I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Подготовка к путешествию
Мотивация к изучению новой темы
III. Актуализация ранее полученных знаний.
IY.Реализация построенного проекта
План. 1.Особенности развития отечественной художественной культуры
Первая остановка в путешествии
2. Литература Остановка вторая
3. Общественная мысль, политическая литература, публицистика. Остановка третья.
Небольшой отдых во время путешествия
4. Мемуары Остановка четвертая.
5. Пресса Остановка пятая.
Y. Закрепление материала
YI. Рефлексия:
YII. Информация о домашнем задании.
| Вводная фронтальная беседа, словесный, слово учителя
Постановка проблемного вопроса
Фронтальная беседа, словесный, слово учителя
Фронтальная, словесный, наглядный, работа с текстом, с картиной, беседа, рассказ
Фронтальная, словесный, наглядный, работа с текстом, беседа
| Приветствие обучающихся, разъяснение о работе на уроке Учитель предлагает отправиться обучающимся в путешествие. Предлагает к нему подготовиться. Слова учителя: " Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Чтобы узнать, куда мы с вами отправимся, нужно выполнить следующее задание.
1 задание: (работа с картой) 1.Покажите на карте и скажите какую страну мы изучаем на уроках? 2. Назовите крупные губернии России 3.С какими государствами граничит Россия? 4.Какие природные зоны можно выделить на территории России?
Учитель просит обучающихся поставить себе оценки в маршрутный лист за подготовку к путешествию
2 задание: Слайд 1. Работа с историческими понятиями. с Ребята, выберите те понятия, с которыми мы будем работать сегодня на уроке ( понятия написаны на доске и на слайде, определения понятий записаны в терадях у обучающихся). Слайд 2. Чтобы ответить на вопрос, в какую эпоху мы именно отправимся рассмотрите фото и попробуйте назвать этих людей
Слайд 3 Учитель показывает слайд , где записана тема и план урока " Эпоха Просвещения в России ". 1.Особенности развития отечественной художественной культуры. 2. Литература. 3. Общественная мысль, политическая литература, публицистика. 4. Мемуары. 5. Пресса.
Учитель задает детям следующие вопросы:
1. Что явилось началом эпохи Просвещения в Европе.
2. Назовите ученых , открытия которых способствовали изменению картины мира
3. Кто впервые предложил изменить существующие порядки в своих странах . 4. О чем говорил Д. Локк
5. С кем и о чем вела переписку Екатерина Вторая
Слайд 4 Учитель знакомит обучающихся с главной особенностью отечественной художественной культуры - это сплав " европеизма" и национального своеьбразия; с нормой жизни " просвещенного" общества- спектакли и музыкальные вечера; пояявились два стилистических направления : барокко и классицизм
Учитель называет жанры литературы, которые уже существовали в России в 18в. - ода, басня, зрения, трагедия, комедия, повесть, роман
Учитель просит ребят, используя материал учебника - стр 73-74 , найти имена тех литераторов, которые стояли у истоков новой русской драматургии. Слайд Фото А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского,А.П. Сухариков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзина.
Учитель рассказывает о первом памятнике политической литературе - записка В.Н. Татищева, поданная в Сенат и генералитету 1730 г. Аналогичная работа проводится с " Проектом о направлении государ военных дел" А. П. Волынского
Учитель организует физкультминутку Упражнения выполняются учащимися стоя возле рабочего места. Учитель: Где-то в Африке Восточной Более 2-х млн. лет (это точно), Человек древнейший жил. Давайте покажем, каким же он был. Ниже колен руки свисали, (уч-ся показывают) Но делать уже кое-что помогали. Вот камешки круглые они отыскали (имитируют поиск камней) Один о другой их постучали, (стучат кулачками) И раскололся камень, стал острый! Теперь обточить палку так просто! (движение от локтя к кисти) Человек себе похлопал И от радости потопал.
