СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по физике по теме: Явление тяготения. Сила тяжести" (7 класс)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработак содержит конспект урока и презентацию.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике»

Конспект урока по физике

Составил:

Учитель физики МБОУ РСШ №2

Котовская Е.А.

Тема: Явление тяготения. Сила тяжести.

Класс: 7кл

Дата:

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока:

образовательная – подвести учащихся к пониманию явления всемирного тяготения; ввести понятие силы тяжести и экспериментально установить зависимость этой силы от массы тела; ввести межпредметные связи (с математикой, астрономией, географией, биологией);

развивающая – продолжать расширять кругозор учащихся, формировать научное представление об устройстве материального мира; развивать речь, мышление, двигательную сферу; формировать умения (измерять, находить связи между физическими величинами и представлять их графически);

воспитательная – учить подготавливать рабочее место, соблюдать дисциплину, быть собранным, усердным, чувствовать товарища; применять полученные знания для объяснения различных природных явлений.



Оборудование: на каждом столе набор грузиков, динамометр, бланк с заданием.

Ход урока

  1. Организационный этап (обеспечить готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места и необходимого для урока оборудования)

II. Этап мотивации.

(слайд 1)

Учитель. Наш сегодняшний урок я начну словами великого английского физика, математика, механика и астронома, имя которого мы узнаем в конце урока.

«При изучении наук примеры полезнее правил.»

Как вы думаете, ребята, что означают эти слова?

Ученики: повторяя много раз правила можно так и не понять изучаемого, а стоит один раз увидеть и…

Учитель: Вот и на этом уроке мы попробуем не только сформулировать новые правила, но и понаблюдать за их исполнением.

Мы изучаем большую тему «Взаимодействие тел». В ней можно выделить три раздела: механическое движение, масса, сила. Механическое движение – это основное понятие механики, которая изучается в 9-м и 10-м классах. А «масса» и «сила» – основные физические величины раздела «Динамика», входящего в «Механику». Поэтому важно уже в 7-м классе уделить внимание этим величинам. Сегодня мы продолжим работать по данному вопросу.

III. Этап актуализации знаний

(слайд 2)

Учитель: Итак, ребята, продолжите предложения.

  1. Явление – это любые ………..…….., происходящие в ………………….

  2. Скорость – это физическая величина, характеризующая ……………….

  3. Скорость тела меняется, когда…………………………………………….

  4. Масса – это физическая величина, характеризующая …………………..

  5. Сила – физическая величина, характеризующая ………………….……..

  6. Сила, как и скорость, является …………..величиной.

  7. Прибор для измерения силы называется ………………………

(выключить проектор)

Учитель: Объясните наблюдаемое явление.

Демонстрации:

  1. Движение шарика при воздействии на него магнита.

  2. Движение магнита (можно на легко подвижной машинке) при воздействии на него шарика.

  3. Сжатие пружины рукой человека. Что является действующим телом.

  4. Движение шарика под действием пружины. Что здесь является действующим телом?

  5. Приведите свои примеры, когда в следствии воздействия на тело, у него изменяется скорость.

Ученики: Падения камня с высоты.

IV. Этап создания проблемной ситуации.

Учитель: Почему все предметы падают вниз?

Ученики: На них действует притяжение Земли.

Учитель: На каждого из нас действует притяжение Земли, а мы притягиваем к себе Землю?

Ученики: Да, притягиваем. Нет, не притягиваем.

Учитель: А хотите узнать, кто прав? Чтобы ответить на вопрос о притяжении, нам необходимы новые знания.

V. Этап выхода на тему урока и целеполагания.

Учитель: Итак, почему любые предметы падают на Землю?

Ученики: Действует притяжение Земли.

Учитель: Притяжение можно заменить словом тяготение. При этом какие-нибудь изменения с телами происходят? Как мы называем изменения?

Ученики: Явления.

Учитель: Какое же явление мы будем сегодня рассматривать? Какая тема будет у урока?

Ученики: Явление тяготения.

Учитель: Записываем тему урока в тетради. (слайд 3)

Учитель: Какую цель мы поставим перед собой?

Ученики: Изучение явления тяготения.

Учитель: Какие задачи?

Ученики: рассмотреть понятие явление тяготения, узнать от чего и как зависит сила тяготения, где она проявляется.

