СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии по теме "Ледники"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока по теме "Ледники"

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии по теме "Ледники"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 2»

Мурманская область, г. Ковдор


Разработка урока

по географии в 6 классе


Тема урока: Ледники



Разработал:

Учитель географии МБОУ «ООШ № 2»

Кашкарова Т.И.



г. Ковдор

2022 г










Автор:

Учитель географии и биологии

Кашкарова Т.И.

г. Ковдор

2022 г

































































Общая дидактическая цель: Создание условий для выявления субъектного опыта учащихся о ледниках Земли, для информационного приращения знаний по теме, для понимания значимости ледников для планеты и их влияния на климат.


Задачи:

1) Образовательные: сформировать знания о ледниках, их видах, изучить особенности образования ледников, выявить особенности строения и движения ледников, определить их значение в природе.

2) Развивающие: продолжить развитие навыков работы со справочными материалами, учебником, компьютером; совершенствовать умения управлять своей деятельностью, обобщать, свертывать информацию, делать выводы, работать с картой, совершенствовать умения публичного выступления, развивать навыки сотрудничества.

3) Воспитательные: формирование эмоционально – ценностного отношения к компонентам природы на примере ледников; формирование правильных представлений о влиянии ледников для планеты, о применимости знаний в других областях.


Предполагаемые результаты: Предметные: объяснять, что такое ледники, снеговая линия, морена, айсберг, приводить примеры ледников, знать условия образования ледников.

Метапредметные: выделять части ледника, выявлять различия между видами ледников, обсуждать высоту снеговой линии, причины движения и значение ледников. Личностные: работать в группе, научиться слушать других, давать оценку своей работе.


Средства обучения: физическая карта мира, учебник, учебные тексты.


Тип урока: Изучение новых знаний.

Структура урока:

  1. Орг. момент. Мотивация учебной деятельности.

  2. Актуализация познавательной деятельности. Целеполагание.

  3. Формирование алгоритмов действий.

  4. Освоение новых знаний.

  5. Выполнение пробного учебного действия.

  6. Первичная проверка усвоения знаний.

  7. Рефлексия. Итоги урока.


Ход урока:

Этап вызова информации: определение темы, обсуждение того, что известно об объекте, что предстоит узнать. Перечень вопросов по изучаемой теме.

Этап осмысления информации: работа с различными источниками информации, нахождение нужной информации, ее осмысление, анализ текста, выбор главного в изучаемом материале, определение ключевых моментов, формулировка выводов. Ответы обучающихся на поставленные вопросы от каждой группы.

Этап рефлексии: выделение ключевой мысли урока, осознание знаний по новой теме.

Домашнее задание не запланировано, так как урок проводился в последний день перед каникулами.


Использованные подходы к обучению: деятельностный, личностно-ориентированный подход, дифференцированный и индивидуальный.

Формы организации ПДУ: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы обучения: словесно-наглядный, индуктивный, частично-поисковый, аналитический, синтетический, метод контроля, обобщение.


Приемы обучения: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.

Характер деятельности учащихся: репродуктивный, частично-поисковый, рефлексивный.

Принципы обучения: индивидуальности, вариативности, дифференциации, самостоятельности.


Технологии: технология критического мышления, технология учебных вопросов, личностно-ориентированная

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап


Создание ситуации успеха

Актуализация деятельности учащихся











Целеполагание



















Содержательно- деятельностный этап
























































Рефлексивно-оценочный этап




































Доброе утро, ребята! Я рада встрече с вами. Пожалуйста, садитесь.


Всем прекрасного настроения и плодотворной работы

Сегодня, мы познакомимся с одним интересным объектом природы. Разгадав ребус, вы сможете определить о каком компоненте пойдет речь.

Молодцы, ребята, вы, верно, определили объект. На уроке речь пойдет о ледниках. Я записываю тему урока на доске, а вы в маршрутном листе.

Давайте, проанализируем имеющиеся у вас знания о ледниках. Скажите, пожалуйста, что вам известно о ледниках и озвучьте это.

Возникло три мнения, но только надо выбрать более правильное.

Итак, вам известно: что это скопление льда в горах или на островах.

У вас есть определенные познания, ну их явно недостаточно.


Теперь, давайте, определим то, что вам хочется узнать о ледниках еще. Вы обдумываете вопросы, их называете, а я записываю их на доске.

Появляются следующие вопросы:

1.Что такое ледники?

2. Какие бывают ледники?

3. Как и из чего образуются ледники?
4 .Как устроен ледник, какие может иметь размеры?

4. Как движутся ледники?

5.Каково их значение в природе?

Ребята, у вас возникло много хороших и правильных вопросов, давайте я запишу их на доске.

А теперь мы будем искать ответы на поставленные вопросы. В научных текстах, учебнике. Каждая группа получила свой текст. Его надо прочитать, выделить главные мысли и ответить на поставленные к тексту вопросы. При работе с текстом можно делать пометки, выделять главное. Затем по ходу урока каждая группа участвует в общей работе, отвечая на вопросы.

По мере знакомства с базовыми понятиями вы работаете в маршрутных листах, делая необходимые пометки.

И так, вы начинаете работать в группах, на работу с текстом отводится 7 минут. Вы читаете текст, запоминаете главные аспекты.

Вы закончили работу с текстом, и мы начинаем отвечать на поставленные нами вопросы. Первый вопрос: что такое ледники?

Правильно. Сделаем запись в м/л


Второй вопрос: какие бывают ледники?

