросы:

_Революция октября 1917 года отобрала земли у помещиков, заводы и фабрики у буржуазии, частные предприятия у иностранных капиталистов.

_Какова реакция этих слоев населения на действия Советской власти.

_ Как вы можете прокомментировать кадры кинохроники.


Преподаватель просит попробовать сформулировать понятия, связанные с этим сопротивлением: «Как будет называться сопротивление имущих слоев населения действиям Советской власти? Как назовем иностранное вмешательство иностранных государств во внутренние дела Советского государства?


Преподаватель ставит новую задачу: Сформулировать название темы и цели урока.






Студент читает строки стихотворения японского поэта.

Ки- но Цураюки




Студенты отвечают на вопросы, рассуждая, что имущие слои населения были недовольны такими действиями советской власти и начали сопротивление.

К ним присоединились и иностранные капиталисты.








Студенты формулируют понятия и сверяют их с записями на доске, записывают понятия себе в тетрадь.









Студенты формулируют тему занятия: «Гражданская война и интервенция» и цели: познакомиться с основными событиями тех дней.


Преподаватель обозначает план проведения занятия: - 3 минуты

  1. Причины гражданской войны и интервенции.

  2. Этапы гражданской войны.

  3. Политика «Военного коммунизма».

Преподаватель обозначает причины гражданской войны и интервенции.

Студенты записывают план занятия в тетради причины гражданской войны.

Выполнение практического задания учебного занятия: по знакомому алгоритму, работая с учебником, записать в тетрадь этапы и основные события гражданской войны и интервенции. – 20 минут


Преподаватель проверяет проделанную работу, комментирует сделанные записи.


Студенты самостоятельно и индивидуально находят нужный материал в учебнике и делают записи в тетради.



Студенты озвучивают найденный материал, корректируют записи.

Преподаватель предлагает выполнение практического задания с картой: - 10 минут

в атласе найти места скопления белых войск и места высадки иностранных государств. Найденное нанести на контурные карты, работая в парах.


Студенты выполняют задание и сдают карты на проверку.

Преподаватель ставит новую задачу: выяснить суть политики «военного коммунизма», работая с учебником. – 13 минут

Преподаватель комментирует ответы и выставляет комплексную оценку студентам за ответы на занятии.

Студенты обсуждают найденное, работая всей группой. Делают записи в тетради.


Преподаватель объясняет домашнее задание: работа с конспектом и картой – 2 мин


Рефлексия. – 5 минуты

Преподаватель предлагает продолжить предложение:

Я научился …

Я выполнил …

Было трудно…

Было интересно…

Я помог…

Мне хочется…


Преподаватель предлагает положить

В контейнер с рисунком, соответствующий настроению после занятия.

Студенты продолжают фразу.










Студенты складывают фишки в соответствующий контейнер.







Объяснение нового материала (сопровождается показом презентации).

Самобытная культура народов Востока – ярчайшая и незабываемая страница в истории мировых цивилизаций. Мы уже с вами изучили культуру Египта, Индии, Китая, Думаю, что вы заметили, что по Великому шелковому пути, проходившему в древности через многие государства, в течение двух тысячелетий осуществлялся не только обмен товарами, но и взаимопроникновение культур Востока, однако это заимствование чужого не лишало Японию ее оригинальности. Именно о ней пойдет речь на нашем уроке.





1.Символом Японии является цветущая сакура, нежные цветки которой украшают Страну восходящего Солнца. У японских мастеров всегда были свои представления о красоте и окружающем мире, отличные от понимания их другими народами.

«Как меч, так и хризантема являются частью картины.

Японцы в одно и то же время напористы и

сдержаны, воинственны и артистичны; дерзки и

вежливы; неподатливы и восприимчивы;

послушны и непокорны; преданны и коварны;

отважны и робки; консервативны и жадны до

нового».

Р. Бенедикт. «Хризантема и меч».

2 Япония расположена на четырех островах, которые омываются Тихим океаном и морями. Природа ее разнообразна и красива. Вместе с тем, пожалуй, нет ни одной страны, где бы природа так вероломно сочетала ласковость с крайней суровостью к людям. Япония — страна многих действующих вулканов, которые беспрерывно напоминают о себе.. Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Она непрерывно развивалась, начиная с X – XI веков. C XVII и до середины XIX века Япония была практически закрыта для иностранцев (связи сохранялись только с Нидерландами и Китаем).

