СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике "Источники света. Распространение света"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для 8 класса

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по физике "Источники света. Распространение света"»

Технологическая карта

1. Ф.И.О. учителя: __________Митрофанова Е.Г._____________________________________________________________________

2. Класс: ________8________ Дата: ______________Предмет___физика___ № урока по расписанию: _________________________

3. Тема урока:__  Источники света.  Распространение света..

4. Место и роль урока в изучаемой теме:__________________________________________________________________________________

5. Цель урока: Познакомить учащихся с примерами искусственных и естественных источников света. Разъяснить закон прямолинейного распространения света. Объяснить природу солнечных и лунных затмений.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

 Приветствует учеников, отмечает отсутствующих

 Приветствуют учителя

 

 

 коммуникативные

Актуализация знаний

 Задает вопросы ученикам, слушает ответы, оценивает учащихся

 Отвечают на вопросы

Природа разнообразна, многолика, таинственна. Наука о природе- физика, позволяет разделить многообразие природы на физические явления, происходящие в ней: тепловые, электрические, механические, магнитные, ядерные, световые (оптические). Нами изучены механические явления, тепловые, электрические, магнитные, но самые интересные – световые нам предстоит изучить. Сможем ли мы выделить из  множества явлений природы только оптические (световые) и понять процессы, позволяющие нам любоваться природой.

(Приводятся примеры различных физических явлений (картинки, видео). Учащиеся называют примеры различных явлений, те, которые уже изучили. Если могут, то определяют оптические явления.)


 

 регулятивные

Изучение нового материала

Предлагает ученику пройти эксперимент. 

Ставит проблемные вопросы


Объясняет новый материал



 Высказывают свое мнение


Слушают учителя

Записывают тему урока в тетрадь.




Записывают основные понятия в тетрадь.

Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света.

Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие черные или белые?

Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека. Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека – “минутный эксперимент”:

Закройте глаза на одну минуту и представьте себе “жизнь во тьме”!!!

Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает, следовательно он передает этим телам энергию.

Давайте вспомним, какие три вида теплопередачи мы с вами изучали в этом году.

  1. конвекция;

  2. теплопроводность,

  3. излучение.

Свет – это излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом, поэтому свет называют видимым излучением.

Мы с вами знаем, что все тела состоят из молекул и атомов. Состояние атома, когда его энергия минимальна, называют нормальным (невозбужденным).

В таком состоянии атом не излучает энергию. Всякое другое состояние атома с энергией, отличной от минимальной, называют возбужденным.

В возбужденном состоянии атом может находиться очень короткое время (10-8с). Переход атома из возбужденного состояния в нормальное сопровождается излучением электромагнитных волн.

Таким образом, свет – это электромагнитное излучение, воспринимаемое глазом по зрительному ощущению.

Чем отличается излучение утюга от излучения лампы дневного света?

Поскольку свет – это излучение, то ему присуще все особенности этого вида теплопередачи.

Это значит, что перенос энергии может происходить и в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые она падает, вследствие этого тела нагреваются.

Источники света – тела, способные излучать свет.

Всякое светящееся тело состоит из огромного числа “элементарных” излучателей.

Таким образом, оптическое излучение источников света представляет собой набор излучений отдельных атомов и молекул.

Приведите примеры естественных и искусственных источников света.

Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д.

Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.

Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.

На практике все источники имеют свои размеры.

Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.

Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим.

Об этом еще за 300 лет до нашей эры писал Евклид. Этот закон древние египтяне использовали для установки колонн по прямой линии.

Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью. Скорость света в вакууме – ?=30000 км/с.

Но в разных средах свет распространяется по разному:

Сахар – 192300 км/с

Алмаз – 124100 км/с

Соль – 194300 км/с

Молоко – 222000 км/с

Бензин – 214300 км/с

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени.

Рассмотреть образование тени и полутени на плакате, по возможности показать демонстрации этих явлений.

Тень - область пространства, в которую не попадает свет от источника.

  • Почему образование тени служит доказательством прямолинейности распространения света?

Полутень - область пространства, в которую свет от источника попадает частично.

Образование тени и полутени объясняет солнечные и лунные затмения.

Работа по рисункам в учебнике или по плакатам.

Использование прямолинейного распространения света:

  • Строительство

  • Прокладка дорог

  • Определение высоты предметов

Свет

Источники света (естественные и искуственные) тень

Полутень

 познавательные

Закрепление нового материала

Предлагает ученикам ответить на вопросы

Отвечают на вопросы и решают задачи

Решение задач:

№1

Человеку, читающему книгу, безразлично, справа или слева от него находится источник света. Почему при письме так важно, чтобы свет падал слева?

№2

Солнце сияет, а месяц светит.(объясните смысл этой пословицы)

№3

Определите длину тени от человека, рост которого 160 см., если длина тени от метровой линейки равна 1,5 метра?

IV. Интересные факты:

  • Интересно спасает жизнь морской червь.

  • Когда краб перекусывает его, задняя часть червя ярко вспыхивает. Краб устремляется к ней, пострадавший червь прячется, и через некоторое время на месте отсутствующей части вырастает новая.

  • В Бразилии и Уругвае водятся красновато-коричневые светлячки с рядами ярко-зеленых огоньков вдоль туловища и ярко-красной “лампочкой” на голове.

  • Известны случаи, когда эти природные светильники- обитатели джунглей – спасали жизнь людей: во время испано-американской войны врачи оперировали раненых при свете светлячков, насыпанных в бутылку.

  • В XVIII веке на побережье кубы высадились англичане, а ночью увидели в лесу мирады огней. Они подумали, что островитян слишком много и отступили, а на самом деле это были светлячки.

  • Направление на север в северном полушарии определяют, встав в полдень спиной к Солнцу. Тень, отброшенная человеком, словно стрелка, укажет на север. В южном полушарии тень покажет на юг.

  • Гамбургский алхимик Бранд всю жизнь искал секрет получения “философского камня”, который превращал бы все в золото. Однажды он налил в сосуд мочу и стал ее подогревать. Когда жидкость испарилась, на дне остался черный осадок. Бранд решил проколить его на огне. На стенках сосуда стало накапливаться белое вещество, похожее на воск. Оно светилось! Алхимик думал, что осуществил свою мечту. На самом деле он получил ранее неизвестный химический элемент – фосфор.(несущий свет


 регулятивные познавательные

Рефлексия

Задает вопросы 

Подводит итоги

Выставляет оценки за урок

 Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Что мы сегодня изучали на уроке?

Сегодня на уроке я научился…

Мне было трудно…

Мои достижения на уроке…

Поделимся впечатлением о нашем уроке

 

Личностные

Коммуникативные













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!