СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по истории: " Драгоценный дар 18 века".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расцвет культуры,  искусства,  науки , образования... Все это неоценимый дар 18 века всему прогрессивному  человечеству.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории: " Драгоценный дар 18 века".»



8 КЛАСС

Учитель: Демидова Е.Г.



Предмет: история

Тема: " Эпоха Просвещения в России".

Тип и вид урока: урок «открытия новых знаний»/ урок- путешествие.



Цель урока: создать условия для ознакомления с основными направлениями эпохи Просвещения в России в 18 веквеке ,особенностями развития отечественной художественной культуры,литературы, публицистики и периодической печати; способствовать развитию умений отличать особенности отечественной художественной культуры от европейской ,понимать язык данной эпохи; содействовать формированию собственного впечатления от произведения искусства.

Задачи:

1) образовательные:-сформировать представление об эпохе Возрождения России в 18 веке , ее особенностях и значении; объяснить значение новой терминологии.

2) развивающие:-развивать умения работать с различными источниками информации ( хрестоматия , интернет - ресурсы) , самостоятельно решать проблемы поискового характера; выделять и осознавать обучающимися изученного материала; сотрудничество с учителем и сверстниками, продолжить формирование умения точно выражать свои мысли и чувства;



3) воспитательные: -воспитывать уважение к культуре других народов, освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.



Планируемые результаты:

предметные: умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

личностные: освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека.

метапредметные: способность решать творческие задачи, представлять результат своей работы в различных формах, готовность к сотрудничеству, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и в социальном окружении.

Основные понятия и термины: ремесло, Керамик, чернофигурные и краснофигурные вазы, пифосы, амфоры; Агора, портики, смотрители рынка, Совет пятисот, культура Древней Греции, афинский Акрополь, древнегреческая скульптура, Фидий.

Образовательные ресурсы: учебник для общеобразовательных организаций в двух частях ( часть 2) «История России» под редакцией академика РАН А.В.Торкунова , фото Великих просветителей Европы и России,выставка художественных произведений, презентация « Эпоха Возрождения», карта мира.

Терминология урока:

абсолютная монархия - разновидность правления, близкая к диктатуре при которой государственная власть , а иногда и духовная принадлежит одному монарху;

барокко - вычурный и пышный архитектурный и скульптурный стиль 16 - 18 веков;

классицизм - стиль и направление в литературе и искусстве 17-19 веках, обращенные к античному наследию, как художественному образцу для подражания ;

ода - торжественное стихотворение, посвященное какому - нибудь событию или герою;

элегия - лирическое стихотворение или музыкальная пьеса;

притча - иносказательный рассказ с нравоучением;

сентиментализм - течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины 18 и начала 19 века, делающее упор на чувства , возникшие у читателя или зрителя при знакомстве с произведением;

мемуары - записки о прошлых событиях современника или участника этих событий ;

общественная мысль - это воплощение абсолютного духа, чистая энергия, которая реализуется через людей и общество, стремится преодолевать несправедливость и деградацию и ищет путь к гармонии , красоте, совершенству ;

эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории, связанная с развитием науки, философии и общественной мысли.







Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I.Организационный момент



















II. Проверка домашнего задания







Подготовка к путешествию































Мотивация к изучению новой темы





























































III. Актуализация ранее полученных знаний.



































IY.Реализация построенного проекта



План.

1.Особенности развития отечественной художественной культуры





Первая остановка в путешествии









2. Литература

Остановка вторая





























3. Общественная мысль, политическая литература, публицистика.

Остановка третья.













Небольшой отдых во время путешествия





































4. Мемуары

Остановка четвертая.





5. Пресса

Остановка пятая.















































Y. Закрепление материала





































YI. Рефлексия:























YII. Информация о домашнем задании.








Вводная фронтальная беседа, словесный, слово учителя





















































































































Постановка проблемного вопроса











Фронтальная беседа, словесный, слово учителя































Фронтальная, словесный, наглядный, работа с текстом, с картиной, беседа, рассказ















































































































Фронтальная, словесный, наглядный, работа с текстом, беседа








































































































Приветствие обучающихся, разъяснение о работе на уроке

Учитель предлагает отправиться обучающимся в путешествие. Предлагает к нему подготовиться.

Слова учителя: " Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно выполнить следующее задание.



1 задание: (работа с картой)

1.Покажите на карте и скажите какую страну мы изучаем на уроках?

2. Назовите крупные губернии России

3.С какими государствами граничит Россия?

4.Какие природные зоны можно выделить на территории России?







Учитель просит обучающихся поставить себе оценки в маршрутный лист за подготовку к путешествию







2 задание:

Слайд 1. Работа с историческими понятиями. с Ребята, выберите те понятия, с которыми мы будем работать сегодня на уроке ( понятия написаны на доске и на слайде, определения понятий записаны в терадях у обучающихся).

Слайд 2.

Чтобы ответить на вопрос, в какую эпоху мы именно отправимся рассмотрите фото и попробуйте назвать этих людей



Слайд 3

Учитель показывает слайд , где записана тема и план урока

" Эпоха Просвещения в России ".

1.Особенности развития отечественной художественной культуры.

2. Литература.

3. Общественная мысль, политическая литература, публицистика.

4. Мемуары.

5. Пресса.













Учитель задает детям следующие вопросы:





1. Что явилось началом эпохи Просвещения в Европе.



2. Назовите ученых , открытия которых способствовали изменению картины мира



3. Кто впервые предложил изменить существующие порядки в своих странах .

