СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории 11 класса ( Историко-культурный стандарт ). Тема: Человек и война: по обе стороны фронта.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории 11 класса ( Историко-культурный стандарт ). Тема: Человек и война: по обе стороны фронта.

Цель:  расширить и углубить знания учащихся о роли человека в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта.

Задачи:

´1). Подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины

´2). Воспитывать уважительное и внимательное отношение к тем, кто окружает нас сегодня, так как многим из них пришлось перенести тяжелейшее военное время в тылу.

´3). Продолжить работу над формированием умений самостоятельно работать с дополнительной литературой и историческими источниками, анализировать факты, делать выводы

План:

´1. Эвакуация. 

´2. «Всё для фронта! Всё для Победы!». 

´3. Военно-техническое оснащение Красной армии. 

´4. Повседневная жизнь. 

´5. Вклад творческой интеллигенции в Победу. 

´6. СССР и союзники. 

´7. Оккупационный режим: управление устрашением. 

´8. Вместе с врагом: сотрудничество и пособничество. 

´ 9. «Партизан! Мсти за Родину!». 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории 11 класса ( Историко-культурный стандарт ). Тема: Человек и война: по обе стороны фронта.»

Тема: Человек и война: по обе стороны фронта Ожигин Сергей Николаевич

Тема: Человек и война: по обе стороны фронта

Ожигин Сергей Николаевич

Класс делится на две группы и работает в группах

Класс делится на две группы и работает в группах

Цель: расширить и углубить знания учащихся о роли человека в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта . Задачи: 1). Подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины 2). Воспитывать уважительное и внимательное отношение к тем, кто окружает нас сегодня, так как многим из них пришлось перенести тяжелейшее военное время в тылу. 3). Продолжить работу над формированием умений самостоятельно работать с дополнительной литературой и историческими источниками, анализировать факты, делать выводы

Цель: расширить и углубить знания учащихся о роли человека в ходе войны, о чрезвычайных условиях жизни, труда и быта .

Задачи:

  • 1). Подчеркнуть массовый героизм и самоотверженность нашего народа (в том числе наших родных) во имя спасения родины
  • 2). Воспитывать уважительное и внимательное отношение к тем, кто окружает нас сегодня, так как многим из них пришлось перенести тяжелейшее военное время в тылу.
  • 3). Продолжить работу над формированием умений самостоятельно работать с дополнительной литературой и историческими источниками, анализировать факты, делать выводы
План: 1. Эвакуация.   2. «Всё для фронта! Всё для Победы!».   3. Военно-техническое оснащение Красной армии.   4. Повседневная жизнь.   5. Вклад творческой интеллигенции в Победу.   6. СССР и союзники.   7. Оккупационный режим: управление устрашением.   8. Вместе с врагом: сотрудничество и пособничество.   9. «Партизан! Мсти за Родину!».  

План:

  • 1. Эвакуация.  
  • 2. «Всё для фронта! Всё для Победы!».  
  • 3. Военно-техническое оснащение Красной армии.  
  • 4. Повседневная жизнь.  
  • 5. Вклад творческой интеллигенции в Победу.  
  • 6. СССР и союзники.  
  • 7. Оккупационный режим: управление устрашением.  
  • 8. Вместе с врагом: сотрудничество и пособничество. 
  • 9. «Партизан! Мсти за Родину!».  
1. Эвакуация.   Уже в первые месяцы войны в прифронтовой зоне и на территориях, которые могли подвергнуться оккупации или где промышленные объекты могли стать мишенью авианалётов, широко развернулась эвакуация людей, учреждений, промышленных предприятий. В новые места отправляли советские и партийные органы управления вместе со служебными бумагами, оборудование заводов и фабрик, товарные запасы. Только из Москвы было вывезено оборудование почти 500 предприятий. В восточном направлении двигались автомашины, поезда, конные повозки. Часто люди уходили пешком от вплотную приблизившейся линии фронта.

1. Эвакуация.  

Уже в первые месяцы войны в прифронтовой зоне и на территориях, которые могли подвергнуться оккупации или где промышленные объекты могли стать мишенью авианалётов, широко развернулась эвакуация людей, учреждений, промышленных предприятий. В новые места отправляли советские и партийные органы управления вместе со служебными бумагами, оборудование заводов и фабрик, товарные запасы. Только из Москвы было вывезено оборудование почти 500 предприятий. В восточном направлении двигались автомашины, поезда, конные повозки. Часто люди уходили пешком от вплотную приблизившейся линии фронта.