VI. Этап открытия нового знания.

Учитель: О таком явлении, как тяготение, люди задумывались уже очень давно. Оказывается, что притяжение существует не только между Землёй и телами, находящимися на ней. Подобное притяжение испытывает система Луна – Земля, Земля – Солнце и др.

Всемирным тяготением называется притяжение всех тел Вселенной друг к другу.

Закон всемирного тяготения первым установил английский учёный Исаак Ньютон. Суть этого закона заключается в следующем:

Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел и уменьшаются, если увеличиваются расстояния между ними.

Учитель: какие же явления можно объяснить всемирным тяготением?

Посмотрите на экран, что вы видите?

  1. Что удерживают планеты в Солнечной системе? Почему они не разлетаются? (всемирное тяготение) (пояснить ещё раз, что тяготение между всеми небесными телами)(слайд 4)

  2. Почему происходят приливы и отливы в океанах? (тяготение со стороны Луны) (т.е. не только Земля притягивает Луну, но и Луна Землю) (разница в массах) (слайд 5)

  3. Почему, как бы мы не бросили семена, корень растения всегда направлен к Земле? (явление тяготения) (геотропизм – способность различных частей растения расти по направлению земного радиуса) (слайд 6)

Учитель: Итак, исходя из тех примеров, которые мы рассмотрели, ответьте на вопрос, в каких науках применяются знания о явлении тяготения? (слайд 7)

Ученики: физика, география, биология, астрономия. (выключить проектор)

Учитель: Прочитайте на стр.71 первые три абзаца и составьте 1 тонкий и 1 толстый вопросы по прочитанному тексту.

(Дети составляют вопросы:

Что такое сила тяжести? или Как называется сила, с которой Земля притягивает к себе тело?

Какой буквой обозначается сила тяжести?

Куда направлена сила тяжести?)

Учитель вместе с детьми делает вывод о силе тяжести. (слайд 8)

Физкультминутка.

Встать, движение кистями рук, посмотреть в окно и на противоположную стену, вверх и вниз не поворачивая головы, потянуться, подпрыгнуть 3 раза. Садимся.

Учитель: Во время физкультминутки мы наблюдали действие силы тяжести?

Ученики: Когда подпрыгнули вверх, Земля тут же нас притянула обратно.

Учитель: На кого больше она подействовала, на каждого из вас или на меня?

Ученики: На вас.

Учитель: Почему?

Ученики: Ваша масса больше чем у нас.

Учитель: Сейчас, проведя эксперимент, мы проверим ваше предположение и определим, как сила тяжести зависит от массы.

Как измерить силу тяжести? Какой прибор можно использовать?

Ученики: Динамометр.

Учитель даёт чёткий инструктаж по работе. (слайд 9, потом документ камера)

Тема: Зависимость силы тяжести от массы тела.

Цель работы: установить количественную связь между силой тяжести и массой тела; представить результат графически.

Приборы: динамометр, набор грузов.

m, кг

Fтяж, H

,

1




2




3




Fтяж

3

2

1

0

0,1 0,2 0,3 m, кг

Вывод: СИЛА ТЯЖЕСТИ ______________________________МАССЕ ТЕЛА

Приборы: динамометр, набор грузов.

(прямо пропорциональна, обратно пропорциональна)



Результат рассказывает ученик у документ-камеры)

(В ходе исследовательской работы учащиеся устанавливают, что сила тяжести прямо пропорциональна массе тела, а коэффициентом пропорциональности является число 10; учитель уточняет, что для планеты Земля этот коэффициент равен 9,8 Н/кг и называется ускорением свободного падения: F = m · 9,8 H/кг.) (слайд 10)

Учитель: Почему же при прыжке Земля не направилась вслед за нами?

Ученики: Наша масса очень маленькая в сравнении с массой Земли.

Учитель: Итак, мы возвращаемся к проблеме, которую мы обозначили в начале урока. Притягивает ли каждый из нас к себе Землю?

Ученики: Да. (выключить проектор)

Учитель: Какие тела ещё притягиваются друг к другу?

Ученики: (дети приводят свои примеры) в итоге делаем вывод, что все тела вселенной притягиваются друг к другу.

Учитель: Как проявляется всемирного тяготения на нас?

