СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по географии на тему: Океанические течения", для учащихся 7 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены: конспект урока, презентация и дидактический материал

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Урок географи в 7 классе

Тема: «Океанические течения»


Цель:  ученик научится правильно трактовать влияние океанических течений на климат Земли.

Задачи:

  1. Создать условия для актуализации учащимися умения распознавать виды океанических течений;

  2. обеспечить развитие у учащихся умения работать с картами;

  3. обеспечить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации;

  4. обеспечить формирование представления об океанических течениях, причине их возникновения, видах, их роли и общих закономерностях;

  5. раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой.

 Оборудование:  учебник, рабочая тетрадь (мой тренажер), персональные карточки с климатообразующими факторами, презентация, мультимедийный диск, раздаточный материал; оборудование для опытов: стеклянные стаканы (4 шт.), 2 прозрачные чаши, теплая и холодная вода, зеленка, соль, ложка.

Основное содержание:  Океанические течения. Причины образования океанических течений, схема поверхностных течений Мирового океана. Виды океанических течений. Океан и атмосфера, значение океанических течений.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

1. Организационный момент (готовность к уроку, приветствие гостей) 1 мин.

Здравствуйте 7А класс и уважаемые гости нашего урока! Присаживайтесь, пожалуйста.

2. Проверка домашнего задания. 3 мин.

1. Какая тема была изучена на прошлом уроке? ("Климатические пояса и области Земли")

2. Сейчас я порошу двоих учеников выполнить тестовые задания на компьютере по ранее изученной теме.

2. А вам предлагаю выполнить индивидуальное задание на своих рабочих местах, а именно выбрать из предложенного вам списка факторов только те, которые относятся к климатообразующим и заполнить схему-кластер. (2 мин.) Кто выполнит задание раньше остальных, воспроизведет свою схему на доске и после проверки получит отметку.

(самый быстрый ученик выходит к доске и воспроизводит схему-кластер "Основные климатообразующие факторы", учитель вместе с остальными учениками проверяет и оценивает выступающего).

3. А теперь посмотрим как справились с заданием....(проверка и оценивание 2х учащихся, выполняющих тестовое задание на компьютерах)

Проверка выполнения заданий 2х учеников на компьютерах (выставление оценок) и схемы " Основные климатообразующие факторы"


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (2мин.)

Итак, мы с вами вспомнили какие факторы влияют на климат Земли и с одним из этих факторов мы поработаем сегодня более подробно, а каким именно вам предстоит определить...

(прием «ЭПИГРАФ» Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.)

(Прием «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ»)


Слайд 1.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку служит высказывание известного американского океанографа Мэтью Фонтейна Мори: «В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Этот поток быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса этих рек, вместе взятых, не составит и тысячной доли объёма воды, который несёт этот поток».

О какой реке идёт речь? (течение) А о каком именно течении говорил Мэтью Фонтейн Мори? (океаническое течение)

А теперь сами сформулируйте тему сегодняшнего урока (океанические течения) (учащиеся записываю тему в тетрадь)


4. Актуализация знаний 5 минут

(прием "Подводящий диалог")

1. Вспомните из курса географии 6 класса, что мы называем океаническими течениями? Слайд 2. (Океанические течения - это горизонтальные перемещения водных масс на большие расстояния). Слайд 3.

2. Что мы знаем об океанических течениях? (по температуре различают теплые, холодные; основная причина возникновения - ветер; имеют большую протяженность)

3. Чтобы вы ещё хотели узнать об океанических течениях сегодня на уроке?

Список вопросов: (учитель записывает на доске)

Причины образования течений

Виды океанических течений

Закономерности в расположении океанических течений

Какова их роль (значение)?

прием «ВОПРОСЫ К ТЕКСТУ»↑

А теперь, давайте с вами постараемся ответить на поставленные вопросы:


Причины образования течений 5 минут

1. Еще раз повторим, какова основная причина образования океанических течений? (постоянные ветра). Слайд 4.

Какие вы знаете постоянные ветра? (пассаты, западные ветра, восточные ветра, нередко муссоны). Слайд 5.

2. Что ещё может повлиять на движение воды в Океане? Для того, чтобы ответить на этот вопрос обратитесь к тесту учебника, стр. 56. (различия в температуре, плотности, солености). Слайд 5

(Записывают в тетрадь все причины образования океанических течений) Слайд 6.