Демонстрирую слайд с их изображениями.

А теперь выясним где они образуются? Показываю районы, занятые ледниками.

Я дополняю ответы.

Ставлю проблему: почему на учебной таблице на горе нет снега или льда? Затруднение поставлено, к его решению вернемся через несколько минут. Не на всех горах есть ледники. В чем же причина?

Отвечаем на третий вопрос: из каких частей состоит ледник, что происходит в каждой части?

Что же происходит в каждой части ледника?

Подвожу итог сказанному.

Какая линия находится в горах, что это за линия?


Проговариваю термин, прошу зафиксировать в м/л.

Затем возвращаю всех к таблице, чтобы найти ответ на проблемный вопрос, поставленный ранее. Поясняю, показываю снеговую линию на слайде.

Четвертый вопрос: как образуются ледники, из чего?


Я открываю термины на доске и обращаю внимание на правильность их написания и сущность понятия.

Каковы условия образования ледников? В какой последовательности идет образование ледников?

Давайте запишем схему образования в листе.

Движутся ли ледники? Что несут за собой?


Как движутся ледники? Возвращаемся к схеме строения, выясняем.

С какой скоростью движутся ледники?

Давайте посмотрим самые быстродвижущиеся ледники на карте. Показываю Аляску и Гренландию.

При движении покровных ледников, откалываются куски льда и в океане образуются?

Ледников на Земле много, вероятно, что они имеют какое-либо значение. Назовите, пожалуйста, каково значение ледников?

Помогаю при затруднении ученика дать ответ.

И у нас еще остался один не рассмотренный аспект, связанный с ледниками – это многолетняя мерзлота. Демонстрирую слайд. Смотрим изображение и районы распространения мерзлоты.

Что же такое многолетняя мерзлота?



Какое она имеет значение?



Правильно. Еще является мощным «холодильником» Земли. Мамонты сохранились благодаря мерзлоте.

Ну, вот мы и ответили на поставленные вопросы и подводим итог урока. О чем вы сегодня узнали?


Задаю вопросы для первичного усвоения:

Что такое ледники?

Из чего образуются?

Какие бывают ледники?


Довольны ли своей работой на уроке?


Я делаю резюме. Мы неплохо потрудились, каждый на своем уровне. На поставленные вопросы ответили, базовые понятия записали. Отмечу ребят, которые работали наиболее активно, а оценки поставлю всем отвечающим с учетом отметок, поставленных главой группы. Всем спасибо за работу. Урок окончен.







































Приветствуют учителя стоя.



Слушают. Приветствуют учителя. Садятся.

Смотрят на доску, рассматривают ребус. Догадываются что за объект и называют его. Это ледники.


Записывают тему урока в маршрутный лист.




Думают, называют, что им известно. Говорят, что это скопление воды, снега и льда.


Обсуждают, высказывают мнение.



Слушают.

Предполагают свои формулировки.



Думают, называют вопросы.




Слушают, смотрят на доску.


Слушают, смотрят.


Слушают инструкцию, запоминают информацию.



Слушают







Слушают, начинают читать тексты, выделяют главное.



Ребята из первой группы дают ответ, что ледники – это скопление льда и снега на суше.

Все записывают определение в маршрутный лист. Смотрят на изображение ледника на слайде.


Ребята из первой группы называют 3 вида: горные, покровные, шельфовые.

Смотрят на слайд, запоминают, заполняют схему в листе.


Первая группа называет места их образования. Все слушают и смотрят на карту.


Слушают.


Слушают, смотрят на таблицу, думают.






Отвечают ребята из второй группы.

Они называют 3 части: область питания, тело, область таяния. Все записывают части ледника в листе.

Отвечают, что в области питания накапливается снег, превращается в лед. Затем поступает в область таяния.



Отвечает 2 группа, говорят, что это снеговая линия - черта, выше которой снег не тает и превращается в лед.


Записывают.



Высказывают мнения и предположения.





Отвечает 3 группа. Называют, что из снега, он накапливается, превращается в фирн, глетчер и лед.


Слушают, смотрят.




3 группа называет условия: осадки в виде снега и низкие температуры.

Отвечают: снег- фирн – глетчер – лед.


Слушают, записывают.



Отвечают представители 4 группы. Говоря, что движутся сверху вниз. Называют морену, дают определение. Записывают в м/лист.


Движутся из области питания в область таяния. Смотрят схему движения в учебнике.

Движутся с разной скоростью, от нескольких см до 15 км в год.


Смотрят, запоминают.




Отвечают, что образуются айсберги? Говорят, что это- огромные плавающие глыбы льда. Термин записывают.


Отвечают представители 5 группы. Говорят, что это источники питания рек, при таянии может подняться уровень воды в океане и затопить участки. Содержат много углекислого газа, что препятствует парниковому эффекту.



Смотрят.





Отвечает 6 группа. Говорят, что это толщи горных пород, содержащие лед, который не тает.

Все слушают, записывают определение.

Называют, что мешает строительству дорог, объектов, приводит к заболачиванию, не мешает добыче полезных ископаемых.


Слушают.






Говорят, что узнали, что такое ледники, какими бывают. Как образуются и движутся, какое имеют значение в природе.




Отвечают, что это скопление льда на суше.

Образуются из снега.


Бывают 3-х видов: горные, покровные, шельфовые.



Отвечают отдельные ученики.

В основном все называют, что довольны, узнали о ледниках много информации.













































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!