СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по экономике 10-й класс "Взаимодействие спроса и предложения. Спрос" для обучающихся по индивидуальному учебному плану

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по экономике 10-й класс "Взаимодействие спроса и предложения. Спрос" для обучающихся по индивидуальному учебному плану»

Тема 3. Взаимодействие спроса и предложения.

Спрос.


Понятие о спросе и его величине. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.

Задачи урока:

  1. Дать определение новых понятий: спрос, закон спроса, величина спроса, шкала спроса.

  2. Познакомить с понятиями: кривая спроса, эластичность спроса, товары-заменители (субституты), дополняющие товары-комплементы, «благо Гиффена».

  3. Формирование навыка анализа графика спроса.

  4. Выявление причинно-следственных связей между изменением цен и спросом.


Требования к подготовке учащихся:

Предметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

  • давать определение спроса;

  • формулировать закон спроса;

  • строить график спроса по исходным данным; рассчитать коэффициент эластичности;

  • анализировать изменение положения кривой спроса в зависимости от неценовых факторов;

  • высказывать предположения об изменении кривой спроса в зависимости от изменения цен на товары-субституты и комплементарные товары;

  • приводить примеры товаров-субститутов и комплементарных товаров;

  • приводить примеры товаров с эластичным и неэластичным спросом.


Метапредметные результаты обучения:

Учащийся должен уметь:

  • составлять тезисный план к тексту параграфа;

  • выявлять причинно-следственные связи, делать аналитические выводы;

  • коротко и доказательно высказывать аргументы;

  • преобразовывать статистические данные из таблицы в график;

  • давать сравнительный анализ, формулировать выводы;

  • формулировать понятия, соблюдая логику изложения;

  • свободно владеть терминологией, в том числе и на иностранном языке, заменять иностранные термины синонимами на русском языке, записывать и расшифровывать формулы, используемые на уроке.


Личностные результаты обучения:

Учащийся должен:

  • освоить на базовом уровне знания об экономических законах;

  • формировать целостное мировоззрение;

  • развивать экономическое мышление;

  • укреплять умение аргументировать свои мысли.


Структура урока.

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. Постановка целей.

  2. Проверка д/з. Повторение основных моментов/понятий по предыдущему уроку.

  3. Изложение материала учителем. Ознакомление с понятиями: рыночный механизм, спрос, экзогенный, эндогенный спрос, величина спроса, закон спроса.

  4. Шкала спроса (построение таблицы).

  5. Изменение спроса и величины спроса.

  6. Построение графика изменения спроса. Кривая спроса, её смещение.

  7. Функция спроса.

  8. Дискуссия: Факторы, влияющие на спрос.

  9. Определение влияния различных факторов на увеличение/снижение спроса на товар.

  10. Информация: Эффект Гиффена, эффект Веблена.

  11. Д/з. Изучить учебник стр. 25-33. Выучить понятия темы. Используя прием «фишбоун» охарактеризовать факторы и их влияние на спрос.


Содержание урока


Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка.

Спрос — желание покупателей приобрести некоторое количество товара, подкрепленное их материальными возможностями.

Экзогенный, эндогенный спрос.

Закон спроса отражает обратную зависимость спроса от цены.

Величина спроса — количество товара, которое покупатель готов купить по данной цене в данное время.

Изменение спроса и величины спроса.

Шкала спроса (таблица).

Изменение величины спроса, изменение спроса 

График кривой спроса. Величина спроса — точка на графике, спрос — множество точек, показывающее изменение величины спроса при изменении цены.

Термины: Р (price) — цена, Q (quantity) — количество, D (demand) — спрос.

Функция спроса.

Неценовые факторы спроса.

Товары-заменители (субституты), дополняющие товары (товары-комплементы).

Эластичность спроса по цене — степень реакции спроса на изменение цены товара, показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Неэластичный, эластичный, спрос с единичной эластичностью.

Закон спроса не действует в следующих случаях:

  • «Благо Гиффена» — товар, спрос на который растет даже при повышении цены.

  • Когда цена является показателем качества.

