СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии 7 класс "Воды суши Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке используются приемы для развития критического мышления учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии 7 класс "Воды суши Африки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 116 ГОРОДА ДОНЕЦКА»














Разработка урока по географии

для учащихся 7 класса

«ВОДЫ СУШИ АФРИКИ»






Подготовил: учитель географии

Потапенкова А.Н.













Донецк - 2019



7 класс

Тема: Воды суши Африки.

Цели урока:

  • продолжить формирование знаний и представлений об особенностях природы Африки;

  • познакомить с особенностями внутренних вод материка;

  • развивать навыки работы в группах и выдвижения новых идей;

  • устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;

  • развивать внимание, логическое мышление, память, речь учащихся;

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку географии путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе, чувство взаимопомощи.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, атласы, учебники, презентация к уроку, картины природы Африки, раздаточный материал.

Ход урока

І. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы совершим занимательное путешествие по внутренним водам Африки. (Слайд №1,2)

В процессе работы вы узнаете о крупнейших речных и озерных системах материка; научитесь определять зависимость густоты речной сети от климата, направления течения от рельефа, узнаете много нового и интересного о материке Африка. Я хочу, чтобы наше путешествие прошло увлекательно и интересно. А для этого улыбнёмся друг другу и пожелаем счастливого пути!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Выполнение заданий на карточках «Рекорды Африки»

2. Фронтальный опрос в форме дискуссии.

1. Что такое климат? Каков климат в Африке?

2. В каких климатических поясах находится Африка?

3. Объясните, где и почему в Африке выпадает наибольшее количество осадков?

4. Почему суровая пустыня Намиб образовалась на побережье Атлантического океана?

5. Почему п-ов Сомали один из самых сухих территорий в Африке?

6. Где в Африке была зарегистрирована самая высокая t ° воздуха?

7. Как рельеф влияет на климат?

ІІІ. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.

Тема нашего урока внутренние воды, а что относится к внутренними водами материка? (Слайд № 3)

ІV. Изучение нового материала.

Сегодня мы поговорим о внутренних водах Африки. На слайде № 4 изображены графики годового стока. Вам необходимо определить о реке какого климатического пояса идет речь? Исходя из этих графиков, мы можем сделать вывод, какой фактор влияет на режим рек? (Климат)

Для определения зависимости рек от климата проведите исследование по картам. Для этого сравните физическую и климатическую карты Африки и установите:

• В каких климатических поясах наиболее и наименее густая речная сеть?

• Какие реки полноводны круглый год?

• Какое питание имеют реки Африки?

• В каком климатическом поясе больше рек? Почему?

(Примерные ответы детей. Экваториальный, Субэкваториальный климатические пояса - густая речная сеть, полноводны круглый год р. Конго - Экваториальные широты. Дождевое питание, устойчивый равномерный расход.

Реки Нигер, Сенегал, Замбези - Субэкваториальные широты. Дождевое питание, летнее половодье.

Тропический климатический пояс - осадков мало или вообще нет. Рек мало, встречаются сухие русла “вади”, наполняются после дождя. Реки Нил, Шари, Логон - тропические широты. Дождевое и подземное питание.

Субтропический климатический пояс – (средиземноморский) - режим зависит от ВМ. Реки Атласа и Капских гор. Дождевое питание, с некоторой долей снегового. Реки разливаются зимой. Летом мелеют.)

Какие виды осадков преобладают в Африке? (Дожди). Поэтому реки преимущественно имеют дождевое питание.

Многие реки, например, Нил, Конго, Нигер имеют сложный режим. Почему? (Протекают в двух или нескольких климатических поясах).

Самая полноводная река Конго (Заир) по многоводности уступает лишь Амазонке.

Помимо климата большое значение в формировании рек имеет рельеф.

Для выполнения следующего задания нам необходимо сформировать 2 группы.

(Проблемные вопросы) Какое влияние оказывает рельеф на характер рек? Какое влияние оказывает климат на характер рек?

Метод «Фишбоун».

На верхней "косточке" записывается формулировка проблемы, а на нижней - факты, подтверждающие, что данная проблема существует. (В конце работы каждая группа представляет презентацию работы.)

Рельеф: - характер течения, пороги, водопады, работа рек, направление течения.

Климат: - многоводность, питание, режим, ледостав.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (Слайд № 7)

Ребята, к нам прибыли представители новой туристической компании Замбези - Нил – Трейд - Интернейшенел. Послушаем их рекламную информацию.

Сообщения учащихся:

1 ученик. НИЛ: длина реки - 6671 км, самая длинная река мира. (Слайды № 8-9)

Нил - пятая река в мире по площади бассейна. Нил теряет огромное количество воды на испарение и орошение.