Учитель задает вопрос: Ребята, А слышали ли вы о мемуарах, о русской мемуаристики
Учитель вместе с ребятами заполняет таблицу о печатных изданиях ( приложение 1).
Учитель предлагает учащимся выполнить задания : закончить предложения 1.Оду посвящают ... 2. Вычурное направление -Это … 3.Екатерина Вторая вела оживленную переписку с ... и ... 4.Какие басни вы помните? 5. Василий Кириллович Тредиаковский был... 6 Автор первых русских трагедий и комедий.... 7.Жанр произведений " Бригадир" и " Недоросль"...
Слайд 31. Взаимопроверка по эталону, оценивание работы учениками в парах.
Слайд 32.Учитель просит ответить на вопросы: 1. Понравился урок? 2. Чему научились? 3.Что больше запомнилось? 4. О чём хотелось узнать больше? 5. Какое настроение у вас после урока? Подведение итогов урока-путешествия, учащиеся подсчитывают количество баллов, которые они заработали, учитель переводит баллы в оценки. Выполнить задания : прочитать из учебника сто.72-77 На «3» ответить на вопросы стр .76 На «4»-ответить на любые 2 вопроса из раздела " Думаем,сравниваем,размышляем". На «5»-составить и описать рассказ от имени путешественника времен эпохи Просвещения. Творческое задание : составить презентацию по одному из великих людей эпохи Просвещения. 2.Составить кроссворд из новых слов | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, настраиваются на работу
Показывают на карте.
Отвечают на вопросы учителя.
Обучающиеся выставляют себе отметки в зависимости от правильности выполненного задания ( процесс самоконтроля).
Выбирают понятия и объясняют их значение: генеалогическое древо, романтик,полицейский произвол,самодурство.
Рассматривают слайд, делают выводы
Рассматривают слайд, называют фамилии
Обучающиеся записывают тему урока в тетрадях
Ребята работают вместе с учителем, записывая новую информацию в тетрадь
Постановка учащимися целей урока, способов достижения цели.
Слушают учителя, размышляют и отвечают. Ответы ребят : 1. Научная революция, которая началась в Европе в конце 17в.
2. Б. Паскаль, Р.Гук, Г. Галилея,И. Ньютон
3. Т. Гобс, Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, И Кант, Д.Дидро
4. Что человек имеет естественное право на полную свободу и равенство. 5. С Вольтером и Додро, но считала , что их идеи не приемлемы для России.
Ребята просматривают слайды, находят новые слова в учебнике, высказывают свое мнение.
Ребята вспоминают с какими жанрам они знакомились на уроках литературы и вспоминают названия литературных произведений.
Ребята находят в тексте фамилии новых русских драматурга и записывают их в свои тетради
Ребята в учебнике (сто. 74) находят содержание этого документа.
Обучающиеся предлагают формы работы, чтобы ответить на поставленный вопрос, работают с текстом стр. 75 п. 5, отвечают на вопросы учителя
Ребята работают вместе с учителем, заполняя таблицу в своих тетрадях.
Учащиеся выполняют задание, осуществляют взаимопроверку по эталону, выставляют своему соседу отметку.
Записывают, выбирают себе задания
| Быстрое включение в деловой ритм
Регулятивные: вместе с учителем формируют и принимают учебную задачу. Познавательные: используют знаково-символические средства Коммуникативные: Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, слушают и понимают речь учителя.
Регулятивные: принимают способы деятельности; планируют способы достижения поставленной цели. Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; определяют основную и второстепенную информацию, используют знаково- символические средства Коммуникативные: Умеют работать в группе.
Коммуникативные:
Оформляют свои мысли в устной форме.
Коммуникативные:
Регулятивные: Взаимооценка
Регулятивные:
Принимают цель. Содержание и способы выполнения домашнего задания. |
Рассказ , беседа по вопросам.
Рассказ, запись основных понятий в тетрадь
|