Ученики: Мы испытываем притяжение земли.

Учитель: Под действием какой силы?

Ученики: Силы тяжести.

VII. Этап применения нового знания. (самостоятельная работа)

1. Что такое всемирное тяготение?

И) притяжение планет к солнцу

Б) притяжение планет друг к другу

Н) притяжение всех тел друг к другу

Г) притяжение всех тел к Земле



2. Как тяготение тел зависит от их массы?

Ю) не зависит

А) чем больше масса тел, тем их притяжение

друг к другу меньше

Ь) чем больше массы тел, тем их притяжение

сильнее

Е) здесь нет правильного ответа



3. Силой тяжести называют силу, с которой:

А) тело притягивает к себе Землю

Ю) тело притягивается Землёй

В) тело притягивается Солнцем

П) тело взаимодействует с другими телами



4. Какая сила вызывает приливы в морях и океанах Земли?

Е) сила атмосферного давления.

Т) сила тяготения.

В) сила давления воды на дно морей и океанов.

Н) здесь нет правильного ответа



5. Сила тяжести направлена:

М) вертикально вверх

О) вертикально вниз

А) влево

Г) вправо



6. Выберите правильное утверждение:

Н) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.

Б) сила тяжести не зависит от массы тела.

И) сила тяжести обратно пропорциональна массе тела.



1

2

3

4

5

6

Н

Ь

Ю

Т

О

Н





По итогам урока и по ответу, который получиться в см. работе поставить оценки. (слайд 11)

Учитель: В ответе у вас получилась фамилия учёного, слова которого были эпиграфом нашего сегодняшнего урока. (слайд 12)

Сообщение ученика: Исаак Ньютон - английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики, член (1672) и президент (с 1703) Лондонского королевского общества.

Один из основоположников современной физики, сформулировал основные законы механики и был фактическим создателем единой физической программы описания всех физических явлений на базе механики, открыл ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ, объяснил движение планет вокруг Солнца и Луны вокруг Земли, а также приливы в океанах, заложил основы механики сплошных сред, акустики и физической оптики.

Учитель: Эти слова в качестве эпиграфа были взяты не случайно. Весь наш урок и примеры, которые мы приводили, являются подтверждением этих слов.

VIII. Этап домашнее задание.

§25, в задачнике №285,289, (306*) (слайд 13)

IX. Этап рефлексии.

  1. Какую цель мы ставили в начале урока?

  2. Достигли мы своей цели?

  3. В чём заключается явление тяготения?

  4. В каких науках кроме физики, применяется это явление для объяснения процессов.

  5. Как проявляется тяготение на Земле?

  6. Оцените сегодняшний урок: 0 – нет, 1 – да.

Вопрос

Ответ

Вам было интересно на уроке?


Вы узнали что-то новое на уроке?


Был ли доступен изучавшийся материал?


Вы его поняли?


Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках?


Итого




В конце урока учитель благодарит детей за урок, и чтобы узнать об их настроении предлагает выбрать себе закладку для книги. Они предлагаются двух цветов, красная - плохое настроение, а зелёная - хорошее.





















Приложение 1



1. Явление – это любые ………..…….., происходящие в ………………….

2. Скорость – это физическая величина, характеризующая ……………….

3. Скорость тела меняется, когда…………………………………………….

4. Масса – это физическая величина, характеризующая …………………..

5. Сила – физическая величина, характеризующая ………………….……..

6. Сила, как и скорость, является …………..величиной.

7. Прибор для измерения силы называется ………………………





1. Явление – это любые ………..…….., происходящие в ………………….

2. Скорость – это физическая величина, характеризующая ……………….

3. Скорость тела меняется, когда…………………………………………….

4. Масса – это физическая величина, характеризующая …………………..

5. Сила – физическая величина, характеризующая ………………….……..

6. Сила, как и скорость, является …………..величиной.

7. Прибор для измерения силы называется ………………………





1. Явление – это любые ………..…….., происходящие в ………………….

2. Скорость – это физическая величина, характеризующая ……………….

3. Скорость тела меняется, когда…………………………………………….

4. Масса – это физическая величина, характеризующая …………………..

5. Сила – физическая величина, характеризующая ………………….……..

6. Сила, как и скорость, является …………..величиной.

