СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволяет расширить представление о повседневной жизни россиян в 18 веке. Развивает любознательность и интерес к истории.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории "Быт и обычаи россиян в XVIII веке"»

Начало формы

Конец формы

Урок истории: " Быт и обычаи россиян в XVIII веке"

Цели урока:

Образовательные: расширение представления учащихся о повседневной жизни россиян в XVIII веке;

Развивающие: развитие умения воссоздавать исторический образ; сравнить жизнь и быт россиян разных сословий; формирование умений излагать свою точку зрения, делать краткие конспективные записи для подготовки своего ответа

Воспитательные: Развивать у учащихся любознательность, интерес к истории; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой, воспринимать и анализировать художественные произведения как источники знаний по истории; вести поисковую работу.

Задачи урока:

1. Научить учащихся познавать новое в быте.

2. Организовать работу учащихся в группах.

3. Формировать умения: излагать грамотно свои мысли; развивать монологическую речь; прослеживать причинно-следственные связи; творчески подходить к выполнению домашнего задания; работать самостоятельно; работать в нестандартной обстановке.

Методическое обеспечение урока:

1. Презентации учащихся, учителя.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Виды работ учащихся на уроке:

1) Работа в группе.

2) Работа с понятиями.

3) Работа с учебником и дополнительной литературой.

4) Беседы с учащимися.

5) Работа с рабочей тетрадью.

6) Работа с тетрадью.

7) Развитие речи, мышления, памяти.

8) Работа с исторической картой ( атлас)

9) Творческое домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Постановка целей.

III. Повторение и закрепление понятий.

IV. Изучение нового материала.

1) Жилище высших слоев населения 18 века

2) Одежда высших слоев населения

3) Питание различных слоев населения в конце 18 века

4) Досуг.

V. Подведение итогов урока.





Ход урока:

Учитель: Сегодня у нас с вами урок- путешествие. Но путешествовать мы будем не в пространстве, а во времени. Я вам предлагаю отправиться в далекое прошлое. Обычно, в гости идут, предполагая к кому и куда. Вот и мы с вами, отправимся сейчас в XVIII век и посмотрим, как жили различные слои населения в этот период времени.

Ну что же, готовы ли вы отправиться за знаниями, готовы ли их добывать?

Тема сегодняшнего урока «Быт и обычаи русского народа в конце 18 века».

Вопрос: Скажите мне, что такое «быт»?

В словарях имеется различное толкование термина «Быт». Например:

По словарю Брокгауза и Ефрона «быто» - обозначает пожитки, скарб, имущество. Определение быту дает Ю.М. Лотман. «Быт - это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах: быт это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение; это не только жизнь вещей, это и обычаи, весь ритуал ежедневного поведения, тот строй жизни, который определяет распорядок дня, время различных занятий, характер труда и досуга, формы отдыха, игры, любовный ритуал и ритуал похорон».

Итак, быт –это повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит .

(БЫТ – повседневная жизнь. Определение написанное на листе бумаги прикрепляется на доску).

А сейчас назовите мне города России 18 века, которые вы знаете. ( Работа с картой).

Теперь откройте рабочие тетради и запишите информацию, которую сейчас услышите.

Предоставляю слово своим помощникам, которые приготовили небольшие сообщения и презентации о жизни различных слоев населения 18 века.

(Сообщения учащихся с одновременным показом презентаций, которые заранее подготовили сами учащиеся).

ЖИЛИЩЕ.

Сообщение и показ презентации «Жилище населения 18 века».

(слайд 1) Я хочу рассказать о том, как стали жить в конце 18 века высшие слои общества.

(слайд 2) По сравнению с началом 18 века даже цари стали жить роскошнее. Самыми крупными царскими дворцами были Зимний в Петербурге ( Архитектор Бартоломео Растрелли), Большой Екатерининский в Царском Селе и Большой в Петергофе, созданные по проектам Растрелли. (слайд 3)Для освещения лишь одного из них в праздничные дни требовалось не менее 20 тысяч свечей и 150 тысяч лампад.

(слайд 4) Построенные в стиле барокко, они были богато украшены лепными узорами, стенными росписями, зеркалами, картинами, позолотой, коврами, оружием.

Старались не отставать от царей и вельможи. (слайд 5) Они строили себе по несколько дворцов не только в Петербурге и Москве, но и в пригородах. Вельможи старались не уступать друг другу в роскоши обстановки. (слайд 6) Владения аристократии отличались роскошью и изысканностью: большие залы, со вкусом обставленные европейской мебелью, огромные люстры со свечами, богатые библиотеки с книгами западных авторов, — все это должно было показать чувство вкуса и стать подтверждением знатности семьи. Просторные комнаты домов позволяли владельцам устраивать многолюдные балы и светские приемы (слайд 7).