  • Эффект Веблена. 

  • Эффект ожидаемой динамики цен. 

  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.



Изложение материала учителем


Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка — спроса, предложения, цены, конкуренции, и основных экономических законов рынка. Механизм рынка позволяет удовлетворить лишь те потребности человека и общества, которые выражены через спрос.

Спрос — это количество товаров и услуг, которое желают приобрести покупатели по каждой из возможных цен за определенный период времени.

  • Экзогенный спрос — изменения которого вызывается вмешательством правительства, либо внедрением каких-либо сил извне.

  • Эндогенный спрос (внутренний спрос) - образуется внутри общества благодаря тем факторам, которые существуют в данном обществе.

Величина спроса   — это количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести в данное время, в данном месте, при данных ценах.

Закон спроса. Чем выше цена на товар, тем меньше спрос на этот товар (обратная зависимость).

Изменение спроса и величины спроса. Шкала спроса (таблица)

Изменение величины спроса наблюдается при изменении цены рассматриваемого товара и неизменности всех прочит параметров (вкусов, доходов, цен на другие товары). На графике подобное изменение отражается движением вдоль кривой спроса из точки (стрелка №1).

Изменение спроса происходит при неизменности рыночных цен на рассматриваемый товар, т.е. под воздействием каких-либо неценовых факторов, и на графике отражается смещением кривой спроса вправо или влево (стрелка №2).


График «Кривая спроса»


  •  — Цена

  •  — Объем спроса

  •  — Кривая спроса














Функция спроса (Qd) - зависимость между величиной спроса и определяющими его факторами.
   

в скобках все факторы, влияющие на спрос (пункты 2.1-2.5).

Факторы (детерминанты) влияющие на спрос

1. Цена товара. Максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество данного товара или услуги называется ценой спроса (обозначают  )

2. Неценовые факторы спроса: факторы, оказывающие воздействие на спрос при неизменных ценах на рассматриваемый товар

2.1. Вкусы и предпочтения потребителей (мода, реклама, бренд) - активная рекламная компания здорового образа жизни, может привести к росту спроса на спортивные тренажеры и натуральные продукты, увеличив величину спроса при тех же ценах (сдвиг кривой спроса вправо).

2.2. Доходы потребителей - для большинства нормальных качественных товаров рост дохода вызывает увеличение спроса при тех же ценах и соответствующее смещение кривой спроса вправо. Однако для относительно худших товаров, имеющих сравнительно более низкое качество, рост дохода побуждает потребителя заменить относительно худший товар более качественным и тем самым сокращает спрос. В результате кривая спроса смещается влево.

2.3. Число потребителей - чем больше число потенциальных покупателей, тем выше рыночный спрос на товар.

2.4. Цены на другие товары.

  • нейтральные, т.е. оказывающие крайне низкое, близкое к нулю влияние на рынок основного товара (чай и фрезерные станки) – никак не влияют на спрос на данный товар;

  • товары-заменители (субституты), удовлетворяющие аналогичные потребности, и потому являющиеся конкурентами для основного товара (чай и кофе) - рост цены на товар-заменитель ведет к сокращению величины спроса на него и, как следствие, к увеличению спроса на основной товар. (рост цен на нефть ведет к росту спроса на альтернативные источники энергии: атомную, энергию солнца, ветра и т.д.).

  • дополняющие товары (товары-комплементы), чье потребление обусловлено потреблением основного товара, например, чай и сахар. Рост цены на товар основной ведет к сокращению спроса на дополняющий товар. (Рост цены на планшет сокращает спрос на чехлы), иллюстрируем смещением кривой спроса влево.

2.5. Экономические ожидания потребителей - ожидания могут касаться изменения цен, денежных доходов, макроэкономической ситуации в стране и т.д. Так, ожидания роста цен (так называемые инфляционные ожидания) могут вызвать рост спроса на товар уже в настоящий период времени, что будет графически означать сдвиг кривой спроса вправо, а ожидания сокращения денежных доходов (например, в связи с предстоящим увольнением) — сокращение спроса.

