Разработка урока по геометрии с применением мобильного комплекса фирмы Apple на платформе Mac OS с применение УМК «Живая математика»
Тема: Средняя линия треугольника
Класс: 8
Оборудование урока: мобильный комплекс фирмы Apple на платформе Mac OS, программа «Живая математика», проектор, экран.
Раздаточный материал: брошюры «Средняя линия треугольника», карточки с заданиями
Цели урока:
1) познакомить учащихся с понятием средней линии треугольника и трапеции, рассмотреть их свойства с помощью построения анимационных моделей;
2) учиться доказывать геометрические утверждения, проводя исследования на анимационных моделях;
3) развивать умения делать выводы на основе проведенных исследований и аргументации;
4) развивать умение учащихся применять полученные знания при решении задач.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь.
I этап. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы познакомились с теоремой Фалеса. Наш урок мы начнем с рассмотрения домашних задач. На экране чертеж к задаче № 1.
Ученик читает задачу и объясняет ее решение.
Задача №1: В равнобедренном треугольнике ABC с основанием АС через середину боковой стороны проведена прямая MN, параллельная АС. Зная, что АМ=7 см, периметр треугольника АВС=38 см; периметр треугольника MBN=19 см. Найти: AC, MN.
Рисунок 1.
Решение:
АМ=МВ (по условию), МВ=7 см, АВ=7+7=14 (см), так как по условию – треугольник АВС равнобедренный, то АВ=ВС, ВС=14 см.
CN=NB (по теореме Фалеса), CN=7 см, NB=7 см.
АС=38-28=10 (см), MN=19-14=5 (см)
Ответ: АС=10 см,MN=5 см.
Учитель задает дополнительный вопрос: «Почему отрезки CN и NB равны?»
Ученик: «Отрезки CN и NB равны по теореме Фалеса».
Учитель: «Сформулируйте теорему Фалеса».
Ученик: «Если // прямые, пересекающие стороны угла, отсекают на одной его стороне равные отрезки, то они отсекают равные отрезки и на другой его стороне».
Учитель: (оценивает знания ученика )Как вы решили вторую задачу?
Задача № 2.
Д окажите, что четырехугольник, вершины которого являются серединами сторон выпуклого четырехугольника является параллелограммом.
Ученики предлагают свои решения. Оказывается, что есть затруднения.
Учитель: Хорошо, молодцы. Но к решению этой задачи мы вернемся немного позже.
II этап - Исследования
Выполняя домашнее задание, вы построили треугольник. Мы о нем знаем уже многое, но не все. В брошюре, которая лежит на ваших столах, изображен произвольный треугольник. Рассмотрим его и ответим на вопросы: сколько биссектрис, медиан и высот можно провести из одной вершины треугольника? в треугольнике?
У ченики рассказывают об элементах треугольника и отвечают на вопросы.
a, b, c - стороны треугольника
ma - медиана к стороне a угла A
ha - высота к стороне a угла A
la - биссектриса к стороне a угла A
Учитель: Но, оказывается это не все линии, которые можно провести в треугольнике. Как вы думаете, каким образом можно еще провести линии треугольника?
Ученики предполагают – так, как в домашней работе – соединяя середины сторон или параллельно основанию.
Учитель: Решая домашнюю задачу, вы получили отрезок MN, соединяющий середины двух сторон треугольника. Он находится внутри треугольника. Такой отрезок называется средней линией треугольника.
Запишите тему урока в тетрадь: «Средняя линия треугольника»
Прочитайте в брошюре определение средней линии треугольника, ответьте на вопросы, выполните построения.
Ученики читают определение средней линии треугольника и отвечают на вопросы и делают построения.
Вопросы:
1. Сколько средних линий имеет треугольник и почему? Выполните построение.
Построения делаются на компьютере в программе «Живая математика».. Для этого строится треугольник с помощью инструмента – отрезок. Выделяются стороны треугольника левой кнопкой мыши ЛКМ, затем во вкладке измерения выбирается слово Длина. На экран компьютера выходят все три измерения сторон треугольника.
Ученики делают вывод, что средних линий треугольника – три.
2. Каково расположение средней линии треугольника относительно сторон треугольника? Проведите исследование.
Ученики предполагают, что средняя линия треугольника, соединяющая две его стороны, параллельна третьей стороне. Строят прямую, параллельную средней линии и убеждаются, что параллельная прямая содержит через третью сторону треугольника.
3. В каком отношении находятся средняя линия треугольника и сторона треугольника, которую она не пересекает? Проведите измерения.