(слайд 8) Жизнь провинциальных дворян. В отличие от столичных дворян, представители провинциального дворянства жили более скромно, хотя и пытались всеми силами походить на более зажиточную аристократию. Порой такое стремление со стороны выглядело довольно карикатурно. Если столичная знать жила за счет своих огромных владений и работающих на них тысячах крепостных, то семьи провинциальных городов и сел основной доход получали от налогообложения крестьян и доходов со своих небольших хозяйств. (слайд 9) Дворянская усадьба представляла собой подобие домов столичной знати, но с существенным отличием - рядом с домом были расположены многочисленные хозяйственные постройки.

Жилища простого городского населения и крестьян по-прежнему строились из дерева. (слайд 10) При возникновении в городе даже небольшого очага пожара возникала угроза выгорания целых кварталов и даже всего города. В связи со строительством Петербурга правительство запретило делать каменные постройки из-за нехватки строительного камня. Впервые в 18 веке появилась нумерация домов по улицам, а раньше она была порядковой. Печное отопление совершенствовалось, в домах становилось теплее, поэтому окна стали делать больше, вставляя в них стекло, а не слюду, как прежде.

Крестьянские избы и строились, и содержались по-старому (слайд 11). Вместо стекла в избах крестьян по-прежнему натягивали бычий пузырь. Однако у более состоятельных селян появились и слюдяные окна.

Учитель: Ребята, послушайте фрагмента из произведения Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”(слайд 12) : "Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях, на вершок, по крайней мере, поросший грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода, и дым, всякое утро зимою и летом наполняющий избу; окончины, в коих натянутый пузырь сморкающийся в полдень пропускал свет; горшка два или три (счастливая изба, коли в одном из них всякий день есть пустые шти!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стол, топором срубленный, который скоблят скребком по праздникам. Корыто кормить свиней или телят, буде есть, спать с ними вместе, глотая воздух, в коем горящая свеча как будто в тумане или за завесою кажется. К счастию, кадка с квасом, на уксус похожим, и на дворе баня, в коей коли не парятся, то спит скотина..."


ОДЕЖДА.

Сообщение и показ презентации «Одежда 18 века».

(слайд 1). Сословные различия наиболее ярко проявлялись в одежде. Правда, уходили в прошлое екатерининские времена с выпячиваемыми напоказ драгоценными одеждами придворных. Если в эпоху Екатерины II парадная одежда графа Григория Орлова (слайд 2) была осыпана бриллиантами и другими драгоценными камнями и стоила миллион  рублей  (притом что 1 пуд ржи стоил 95 копеек, а крепостной крестьянин - 25-30 рублей), то уже в царствование Павла I и  Александра I  наиболее модными становятся скромные сюртуки и платья французского покроя. (слайд 3) В одежде знати в течение XVIII в. произошли огромные изменения. В обязательном порядке не только женщины, но и мужчины должны били носить напудренные парики. При Николае I была введена форма для чиновников. Большинство придворных носило военную форму. (слайд 4)Дворяне надевали теперь тонкие рубашки с кружевами, галстуками и бантами, короткие и узкие камзолы. Поверх них носили кафтаны из бархата или плотного шёлка.

Очень сложными были женские наряды (слайд 5). Обязательным их атрибутом был корсет, в который женщину затягивали изо всех сил, прежде чем надеть на неё платье. Теперь её талия казалась очень узкой. Нижняя часть платья, наоборот, с помощью специального каркаса была сильно расширена.

(слайд 6) Шили платья из разных, но очень дорогих материалов. Считалось неприличным появляться в одном и том же платье несколько раз в одном обществе. (слайд 7) В связи с этим у дамы из высшего общества имелось огромное количество платьев. У императрицы Елизаветы Петровны, (слайд 8) например, во время московского пожара сгорело 4 тысячи платьев. Когда же она умерла, после неё осталось ещё 15 тысяч платьев.

(слайд 9) Самой модной обувью были туфли с квадратными носами на не высоком каблуке. Их пряжки были богато украшены, подчас даже бриллиантами. Цена такой обуви достигала стоимости нескольких деревень с крепостными крестьянами .