7. Прибор для измерения силы называется……………………………







1. Явление – это любые ………..…….., происходящие в ………………….

2. Скорость – это физическая величина, характеризующая ……………….

3. Скорость тела меняется, когда…………………………………………….

4. Масса – это физическая величина, характеризующая …………………..

5. Сила – физическая величина, характеризующая ………………….……..

6. Сила, как и скорость, является …………..величиной.

7. Прибор для измерения силы называется……………………………







m, кг

Fтяж, H

,

1




2




3




Приложение 2.

Тема: Зависимость силы тяжести от массы тела.

Цель работы: установить количественную связь между силой тяжести и массой тела; представить результат графически.

Приборы: динамометр, набор грузов.

Fтяж

3

2

1

0

0,1 0,2 0,3 m, кг

Вывод: СИЛА ТЯЖЕСТИ ______________________________МАССЕ ТЕЛА

(прямо пропорциональна, обратно пропорциональна)



Тема: Зависимость силы тяжести от массы тела.

Цель работы: установить количественную связь между силой тяжести и массой тела; представить результат графически.

Приборы: динамометр, набор грузов.

m, кг

Fтяж, H

,

1




2




3








Fтяж

3

2

1

0

0,1 0,2 0,3 m, кг

Вывод: СИЛА ТЯЖЕСТИ ______________________________МАССЕ ТЕЛА

Приборы: динамометр, набор грузов.

(прямо пропорциональна, обратно пропорциональна)

Приложение 3

1. Что такое всемирное тяготение?

И) притяжение планет к солнцу

Б) притяжение планет друг к другу

Н) притяжение всех тел друг к другу

Г) притяжение всех тел к Земле



2. Как тяготение тел зависит от их массы?

Ю) не зависит

А) чем больше масса тел, тем их притяжение

друг к другу меньше

Ь) чем больше массы тел, тем их притяжение сильнее

Е) здесь нет правильного ответа



3. Силой тяжести называют силу, с которой:

А) тело притягивает к себе Землю

Ю) тело притягивается Землёй

В) тело притягивается Солнцем

П) тело взаимодействует с другими телами



4. Какая сила вызывает приливы в морях и океанах Земли?

Е) сила атмосферного давления.

Т) сила тяготения.

В) сила давления воды на дно морей и океанов.

Н) здесь нет правильного ответа





5. Сила тяжести направлена:

М) вертикально вверх

О) вертикально вниз

А) влево

Г) вправо





6. Выберите правильное утверждение:

Н) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.

Б) сила тяжести не зависит от массы тела.

И) сила тяжести обратно пропорциональна массе тела.



1. Что такое всемирное тяготение?

И) притяжение планет к солнцу

Б) притяжение планет друг к другу

Н) притяжение всех тел друг к другу

Г) притяжение всех тел к Земле



2. Как тяготение тел зависит от их массы?

Ю) не зависит

А) чем больше масса тел, тем их притяжение

друг к другу меньше

Ь) чем больше массы тел, тем их притяжение сильнее

Е) здесь нет правильного ответа



3. Силой тяжести называют силу, с которой:

А) тело притягивает к себе Землю

Ю) тело притягивается Землёй

В) тело притягивается Солнцем

П) тело взаимодействует с другими телами





4. Какая сила вызывает приливы в морях и океанах Земли?

Е) сила атмосферного давления.

Т) сила тяготения.

В) сила давления воды на дно морей и океанов.

Н) здесь нет правильного ответа





5. Сила тяжести направлена:

М) вертикально вверх

О) вертикально вниз

А) влево

Г) вправо





6. Выберите правильное утверждение:

Н) сила тяжести прямо пропорциональна массе тела.

Б) сила тяжести не зависит от массы тела.

И) сила тяжести обратно пропорциональна массе тела

1

2

3

4

5

6







1

2

3

4

5

6











Приложение 4.

Вопрос

Ответ

Вам было интересно на уроке?


Вы узнали что-то новое на уроке?


Был ли доступен изучавшийся материал?


Вы его поняли?


Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках?


Итого




Вопрос

Ответ

Вам было интересно на уроке?


Вы узнали что-то новое на уроке?


Был ли доступен изучавшийся материал?


Вы его поняли?


Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках?