4. О чем говорил Д. Локк





5. С кем и о чем вела переписку Екатерина Вторая







Слайд 4

Учитель знакомит обучающихся с главной особенностью отечественной художественной культуры - это сплав " европеизма" и национального своеьбразия; с нормой жизни " просвещенного" общества- спектакли и музыкальные вечера; пояявились два стилистических направления : барокко и классицизм





Учитель называет жанры литературы, которые уже существовали в России в 18в. - ода, басня, зрения, трагедия, комедия, повесть, роман



Учитель просит ребят, используя материал учебника - стр 73-74 , найти имена тех литераторов, которые стояли у истоков новой русской драматургии.

Слайд

Фото А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского,А.П. Сухариков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзина.











Учитель рассказывает о первом памятнике политической литературе - записка В.Н. Татищева, поданная в Сенат и генералитету 1730 г.

Аналогичная работа проводится с " Проектом о направлении государ военных дел" А. П. Волынского



Учитель организует физкультминутку

Упражнения выполняются учащимися стоя возле рабочего места.

Учитель:

Где-то в Африке Восточной Более 2-х млн. лет (это точно), Человек древнейший жил. Давайте покажем, каким же он был. Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают) Но делать уже кое-что помогали. Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней) Один о другой их постучали, (стучат кулачками) И раскололся камень, стал острый! Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти) Человек себе похлопал И от радости потопал.





Учитель задает вопрос: Ребята, А слышали ли вы о мемуарах, о русской мемуаристики





Учитель вместе с ребятами заполняет таблицу о печатных изданиях ( приложение 1).































Учитель предлагает учащимся выполнить задания : закончить предложения

1.Оду посвящают ...

2. Вычурное направление -Это …

3.Екатерина Вторая вела оживленную переписку с ... и ...

4.Какие басни вы помните?

5. Василий Кириллович Тредиаковский был...

6 Автор первых русских трагедий и комедий....

7.Жанр произведений " Бригадир" и " Недоросль"...



Слайд 31. Взаимопроверка по эталону, оценивание работы учениками в парах.





Слайд 32.Учитель просит ответить на вопросы: 1. Понравился урок?

2. Чему научились?

3.Что больше запомнилось?

4. О чём хотелось узнать больше?

5. Какое настроение у вас после урока?

Подведение итогов урока-путешествия, учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они заработали, учитель переводит баллы в оценки.

Выполнить задания : прочитать из учебника сто.72-77

На «3» ответить на вопросы стр .76

На «4»-ответить на любые 2 вопроса из раздела " Думаем,сравниваем,размышляем".

На «5»-составить и описать рассказ от имени путешественника времен эпохи Просвещения.

Творческое задание : составить презентацию по одному из великих людей эпохи Просвещения.

2.Составить кроссворд из новых слов

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, настраиваются на работу

























Показывают на карте.



Отвечают на вопросы учителя.











Обучающиеся выставляют себе отметки в зависимости от правильности выполненного задания ( процесс самоконтроля).





Выбирают понятия и объясняют их значение: генеалогическое древо, романтик,полицейский произвол,самодурство.



Рассматривают слайд, делают выводы



Рассматривают слайд, называют фамилии













Обучающиеся записывают тему урока в тетрадях









Ребята работают вместе с учителем, записывая новую информацию в тетрадь





Постановка учащимися целей урока, способов достижения цели.









Слушают учителя, размышляют и отвечают.

Ответы ребят :

1. Научная революция, которая началась в Европе в конце 17в.





2. Б. Паскаль, Р.Гук, Г. Галилея,И. Ньютон





3. Т. Гобс, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И Кант, Д.Дидро



4. Что человек имеет естественное право на полную свободу и равенство.

5. С Вольтером и Додро, но считала , что их идеи не приемлемы для России.





















Ребята просматривают слайды, находят новые слова в учебнике, высказывают свое мнение.

















Ребята вспоминают с какими жанрам они знакомились на уроках литературы и вспоминают названия литературных произведений.









Ребята находят в тексте фамилии новых русских драматурга и записывают их в свои тетради













Ребята в учебнике (сто. 74) находят содержание этого документа.













































Обучающиеся предлагают формы работы, чтобы ответить на поставленный вопрос, работают с текстом стр. 75 п. 5, отвечают на вопросы учителя



Ребята работают вместе с учителем, заполняя таблицу в своих тетрадях.

































Учащиеся выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по эталону, выставляют своему соседу отметку.

















































Записывают, выбирают себе задания






















Быстрое включение в деловой ритм

























































































































Регулятивные:

вместе с учителем формируют и принимают учебную задачу.

Познавательные:

используют знаково-символические средства

Коммуникативные:

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, слушают и понимают речь учителя.





Регулятивные:

принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели.

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию, используют знаково- символические средства

Коммуникативные:

Умеют работать в группе.





















































































Коммуникативные:



































Оформляют свои мысли в устной форме.



















































Коммуникативные:











Регулятивные:

Взаимооценка































Регулятивные:



Принимают цель. Содержание и способы выполнения домашнего задания.





























































































































Рассказ , беседа по вопросам.

























































































































































Рассказ, запись основных понятий в тетрадь








































































































Список литературы

Аверинцев С.С. Человек Эпохи Просвещения, М.:2003

Лабутина Т.Л. Западноевропейская художественная культура 18 век, М.: 1999

Огурцов Е.И. Наука эпохи Просвещения, С.-П.: 2002

Рикуперати Д. Человек Просвещения// Мир Просвещения. Исторический словарь, М.:2003

www.wikipedia.ru

www.cultinfo.ru





Учитель: Демидова Е.Г

2019г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!