Лишь в начале XX в. археологи обнаружили в различных областях страны памятники II — I тысячелетий до н. э., дающие представление о самобытной культуре, существовавшей уже в древности на Японских островах. По сравнению с другими цивилизациями Востока (вроде Китая или Индии) Япония считается молодой страной. Ее история, по мнению самих японцев, начинается с правления легендарного императора Дзимму, а именно с VII в. до н.э

В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие. Долгое время об искусстве древней Японии ничего не было известно

. История Японии делится на эпоху древнего и раннесредневекового общества, охватывающую тысячу с небольшим лет н.э. и время сёгунатов, отсчет которому пошел после битвы при Данноура, т.е. с конца ХII в. 

И в тот, и в другой периоды традиционным главой общества оставался император. Он считался фигурой особой, священной. Японцы думали, что их императоры произошли от богини солнца Аматэрасу, которая вручила первому правителю три свои любимые вещи, три "божественных сокровища": бронзовое зеркало, яшмовые бусы и священный меч. Главной опорой сегунов и вообще главной военной силой в стране стали с XII в. самураи. Именно их руками и мечами император Минамото добился победы. Слово "самурай" происходит от глагола, означающего "служить великому человеку", "служить вождю". Самураев сначала набирали из зажиточных крестьян, домашних слуг, а потом все больше дети самураев продолжали дело отцов.



В японском языке не было термина «искусство». Искусство не понималось как создание чего-то нового, оно понималось как продолжение жизни, японцы превратили свою жизнь в искусство, хотя точнее было бы сказать, что японцы превратили искусство в жизнь.

Эстетические принципы японского искусства сформировались под влиянием трех важнейших религиозно-философских доктрин, определивших традиционное мировоззрение обитателей Страны Восходящего Солнца, — синтоизма, конфуцианства и буддизма.

Согласно конфуцианским канонам, управляющим принципом вселенной, служит Небо, источник гармонии и порядка. Полномочным представителем Неба на земле является император, от праведности которого зависит благоденствие государства. От подданных требуется почитание императора, строгое выполнение данных Небом законов и ритуалов и соблюдение моральных принципов.



Почитание природы как божественного начала вылилось в древнюю национальную религию японцев — синто, «путь богов».

В честь синтоистских божеств строились многочисленные храмы, располагавшиеся, как правило, в лесных чащобах и на горных вершинах. Каждый храм был окружен садиком с маленьким водоемом и замшелыми камнями, а также источником для омовения рук перед молитвой; храм окружали священные ворота-тории, а дорогу к нему украшали многочисленные каменные фонари.

  1. Главные принципы японского искусства: ваби - протсота, саби - красота и естественность, сибуй - красота простоты, минимальная обработка материала, югэн - недоговоренность. Мастер предлагает внимательно вслушиваться в недоговоренное, более пристально всматриваться в недорисованное

  1. Слово учителя.

Красота как эстетическая категория для японцев заключается в мимолетности, неповторимости. Движение души, взгляд, игра света и тени, игра красок. Красота по-японски – не в вещах самих по себе, а в их комбинациях, плетущих узор светотени. Японский художник может рисовать на песке, на воде, на асфальте. Такой рисунок живет недолго, но он вполне удовлетворяет и художника, и зрителя, которые успели увидеть и насладиться изображенным мгновением. “Некрасивое недопустимо”,  только красивая вещь (не сама по себе, а в сочетании с другими вещами, поставленная в нужном месте в нужное время суток) может быть истинной. По мнению японцев, в природе нет некрасивого, надо просто научиться разглядеть красоту. Красота - есть добро, она есть во всем и везде, а что красиво – то хорошо. Окакура Какудзо увещевал иностранцев, не понимавших поведения и ценностей японцев: “Дайте нам спокойно потягивать наш чай и любоваться бамбуковой рощей в бликах полуденного солнца, прислушиваясь к журчанию родника и шороху сосен, которые чудятся нам в бульканье котелка. Позвольте нам испытывать наслаждение от мимолетности и чарующей бесполезности вещей”.

Особенно это относилось к пейзажной живописи, садовому искусству, архитектуре, чайной церемонии и аранжировке цветов.

  1. Индивидуальное сообщение студента об особенностях архитектуры Японии.

Древнейшими архитектурными памятниками Японии являются синтоистские и буддийские культовые сооружения — святилища, храмы, монастыри.