Итого






Вопрос

Ответ

Вам было интересно на уроке?


Вы узнали что-то новое на уроке?


Был ли доступен изучавшийся материал?


Вы его поняли?


Готовы ли вы работать над материалом на следующих уроках?


Итого












Просмотр содержимого презентации
«презентация»

«При изучении наук примеры полезнее правил»

«При изучении наук примеры полезнее правил»

Продолжить предложения: Явление – это любые ………… , происходящие в ………….......... природе . изменения движение . Скорость – физическая величина, характеризующая ….............. на него действует другое тело . Скорость тела меняется, когда ………………………………........... инертность тела . Масса – это величина, характеризующая ……………………........ взаимодействие тел . Сила – физическая величина, характеризующая ………………... векторной Сила, как и скорость, является ……………….. величиной. динамометр . Прибор для измерения силы называется ……………...........

Продолжить предложения:

Явление – это любые ………… , происходящие в …………..........

природе .

изменения

движение .

Скорость – физическая величина, характеризующая …..............

на него действует другое тело .

Скорость тела меняется, когда ………………………………...........

инертность тела .

Масса – это величина, характеризующая ……………………........

взаимодействие тел .

Сила – физическая величина, характеризующая ………………...

векторной

Сила, как и скорость, является ……………….. величиной.

динамометр .

Прибор для измерения силы называется ……………...........

Тема урока: Явление тяготения Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Цель урока: Изучение явления тяготения Закон всемирного тяготения: Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел, и уменьшаются , если увеличивается расстояние между ними.

Тема урока: Явление тяготения

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу

называется всемирным тяготением.

Цель урока:

Изучение явления тяготения

Закон всемирного тяготения:

Силы притяжения между телами

тем больше, чем больше массы этих тел,

и уменьшаются , если увеличивается расстояние

между ними.

Взаимное расположение тел Солнечной системы

Взаимное расположение тел Солнечной системы

Отливы и приливы

Отливы и приливы

Геотропизм

Геотропизм

Тема урока: Явление тяготения Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется  всемирным тяготением. физика астрономия биология география

Тема урока: Явление тяготения

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется

всемирным тяготением.

физика

астрономия

биология

география

Сила тяжести, это сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Единица измерения - 1 Ньютон [Н] F тяж

Сила тяжести, это сила, с которой Земля

притягивает к себе тело.

Единица измерения - 1 Ньютон [Н]

F тяж

Явление тяготения «Зависимость силы тяжести от массы тела» Цель работы: установить количественную связь между  силой тяжести и массой тела;  представить результат графически. Приборы: динамометр, набор грузов.

Явление тяготения

«Зависимость силы тяжести от массы тела»

Цель работы: установить количественную связь между

силой тяжести и массой тела;

представить результат графически.

Приборы: динамометр, набор грузов.

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело,  называется силой тяжести. Единица измерения - 1 Ньютон [Н] F тяж     =mg g=9,8 ≈ 10 F тяж

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело,

называется силой тяжести.

Единица измерения - 1 Ньютон [Н]

F тяж

 

 

=mg

g=9,8

≈ 10

F тяж

1 2 Н Ь 3 Ю 4 Т 5 6 О Н Нет ошибок – оценка 5 1 или 2 ошибки – оценка 4 3 ошибки оценка - оценка 3

1

2

Н

Ь

3

Ю

4

Т

5

6

О

Н

Нет ошибок – оценка 5

1 или 2 ошибки – оценка 4

3 ошибки оценка - оценка 3

«При изучении наук примеры полезнее правил» Исаак Ньютон 1642 — 1727

«При изучении наук примеры полезнее правил»

Исаак Ньютон

1642 — 1727

Домашнее задание §25, в задачнике № 285, 289   № ()

Домашнее задание

§25, в задачнике № 285, 289

 

№ ()

Тема урока: Явление тяготения Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. физика география биология астрономия Сила, с которой Земля притягивает к себе тело называется силой тяжести     F тяж =mg ≈ 10 g=9,8 F тяж

Тема урока: Явление тяготения

Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется

всемирным тяготением.

физика

география

биология

астрономия

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело называется силой тяжести

 

 

F тяж

=mg

≈ 10

g=9,8

F тяж


Скачать

© 2017, 5119 296

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!