СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по информатике в 7 классе по теме"Файлы и файловые структуры"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по информатике в 7 классе по теме"Файлы и файловые структуры" С Самоанализом урока

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по информатике в 7 классе по теме"Файлы и файловые структуры"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области Верх-Алеусская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Н.В.Некрасова




Конспект урока информатики:




Подготовила: учитель информатики

высшей квалификационной категории

Шевцова Татьяна Александровна


2019г




Технологическая карта урока


Тема: Файлы и файловые структуры.

Планируемые образовательные результаты:

предметные – представление об объектах файловой системы и навыки работы с ними;

метапредметные – умения и навыки организации файловой структуры в личном информационном пространстве; основы ИКТ - компетентности;

личностные – понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных; способность увязать знания об основных возможностях компьютера с собственным жизненным опытом; готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Решаемые учебные задачи:

1) дать представление о логических именах устройств внешней памяти;

2) обобщить представления школьников о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу / каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;

3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;

4) расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью маски для операций с файлами.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

  • Логическое имя устройства внешней памяти;

  • файл;

  • правила именования файлов;

  • каталог;

  • корневой каталог;

  • файловая структура;

  • путь к файлу;

  • полное имя файла.

Используемые на уроке средства ИКТ:

1. персональный компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;

2. ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Файлы и файловые структуры» из электронного приложения к учебнику.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов:

  1. Демонстрации к лекции «Файлы и файловые структуры», «Файловая структура диска», «Имя файла. Путь к файлу»;

  2. анимация «Файлы и папки».


Федеральный центр информационных образовательных ресурсов:

1. информационные, практические и контрольные модули по темам «Компьютерные вирусы и антивирусные программы», «Программы архивирования данных» (fcior.edu.ru).


Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:-проверка готовности обучающихся, их настроя на работу


Подготовка учащихся к уроку.

Организует


Уточняет тематические рамки. Проверяет готовность обучающихся к уроку.



http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor7.php



Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.:

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:- подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы



Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока

Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Выдвигает проблему.



На слайде тема урока. Учитель сообщает тему урока, его цели, задачи, ключевые понятия, конечный результат, который необходимо достигнуть в процессе работы.




Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.

Коммуникативные: :планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: .целеполагание


III. Открытие новых знаний

(10 мин)

Цели:-выявление обучающимися новых знаний,развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией


Составляют план достижения цели и определяют средства ( алгоритм, модель)

Выдвигает проблему.

Создает эмоциональный настрой на…

Формулирует задание…

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.


Объяснение нового материала проходит в форме эвристической беседы с одновременным показом мультимедийной презентации на демонстрационном экране.

Учитель: Ребята, на прошлых уроках мы говорили, что без программного обеспечения работа компьютера невозможна и к каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти ПК является жесткий диск. Если жесткий диск имеет достаточно большую емкость, то его можно разделить на несколько логических разделов.

Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти, а также каждый логический раздел жесткого диска имеет логическое имя.




Ребята, как вы думаете, где хранятся все программы и данные?

Ответы учеников.


Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

Файл – это поименованная область внешней памяти.

Файловая система – это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации.



Файл характеризуется набором параметров (имя, размер, дата создания, дата последней модификации) и атрибутами, используемыми операционной системой для его обработки (архивный, системный, скрытый, только для чтения). Размер файла выражается в байтах.

Файлы, содержащие данные – графические, текстовые (рисунки, тексты), называют документами, а файлы, содержащие прикладные программы, – файлами – приложениями. Файлы- документы создаются и обрабатываются с помощью файлов- приложений.

Ребята, вспомните, из каких частей состоит имя файла?


Ответы учеников.

Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имени файла и расширения. Собственно имя файлу дает пользователь. Расширение имени обычно задается программой автоматически при создании файла. Расширение позволяет пользователю, не открывая файла, определить его тип – какого вида информация (программа, текст, рисунок и т.д.) в нем содержится.

В современных операционных системах имя файла может вкачать до 255 символов, причем в нем можно использовать буквы национальных алфавитов и пробелы. В ОС Windows в имени файла запрещено использование следующих символов: \, / , : , * , ? , “ , , |.

Операционная система Linux, в отличие от Windows, различает строчные и прописные буквы в имени файла.

На каждом компьютерном носителе информации (жестком, оптическом диске или флеш-памяти) может храниться большое количество файлов. Для удобства поиска информации файлы по определенным признакам объединяют в группы, называемые каталогами или папками.

Каталог также получает собственное имя. Он сам может входить в состав другого, внешнего по отношению к нему каталога. Каждый каталог может содержать множество файлов и вложенных каталогов.

Каталог – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов).

Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.


В ОС Windows любой информационный носитель имеет корневой каталог, который создается операционной системой без участия пользователя. Обозначаются корневые каталоги добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\»: А:\ , В:\ , С:\ и т.д.