Использование дерева в качестве основного строительного материала определялось рядом причин. Даже в наше время Япония — одна из самых густо покрытых лесами стран мира. Выбор строительного материала также определялся климатом, длинным жарким и влажным летом и довольно короткой и сухой зимой.

Чтобы легче переносить жару, помещения делались легкими и открытыми, с приподнятым над землей полом и крышей, имевшей длинные свесы, защищающие от солнца и частых дождей. Дерево меньше нагревается от жары летом, а зимой меньше охлаждается, лучше поглощает влагу и, что существенно, лучше переносит толчки землетрясений, каждодневно случающихся на Японских островах.

Практически все японские постройки представляют собой комбинации прямоугольных элементов. Окружности появляются только в верхней части конструкций двухъярусных ПАГОД. Таким образом, все здания представляют собой комбинации опорно-балочных структур с осевой симметрией. В конструкции зданий практически не использовались диагонали для придания жесткости, это компенсировалось за счет использования прочной древесины — кипариса, кедра.

  1. Индивидуальное сообщение студента об особенностях скульптуры Японии и аниме.

СКУЛЬПТУРА — самый древний вид изобразительного искусства Японии.

Эпоха неолита, существовавшая за несколько тысячелетий до нашей эры, в японской науке получила наименование периода Дземон. В то время, помимо таких необходимых в быту вещей, как посуда из глины или камня, делались своего рода глиняные идолы — догу. Догу, выполненные в своеобразной, гротескной манере, украшались узором «дзёмон» (узор веревки). В настоящее время эти фигурки привлекают внимание скульпторов своеобразием изобразительных средств: упрощенностью, деформацией и условностью, которые характерны для первобытного искусства на всех континентах.

Период Нара — единственное во всей истории японской скульптуры время, когда скульпторы обращаются к использованию самых разнообразных материалов, среди которых дерево, камень, сухой лак , бронза, глина.

Буддийские статуи создавались специалистами-скульпторами, работавшими в государственных мастерских. Все эти памятники, являющиеся национальным достоянием, сегодня можно видеть не только в Нара и Киото, но и во многих провинциальных монастырях.

XI. О японской гравюре рассказывает также учащаяся.

Японская живопись (яп. кайга, «картина, рисунок») — один из наиболее древних и изысканных из японских видов искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей. Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала. Рисовали в Японии обычно на складных ширмах, сёдзи, стенах домов и одежде. Ширма для японцев не только функциональный элемент жилища, но и произведение искусства для созерцания, определяющий общее настроение комнаты. Национальная одежда кимоно также относится к предметам японского искусства, неся особый восточный колорит. Декоративные панно на золотой фольге с использованием ярких красок также можно отнести к произведениям японской живописи.

В IX — X вв. в Японии появилась светская живопись — ямато-э, которая развивалась во дворцах знати. Художники живописи ямато-э рисовали на шелке и бумаге яркими красками с добавлением золота пейзажи, придворные сцены, цветы. Картины в форме горизонтальных свитков — эмакимоно рассматривались на столе, а вертикальные свитки — какимоно украшали стены парадных комнат. Часто живописцы иллюстрировали и знаменитые романы современников.

В ХП — XIV вв. в буддийских монастырях монахи-художники начали писать картины на бумаге тушью, используя все богатства ее оттенков, от серебристо-серого до черного. Художник Тоба Сёдзо (вторая половина XII в.) на длинных свитках рассказал о проделках лягушек, зайцев и обезьян. Иносказательно изобразив под видом животных монахов и мирян, он высмеял алчность и глупость монахов.



Художник Тойо Ода, или Сэссю (XV в.), писал природу в разные времена года. Сохранились его свитки «Зимний пейзаж», «Осень», «Четыре времени года» и ряд других картин.

К этому же времени относится появление нарадного портрета в живописи. Такие портреты художники писали со знаменитых полководцев — правителей Японии. Портрет работы художника Фудзивара Таканобу изображает военачальника - правителя Минамото Еримото в темной одежде, сидящего по японскому обычаю на полу. Его тело как бы сковано жесткой тканью. Все внимание художник сосредоточил на суровом, надменном лице, создав образ жестокого, властного человека.