3. А теперь попробуем опытным путем доказать как выше названные причины влияют на движение воды в Океане.

Мне потребуется помощник....

Демонстрация опыта 1 минута

1 опыт: с теплой и холодной водой

2 опыт: с соленой и пресной водой


5. Первичное усвоение новых знаний 1 минута


1. Просмотрев опыты, какие выводы вы можете сделать?(1. На движение воды влияют различия в температуре: холодные воды опускаются вниз, а теплые расположены на поверхности; 2. Также на движение воды оказывают влияние плотность и соленость (более плотные и соленые воды опускаются вниз, а менее плотные поднимаются на поверхность).

(Если учащиеся затрудняются в формулировании выводов, то следует обратить их внимание на выше названные причины образования океанических течений)


Закономерности в расположении океанических течений 5 минут


Задание: С помощью учебника внимательно рассмотрите схему поверхностных течений в Мировом океане (рис. 39) и сравните ее со схемой общей циркуляции атмосферы представленной на слайде. Слайд 7. Какие закономерности в расположении океанических течений вы заметили?

(Записывают закономерности в тетрадь) Слайд 8.

1. Направления океанических течений в целом совпадает с направлением постоянных (господствующих) ветров;

2. Тёплые течения движутся от экватора к полюсам, а холодные - от полюсов к экватору.

Сравните направления течений в северном и южном полушариях (в Северном полушария течения образуют круговые движения по часовой стрелке, а в Южном - против)

3. В северном полушарии течения движутся по часовой стрелке, а в южном полушарии – против часовой;

Как вы думаете, что оказывает влияние на направление течений по часовой и против часовой стрелки? Слайд 9. (вращение Земли вокруг своей оси)

Это явление называют эффектом Кориолиса, по имени описавшего его французского математика Гаспара де Кориолиса. Это закон физики и вы его будете изучать в старших классах. Слайд 10.

4. У восточных берегов материков протекают тёплые течения, а у западных – холодные.

Физкультминутка (Проводит ученица 7 А класса) 1 минута

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

(машут руками)


Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)


Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)


А теперь сядьте дружно на песок,

Продолжаем наш урок.

Виды океанических течений 5 минут


Для рассмотрения этого вопроса, предлагаю вам выполнить задание в моем тренажере (стр. 16 задание 23), где нужно дополнить схему, показывающую по каким признакам можно классифицировать океанические течения. Работу выполняйте в парах. Время выполнения задания 5 минут.

Обсуждение (называют классификацию, виды и примеры!): (3 минуты) Слайд 12.

По происхождению: ветровые, плотностные, приливно-отливные;

По физическим свойствам (температуре): теплые, холодные. Примеры.

По устойчивости (времени действия): постоянные, сезонные; Примеры.

По расположению в толще воды: поверхностные, глубинные, придонные.


6) Первичное закрепление


Роль океанических течений 3 - 5 минут


С помощью рубрики "Стоп-кадр" в учебнике (стр. 58) самостоятельно

сформулируйте и запишите в тетрадь какова роль океанических течений на Земле Слайд 13. 1 минута

  • влияют на перераспределение тепла, а значит, и на климат отдельных районов Земли;

  • имеют большое значение для судоходства;

  • оказывают влияние на движения льдов, обогащение вод кислородом, размыв берегов, расселение живых организмов.


Приведите пример влияния океанических течений на климат той или иной территории. (рубрика "Шаг за шагом" стр.58). (Гольфстрим, переходя в Северо-Атлантическое течение несет тепло в Северную и Северо-Западную Европу. Без этого теплого течения европейцы бы замерзли) Слайд 14.

Теплое Северо-Атлантическое течение оказывает влияние и на северо-восток России, благодаря ему не замерзает Баренцево море и круглый год функционирует Мурманский порт. Слайд 15.

Посмотрите на слайд (16) и приведите противоположный пример влияния океанических течений на климат той или иной территории (Перуанское течение способствует образованию засушливого климата на территории западного побережья Южной Америки)

Слайд 17

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

1 минута


Давайте вспомним что мы хотели узнать в начале урока?

Удалось ли нам ответить на поставленные вопросы?


8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 минута


Дополнить и закрепить свои знания вы с можете, выполнив домашнее задание, которое вы сейчас запишите в дневник.