В 1941 г. на Восток переместилось более 2,5 тыс. предприятий. В Поволжье, на Урале, в Сибири, в Казахстане и Средней Азии располагались предприятия военной промышленности, машиностроения, транспортных средств. Приём, размещение и пуск эвакуированных заводов сопровождались огромными трудностями. Не было производственных площадей, монтаж оборудования вёлся под открытым небом и не прерывался в самую неблагоприятную погоду, негде было жить специалистам и их семьям.
  • В 1941 г. на Восток переместилось более 2,5 тыс. предприятий. В Поволжье, на Урале, в Сибири, в Казахстане и Средней Азии располагались предприятия военной промышленности, машиностроения, транспортных средств. Приём, размещение и пуск эвакуированных заводов сопровождались огромными трудностями. Не было производственных площадей, монтаж оборудования вёлся под открытым небом и не прерывался в самую неблагоприятную погоду, негде было жить специалистам и их семьям.
Задание пользуясь учебником ответьте на вопрос: Что позволило СССР успешно осуществить массовую эвакуацию?

Задание пользуясь учебником ответьте на вопрос: Что позволило СССР успешно осуществить массовую эвакуацию?

Ответ:  Но когда заводы заработали, они смогли обеспечить армию вооружением и боеприпасами. Без этой новой промышленной базы в тылу победа была бы невозможна.

Ответ:

Но когда заводы заработали, они смогли обеспечить армию вооружением и боеприпасами. Без этой новой промышленной базы в тылу победа была бы невозможна.

В восточные районы страны было эвакуировано более 20 млн чел., т. е. население среднего по численности государства. Людей размещали как могли и где могли. В ряде семей появились временные подселенцы. Вместе с промышленностью, учреждениями и людьми эвакуировали бесценные фонды музеев и картинных галерей, архивы, библиотеки, вузы, киностудии, театры.
  • В восточные районы страны было эвакуировано более 20 млн чел., т. е. население среднего по численности государства. Людей размещали как могли и где могли. В ряде семей появились временные подселенцы. Вместе с промышленностью, учреждениями и людьми эвакуировали бесценные фонды музеев и картинных галерей, архивы, библиотеки, вузы, киностудии, театры.

2. «Всё для фронта! Всё для Победы!».  

  • Этот призыв был не только лозунгом, но и действительной жизнью миллионов людей. Время и здоровье вкладывали в производство вооружения, боеприпасов, медикаментов, одежды и обуви для бойцов, продовольствия. В условиях войны, с одной стороны, была фактически введена всеобщая трудовая повинность, с другой — людьми двигали гражданский долг и патриотизм. В экономике почти вдвое сократилось количество рабочих рук. К заводским станкам встали женщины, пенсионеры, подростки. В результате число работающих в отраслях военной и связанной с ней промышленности достигло уровня 1940 г.
  • Руками в основном женщин создавали оборонительные рубежи вдоль Днепра, под Москвой и Ленинградом, в других местах. Они выкапывали противотанковые рвы, возводили надолбы, строили огневые точки, доты и дзоты. Кроме того, проводились мобилизации на лесозаготовку и т. д. Особенно много рабочей силы требовалось в помощь колхозам, где совсем не было взрослых, не покалеченных мужчин. Ежегодно только на сельхозработы мобилизовали несколько миллионов человек. Не случайно в ходу было выражение «трудовой фронт».

«Всё для фронта! Всё для Победы!» Плакат (1942 г.). Художник Л. М. Лисицкий

Пользуясь учебником ответьте на вопрос: Почему СССР смог добиться военно-экономического перевеса над Германией?

Пользуясь учебником ответьте на вопрос: Почему СССР смог добиться военно-экономического перевеса над Германией?

Ответ:

Благодаря перебазированию в тыл предприятий, мобилизации трудовых ресурсов и патриотическому подъёму уже в 1943 г. оборонная промышленность полностью обеспечивала потребности фронта в основных видах вооружения и в боеприпасах. В следующем, 1944 г. продукция промышленности достигла и даже превысила показатели довоенного, 1941 г.

