3. Актуализация знаний и пробного учеб-ного действия. Каждый из нас имеет домашний адрес. А как узнать «географический адрес» нашего населенного пункта? На этот вопрос мы постараемся ответь в течение нашего урока. Но чтобы нам было легче и веселее, давайте сначала поиграем в морской бой! Так же, как и в игре, Земля условно покрыта координатной сеткой, которую называют «градусной». А вот из чего эта сетка состоит Вы узнаете сами! | Играют с учителем в морской бой. Вспоминают, что такое координатная сеть. В процессе игры вспоминают, что такое координаты определенной точки. Отвечают на вопросы. |
4. Постановка проблемы и построение проекта выхода из затруднений Реализация построенного проекта. Пер-вичное закреп-ление во внеш-ней речи. Ребята, посмотрите внимательно. На Ваших столах стоят глобусы. Я прошу Вас ответить на вопрос: «Какое полушарие больше - северное или южное? Теперь давайте выясним что такое параллели? Уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели. Параллельны все они друг другу, Потому зовутся параллелями. Самую большую звать экватор, Маленькая – это точка полюс. Все с востока тянутся на запад, И по ним к широтам ведут поиск. Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли ... Меридианы Давайте выясним с Вами, ребята, что же это такое? А теперь давайте посмотрим на наш глобус повнимательнее. Что это за цифры написамы возле каждой параллели и каждого меридина? На каком уроке Вы уже сталкивались с градусамо? Давайте вспомним, сколько градусов в окружности и сколько – в полукруге? Давайте подсчитаем, чему же равен 1 градус экватора и любого меридиана? Давайте вспомним с Вами стороны света. Молодцы! Вы очень хорошо поработали! (учитель раздает всем мандаринки)))) Ребята, скажите, а что Вам напоминают мандиринки? (Земной шар). Давайте попробуем аккуратно снять кожуру с мандаринки и разложить ее на листе бумаги. | Обучающиеся осматривают глобус, совещаются. В итоге записывают в тетради первое открытие - Северное и Южное полушария равны, а разделяет их экватор, находящийся ровно посередине. Обучающиеся находят параллели, дискутируют, выделяют главное. Открытия записывают в тетрадь: -- Экватор - самая длинная параллель. -- Параллели можно провести через любую точку на поверхности Земли -- Параллели действительно параллельны экватору. -- Длина параллелей уменьшается от экватора к полюсам. Обучающиеся находят меридианы, дискутируют, выделяют главное. Открытия записывают в тетрадь: -- Все меридианы сходятся на полюсах. -- Меридианы можно прочертить через любую точку на поверхности Земли -- Все меридианы равны, т.к. соединяют по кратчайшему пути точку на поверхности с Обучающиеся отвечают на вопросы и делают новое открытие: - параллели это окружности и равны 360 градусам. А меридианы - полуокружности, равны 180 градусам. - сами определяют, чему равен 1 градус экватора и любого меридиана (получится 111 км.) Вспоминают стороны света и самостоятельно приходят к выводу, что меридианы показывают направление Север-Юг, а параллели - Запад-Восток. Обучающиеся приходят к выводу, что выпуклую поверхность без искажений никак нельзя превратить в плоскую, она прежде всего порвётся по краям..., проводят параллели с глобусом и картой!. |
6. Первичное включение но-вого знания в систему знаний и повторение нового знания Предлагается задание по отгадыванию кроссворда «Глобус и географическая карта». По вертикали: 1. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств. 2. Окружность, условно проводимая по поверхности Земли параллельно экватору. 4. Параллель, проводимая на земном шаре на одинаковых расстояниях от обоих полюсов. По горизонтали: 3. Точки на земной поверхности, через которые проходит воображаемая ось Земли. 5. Одна трехсотшестидесятая часть окружности. 6. Условно принятая линия на поверхности земного шара, проводимая от полюса к полюсу и пересекающая экватор под прямым углом. | Обучающиеся совещаются в своей группе и отвечают. |