Эластичность спроса по цене -  показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

  • ΔQ= (Q1-Q0) — изменение величины спроса;

  • ΔP= (P1-P0) — изменение рыночной цены на товар;

Коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен:

  1. Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1 процент на каждый один процент снижения его цены.

  2. Эластичный - увеличение покупок товара больше чем на 1% при снижении его цены на 1%.

  3. Единичной эластичности - приобретаемое количество товара возрастает на столько процентов, на сколько снижается его цена.


Закон спроса не действует в следующих случаях:

  • Парадокс Гиффена (Рост цен на основную группу товаров первой необходимости приводит к отказу от более дорогих и качественных товаров, и к увеличению объема спроса на данный основной продукт (может наблюдаться в период голода). Например во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель увеличился. Гиффен связан это с тем, что в бюджете бедных семей расходы на картофель занимали значительную долю. Повышение цен на данный товар приводило к тому, что реальные доходы этих слоев населения падали, и они были вынуждены сокращать покупки прочих товаров, увеличивая потребление картофеля, чтобы выжить и не умереть с голода)

  • Когда цена является показателем качества (В этом случае потребитель может считать что высокая цена товара свидетельствует о его высоком качестве и увеличении спроса)

  • Эффект Веблена (Связан с престижным спросом, ориентированным на приобретение товаром, свидетельствующих по мнению покупателю о его высоком статусе или принадлежности к "товарам-льготникам")

  • Эффект ожидаемой динамики цен (Если цена товара снижается и потребители ожидают сохранение этой тенденции, то размер спроса в данный временной период может уменьшаться и наоборот)

  • Для редких и дорогостоящих товаров, являющихся средством вложения денег.


Тесты. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие

1. Фактором, обусловливающим резкий всплеск спроса на товар или услугу, может быть

  1. изменение моды

  2. стоимость оборудования

  3. уровень налога на прибыль предприятия

  4. увеличение издержек производства

Правильный ответ: 1.

2. Какую из перечисленных ниже зависимостей отражает закон спроса?

  1. прямую зависимость спроса от цены

  2. обратную зависимость спроса от цены

  3. прямую зависимость между объемом предложения и объемом спроса

  4. прямую зависимость цены от качества товара

Правильный ответ: 1.

3. Взаимозаменяемые товары

  1. одновременно производятся

  2. имеют одинаковую цену

  3. конкурируют друг с другом на рынке

  4. дополняют друг друга на рынке

Правильный ответ: 3.

4. Что изменится, спрос или величина спроса, на автомобильном рынке в областном городе N в каждом из приведенных примеров?

  1. Повысился средний уровень зарплат в регионе ______________

  2. После введения налога с продаж цены на автомобили выросли на 5%______________

  3. После строительства новых автомобильных развязок количество пробок на дорогах сократилось_____________

  4. Все парковки в городе стали платными ___________________

Правильные ответы: 1спрос; 2 величина спроса; 3 спрос; 4 — спрос.

5. На рисунке отражена ситуация на рынке товаров для активного отдыха: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P — цена товара, Q — количество товара). Это перемещение может быть связано прежде всего с

  1. наступлением сезона отпусков

  2. повышением цен на товары для отдыха

  3. снижением доходов потребителей

  4. уменьшением числа туристических фирм

Правильный ответ: 1.

6. Определите и объясните, эластичен ли спрос, если цена на яблоки выросла на 10%, а спрос упал на 15%.

Правильные ответы: спрос эластичен, коэффициент эластичности –1,5.

7. Что такое блага Гиффена?

Правильный ответ: блага Гиффена — товары низшей категории, потребление которых может расти, несмотря на повышение цены, так как эти продукты играют важную роль в питании населения.

8. Факторами, влияющими на повышение спроса на потребительские товары, являются:

  1. увеличение доходов семей

  2. повышение налога на добавленную стоимость

  3. снижение производства товаров

  4. снижение цен на товары

  5. интенсивная реклама товаров

  6. удорожание потребительских кредитов

Правильные ответы: 1, 4, 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!