Нил начинается на Восточно-Африканском плоскогорье, его истоки лежат в южном полушарии 2° 17' ю.ш. Главный исток - река Кагера - впадает в озеро Виктория. Далее Нил получает воды озер Кьога, Эдуард и спускается с плоскогорья на равнины Восточного Судана (Белый Нил). Здесь река разбивается на рукава и протоки, окруженные болотами, и принимает воды притоков. Вдоль берегов Нила тянутся заросли поймы - папируса. В разливы островки этой водной растительности (называются сэдд) отрываются от илистого грунта и медленно движутся по течению. Они часто закупоривают русло и мешают судоходству.

У Хартума Белый Нил сливается с Голубым Нилом, который вытекает из озера Тана на Эфиопском нагорье, и река получает название Нил.

2 ученик. КОНГО (Заир) - самая полноводная река Восточного полушария, вторая по длине в Африке. Ее исток - река Луалаба - начинается на плоскогорье в южной Шабе и течет на север в направлении стока речных артерий.

Средний годовой сток Конго превышает вдвое Миссисипи и более чем в 15 раз превосходит сток Нила.

3 ученик. (Слайды № 10,11,12). Река ЗАМБЕЗИ самая крупная из рек Африки бассейна Индийского океана. Она имеет много порогов и водопадов (вдп. Виктория). Водопад открыт в середине XIX века Давидом Ливингстоном. Высота 120 метров. В нижнем течении крупная судоходная река. Полноводна летом.

Реки Африки используются для орошения и оводнения, но еще далеко не достаточно. Течение крупных рек зарегулировано плотинами, поэтому значительная доля речных вод сосредоточена в водохранилищах. На главных реках сооружено 12 водохранилищ.

Учитель: Африка богата озерами (Слайды № 13,14). Почти все они находятся в зоне разломов на Восточном – Африканском плоскогорье. Поэтому их котловины имеют вытянутую форму. Самое известное озеро Танганьика (Слайд № 15), второе по глубине после Байкала. Глубина 1470 м. Берега озера местами крутые, высокие, и местами пологие, такой же характер имеет озеро Ньяса, только оно меньше по площади и глубине, озеро Виктория (Слайд № 16) – третье (после Каспийского моря и озера Верхнего) по площади озеро мира, имеющее площадь 68 тыс. км2. Оно лежит в тектоническом прогибе древнего кристаллического фундамента. В это озеро впадает река Виктория – Нил. Озеро Чад очень мелководное всего 3 – 4 м. Его можно назвать «кочующим» в зависимости от количества выпадающих осадков, его площадь изменяется. По берегам озера обитает множество птиц (Слайд № 17) В Африке имеются подземные пресные воды, которые выходят на поверхность в оазисах. Там произрастают финиковые пальмы, др. растительность, сюда приходят на водопой животные.

V. Закрепление изученного материала.

Используйте дополнительные сведения об озерах Африки, ответьте на вопросы утверждений. Внимательно прочитайте утверждения. Напротив «Утверждения» ставьте знаки: «+», если верно, и «-», если утверждение не верно (Слайд 18).

1.На материке много крупных озер.

2.Танганьика - самое крупное озеро в Африке?

3.Озеро Танганьика - самое крупное тектоническое озеро на материке?

4.Озеро Танганьика- самое длинно озеро в мире?

5.Берега озера обрамляют горы.

6. Озеро Танганьика расположено на Эфиопском нагорье?.

7. Вода в озере Танганьика соленая.

8 Глубина оз. Танганьика 1435 м.

9.Озеро Виктория самое большое по площади?

10. Котловина озера Виктория находится в тектоническом разломе?

11. Озеро Чад самое глубокое озеро?

Проверьте правильность ваших ответов. (Взаимопроверка. Правильные ответы на экране) (Слайд 19)

11 правильных ответов-«5»; 9-.10-«4»; 7-8-«3». Менее 7-«2». (Ответы: 1+; 2+; 3 +; 4 +; 5 +; 6 - ; 7 -; 8 +; 9+; 10 -; 11-.).

VІ. Домашнее задание (Слайд 20)

1. На контурную карту нанести реки и озера Африки.

2.Творческое задание. Сообщения по желанию “Новый туристический маршрут: «Озера Африки».

VII. Рефлексия (Слайд 21)

Осознание учащимися значимости полученных знаний и готовности использовать их для достижения учебных целей.

Вспомните еще раз цели урока. Достигли вы заданных целей?

В какой степени?

Что мешало?

Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите на экран и продолжите предложения:


Мне урок понравился (не понравился), потому что…

Комфортно ли было работать в группе…

Мои успехи…

Мои промахи…

Каким бы я хотел видеть на уроке себя…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!