Массовый характер приняла добровольная всенародная помощь фронту. Люди отдавали имеющиеся у них личные сбережения и драгоценности в фонд обороны. На эти средства строили самолёты, танки, боевые орудия. В патриотическом порыве участвовали как трудовые коллективы, так и отдельные граждане.

Трудящиеся ряда областей формировали и на свои средства вооружали танковые и стрелковые боевые соединения. На деньги колхозника Ф. П. Головатого, например, был построен самолёт. В таких случаях, как правило, на боевых машинах делалась памятная надпись.

Для защитников Отечества в суровую зиму 1941—1942 гг. было собрано огромное количество тёплых вещей. Тысячи женщин и девочек школьного возраста вязали для бойцов перчатки, варежки, носки. Школьники посещали раненых в госпиталях, отправляли на фронт собранные ими почтовые посылки.

3. Военно-техническое оснащение Красной армии.   Пользуясь учебником дополните схему усовершенствованного оружия красной армии?

3. Военно-техническое оснащение Красной армии.  

  • Пользуясь учебником дополните схему усовершенствованного оружия красной армии?
В. А. Дегтярёв, создатель ППД, станковых и ручных крупнокалиберных пулемётов, противотанкового ружья (ПТРД). был увеличен калибр противотанковых орудий и бронебойность снарядов
  • В. А. Дегтярёв, создатель ППД, станковых и ручных крупнокалиберных пулемётов, противотанкового ружья (ПТРД).

был увеличен калибр противотанковых орудий и бронебойность снарядов

В. А. Дегтярёв, создатель ППД, станковых и ручных крупнокалиберных пулемётов, противотанкового ружья (ПТРД). был увеличен калибр противотанковых орудий и бронебойность снарядов самоходная и реактивная артиллерия Советский средний танк Т-34, разработанный группой инженеров под руководством М. И. Кошкина, был признан лучшим танком Второй мировой войны. Высокими техническими достоинствами обладал и тяжёлый танк КВ. создали новые типы боевых самолётов
  • В. А. Дегтярёв, создатель ППД, станковых и ручных крупнокалиберных пулемётов, противотанкового ружья (ПТРД).

был увеличен калибр противотанковых орудий и бронебойность снарядов

самоходная и реактивная артиллерия

Советский средний танк Т-34, разработанный группой инженеров под руководством М. И. Кошкина, был признан лучшим танком Второй мировой войны.

Высокими техническими достоинствами обладал и тяжёлый танк КВ.

создали новые типы боевых самолётов

4. Повседневная жизнь.     Задание первой группе подготовить небольшое сообщение о повседневной жизни   Используя учебник

4. Повседневная жизнь.   Задание первой группе подготовить небольшое сообщение о повседневной жизни Используя учебник

5. Вклад творческой интеллигенции в Победу.    Задание второй группе подготовить небольшое сообщение вклад творческой интеллигенции в Победу   Используя учебник

5. Вклад творческой интеллигенции в Победу.   Задание второй группе подготовить небольшое сообщение вклад творческой интеллигенции в Победу Используя учебник

6. СССР и союзники.     Общее задание обеим группам:  Вопрос о ленд-лизе и его вкладе в победу над врагом до сих пор вызывает ожесточённые споры. Проанализируйте дополнительную информацию по данному вопросу, сформулируйте и аргументируйте своё мнение. Пользуясь информацией учебника и документом

6. СССР и союзники.   Общее задание обеим группам: Вопрос о ленд-лизе и его вкладе в победу над врагом до сих пор вызывает ожесточённые споры. Проанализируйте дополнительную информацию по данному вопросу, сформулируйте и аргументируйте своё мнение. Пользуясь информацией учебника и документом

Общее задание двум группам  прочитать два пункта в учебнике:   7. Оккупационный режим: управление устрашением.   8. Вместе с врагом: сотрудничество и пособничество.     и ответить на вопросы   

Общее задание двум группам прочитать два пункта в учебнике: 7. Оккупационный режим: управление устрашением. 8. Вместе с врагом: сотрудничество и пособничество.   и ответить на вопросы  

1.  Дайте характеристику политики гитлеровцев на оккупированной территории, объясните причины массового  сопротивления оккупации. 2.  Кто и почему шёл на службу к врагу? Как немцы их  использовали? 3.  Выскажите суждения о коллаборационизме (сотрудничестве с оккупантами) и аргументируйте свою точку зрения.