В XVII — XIX вв. в городах развиваются торговля и ремесло. Для городского населения художники изготовляли гравюры, которые в большом количестве печатались с деревянных досок на тонкой бумаге. Спрос на них был очень велик: каждый человек мог теперь вместо дорогой и подчас недоступной картины-свитка купить нарядную и понятную ему по смыслу гравюру. И герои гравюр уже иные. Это актеры и гейши, влюбленные пары, ремесленники за работой. Часто художники создавали и праздничные, очень нарядные гравюры суримоно, куда вписывались стихи с пожеланием счастья. Цветные японские гравюры пользуются признанием во всем мире. Известный мастер гравюры Утамаро (1753—1806) славился изображениями молодых женщин, а художники Хокусаи (1760—1849) и Хиросиге (1797—1858) — своими пейзажами. Изображениям актеров посвятил свое творчество Сяраку (XVIII в.). Он показывал их в самых разных ролях, часто с искаженными страданием и гневом лицами.

ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана — это «цветы, которые живут».

В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками.







  1. Слово учителя ( знакомит с традиционными японскими видами искусства).

.



ИКЕБАНА — традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икебана — это «цветы, которые живут».

В европейском искусстве составлением букета демонстрируется мастерство человека, создавшего его, тогда как создатели икебаны стремятся выявить в ней не свои пристрастия и вкусы, не свою индивидуальность, а природную сущность представленных в икебане растений, глубинный смысл их сочетаний и расположения — композиции в целом. Кроме того, европейцы по большей части стремятся к пышности, нарядности, богатству колорита, тогда как японские мастера икебаны стремятся к предельной строгости, даже лаконизму в форме, ограничиваясь порой двумя-тремя веточками.

Распространение в Японии чая связано с дзенской практикой медитации, Чай был завезен из Китая монахом в 1191г. Сначала чай употреблялся в качестве лекарства, а затем распространялся благодаря созданной дзен-буддистами ритуальной системе чаепития Существует предание. Что основатель секты Дзен монах Дарума уснул во время медитации. Проснувшись, он вырвал себе веки, чтобы они не мешали ему следовать к «просветлению», и бросил их на землю. Они превратились в чайный куст. Последователи стали употреблять чай, чтобы не заснуть во время ночных бдений. Совершенствованием чайной церемонии занимались в Киото. Чай японцы пили зеленый.

Церемония служила не только для приятного времяпровождения и общения – в ней выделялось избирательное родство душ.

Разработана в мельчайших деталях.

Наливать чай в холодную чашку считалось бестактным, чашку надо было обязательно сполоснуть крутым кипятком, а затем вытереть насухо специальным полотенцем.

Перед тем, как заваривать чай, его некоторое время подержать в ситечке над струей пара.

Наливать чай разрешалось лишь правой рукой, обративши свое к гостю.

Наливать чашку дополна не следовало. Сахар гость должен был положить себе сам, ибо это считалось делом вкуса.

Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент о культуре чайной церемонии в Японии и Китае.

Любителям искусства хорошо знакомы НЭЦКЭ - небольшие разные фигурки из кости или дерева работы японских и китайских мастеров. Странный, непонятный мир таится за миниатюрными изображениями божеств, благожелательных символов, людей, животных, птиц, рыб. произведения В скульптуре высотой в три- четыре сантиметра не пропущено ни одной детали. Все передано точно и выразительно, с неподражаемой живостью, непосредственностью в трактовке натуры, часто с юмором и фантазией. Назначение нэцкэ выявляется уже в самом названии. Слово "нэцкэ" - "не- цуке" пишется двумя иероглифами: первый означает "корень", второй -"прикреплять". Нэцкэ - это брелок или противовес, с помощью которого на поясе носят кисет с табаком, связку ключей или инро (коробочку для лекарств и парфюмерии). Необходимость такого приспособления вызвана отсутствием карманов в японском традиционном костюме.



Музыка и театр.

Японская народная музыка, развивавшаяся в тесном контакте с драматическим, танцевальным и другими видами искусства, отличается преобладанием вокального исполнения над инструментальным.

Там, где требуется воссоздать типичную японскую атмосферу, обязательно зазвучат бамбуковая флейта (сяку-хати) и трехструнный, похожий на лютню, сямисен. Оба этих инструмента своим строгим, скупым звучанием лучше всего передают столь важную для всех видов искусства дзэн сутьва-би и саби. Насколько эмоционально, будто в экстазе, звучит сямисен, можно услышать во время представления в Театре, где виртуоз-музыкант способен извлечь из трех струн всю лирику любви, печаль скорби и отчаяния, гнев ненависти и восторг счастья. Эти музыкальные инструменты вместе с 13-струнной японской цитрой (кото) возникли, как и исполняемая на них музыка, в XVI столетии.