1. §15

2. Выполнить задание 7 (письменно в тетради)


9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 минуты

Сейчас положите перед собой контурные карты, находящиеся у вас на партах. И с помощью рисунка 39 учебника нанесите:

теплые течения, если урок вам понравился и вызвал у вас положительные эмоции;

любые несколько теплых и холодных течений, если урок не вызвал у вас ни каких эмоций и вы остались равнодушны;

холодные течения, если урок вам не понравился и вызвал у вас отрицательные эмоции;

  • учащиеся заполняют контурные карты и сдают их учителю вместе с тренажерами и

индивидуальными карточками;

  • выставление оценок.

Благодарю за урок!

Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока»

Самоанализ урока


Урок географии проведен в 7 «А» классе, в котором 27 учащихся (17 девочек и 10 мальчиков) по теме «Океанические течения», этот урок занимает важное место в разделе «Природа Земли».

Цель педагога: ученик научится правильно трактовать влияние океанических течений на климат Земли.

Цель ученика: расширить свои знания об океанических течениях, их роли на Земле (в виде постановки интересующих их вопросов).

Для достижения моей цели были поставлены следующие задачи:

  1. Создать условия для актуализации учащимися умения распознавать виды океанических течений;

  2. обеспечить развитие у учащихся умения работать с картами;

  3. обеспечить формирование у учащихся умения работать с различными источниками информации;

  4. обеспечить формирование представления об океанических течениях, причине их возникновения, видах, их роли и общих закономерностях;

  5. раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой.


Содержание урока соответствовало программе и задачам урокам.

Тип урока: комбинированный

Формы организации: фронтальный опрос, групповая работа, работа с литературой

Методы обучения:

  • Словесный

  • Наглядно-практический;

  • Проблемно-поисковый;


Для осуществления методов, использовались следующие приемы:

  • "Эпиграф";

  • "мультимедийная презентация";

  • "подводящий диалог;

  • "перепутанные логические цепочки";

  • «кластеры»

На уроке использовалось следующее оборудование: учебник, рабочая тетрадь (мой тренажер), персональные карточки с климатообразующими факторами, презентация, мультимедийный диск, раздаточный материал; оборудование для опытов: стеклянные стаканы (4 шт.), 2 прозрачные чаши, теплая и холодная вода, зеленка, соль, ложка.

Характеристика класса: 7 "А" класс по уровню обучения является сильным классом, с повышенной мотивацией к получению знаний. Предмет география вызывает интерес и уважение у учащихся. психологическая атмосфера между мною и учащимися благоприятная и комфортная, отношения рабочие, доброжелательные.

План проведения занятия:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

  • Моя тема самообразования: «Технология развития критического мышления как4 способ формирования УУД на уроках географии». В данном уроке я применила приемы: "перепутанные логические цепочки" и «кластеры».

В первом задании, где учащиеся должны были составить схему-кластер, добавлены лишние факторы.

На данном уроке я формировала следующие УУД:

Познавательные: составлять на основе текста схемы (классификация океанических течений), определять причинно-следственную связь (выявление закономерностей, сравнение схем)

Регулятивные: определять цель, планировать свою деятельность этап актуализации, список вопросов)

Коммуникативные: излагать свое мнение, использовать речевые средства, умение работать в парах (классификация видов течений)

Личностные: осознавать свои эмоции, вырабатывать уважительное отношение к одноклассникам.

Во время организационного момента проверялась готовность учащихся к уроку, настрой на работу на уроке.

Учитывая возрастные особенности учащихся, их быструю утомляемость, на следующем этапе урока посчитала целесообразным провести активную физминутку, которую заранее подготовила ученица данного класса .

В ходе подведения итогов урока ученики пытались ответить на вопрос: была ли достигнута, поставленная в начале урока цель? Тем самым формируется регулятивное УУД.

Домашнее задание направлено на формирование регулятивных и познавательных УУД.


В завершении проведена рефлексия, позволяющая определить - удался урок, по мнению учащихся или нет. В каком эмоциональном настрое они покинули урок. Проведение данного этапа позволит скорректировать дальнейшее изучение программного материала, исходя из самооценки учащихся.