1.  Дайте характеристику политики гитлеровцев на

оккупированной территории, объясните причины массового

сопротивления оккупации.

2.  Кто и почему шёл на службу к врагу? Как немцы их

использовали?

3.  Выскажите суждения о коллаборационизме (сотрудничестве с оккупантами) и аргументируйте свою точку зрения.

9. «Партизан! Мсти за Родину!».   Задание обеим группам прочитайте 9 подпункт и докажите, что партизаны внесли большой вклад в Победу. «Партизан! Мсти за Родину!» Плакат (1941 г.). Художник П. А. Кривоногов

9. «Партизан! Мсти за Родину!».  

  • Задание обеим группам прочитайте 9 подпункт и докажите, что партизаны внесли большой вклад в Победу.

«Партизан! Мсти за Родину!» Плакат (1941 г.). Художник П. А. Кривоногов

Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Партизану Отечественной войны» I степени, «Арктическая звезда» (британская награда для участников Северных конвоев)

Медали: «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «Партизану Отечественной войны» I степени, «Арктическая звезда» (британская награда для участников Северных конвоев)

Подведение итогов работы групп и подведение итога урока

Подведение итогов работы групп и подведение итога урока

Д/З на выбор:  1 первое: § 19—20 прочитать и выбрав один из предложенных вопросов ответить на него:   1.  Обосновано ли мнение, что СССР не подписал Женевскую конвенцию и тем самым бросил своих пленных на произвол судьбы (именно этим иногда объясняется большое число погибших в плену)?   2.  Как был взорван при эвакуации Днепрогэс? Стал ли этот взрыв катастрофой?    3.  Почему гвардейский реактивный миномёт БМ-13 получил в Красной армии прозвище «катюша»? Как его называли немцы? Какой вклад это оружие внесло в победу над врагом?   4.  Почему появление в печати лирического стихотворения К. М. Симонова «Жди меня» воспринималось как прорыв цензурных ограничений? Почему это стихотворение сразу приобрело огромную популярность?   5.  Почему Бабий Яр стал одним из главных и страшных символов холокоста? Какие ещё страшные символы холокоста есть на территории бывшего СССР?

Д/З на выбор: 1 первое: § 19—20 прочитать и выбрав один из предложенных вопросов ответить на него: 1.  Обосновано ли мнение, что СССР не подписал Женевскую конвенцию и тем самым бросил своих пленных на произвол судьбы (именно этим иногда объясняется большое число погибших в плену)? 2.  Как был взорван при эвакуации Днепрогэс? Стал ли этот взрыв катастрофой? 3.  Почему гвардейский реактивный миномёт БМ-13 получил в Красной армии прозвище «катюша»? Как его называли немцы? Какой вклад это оружие внесло в победу над врагом? 4.  Почему появление в печати лирического стихотворения К. М. Симонова «Жди меня» воспринималось как прорыв цензурных ограничений? Почему это стихотворение сразу приобрело огромную популярность? 5.  Почему Бабий Яр стал одним из главных и страшных символов холокоста? Какие ещё страшные символы холокоста есть на территории бывшего СССР?

или   2 второе: выберите одно из предложенных   1 . Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из организаторов или героев борьбы против врага на оккупированной территории и в плену. Расскажите о подвиге героя, значении этого поступка.   2.  Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из организаторов советской экономики в годы войны (Б. Л. Ванников, Н. А. Вознесенский, В. А. Малышев, М. Г. Первухин, Д. Ф. Устинов, А. И. Шахурин, Н. М. Шверник и др.). Оцените вклад героя своего сообщения в победу над врагом.   3.  Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из деятелей науки, конструкторе военной техники в годы Великой Отечественной войны. Оцените вклад героя своего сообщения в победу над врагом.

или 2 второе: выберите одно из предложенных 1 . Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из организаторов или героев борьбы против врага на оккупированной территории и в плену. Расскажите о подвиге героя, значении этого поступка. 2.  Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из организаторов советской экономики в годы войны (Б. Л. Ванников, Н. А. Вознесенский, В. А. Малышев, М. Г. Первухин, Д. Ф. Устинов, А. И. Шахурин, Н. М. Шверник и др.). Оцените вклад героя своего сообщения в победу над врагом. 3.  Подготовьте сообщение (презентацию) об одном из деятелей науки, конструкторе военной техники в годы Великой Отечественной войны. Оцените вклад героя своего сообщения в победу над врагом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!