В крестьянских семьях денег на одежду не тратили(слайд 10). Крестьяне в качестве и повседневной, и выходной одежды носили рубахи и штаны. В далеких от центральных  городов  местах сохранялся обычай, по которому вплоть до свадьбы юноши и девушки носили лишь подпоясанную длинную рубаху. Из домотканого по­лотна женщины шили для себя длинные полотняные рубахи с рукавами, зауженными у кистей. Поверх рубахи надевали не­что подобное юбке из клетчатой шерстяной ткани — понёву. В холодное время носили своеобразный шерстяной плащ с рука­вами — свиту. Мужчины ходили в холщовых рубахах и штанах. Верхняя одежда (сермяги, зипуны) шилась из домотканого сукна, а по мере развития ткацкого производства - из ставших модными фабричных тканей. Зимой носили овчинные шубы и полушубки, длинные тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Шапки были в основном из валяной шерсти. Если раньше их изготовляли сами крестьяне, то теперь наиболее распространенными головными уборами стали сделанные ремесленниками «грешневики» — почти цилиндрические коричневые шапки.

Летняя обувь — лапти (слайд 11), сплетённые из липовой коры, или «порш­ни», скроенные из цельного куска кожи. Зимой надевали вален­ки. Шили одежду и обувь обычно зимой, когда не было работы в поле. Собирались иногда всей семьёй, а иногда несколькими семьями (слайд 12). В центре ставили светильник — железную палку с раз­резанным наверху концом. В разрезе зажимали тонкие длинные щепки и поджигали их. Работали обычно в дальнем углу, противо­положном красному, где на стенах висели иконы и стоял большой обеденный стол. Европейские нововведения Петровской и после­довавшей за ней эпох никак не отразились на одежде крестьян. С дет­ских лет девочек начинали обучать прясть нитки из льна, коноп­ли, шерсти. Мужчины же делали для них разукрашенные прялки, которыми гордились и берегли всю жизнь.

ПИТАНИЕ.

Учитель: Питание основной части населения оставалось традиционным. Давайте вспомним, какие основные продукты питания использовали крестьяне в XVII веке? (примерные ответы учащихся – зерновые культуры: рожь, просо, пшеница, овес; много овощей, мясные и рыбные блюда; садовые культуры и ягоды, дары леса). С древних времен наши предки использовали богатый набор растительной и животной пищи.

Сообщение и показ презентации «Питание различных слоев населения в конце 18 века».

Главным продуктом был ржаной (в богатых домах и в праздники — пшеничный) хлеб(слайд 1). Из проса (пшена), гороха, гречки, овса варили каши и кисели. Употребляли много овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок, все шире входил в обиход картофель. Из капусты (летом — из щавеля или крапивы) и других овощей варили самое популярное блюдо — щи. Вторым блюдом, как правило, была каша, а позже — отварной в мундире картофель с солеными огурцами или грибами.

Мясо было редким продуктом на столах бедноты. (слайд 2) Как правило, его ели лишь в Рождество и на Пасху. Это объяснялось не только слабым развитием животноводства, но и религиозными постами. Еду готовили в глиняных горшках сразу на целый день и для сохранения тепла ставили в русскую печь. Впервые в этот период стали применять, наряду с глиняными, металлические горшки — «чугунки».

В городах в большом количестве открывались трактиры, чайные, буфеты для тех, кто не мог обедать дома (слайд 3).

Для богатого и среднего городского населения в XVIII веке привычными стали сосиски и сардельки, зразы, салаты, колбасы, котлеты(слайд 4). Впервые стали использовать плиты и сковороды. Трапезы стали совместными: в них принимают участие и мужчины, и женщины. У каждого теперь появляется свой столовый прибор.

В XVIII веке знать познакомилась с лучшими образцами европейской кухни. (слайд 5) Высшие слои общества предпочитали не традиционную русскую кухню, а европейскую, особенно французскую. Неотъемлемыми продуктами повседневного питания знати и богатых горожан стали кофе, какао («шоколад»), различные восточные сладости (курабье, халва, шербеты), бисквиты, французские, немецкие, испанские вина. В дворянских усадьбах нередко служили повара-иностранцы. По преданию, повар Строганова, имевшего плохие зубы, придумал для своего барина специальное блюдо: мелко нарезанное мясо с соусом – “бефстроганов”. А повар-француз по имени Оливье изобрел рецепт самого известного и сегодня салата, называемого в его честь, а на Западе просто “русским”.

Учитель: Есть ещё одна сторона жизни народа. Это досуг. Что это такое? (Досуг – занятия в свободное время. Слово выводят на экран в презентации).

Учитель: Чем же занимались в свободное время разные слои населения? Откройте учебник. Прочитайте и ответьте на мои вопросы.

Учитель: Беседа с классом:

  • Как же проводили досуг простые люди?

  • Много ли у них было свободного времени?

  • Почему?

  • Чем занимались в свободное время люди низших слоев населения?