Звучит японская музыка для театра Кабуки. Учитель: Эта музыка, которую вы сейчас слышали, известна и любима всеми жителями Японии. Она может сопровождать театральные действа

Одним из ранних видов театра стал театр но - «талант, мастерство», сложившийся в XIV-XV вв., актёры играли в масках и роскошных костюмах. Театр считается «маскированной» драмой, но маски (о-мотэ) надевают лишь ситэ и ваки. В XVII в. сложился один из наиболее известных видов японского традиционного театра — кабуки - «песня, танец, мастерство», актёры этого театра были исключительно мужчины, их лица были сложным образом загримированы. Высоко ценится искусство оннагата (яп. женский образ), актёров, исполняющих женские роли. В Киото, второй столице Японии, есть памятник знаменитой Окуни, считающейся родоначальницей театра Кабуки. Слово “кабуки” является существительным, образованным от глагола “кабуку”, который буквально означает “отклоняться”. Многие обычаи театра Кабуки живы и поныне – например, штраф, налагаемый на актера, который совершил на сцене какой-нибудь промах. Провинившийся должен угостить каждого актера, кто был занят в эпизоде, миской лапши. Если сцена была большой, штраф получался нешуточный. Кроме театра кабуки существует традиционный театр марионеток бунраку. Некоторые драматурги, например, Тикамацу Мондзаэмон писали пьесы для бунраку, которые позже ставились на «большой сцене» — в кабуки.



Японцы - вежливые и сдержанные люди. Правила этикета (сообщение студентки)для них очень важны, как и для других народов мира. Японцы не рассчитывают на то, что все будут соблюдать их обычаи, однако, если вы постараетесь следовать японской манере поведения, вам будут очень благодарны.

  1. Заключительное слово учителя.

История цивилизации Японии является частью мировой и рассматривается в ее контексте. Р. Киплинг сказал однажды:

"Восток есть Восток, а Запад есть

Запад, и они никогда не сойдутся".

Однако, как мы видим на примере Японии Восток и Запад сошлись. можно сказать, что в Японии проявляется евразийство.

Евразия - это особый мир, который сохраняет неповторимость национальной культуры и в то же время способный усваивать достижения других культур. Активное заимствование чужого не лишило Японию ее оригинальности.

  1. Выводы по уроку.

Беседа с попутной записью выводов:

Можно ли сказать, что традиционное искусство Японии завершенное, с четко выраженной позицией создателя?

Критичны ли японские мастера в предмете изображения, манере передачи мира?

Как вы считаете, что важнее ля японского художника изучение Мира или его переживание?



Выводы записываются.

В любом виде искусства традиционной Японии обнаруживаются следующие черты:

  • склонность к недосказанности, незавершенности, что символизирует продолжение жизни;

  • мир в своей изменчивости вмещает в себя все, ничего не отвергая и не исключая, все имеет право на существование;

  • созерцание, интуиция;

  • знак и символ: все закодировано, все надо расшифровывать;

  • не изучение Мира, а его переживание;

  • невозможность взглянуть на Природу со стороны, слитность с ней;



Последний вывод делается учителем.

Урок завершается следующими словами под музыкальное сопровождение:

Путь японского художника – это путь постижения красоты через незаметное и первозданное.

Вот каким видится ее изначальный образ поэту Догену (1200-1253):

Цветы – весной,

Кукушка – летом.

Осенью- луна.

Чистый и холодный снег-

Зимой.

Что останется после меня?

Цветы – весной,

Кукушка – в горах,

Осенью листья клена.

Как просто и безыскусно все сказанное! Привычные образы. Обыкновенные слова. Но именно в этой простоте и обычности заключена неповторимость искусства Страны восходящего Солнца.



  1. Домашнее задание:

  1. Заполнить таблицу, используя учебник А. Радугина и материалы сети Интернет( для всех)

Название культуры, хронология

Боги и герои

Литературные памятники, Наука

Скульптура,

живопись

Памятники архитектуры








  1. «Не сотвори, а найди и открой» - принцип японского искусства. Докажите его справедливость.

  2. Попробуйте сделать собственные эскизы в архитектурном стиле, характерном для Японии.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!