Для этого ученики выделяют длины трех сторон левой кнопкой мыши ЛКМ, входят во вкладку Измерения – Длина, затем, извлекая калькулятор (вкладка Измерения – Вычислить), ученики находят отношение средней линии с тремя сторонами треугольника. Получают три отношения. Одно из отношений у всех равно 0,5.
Учитель: Измените размеры треугольника (потянув за одну из его вершин) и проверьте, изменяется ли это отношение при изменении длин сторон треугольника; при изменении вида треугольника (остроугольного, тупоугольного, прямоугольного)?
Ученики проводят исследование и выясняют, что отношение средней линии треугольника к той стороне, которой она параллельна, не изменяется, остается прежним 0,5.
Учитель: Какой можно сделать вывод из всей нашей работы?
Ученики: Средняя линия, соединяет середины сторон треугольника, параллельна третьей стороне и равна ее половине.
Учитель:
Итак, мы выдвинули с вами гипотезу, что каждая средняя линия, соединяющая середины двух сторон треугольника, параллельна третьей стороне и равна ее половине. Доказательство этой гипотезы мы проведем на следующем уроке. Сейчас вернемся к домашним задаче №1. Является ли отрезок MN средней линией треугольника? (Рисунки изображены на экране).
Ученики отвечают на вопрос учителя, и каждый еще раз дает определение средней линии.
Учитель: Сколько всего средних линий можно построить в треугольнике?
После этой работы еще раз ученики формулируют определение средней линии треугольника.
Учитель: Давайте построим среднюю линию треугольника в тетрадях. Запишите число, тему урока.
Ученики записывают тему урока, делают построения, записывают вывод исследования.
Вывод: Каждая из средних линий треугольника, соединяющих середины двух данных сторон, параллельна третей стороне и равна её половине.
III этап. Решение задач
Учитель: Проверим, как на практике нам пригодится знание о средней линии треугольника. В брошюре есть задачи: которые мы попробуем решить.
Задача 1. Дан треугольник ABC. Точки K, M, N – середины сторон АС, AB, CB соответственно. Найдите СВ, MN, AB, если KM = 3, AC = 7, KN = 4.
Ученики читают, думают и поясняют свои решения. Записывают решения задачи в тетради.
Задача № 2.
Докажите, что четырехугольник, вершины которого являются серединами сторон выпуклого четырехугольника является параллелограммом.
Для наглядности сделайте чертеж к задаче.
Для построения необходимо выполнить следующие действия:
1) найти середины всех сторон выпуклого четырехугольника (выделить ЛКМ, войти во вкладку ПОСТРОЕНИЕ и
выбрать—СЕРЕДИНЫ);
2) последовательно соединить середины сторон отрезка
Учитель: Теперь каким образом можно решить домашнюю задачу?
Ученики: Провести диагонали четырехугольника, тогда по определению средней линии стороны внутреннего четырехугольника будут параллельны друг другу, следовательно, этот четырехугольник является параллелограммом.
Учитель: Сегодня на уроке мы вспомнили основные линии треугольника, рассмотрели еще одну из основных линий треугольника – среднюю линию. Что мы про нее узнали?
Ученики рассказывают.
Учитель: Рассмотрели, каким образом можно применить полученные знания для решения задач.
На последней странице брошюры информация о том, что нам следует изучить далее.
Ч то нам еще предстоит узнать:
1. В каком отношении находятся площади треугольников KMN и ABC?
2. Что такое серединный перпендикуляр?
3. Что называется средней линией трапеции, ее свойства.
Дополнительная работа для тех, кто работает быстрее.
Учитель: (если позволит время) На уроках геометрии часто приходится решать задачи на доказательство. Посмотрим, как можно применить теорему о средней линии треугольника в задаче 55. Читаем задачу. Рисунок на слайде.
Дети:
D АВС, MN – средняя линия, MN // АС.
D CDA, PK – средняя линия, РК // АС.
MN // РК (по теореме 4.1). Т. (4.1) стр.49 «Две прямые, // третьей, - параллельны».
Аналогично МР // NК.
Учитель: Решение запишите дома.
Домашняя работа: п. 58 Т. 6.7, № 51, 55 (решение).
Учитель подводит итог урока.
Сегодня мы выполняли построения анимационных моделей для доказательства утверждения о средней линии, на следующем уроке мы будем доказывать это утверждение, путем ранее изученных теорем, свойств и определений, решать задачи.
Хорошо (отлично) работали на уроке …
6