  • Назовите праздники, которые отмечали люди в 18 веке?

ДОСУГ.

Учитель: Крестьяне не имели свободного времени даже в религиозные праздники и воскресные дни. Поэтому и организованного досуга как такового у них не было. В свободное от работы время они чаще всего занимались домашними делами или ходили в церковь. В зимние праздники и на Масленицу катались на санях с гор. В Рождество колядовали(слайд 1).

Горожане (особенно в столицах) могли “принимать участие” в праздниках знати, наблюдая за ними со стороны. В дни коронационных торжеств или вступления на престол нового царя они могли получать от его щедрот вино и пироги. Все могли наблюдать за устраивавшимися по этому случаю фейерверками и иллюминациями.

Общими для всего населения являлись лишь церковные праздники с их едиными для каждого обрядами и традициями. Но и здесь различия были очевидны(слайд 2). Обязательными были, например, рождественские елки для богатой детворы с подарками и представлениями, балы и маскарады для знати, чиновничества. Для бедноты обычным делом в эти дни были народные гулянья, колядование — исполнение песен и стихов с последующим угощением или одариванием участников колядок.

Дворяне участвовали в балах, карнавалах и званых обедах, уставая от них “до невозможности”(слайд 3). При этом они искренне считали себя не менее тяжело загруженными, чем их крепостные. К балу готовились основательно. (слайд 4) В поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души» мы наблюдаем, как Чичиков собирается на бал. «От самого создания света не было употреблено столько времени на туалет. Целый час был посвящен только на одно рассматривание лица в зеркале. Пробовалось сообщить ему множество разных выражений: то важное и степенное, то с некоторой улыбкой, то просто почтительное без улыбки; отпущено было в зеркало несколько поклонов в сопровождении неясных звуков, отчасти похожих на французские. Он сделал даже самому себе множество приятных сюрпризов: подмигнул бровью и губами и сделал кое-что языком… Наконец он слегка трепнул себя по подбородку, сказавши: «Ах ты, мордашка этакой!» - и стал одеваться».

Новым видом досуга стало посещение театральных представлений, как в государственных, так и в крепостных театрах (слайд 5). Часто устраивались танцы. Обычно их открывала хозяйка дома с самым почетным гостем, за ними шли хозяин и почетная гостья. Затем в танце проплывали остальные. В XVIII веке основным танцем был менуэт.

Учитель: Сделайте вывод, как изменился быт разных слоев населения в России в течение 18 века? (Выводы учащихся)

Изменения в быту были характерны для выс­ших слоёв российского общества. В быту, повседневной жизни россиян всё более углуб­ляются противоречия между высшим и низшими слоями общества. «Дворцы» резко контрастировали с «хижина­ми».

Ребята, для того, чтобы закрепить пройденный материал, давайте поиграем. Игра называется “Мнемотехника”, она основана на технике запоминания. Игра проводится в три тура. Я зачитываю 8 слов, вы внимательно слушаете, но ничего не пишете. Как только я остановлюсь, сразу записывайте в столбик слова, которые запомнили, в любом порядке, не обязательно, как я их зачитывала. На это предоставляется время – 1 мин. В первом столбике слова будут простые для запоминания, во втором и третьем – посложнее. В конце мы выясним, кто больше всех запомнил фамилий, понятий, названий и терминов из материала сегодняшнего урока. Тот, кто победит во всех трех турах, получит “5”.

1 тур

2 тур

3 тур

Дворец

Вельможа

Город

Изба

Стекло

Картофель

Бал

Печь

Барокко

Фаворит

Екатерина II

Модельер

Камзол

Корсет

Оливье

Фейерверк

Растрелли

Званый обед

Бефстроганов

Ассамблея

Менуэт

Коллекционирование

Зимний дворец

Императрица

Домашнее задание: составить тест по теме урока: вопрос и три варианта ответа, один из которых правильный. На отметку “3” – из пяти вопросов, на “4” – из восьми, на “5” – из десяти вопросов. Для желающих – творческое задание: сделать рисунок по теме урока .



Список источников:

  1. Борзова, Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.-160 с.

  2. Данилов, А.А. История России: конец XVI- XVIII век: учебник для 7 класса.- М.: Просвещение, 2005.-240 с.

  3. Кацва, А.В., Юрганов, М.П. История России XVI- XVIII век. – М.: МИРОС, РОСТ, 1998, -424с.

  4. Радищев,А.Н. "Путешествие из Петербурга в Москву"- М.: "Художественная литература",1984.

  5. Гоголь, Н. В. "Мёртвые души""- М.: "Художественная литература",1984.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!