В Linux каталоги жестких дисков или их логических разделов не принадлежат верхнему уровню файловой системы (не являются корневыми каталогами). Они «монтируются» в каталог mnt. Другие устройства внешней памяти «монтируются в каталог» media. Каталоги mnt и media, в свою очередь, «монтируются» в единый корневой каталог, который обозначается знаком «/».


Файловая структура диска – совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними.

Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. В этом случае оглавление диска представляет собой линейную последовательность имен файлов.



Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия – это расположение частей (элементов) целого в порядке от высшего к низшим. Начальный (корневой) каталог содержит файлы и вложенные каталоги первого уровня. Каждый из каталогов первого уровня может содержать файлы и вложенные каталоги второго уровня и т.д.



Пользователь, объединяя по собственному усмотрению файлы в каталоги, получает возможность создать удобную для себя систему хранения информации.

Графическое изображение иерархической файловой структуры называется деревом. В Windows каталоги на разных дисках могут образовывать несколько отдельных деревьев; в Linux каталоги объединяются в одно дерево, общее для всех дисков.


Чтобы обратиться к нужному файлу, хранящемуся на некотором диске, можно указать путь к файлу – имена всех каталогов от корневого до того, в котором непосредственно находится файл.

В операционной системе Windows путь к файлу начинается с логического имени устройства внешней памяти; после имени каждого подкаталога ставится обратный слеш.

Последовательно записанные путь к файлу и имя файла составляют полное имя файла. Не может быть двух файлов, имеющих одинаковые полные имена.



Рассмотрим задачи.




Создаются файлы с помощью систем программирования и прикладного программного обеспечения.

В процессе работы на компьютере над файлами наиболее часто проводятся следующие операции:

  • копирование;

  • перемещение;

  • переименование;

  • удаление.


Демонстрируется ролик «Операции с файлами и папками».

При поиске файла, имя которого известно неточно, удобно использовать маску имени файла. Маска представляет собой последовательность букв, цифр и прочих допустимых в именах файлов символов, среди которых также могут встречаться следующие символы: «?» (вопросительный знак) – означает ровно один произвольный символ; «*» (звездочка) – означает любую (в том числе и пустую) последовательность символов произвольной длины.




IV. Закрепление нового (15 мин)

Цель:- освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности



Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух





Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в восприятии различных видов информации.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке






Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

-осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

.


Осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку.








Контролирует выполнение работы.

Организует: взаимопроверку; коллективную проверку; проверку выполнения упражнения; беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний; оценочные высказывания обучающихся; обсуждение способов решения; самостоятельную работу с учебником; беседу, связывая результаты урока с его целями.




Учениками выполняется практическая проверочная работа на компьютерах

http://nk-inform.narod.ru/statii/dir-change.htm

(тренажер DIRTEST)

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;


Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:- соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию;



https://docs.google.com/forms/d/146u3gDXlc0uQX_z-J8jBGZLxT2M4EYsd---oPVlSHNU/viewform


Домашнее задание:

Домашнее задание (2 мин)

Учитель озвучивает домашнее задание, ученики записывают домашнее задание в дневник. Учебник: §11, вопросы и задания 1-7 к параграфу, ЕК ЦОР:Часть 1, глава 2, §11. ЦОР №1,9

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки. Урок окончен, до свидания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность



Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.


Список используемой литературы:

Информатика: учебник для 7 класса / И.Г.Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестаков. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 168с. : ил.



Самоанализ урока

  1. Общая характеристика класса:

В 7 классе 7 человек. Класс биполярный, есть как «слабые», так и со средним уровнем успеваемости.

Условно я оцениваю класс, как «средний» по результатам проведенных тестов, контрольных работ и по текущему мониторингу по информатике.

Однако данный класс не отстает от предусмотренного ранее темпа продвижения в рамках программы.

  1. Общая характеристика педагогического процесса в данном классе:

Рабочая программа по информатике в 7 классе составлена на основе: Информатика. Программы для основной школы: 7-9 классы/И.Г.Семакин, М.С.Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. Авторы программы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. основных направлений программ, включенных в структуру ООП МКОУ – Верх-алеусской СОШ;

  1. Тема урока: Файлы и файловые структуры.

Это 8 по счету урок главы "Компьютер - как универсальное устройство для работы с информацией". Данная тема является своего рода переходной темой от технического устройства компьютера к обработке информации. Изучение данной темы в дальнейшем способствует лучшему пониманию структуры хранения информации на компьютере. Специфика урока, на мой взгляд, заключается в том, что я не просто рассказала данную тему и мы вместе порешали задачи, а в том, что эти задачи были направлены на выработку у учащихся навыков по решению типовых заданий по ОГЭ в 9 классе.

  1. Цели урока: изучить понятие файловой системы и ее разновидности, путь к файлу.


При планировании урока были учтены особенности обучающихся. Прежде, всего это активность учащихся. В 7 классе дети любознательные, им интересно получать новую информации, но они не очень общительные, и в связи с этим активности на уроке не проявляют. Поэтому, чтобы им не было скучно, я разработала интересные задания. При выполнении практических заданий, приходилось строго контролировать ход выполнения заданий, что говорит об их слабой организованности.