Оценка работы учащихся

Оценка работы учителя


Итог:

  1. Учащиеся были организованы и активны во время урока, мотивированы на изучение предмета;

  2. Атмосфера на уроке была дружеская, творческая;

  3. Усвоили основные моменты, умело использовали полученные знания;

  4. План урока выполнен, цель достигнута.

Просмотр содержимого презентации
«Океанические течения+»

«В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Этот поток быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса этих рек, вместе взятых, не составит и тысячной доли объёма воды, который несёт этот поток».  Мэтью Фонтейн Мори

«В океане есть река. Она не пересыхает в самые сильные засухи и не выходит из берегов при самых сильных землетрясениях. Её берега и ложе из холодной воды, а её стремнина из тёплой… Нигде в мире нет более величественного потока вод. Этот поток быстрее Амазонки, стремительнее Миссисипи, и масса этих рек, вместе взятых, не составит и тысячной доли объёма воды, который несёт этот поток».

Мэтью Фонтейн Мори

Океанические течения - это горизонтальные перемещения водных масс на большие расстояния

Океанические течения -

это горизонтальные перемещения водных масс на большие расстояния

Основная причина образования океанических течений Постоянные ветра

Основная причина образования океанических течений

Постоянные ветра

Причины образования океанических течений:

Причины образования океанических течений:

  • Постоянные ветра;
  • Различия в температуре, плотности и солености вод
Закономерности размещения океанических течений: 1. Направления океанических течений в целом совпадает с направлением постоянных (господствующих) ветров; 2. Тёплые течения движутся от экватора к полюсам, а холодные - от полюсов к экватору;  3. В северном полушарии течения движутся по часовой стрелке, а в южном полушарии – против часовой;

Закономерности размещения океанических течений:

1. Направления океанических течений в целом совпадает с направлением постоянных (господствующих) ветров;

2. Тёплые течения движутся от экватора к полюсам, а холодные - от полюсов к экватору;

3. В северном полушарии течения движутся по часовой стрелке, а в южном полушарии – против часовой;

Течения образуют круговые движения В серном полушарии по  часовой стрелке В южном полушарии против часовой стрелки экватор экватор

Течения образуют круговые движения

В серном полушарии по часовой стрелке

В южном полушарии против часовой стрелки

экватор

экватор

Классификация океанических течений Работа с «Моим тренажером» стр. 16 (задание 23)  Время выполнения задания: 5 минут

Классификация океанических течений

Работа с «Моим тренажером»

стр. 16 (задание 23)

Время выполнения задания: 5 минут

Роль океанических течений:

Роль океанических течений:

Вставьте пропущенные слова: 1. Океаническое течение - это…… 2. Основная причина возникновения океанических течений……….. 3. Холодное течение обозначается …………... стрелкой, а теплое ……… 4. У холодного течения температура воды…, чем у окружающего водного потока. 5. Океанические течения влияют на…

Вставьте пропущенные слова:

1. Океаническое течение - это……

2. Основная причина возникновения

океанических течений………..

3. Холодное течение обозначается …………... стрелкой, а теплое ………

4. У холодного течения температура воды…, чем у окружающего водного потока.

5. Океанические течения влияют на…

Домашнее задание 1.§ 15 2. Описать океаническое течение по плану (задание 7) 1 вариант – Гольфстрим 2 вариант - Перуанское

Домашнее задание

1.§ 15

2. Описать океаническое течение по плану (задание 7)

1 вариант – Гольфстрим

2 вариант - Перуанское

План описания течения 1) Название 2) В каком океане находится 3) В каком направлении течет 4) Вид течения: а) по температуре; б) по происхождению; в) по устойчивости; г) по расположению в толще воды

План описания течения

1) Название

2) В каком океане находится

3) В каком направлении течет

4) Вид течения: а) по температуре; б) по происхождению; в) по устойчивости; г) по расположению в толще воды

Рефлексия Теплые течения – урок мне понравился! Вызвал положительные эмоции. Теплые + Холодные течения – урок не вызвал у меня никаких эмоций, я остался равнодушен. Холодные течения – урок мне не понравился! Вызвал отрицательные эмоции.

Рефлексия

Теплые течения – урок мне понравился! Вызвал положительные эмоции.

Теплые + Холодные течения – урок не вызвал у меня никаких эмоций, я остался равнодушен.

Холодные течения – урок мне не понравился! Вызвал отрицательные эмоции.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!