На уроке были решены следующие задачи:

· общеобразовательные: дать понятия "Файл", "Файловые структуры", "Каталог", "Корневой каталог", "Путь к файлу", "Полное имя файла"; научить учащихся поиску файлов на компьютере по заданному пути.

· воспитательные: воспитать познавательной потребности, интереса к информатике; воспитание нравственных качеств: дисциплинированность, ответственность.

· развивающие: развитие у учащихся умения ориентироваться в логических уровнях организации информации; развитие мышления (умение сравнивать, обобщать, классифицировать); развитие познавательного интереса у учащихся.

· компетентностные: развитие умения у учеников грамотно и вежливо общаться с учителем.

Главными задачами, на мой взгляд, были общеобразовательные, так как на первом месте стоят знания, а потом уже воспитательные и развивающие цели.

  1. Структура урока, мне кажется, выбрана удачно, она подходит для решения этих задач. В начале урока была актуализация знаний, затем изложение новой темы, и в заключительная часть урока были решены задачи, которые способствовали закреплению ранее изученного на этом уроке учебного материала. Домашнее задание было подобрано специальным образом, чтобы ученики дома еще поработали над данной темой. Тем самым ученики в полной мере усвоили учебный материал.

В начале урока перед учениками были четко поставлены цель и задачи урока. Главный акцент делается на обучение учащихся различать типы файлов, находить файлы по заданному пути, давать правильно имя файлам. Также акцент делается на отработку навыков решения типовых задач по данной теме в ОГЭ.

После проведения каждого урока задаю себе вопрос: Удалось ли справиться с основной дидактической проблемой урока, заключающейся оптимально сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы обучения, воспитания и развития?

Я думаю, что сегодня сочетание всех этих форм оказалось продуктивным.

На уроке использовалась парная форма работы учащихся, где между учащимися происходит весьма индивидуальный учебный диалог. Состав группы подбирался специально, на основе индивидуальных особенностей учащихся. Думаю, что это обеспечило результативность и творческую успешность в парах.

Фронтальная форма задала всем одинаковую последовательность операций и вовлекла в эти операции всех учащихся в соответствии с их природными возможностями.

Индивидуальная форма обучения была реализована в диалоге внутри пар и по ситуации регулировалась учителем.

Удалось продвинуться в разрешении исследовательской проблемы, которая сформулирована как противоречие между традиционной однозначно-стандартной дидактикой и вариативными образовательными технологиями.

В результате урока учащиеся получили предметные знания по информатике в форме многократного, но осмысленного повторения и выполнения практической работы.

Каждый ученик вынужден был при подготовке к уроку и во время урока перебрать руками (для кинестетиков), перечитать (для визуалов) учебный материал и текст презентации, прослушать (для аудиалов) все основные вопросы, рассматриваемые на уроке.

Реализована и главная воспитательная цель урока: воспитание культуры оформления документа, т.е. формирование ответственного, свободного, осознанного выбора личности. Это могли наблюдать при выполнении практической работы.

Последовательная интерпретация одной и той же информации школьниками способами (речь учителя, презентация, текст учебника), позволяет осознанно принять учащимися рефлексивную позицию.

По выступлениям и комментариям учащихся можно судить о том, что все усвоили стандартный минимум фактических сведений, получили оценки. В ходе урока у всех учащихся происходило формирование надпредметного умения обобщать путем сравнения, постановка и решение проблем, рассуждение по аналогии, что является одной из целей урока.

Итак, выполненная практическая работа выявила: ребята показали, что изученный материал имеет практическую поддержку.

Эмоциональное состояние детей после урока подчеркнуло, что они остались довольны работой на уроке.

Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.

Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.

  1. Завершающий этап самоанализа урока:

  1. Урок прошел в соответствии с программой и календарно-тематическому планированию (КТП), с предварительным замыслом и планом данного урока «Файлы и файловая система».

  2. Структура и тип урока полностью соответствуют цели и задачам урока.

  3. Основная цель урока (познакомить обучающихся с понятиями файла, папки, файловой системы, именем файла, пути к файлу) достигалась мною и обучающимися на каждом этапе урока. Особенно удался этап изучения нового материала, когда была представлена наглядная презентация с помощью проектора, что экономит время учителя и привлекает внимание обучающихся.

  4. Используемые на уроке методы лекции и практические методы позволили обучающимся воспринять информацию без особых сложностей.

  5. Структура урока построена в соответствии с возможностями класса, и она знакома обучающимся, что позволяет не тратить время на лишние вопросы и организационные моменты.

  6. Утомляемость предупреждалась разнообразием этапов урока и физ. минуткой.

  7. Были соблюдены правила поведения в компьютерном классе и техника безопасности при работе с компьютерами.

  1. Вывод:

Считаю, что в конечном итоге работы цели и задачи этого урока достигнуты, я смогла вдохновить обучающихся на активную познавательную деятельность, мы изучили новый теоретический материал, первично закрепили и сумели правильно применить его во время практической работы, как в тетрадях, так и при работе на компьютерах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!